Внешняя торговля России: структура, динамика, перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 22:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ внешней торговли России. Объектом исследования является внешняя торговля России.
Предмет исследования - статистические данные внешнеторгового баланса, структура импорта и экспорта.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и структуру внешней торговли;
- рассмотреть основные показатели внешней торговли;
- оценить место и роль внешней торговли России в мировой экономике;
- проследить динамику внешней торговли России;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие и структура внешней торговли
1.1. Внешняя торговля как форма МЭО…………………………………………5
1.2. Основные показатели внешней торговли…………………………………...8
1.3. Место внешней торговли России в мировой экономике…………………11

Глава 2. Динамика внешней торговли России
2.1. Анализ экспорта по товарному и географическому признаку…………16
2.2. Анализ импорта по товарному и географическому признаку……………21

Глава 3. Перспективы развития внешней торговли России
3.1. Долгосрочный прогноз развития структуры внешней торговли России..24
3.2. Перспективы развития «иностранного сектора» в российской экономике на период до 2030 года…………………………………………………………30

Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая на сдачу - копия.docx

— 281.05 Кб (Скачать)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Белгородский государственный

национальный исследовательский  университет»

(НИУ «БелГУ»)

 

 

 

Экономический факультет

Кафедра мировой  экономики

 

 

 

Тема  работы: «Внешняя торговля России: структура, динамика, перспективы».

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Студентки очной формы обучения 3 курса группы 100810

Специальности 080102.65 Мировая экономика

Остояч  Екатерины Владимировны.

 

 

 

Научный руководитель:

К.э.н., доцент Растопчина Юлия Леонидовна.

 

 

 

 

Белгород, 2011г.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3                       

                                                                        

Глава 1. Понятие и структура внешней торговли

1.1. Внешняя торговля как форма МЭО…………………………………………5

1.2. Основные  показатели внешней торговли…………………………………...8

1.3. Место  внешней торговли России в  мировой экономике…………………11

 

Глава 2. Динамика внешней торговли России

2.1. Анализ  экспорта по товарному и географическому  признаку…………16

2.2. Анализ  импорта по товарному и географическому  признаку……………21

 

Глава 3. Перспективы  развития внешней торговли России

3.1. Долгосрочный  прогноз развития структуры внешней  торговли России..24 

3.2. Перспективы  развития «иностранного сектора»  в российской экономике на  период до 2030 года…………………………………………………………30

 

Заключение……………………………………………………………………….36                                        

Список литературы………………………………………………………………39                                                                                    

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Мировая торговля, зародившаяся несколько веков  назад, внесла неоценимый вклад в  развитие человеческой цивилизации. Будучи исторически первой и основной формой международных экономических отношений, она способствовала возникновению  и развитию других их форм, включая  вывоз капитала и деятельность транснациональных  корпораций, международные валютные и кредитные отношения, обмен  патентами, лицензиями и передачу технологий, международные перевозки и страхование, производственное и научно-техническое  сотрудничество, международную специализацию  и кооперирование производства и  услуг. В настоящее время невозможно представить развитие, и даже существование любого государства и народа без внешней торговли и их участия в той или иной степени в международном разделении труда.

Поэтому вполне закономерно и оправдано, что на протяжении многих столетий внешняя торговля находилась и ныне находится в центре внимания не только ученых, политиков, государственных  и общественных деятелей, но и широких  кругов общественности. Вопросы внешней  торговли перестали быть уделом отдельных  государств. Они стали заботой  всего мирового сообщества. Ведь с  плодами ее деятельности каждый из нас встречается постоянно и  на каждом шагу. Более того, от состояния  дел во внешней торговле в решающей степени зависит благополучие мировой  экономики, процветание отдельных  народов и даже граждан.

Данная  тема очень актуальна, т.к. внешняя торговля занимает ведущее место в системе международных экономических отношений. И, исходя из того, как развивается внешняя торговля, можно судить о состоянии экономике в целом.

Целью курсовой работы является анализ внешней торговли России. Объектом исследования является внешняя торговля России.

Предмет исследования - статистические данные внешнеторгового баланса, структура импорта и экспорта.

В соответствии с целью, объектом и предметом  исследования были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть  понятие и структуру внешней  торговли;

- рассмотреть  основные показатели внешней  торговли;

- оценить место и роль внешней торговли России в мировой экономике;

- проследить динамику внешней торговли России;

- оценить  перспективы развития внешней торговли России.

Теоретическая основа – учебная литература, работы отечественных экономистов, имеющих научную и практическую значимость в области международных торговых отношений и сайты Федеральной службы государственной статистики и Федеральной таможенной службы РФ.

Структура работы: введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.

В первой главе рассматривается понятие, структура, основные показатели внешней торговли, а также место внешней торговли России в мировой экономике.

Во второй главе проводится анализ динамики и  структуры внешней торговли России за 2010 год.

В третьей  главе рассматриваются перспективы развития внешней торговли России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и структура внешней  торговли

    1. Внешняя торговля как форма МЭО

 

Внешняя торговля — обмен той или иной страны с другими странами, включающий в себя оплачиваемые экспорт (вывоз) и импорт (ввоз) товаров и услуг  [41]. Осуществляется преимущественно через коммерческие сделки, оформляемые внешнеторговыми контрактами. Внешняя торговля страны регулируется государством. Для этого используются такие средства, как таможенный тариф, лицензирование, контингентирование и др. нетарифные ограничения, а также прямое и косвенное субсидирование экспорта и др. средства.

Внешняя торговля является важной и исторически самой первой формой международных экономических отношений. Она представляет собой обмен товарами  между государственно-оформленными национальными хозяйствами.

В современных  условиях в международной торговле участвуют все субъекты мирового хозяйства. В ее основе лежит международное разделение труда. Развитие международной специализации производства и углубление названного разделения труда (в виде общего, частного и единичного) порождают многообразие форм и направлений международной торговли. Глубокое воздействие на нее оказывает научно-техническая революция, ускорившая качественное преобразование всех элементов производительных сил и сдвиги в географической и товарной структуре мировых товаропотоков.

Масштабы  участия отдельных национальных хозяйств в международной торговле связаны с уровнем развития в них товарного производства и товарного обращения. Известно, что зачатки товарного производства, товарного обращения и внешней торговли существовали уже при рабовладельческом строе. Однако во всех докапиталистических формациях вследствие преобладания натурального хозяйства в международном обмене участвовала лишь незначительная часть продукции.

Развитие  товарного производства и рыночной экономики дало мощный толчок к расширению международной торговли как особой сферы товарного обращения - между национальными хозяйствами.

С развитием  рыночной экономики необходимость внешнего рынка возрастает. Формирование крупной машинной индустрии в качестве основы массового производства, углубление разделения труда и специализации, увеличение оптимальных размеров предприятий требуют более активного участия национальных хозяйств в международной торговле по линии, как экспорта, так и импорта. Реализация товаров за границей позволяет частично разрешать присущие рыночной экономике противоречия между производством и потреблением. Однако, не будучи полностью разрешенными с помощью экспорта товаров, эти противоречия переносятся в сферу мирохозяйственных связей, что находит выражение в острой конкуренции, характерной для международной торговли.

Вместе  с тем участие в ней ведет  к интенсификации воспроизводственного процесса в национальных хозяйствах по ряду направлений: усиливается специализация, создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новых техники и технологий. Расширение экспорта влечет за собой повышение занятости, что имеет важные социальные последствия.

Активное  участие в международной торговле создает условия для ускорения  прогрессивных структурных сдвигов  в национальных хозяйствах. Для многих развивающихся стран (особенно азиатских) рост экспорта стал важной составляющей процесса индустриализации и увеличения темпов экономического роста. Поступления от экспорта - существенный источник накопления капитала на нужды промышленного развития. Расширение экспорта позволяет мобилизовать и более эффективно использовать природные ресурсы и рабочую силу, что, в конечном счете, способствует росту производительности труда и доходов. Вовлечение промышленных предприятий, осуществляющих поставки на внешний рынок, в международную конкуренцию вызывает необходимость постоянного организационно-технического совершенствования их деятельности, повышения технического уровня и качества, выпускаемых в стране товаров, что является фактором роста производительности труда и эффективности экономики. В силу этого наиболее высокие темпы экономического развития характерны для тех стран, где быстро расширяется внешняя торговля, особенно экспорт (Германия в 50 - 60-х годах, Япония в 70 - 80-х, новые индустриальные страны Азии в 90-х).

Одновременно  с этим увеличение внешнеторгового обмена, возрастание роли экспорта и импорта в национальных экономиках способствуют синхронизации экономического цикла в мировом хозяйстве. Взаимосвязь и взаимозависимость страновых хозяйственных комплексов усиливаются настолько, что нарушения в функционировании экономики какого-либо крупного участника мирового рынка неизбежно влекут за собой международные последствия, включая распространение кризисных явлений на другие страны.

Таким образом, место международной торговли в системе международных экономических отношений определяется тем, что, во-первых, через нее реализуются результаты всех форм мирохозяйственных связей - вывоза капитала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества. Во-вторых, развитие международной торговли товарами, в конечном счете, определяет динамику международного обмена услугами. В-третьих, рост и углубление межрегиональных и межгосударственных взаимосвязей выступают важной предпосылкой международной экономической интеграции. В-четвертых, тем самым международная торговля способствует дальнейшему углублению международного разделения труда и интернационализации хозяйственных связей [22, с.154].            

    1. Основные показатели внешней торговли

 

 

Показатели  внешней торговли любой страны определяют уровень ее участия в мировой  торговле. Чем выше эти показатели, тем выше уровень экономического развития этой страны, и соответственно, выше уровень влияния на глобальные экономические процессы, происходящие в мировой экономике [42].

Внешняя торговля оценивается с помощью  базовых понятий экспорта, импорта  и внешнеторгового оборота. Экспорт - это количество товаров (в натуральном  или стоимостном измерении), вывезенных из страны. Импорт - это количество товаров (в натуральном или стоимостном  измерении), ввезенных и страну из-за границы.

В зависимости  от происхождения и назначения товаров  экспорт имеет следующие виды:

1) вывоз  товаров, изготовленных (произведенных  и переработанных) в данной стране;

2) вывоз  сырья и полуфабрикатов для  переработки за границей под  таможенным контролем с последующим  возвратом;

3) реэкспорт  — вывоз товаров, ранее ввезенных  из-за границы, включая товары, проданные на международных аукционах,  товарных биржах и т.д.;

4) временный  вывоз за границу национальных  товаров (на выставки, ярмарки  и т.д.) с последующим возвратом  или вывоз ранее ввезенных  иностранных товаров (на аукционы, выставки, ярмарки и т.д.);

5) вывоз  продукции в порядке прямых  производственных связей, а также  поставки в рамках ТНК.

Классификация импорта по тому же признаку включает в себя следующие виды:

1) ввоз  из-за границы товаров, технологий  для реализации на внутреннем  рынке импортера, а так же  возмездное получение от иностранного контрагента услуг производственного и потребительского назначения;

2) реимпорт  — обратный ввоз из-за границы  национальных товаров, ранее ввезенных  туда;

3) ввоз  сырья, полуфабрикатов, узлов, деталей  для переработки в данной стране  и последующего вывоза за границу;

4) временный  ввоз товаров на международные  выставки, ярмарки, аукционы;

5) ввоз  продукции в порядке прямых  производственных связей и в рамках ТНК [41].

Вся сумма  экспорта и импорта страны представляет ее внешнеторговый оборот. Если обозначить внешнеторговый оборот В , экспорт Э, импорт И, то формула оборота внешней торговли         В = Э + И. При этом следует помнить, что оборот внешней торговли страны рассчитывается в стоимостных единицах, поскольку включает разнородные товары, не сопоставимые в натуральном измерении. По отдельным товарам можно измерить экспорт и импорт в натуральных единицах (штук, тонн, метров). В России оборот внешней торговли учитывается строго за календарный период независимо от того, в счет торгового соглашения (протокола) и плана какого периода производятся ввоз и вывоз товаров. Вывоз товаров в порядке оказания безвозмездной помощи другим странам, а также некоммерческие операции (почтовые посылки, багаж) во внешнеторговый оборот не включаются [43].

Весьма  важным понятием является баланс внешней  торговли. Баланс состоит из двух составляющих - первая представляет собой сумму  цен товаров, вывезенных из страны за текущий период времени; вторая –  это сумма цен товаров ввезенных  на территорию страны за тот же интервал времени. Говоря более кратко, торговый баланс - это разность между импортом и экспортом за текущий промежуток времени. Если обозначить баланс внешней торговли страны Б, то формула баланса внешней торговли:  Б = Э - И

Баланс  внешней торговли может иметь  положительную или отрицательную  величину, и редко сводится к нулю. Если объём экспорта превышает объём  импорта, то сальдо торгового баланса  является положительной величиной, если же объём импорта превышает  экспортируемый объем, то сальдо торгового  баланса отрицательно.

Рост  величины сальдо торгового баланса  всегда позитивно отражается на курсе национальной валюты [44].

Информация о работе Внешняя торговля России: структура, динамика, перспективы