Внешняя торговля России: структура, динамика, перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 22:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ внешней торговли России. Объектом исследования является внешняя торговля России.
Предмет исследования - статистические данные внешнеторгового баланса, структура импорта и экспорта.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и структуру внешней торговли;
- рассмотреть основные показатели внешней торговли;
- оценить место и роль внешней торговли России в мировой экономике;
- проследить динамику внешней торговли России;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие и структура внешней торговли
1.1. Внешняя торговля как форма МЭО…………………………………………5
1.2. Основные показатели внешней торговли…………………………………...8
1.3. Место внешней торговли России в мировой экономике…………………11

Глава 2. Динамика внешней торговли России
2.1. Анализ экспорта по товарному и географическому признаку…………16
2.2. Анализ импорта по товарному и географическому признаку……………21

Глава 3. Перспективы развития внешней торговли России
3.1. Долгосрочный прогноз развития структуры внешней торговли России..24
3.2. Перспективы развития «иностранного сектора» в российской экономике на период до 2030 года…………………………………………………………30

Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая на сдачу - копия.docx

— 281.05 Кб (Скачать)

Доля машин и оборудования в 2010 году составила 14,4%  (в 2009 году – 15,9%). Стоимостной объем экспорта  продукции машиностроения по сравнению с 2009 годом возрос на 9,1%, в том числе: электрического оборудования – на 23,0%, железнодорожного оборудования – на 20,0%, летательных аппаратов – в 2,7 раза. Вместе с тем, снизился стоимостной объем экспорта механического оборудования и средств наземного транспорта, кроме железнодорожного на 2,0% и 13,0% соответственно. Физический объем экспорта легковых автомобилей возрос на 18,1%, а грузовых автомобилей снизился на 33,9%.

Доля металлов и изделий из них  в экспорте в страны СНГ в 2010 году составила 9,0% (в 2009 году – 11,8%). Стоимостной объем экспорта данной товарной группы уменьшился по сравнению с 2009 годом на 8,5%, а физический – на 5,7%. Физические объемы экспорта черных металлов и изделий из них сократились на 6,1%, в том числе: труб – на 65,1%, прутков из железа и нелегированной стали – на 21,6%. Вместе с тем возросли физические объемы экспорта чугуна в 2,6 раза, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали – на 22,8%, проката плоского – на 19,7%, алюминия необработанного – на 19,5%. 

Доля продовольственных товаров  и сельскохозяйственного сырья  в 2010 году составила 5,8% (в 2009 году – 9,2%). Стоимостной и физический объемы экспорта этих товаров снизились по сравнению с прошлым годом соответственно на 24,8% и 57,5%. Физические объемы вывоза сгущенного молока снизились на 38,1%, масла сливочного – на 34,8%, сыров и творога – на 16,9%, пшеницы – на 73,5%, семян подсолнечника – на 81,1%, растительного масла – на 18,2%.

Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре  экспорта в страны СНГ в 2010 году составил 8,9% (в 2009 году – 10,3%). Стоимостной объем экспорта указанной товарной группы возрос по сравнению с 2009 годом на 3,4%. Физические объемы экспорта продукции неорганической химии увеличились на 20,1%, аммиака – на 87,5%, азотных удобрений – на 20,3%, комплексных удобрений – на 23,6%, при этом снизились объемы поставок калийных удобрений – на 89,6%, лаков и красок – на 14,3%, моющих средств – на 22,7%, пластмасс и изделий из них – на 13,4%, каучука, резины и изделий из них – на 10,8%.

Доля экспорта лесоматериалов и  целлюлозно-бумажных изделий в 2010 году составила 4,0% (в 2009 году – 5,1%). Стоимостной и физический объемы экспорта этих товаров сократился на 5,8% и 12,2% соответственно. Физические объемы экспорта пиломатериалов снизились на 15,5%, фанеры – на 3,9%, бумаги газетной – на 8,5%; целлюлозы – возросли на 10,8% (См. Приложение 1).

Географическая структура внешней  торговли представляет собой систему  распределения товарных потоков  между отдельными странами, группами стран, формируемыми по территориальному либо по организационному признаку.

В географической структуре  внешней торговли России особое место занимает Европейский Союз, как крупнейший экономический партнер страны (См. Приложение 2). На долю Европейского Союза в 2010 году приходилось 49,0%  российского товарооборота (в 2009 году – 50,4%). На страны СНГ в 2010 году приходилось 14,6% российского товарооборота (в 2009 году – 14,6%), на страны ЕврАзЭС – 7,8% (8,7%), на страны АТЭС – 23,3% (20,7%).            

 Основными торговыми партнерами  России в 2010 году среди стран  дальнего зарубежья были: Китай, товарооборот с которым составил 59,3 млрд. долларов США (150,3% к 2009 году), Нидерланды – 58,4 млрд. долл. США (146,0%), Германия – 51,8 млрд. долл. США (129,7%), Италия – 37,3 млрд. долл. США (113,2%), Турция – 25,2 млрд. долл. США (128,8%), США – 23,6 млрд. долл. США (128,8%), Япония – 23,1 млрд. долл. США (159,4%), Франция – 22,6 млрд. долл. США (131,5%), Польша – 20,8 млрд. долл. США (124,2%),  Республика Корея – 17,7 млрд. долл. США (168,0%)(См. Таблицу 2.1).

Таблица 2.1

Объемы торговли со странами СНГ в 2010 году

(миллионов долларов США):

 

Оборот

Экспорт

Импорт

В % к 2009 году

 

оборот

экспорт

импорт

Азербайджан

1947,9

1562,4

385,5

109,4

106,3

123,8

Армения

859,1

700,6

158,5

118,8

114,5

142,5

Белоруссия1

27874,3

18058,2

9816,1

118,9

108,0

146,1

Казахстан1

15273,6

10795,9

4477,7

118,9

118,0

121,1

Киргизия

1378,8

992,2

386,6

107,5

108,4

105,3

Молдавия

1532,0

1111,4

420,6

146,3

159,9

119,4

Таджикистан

886,2

673,3

212,9

112,7

117,5

99,8

Туркмения

905,4

759,1

146,3

87,3

76,5

324,6

Узбекистан

3442,0

1890,1

1551,9

135,4

111,5

183,1

Украина

37155,6

23114,3

14041,3

161,8

167,1

153,8



 

 

2.1. Анализ импорта по  товарному и географическому  признаку

 

Импорт России  в 2010 году составил 229,0 млрд. долларов США и  по сравнению с 2009 годом увеличился на 36,8%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 197,4 млрд. долларов США (рост на 35,6%), из стран СНГ – 31,6 млрд. долларов США (рост на 44,8%).

Увеличение стоимости российского  импорта в 2010 году относительно 2009 года было обусловлено в основном ростом его физического объема,  индекс которого составил 135,4%, тогда как индекс средних цен импортируемых товаров составил всего 101,6%.

В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин  и оборудования в 2010 году приходилось 47,0% (в 2009 году – 46,1%). Стоимостной объем импорта машиностроительной продукции по сравнению с 2009 годом увеличился на 38,4%, в том числе: механического оборудования – на 35,5%, электрооборудования – на 39,8%, средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного) – на 59,1%, инструментов и аппаратов оптических – на 23,9%. Физический объем ввоза легковых автомобилей возрос на 23,2%, грузовых – в 2,2 раза.

Доля импорта продовольственных  товаров и сырья для их производства составила 15,3% (в 2009 году – 17,5%). Физические объемы поставок продовольственных товаров по сравнению с 2009 годом возросли на 15,5%, в том числе: свежемороженой рыбы – на 1,1%, сгущенного молока – в 6,1 раза, сливочного масла – на 28,2%, сыров и творога – на 34,2%, цитрусовых – на 16,5%, кофе – на 14,8%, кукурузы – на 1,7%, сахара-сырца –  на 66,7%. Объемы закупок свежемороженого мяса снизились на 2,3%, мяса птицы – на 32,7%, чая – на 1,2%, консервов из мяса – на 6,9%.  

Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре  импорта составил 17,3% против 17,6% в 2009 году. Стоимостной объем ввоза  продукции химической промышленности возрос на 33,4%. Физические объемы поставок продуктов неорганической химии  увеличились на 21,1%, органических химических соединений – на 41,2%, лаков и красок – на 14,6%, парфюмерии – на 10,6%, мыла и моющих средств – на 15,5%, пластмассы и изделий из нее – на 36,2%, каучуковых и резиновых изделий – на 48,5%.

Доля импорта текстильных изделий  и обуви в 2010 году составила 6,3% (в 2009 году – 5,7%). Стоимостной объем  импорта этих изделий возрос по сравнению  с 2009 годом на 50,2%. Физические объемы закупок хлопчатобумажных тканей возросли по сравнению с 2009 годом на 37,5%, одежды – на 81,5%, обуви с верхом из натуральной  кожи – на 33,7%.

Удельный вес импорта металлов и изделий из них в 2010 году составил 6,0% (в 2009 году – 5,2%). Стоимостной объем  данной товарной группы по сравнению  с 2009 годом возрос на 56,8%, а физический – на 73,7%. Физические объемы закупок  черных металлов и изделий их них  увеличились на 79,1%, в том числе: проката плоского из железа и нелегированной стали – на 75,2 раза, труб – в 4,0 раза.

В товарной структуре импорта из стран СНГ в 2010 году доля машин и оборудования составила 29,4% (в 2009 году – 23,6%). Стоимостной объем импорта данной товарной группы по сравнению с 2009 годом возрос на 64,4%. Стоимостные объемы ввоза механического оборудования возросли на 17,4%, электрооборудования – на 28,4%, железнодорожного  оборудования – в 3,6 раза, средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) – в 2,0 раза. Физический объем ввоза легковых автомобилей увеличился в 2,1 раза.

Удельный вес продовольственных  товаров и сырья для их производства в товарной структуре импорта  из стран СНГ в 2010 году составил 17,3% (в 2009 году – 18,7%), топливно-энергетических товаров – 10,5% (10,7%), продукции химической промышленности – 8,7% (10,1%), металлов и  изделий из них – остался на уровне прошлого года [49].

Рост стоимостных объемов импорта  из стран СНГ по сравнению с 2009 годом наблюдался по всем укрупненным  позициям товарной номенклатуры. Увеличение стоимостного объема ввоза вызвано, в основном, ростом импорта (физических объемов) черных металлов и изделий из них – на 25,0%, сыров и творога – на 4,9%, масла растительного – в 2,7 раза, продуктов содержащих какао – на 21,3%, нефтепродуктов – в 2,4 раза, удобрений – в 3,0 раза, пластмассы и изделий из нее – на 49,6%, лаков и красок – на 20,9% (См. Приложение 3).

 

 

 

Глава 3. Перспективы развития внешней  торговли России

3.1. Долгосрочный прогноз развития  структуры внешней торговли России

 

Инерционный сценарий развития российского экспорта товаров и услуг в период до 2030 г. предполагает, что основные факторы, действующие в этой сфере, сохранят свое влияние. Инерция экспортного  роста продлится до 2030 г. благодаря  увеличению по сравнению с 2000 г. объемов  вывоза за рубеж как товаров (почти  в 2,3 раза), так и особенно услуг (более  чем в 4 раза). В результате товарный экспорт составит в общем объеме экспорта 80–83% против 88–89% во второй половине 1990-х годов. Доля услуг возрастет  до 17% против 11–14% соответственно. Ежегодный  средний темп роста экспорта будет  примерно в 1,5 раза выше прогнозной оценки по валовому внутреннему продукту.

Расширится  объем транспортно-транзитных услуг, особенно по внешнеторговому грузообороту с Казахстаном, а также с Китаем. Повысятся доходы от туризма. Возрастут  объемы продаж услуг по запуску спутников, развитию межконтинентальной системы  телекоммуникаций и т. п.

Структура экспорта товаров, очевидно, не претерпит  радикальных изменений. Она по-прежнему будет носить топливно-сырьевой характер, хотя в ней увеличится доля сырьевых товаров более высокой степени  переработки с заданными свойствами. Особенно это касается сплавов, химикатов, пластиков. Будет развиваться экспорт  сжиженного газа. Из-за расширения ассортимента продукции агропромышленного комплекса  в общем объеме экспорта возрастет  доля сельскохозяйственных товаров. Доля энерго-сырьевого сектора в российском экспорте практически не изменится, так как запасы лучших месторождений  ископаемого топлива подойдут к  концу, возрастет внутренний спрос  на энергоносители и электроэнергию. Спрос на нефть и природный  газ на внешнем рынке также  обострится из-за того, что быстроразвивающиеся  экономики Китая и Индии требуют  все больше топливно-энергетических ресурсов, а ставка на увеличение объемов поставок промышленного сырья на внешние рынки останется доминантой экономической и, в частности, внешнеэкономической политики этих государств.

Согласно  прогнозам специалистов, российский экспорт машин и оборудования постепенно обретет устойчивость благодаря  возобновлению между странами СНГ  производственной кооперации в области  машиностроения. Тем не менее, его  основу по-прежнему будет составлять экспорт вооружения, военной техники  и технологий.

В прогнозируемый период постепенно будет преодолена инерция уменьшения эффективности  экспортных сделок с машинно-технической  продукцией  гражданского назначения, вызванного так называемым эффектом отрицательной добавленной стоимости, когда в производстве используются физически и морально устаревшее оборудование и машины. Усилится потенциал  оборонной промышленности по выпуску  продукции двойного назначения на экспорт.

Инерционный сценарий динамики структуры российского  импорта в период до 2030 г. будет  определяться воздействием следующих  факторов.

  • Характерный для последних 15 лет ускоренный рост объема импорта услуг при крайне нестабильной динамике импорта товаров предопределил доминирующее место услуг (до 60%) в совокупном объеме российского импорта.
  • Рост импорта услуг провоцируется, прежде всего, возрастанием транспортных и других транзакционных издержек внешнеторговой деятельности из-за неадекватного потребностям уровня развития российской транспортной, в том числе внешнеэкономической транспортной инфра структуры, банковских и страховых услуг и т. п. По-прежнему активно будет расти международный российский туризм, увеличатся выплаты за труд многомиллионной массы иммигрантов.
  • Дезинтеграция условий хозяйствования продолжится, обострится демографическая ситуация, в России по-прежнему будет идти «рост без развития». Поэтому в обозримом будущем ориентация, избранная еще в 1990-х годов, на импорт продукции, которая напрямую конкурирует с отечественными аналогами, а значит, и на отказ от модернизации технической базы производства коренным образом не изменится.
  • Можно предвидеть, что в общей структуре импорта позиция «Машины и оборудование» переместится из группы «Инвестиционный сектор» в «Потребительский сектор», что связано, прежде всего, с тем, что в общем объеме ввоза машинотехнической продукции львиную долю (свыше 70%) составляют легковые машины, автокомплекты и запасные части к ним.
  • В период до 2020 г. России придется вернуться к практике заключения с консорциумами западных фирм и банков крупномасштабных соглашений о реконструкции и модернизации объектов химии и нефтехимии на компенсационной основе. Дело в том, что подавляющее большинство таких объектов, созданных в 1970–1980-е годы, к этому времени полностью исчерпают ресурс своих производственных мощностей. В результате будет положено начало многомиллиардным (в долларах) поставкам оборудования и технологий для этих объектов.
  • Объем импорта продовольствия не сократится, хотя его потребление, казалось бы, должно уменьшиться из-за уменьшения численности населения страны. Напротив, объем импорта мяса и мясопродуктов, а также цитрусовых лишь возрастет и поднимется до уровня потребления этих продуктов на Западе (в среднем на душу населения). Своими силами отечественное сельское хозяйство за предстоящие 15–20 лет эту проблему в масштабах страны решить не сможет.

Информация о работе Внешняя торговля России: структура, динамика, перспективы