Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 12:17, курсовая работа
Цель работы – раскрыть роль внешней торговли в экономическом и социальном развитии России.
Для поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты международной торговли.
2. Провести анализ внешней торговли России.
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ 5
1.1 Место международной торговли в системе международных экономических отношений 5
1.2 Товарная и географическая структура мировой торговли 6
1.3 Роль государства в регулировании внешнеторговой деятельности 8
1.4 Международное регулирование международной торговли 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ 15
2.1 Внешнеторговый оборот России 15
2.2 Внешняя торговля со странами дальнего зарубежья 24
2.3 Внешняя торговля с государствами-участниками СНГ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 36
Таможенная стоимость товаров, импортируемых в США, исчисляется на базе цены ФОБ, т. е. той цены, по которой они продаются в стране отправки. В ЕС таможенная стоимость товара оценивается на базе СИФ, т. е. пошлина цены товара включает цену транспортировки до порта назначения и цену страхования.
В Российской Федерации таможенный тариф основывается на принятой в международной практике системе классификации товаров.
Таможенная стоимость определяется декларантом под контролем таможенных органов. Основным методом определения таможенной стоимости считается метод по цене сделки с ввозимым товаром.
При определении таможенной стоимости в цену сделки помимо цены самого товара включаются: расходы по доставке товара до места ввоза; расходы покупателя; цена сырья, материалов и т. д., предоставленных покупателем продавцу для производства экспортного товара; лицензионные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен осуществлять в качестве условия продажи импортных товаров; доход продавца от последующих перепродаж, передачи или использования импортируемых товаров на территории РФ.
Тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их переработки — применяется в целях защиты национальных производителей готовой продукции, стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов. Для развивающихся стран характерен рынок сырьевой продукции, таможенное обложение которой минимально по сравнению с готовыми товарами.
В результате введения любой страной тарифа возникают экономические эффекты перераспределения (эффекты дохода и передела) и потери (эффекты защиты и потребления).
Эффект дохода — увеличение доходов бюджета: происходит перемещение доходов из частного сектора в государственный.
Эффект передела — перераспределение доходов от потребителей к производителям продукции, конкурирующей с импортом.
Эффект защиты — экономические потери страны, возникающие в результате необходимости внутреннего производства, под защитой тарифа, дополнительного количества товаров при более высоких издержках.
Эффект потребления возникает в результате сокращения потребления товара из-за роста его цены на внутреннем рынке.
Для большой страны характерен эффект условий торговли — перераспределение доходов от иностранных производителей в бюджет этой страны в результате улучшения условий торговли.
Оптимальная ставка тарифа — это уровень тарифа, обеспечивающий максимизацию национального экономического благосостояния. Данная ставка всегда относительно невелика. Оптимальный тариф ведет к экономическому выигрышу одной страны и к потерям мировой экономики в целом, так как он служит перераспределению доходов от одной страны к другой.
Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара. При импорте в пределах определенного количества он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа.
Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и обеспечения национальной безопасности. Противники считают, что тарифы снижают уровень экономического благосостояния страны и подрывают мировую экономику, ведут к торговым войнам, увеличивают налоги, уменьшают объем экспорта и сокращают занятость.
Административной
формой нетарифного государственного
регулирования торгового
Квота — количественная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным качеством или суммой на определенный промежуток времени.
По направленности квоты делятся на экспортные и импортные. По охвату квоты делятся на глобальные, которые устанавливаются на определенный период времени для обеспечения необходимого уровня внутреннего потребления, и индивидуальные — установленные в рамках глобальной квоты, носящие временный характер.
Лицензирование — это регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.
Добровольное ограничение экспорта —количественное ограничение, основанное на обязательстве ограничить или не расширять объем экспорта под политическим давлением со стороны импортера. Наиболее распространенными финансовыми методами торговой политики являются субсидирование, кредитование и демпинг.
Субсидии — это денежные выплаты, направленные на поддержку национальных экспортеров и косвенную дискриминацию импорта. Субсидирование национального производства считается предпочтительной формой налоговой политики по сравнению с импортным тарифом и квотой.
Крайним случаем субсидирования экспорта является демпинг — продвижение товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в странах-импортерах. В рамках ВТО признанной основой международной торговли является режим наибольшего благоприятствования.
Регулирование ключевой сферы мировой экономики — торговли товарами и услугами — производит Всемирная торговая организация. Она была создана в 1995 г. на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле, подписанного в 1947 г. ВТО — законодательная и институциональная основа международной торговой системы, механизм многостороннего согласования и регулирования в области торговли товарами и услугами, разрешения торговых споров и разработки стандартной внешнеторговой документации.3
Регулирование в мировой экономике основано на том, что страны добровольно принимают решения о создании определенного международного механизма разрешения тех или иных проблем, о санкциях, применяемых к нарушителям договоренностей. В рамках ВТО установлены принципы торговли, с которыми согласились более 130 стран. Наиболее важные принципы мировой торговой системы заключаются в следующем: торговля без дискриминации; либерализация международной торговли, т.е. устранение препятствий в торговле (снижение тарифов и т. д.); применение мер ограничения импорта только на основе правил ВТО; предсказуемость торговой политики; содействие конкуренции; введение стандартов, правил торговли и унификация документации. Генеральное соглашение по торговле услугами является главным международным документом, регулирующим международную торговлю услугами с 1994 г. Соглашение определяет, что международная торговля услугами, так же, как и торговля товарами, должна основываться на принципах режима наибольшего благоприятствования, соответствующего принципам ВТО.
Внешнеторговый
оборот России по методологии платежного
баланса в августе 2010г. составил (в фактически
действовавших ценах) 55,9 млрд.долларов
США (1697,0 млрд.рублей), в том числе экспорт
- 32,1 млрд.долларов (974,3 млрд.рублей), импорт
- 23,8 млрд. долларов (722,7 млрд.рублей) (Приложение
1). Сальдо торгового баланса в августе
2010г. сложилось положительное - 8,3 млрд.дол-ларов
(в августе 2009г. - положительное, 11,8 млрд.долларов).
Рисунок
1. Динамика экспорта
и импорта Российской
Федерации, в % к декабрю 2007
г.
В
августе 2010г. внешнеторговый оборот России
со странами дальнего зарубежья составил
в текущих ценах 47,3 млрд.долларов США (1434,2
млрд.рублей) и по сравнению с соответствующим
месяцем 2009г. вырос на 30,1%, с государствами-участниками
СНГ - 8,7 млрд.долларов США (262,8 млрд.рублей)
и вырос на 32,8%.
Рисунок
2. Внешнеторговый оборот
России в августе 2010
г.
Внешнеторговый оборот по данным таможенной статистики в августе 2010г. составил 52,3 млрд.долларов США. Экспорт составил 30,6 млрд.долларов, в том числе в страны дальнего зарубежья - 26,3 млрд.долларов, в государства-участники СНГ - 4,2 млрд.долла-ров. Импорт составил 21,8 млрд.долларов, в том числе из стран дальнего зарубежья - 19,4 млрд. долларов, из государств-участников СНГ - 2,4 млрд.долларов (Приложение 2).
Внешнеторговый оборот с основными странами партнерами в январе августе 2010 года составил 386116 млн. долл. США, экспорт при этом составил 250283 млн. долл. США, импорт составил 135832 млн. долл. США (Таблица 1).
Товарный состав экспорта представлен в таблице 2. Таким образом, наибольшую долю в экспорте составили следующие виды товара: машины и оборудование, черные металлы удобрения, руды и концентраты, лесоматериалы, пшеница и меслин, рыба и морепродукты. Экспорт рыбы и морепродуктов, включая выловленные (добытые) и проданные в открытом море, в январе-августе 2010г. составил 1873,6 млн.долларов США, или 135,2% к соответствующему периоду предыдущего года, в августе 2010г. - 237,1 млн.долларов США, или 156,8% к августу 2009г. (соответственно 121,6 тыс.тонн, или 133,6%); в том числе рыбы свежей и мороженой - соответственно 1692,2 млн.долларов США, или 143,9% и 210,0 млн.долларов США, или 160,3% (116,6 тыс.тонн, или 132,2%).
Таблица 1. Внешнеторговый оборот Российской Федерации с основными странами-партнерами в январе-августе 2010 года4
Внешнеторговый оборот | В том числе | Удельный вес во внешнеторговом обороте Российской Федерации, % | |||||
экспорт | импорт | ||||||
млн. долларов США | в % к январю- августу 2009г. | млн. долларов США | в % к январю- августу 2009г. | млн. долларов США | в % к январю- августу 2009г. | ||
Всего | 386116 | 139,3 | 250283 | 140,7 | 135832 | 136,8 | 100 |
в том числе: страны дальнего зарубежья | 332314 | 140,6 | 215606 | 143,8 | 116709 | 134,9 | 86,1 |
из них: страны Евросоюза | 191675 | 137,0 | 135412 | 142,3 | 56263 | 125,6 | 49,6 |
из них: Германия | 31691 | 134,7 | 15928 | 145,7 | 15763 | 125,2 | 8,2 |
Нидерланды | 37235 | 155,1 | 34581 | 158,8 | 2653 | 118,7 | 9,6 |
Италия | 23625 | 120,7 | 17702 | 119,7 | 5924 | 123,9 | 6,1 |
Франция | 13889 | 140,6 | 8214 | 159,2 | 5675 | 120,3 | 3,6 |
Польша | 13296 | 138,4 | 9847 | 137,8 | 3449 | 140,2 | 3,4 |
Финляндия | 9937 | 122,8 | 7338 | 128,4 | 2599 | 109,5 | 2,6 |
Соединенное Королевство (Великобритания) | 9578 | 119,5 | 7018 | 119,0 | 2559 | 121,1 | 2,5 |
страны АТЭС | 87708 | 154,5 | 42045 | 159,9 | 45663 | 149,8 | 22,7 |
из них: Китай | 35909 | 157,1 | 12741 | 127,9 | 23168 | 179,7 | 9,3 |
Япония | 13565 | 153,4 | 7592 | 183,1 | 5973 | 127,3 | 3,5 |
США | 14143 | 133,4 | 7917 | 150,1 | 6226 | 116,8 | 3,7 |
Турция | 16095 | 134,5 | 13269 | 131,9 | 2826 | 147,8 | 4,2 |
Швейцария | 7053 | 150,9 | 5589 | 157,9 | 1464 | 129,0 | 1,8 |
государства- участники СНГ | 53801 | 132,1 | 34678 | 124,2 | 19123 | 149,3 | 13,9 |
страны ЕврАзЭС | 28545 | 113,2 | 18399 | 101,6 | 10145 | 143,0 | 7,4 |
в
том числе:
Беларусь |
16994 | 117,1 | 10914 | 104,8 | 6080 | 148,7 | 4,4 |
Казахстан1) | 7926 | 100,2 | 5264 | 92,0 | 2662 | 121,6 | 2,1 |
Узбекистан | 2205 | 144,0 | 1199 | 111,1 | 1006 | в 2,2р. | 0,6 |
Киргизия | 866 | 108,4 | 606 | 109,7 | 260 | 105,6 | 0,2 |
Таджикистан | 555 | 118,3 | 417 | 119,7 | 137 | 114,4 | 0,1 |
страны ЕЭП | 47152 | 134,8 | 30000 | 127,9 | 17151 | 148,6 | 12,3 |
из них Украина | 22232 | 176,8 | 13823 | 189,1 | 8409 | 159,7 | 5,8 |
1) Данные приведены без учета
взаимной торговли с |
Таблица 2. Товарный состав экспорта5
Август 2010г. | В % к | Январь- август 2010г. в % к январю- августу 2009г. | Справочно | ||||
августу 2009г. | июлю 2010г. | август 2009г. в % к | январь- август 2009г. в % к январю- августу 2008г. | ||||
августу 2008г. | июлю 2009г. | ||||||
Нефть сырая, млн.тонн | 20,7 | 98,4 | 102,7 | 100,1 | 105,1 | 105,1 | 100,7 |
Нефтепродукты, млн.тонн | 9,5 | 92,0 | 92,9 | 105,9 | 98,5 | 98,3 | 104,9 |
Газ природный, млрд.м3 | 10,3 | 64,7 | 92,0 | 116,9 | 127,0 | 99,6 | 69,4 |
Электроэнергия, млрд.кВт·ч | 1,5 | 164,7 | 127,9 | 100,3 | 38,3 | 67,4 | 95,6 |
Уголь каменный, млн.тонн | 9,1 | 107,7 | 96,8 | 115,7 | 91,6 | 102,2 | 99,2 |
Кокс и полукокс, тыс.тонн | 131,5 | 71,1 | 94,0 | 156,9 | 53,3 | в 2,4р. | 50,3 |
Машины, оборудование и транспортные средства, млн.долларов | 1998,4 | 114,9 | 124,3 | 125,7 | 97,6 | 116,5 | 66,2 |
Руды и концентраты железные, тыс.тонн | 1338,0 | 80,3 | 89,6 | 105,0 | 74,8 | 70,1 | 81,0 |
Ферросплавы, тыс.тонн | 51,6 | 81,2 | 71,0 | 128,7 | 97,4 | 88,7 | 89,9 |
Фосфаты кальция, тыс.тонн | 166,5 | 119,8 | 117,4 | 99,1 | 118,5 | 50,0 | 118,5 |
Черные металлы (кроме чугуна, ферросплавов, отходов и лома), млн.долларов | 1377,2 | 141,8 | 114,1 | 139,8 | 40,3 | 110,0 | 44,9 |
Чугун передельный, тыс.тонн | 286,5 | 125,2 | 137,7 | 107,6 | 91,2 | 107,9 | 73,6 |
Алюминий необработанный, тыс.тонн | 269,8 | 102,4 | 75,6 | 98,1 | 97,4 | 72,7 | 98,0 |
Никель необработанный, тыс.тонн | 21,2 | 116,8 | 70,9 | 100,7 | 80,7 | 65,9 | 93,1 |
Медь рафинированная, тыс.тонн | 31,2 | 63,8 | 60,2 | 100,7 | в 3,2р. | 96,5 | в 2,7р. |
Удобрения, тыс.тонн | 2772,0 | в 2,0р. | 122,9 | 133,5 | 76,6 | 77,2 | 82,6 |
из них: удобрения минеральные азотные в физическом весе | 924,4 | 107,9 | 107,9 | 92,4 | 151,5 | 87,0 | 118,7 |
в пересчете на 100% питательных веществ | 342,6 | 113,8 | 109,7 | 89,5 | 143,0 | 78,1 | 126,4 |
удобрения
минеральные калийные в |
1288,0 | в 18,4р. | 153,2 | в 3,2р. | 8,2 | 35,6 | 32,3 |
в пересчете на 100% питательных веществ | 782,6 | в 19,1р. | 154,0 | в 3,2р. | 8,0 | 35,0 | 33,4 |
Аммиак безводный, тыс.тонн | 200,4 | 75,0 | 98,2 | 98,4 | 99,2 | 112,6 | 79,2 |
Каучук синтетический, тыс.тонн | 62,0 | 96,0 | 109,5 | 126,7 | 101,0 | 103,1 | 78,4 |
Лесоматериалы необработанные, млн.м3 | 1,8 | 98,5 | 94,5 | 98,5 | 73,0 | 91,0 | 56,2 |
Лесоматериалы обработанные, тыс.тонн | 838,3 | 107,6 | 97,1 | 113,2 | 120,8 | 89,0 | 97,3 |
Целлюлоза древесная, тыс.тонн | 167,6 | 152,2 | 98,9 | 112,3 | 63,3 | 76,0 | 73,3 |
Бумага газетная, тыс.тонн | 110,1 | 90,4 | 98,2 | 102,8 | 106,4 | 97,8 | 105,5 |
Ткани хлопчатобумажные, млн.м2 | 9,3 | 103,5 | 90,8 | 89,6 | 65,8 | 90,1 | 56,7 |
Пшеница и меслин, тыс.тонн | 1584,2 | 84,5 | 90,3 | 120,9 | 85,9 | в 2,2р. | в 2,4р. |
Мука пшеничная или пшенично-ржаная, тыс.тонн | 4,8 | 18,6 | 25,5 | 56,1 | 77,0 | 128,3 | 104,0 |
Крупа, тыс.тонн | 32,9 | 49,2 | 83,4 | 56,7 | в 10,2р. | в 2,4р. | в 4,1р. |
Макаронные изделия, тыс.тонн | 7,7 | 85,8 | 111,5 | 89,1 | 81,0 | 91,9 | 85,3 |
Кондитерские мучнистые изделия, тыс.тонн | 5,9 | 61,5 | 122,1 | 84,6 | 93,8 | 105,4 | 84,4 |
Информация о работе Динамика и структура внешней торговли России