Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 22:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ внешней торговли России. Объектом исследования является внешняя торговля России.
Предмет исследования - статистические данные внешнеторгового баланса, структура импорта и экспорта.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и структуру внешней торговли;
- рассмотреть основные показатели внешней торговли;
- оценить место и роль внешней торговли России в мировой экономике;
- проследить динамику внешней торговли России;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и структура внешней торговли
1.1. Внешняя торговля как форма МЭО…………………………………………5
1.2. Основные показатели внешней торговли…………………………………...8
1.3. Место внешней торговли России в мировой экономике…………………11
Глава 2. Динамика внешней торговли России
2.1. Анализ экспорта по товарному и географическому признаку…………16
2.2. Анализ импорта по товарному и географическому признаку……………21
Глава 3. Перспективы развития внешней торговли России
3.1. Долгосрочный прогноз развития структуры внешней торговли России..24
3.2. Перспективы развития «иностранного сектора» в российской экономике на период до 2030 года…………………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы……………………………………
Доля машин и оборудования в 2010 году составила 14,4% (в 2009 году – 15,9%). Стоимостной объем экспорта продукции машиностроения по сравнению с 2009 годом возрос на 9,1%, в том числе: электрического оборудования – на 23,0%, железнодорожного оборудования – на 20,0%, летательных аппаратов – в 2,7 раза. Вместе с тем, снизился стоимостной объем экспорта механического оборудования и средств наземного транспорта, кроме железнодорожного на 2,0% и 13,0% соответственно. Физический объем экспорта легковых автомобилей возрос на 18,1%, а грузовых автомобилей снизился на 33,9%.
Доля металлов и изделий из них в экспорте в страны СНГ в 2010 году составила 9,0% (в 2009 году – 11,8%). Стоимостной объем экспорта данной товарной группы уменьшился по сравнению с 2009 годом на 8,5%, а физический – на 5,7%. Физические объемы экспорта черных металлов и изделий из них сократились на 6,1%, в том числе: труб – на 65,1%, прутков из железа и нелегированной стали – на 21,6%. Вместе с тем возросли физические объемы экспорта чугуна в 2,6 раза, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали – на 22,8%, проката плоского – на 19,7%, алюминия необработанного – на 19,5%.
Доля продовольственных
Удельный вес продукции
Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в 2010 году составила 4,0% (в 2009 году – 5,1%). Стоимостной и физический объемы экспорта этих товаров сократился на 5,8% и 12,2% соответственно. Физические объемы экспорта пиломатериалов снизились на 15,5%, фанеры – на 3,9%, бумаги газетной – на 8,5%; целлюлозы – возросли на 10,8% (См. Приложение 1).
Географическая структура
В географической структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский Союз, как крупнейший экономический партнер страны (См. Приложение 2). На долю Европейского Союза в 2010 году приходилось 49,0% российского товарооборота (в 2009 году – 50,4%). На страны СНГ в 2010 году приходилось 14,6% российского товарооборота (в 2009 году – 14,6%), на страны ЕврАзЭС – 7,8% (8,7%), на страны АТЭС – 23,3% (20,7%).
Основными торговыми
Таблица 2.1
Объемы торговли со странами СНГ в 2010 году
(миллионов долларов США):
|
2.1. Анализ импорта по товарному и географическому признаку
Импорт России в 2010 году составил 229,0 млрд. долларов США и по сравнению с 2009 годом увеличился на 36,8%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 197,4 млрд. долларов США (рост на 35,6%), из стран СНГ – 31,6 млрд. долларов США (рост на 44,8%).
Увеличение стоимости
В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в 2010 году приходилось 47,0% (в 2009 году – 46,1%). Стоимостной объем импорта машиностроительной продукции по сравнению с 2009 годом увеличился на 38,4%, в том числе: механического оборудования – на 35,5%, электрооборудования – на 39,8%, средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного) – на 59,1%, инструментов и аппаратов оптических – на 23,9%. Физический объем ввоза легковых автомобилей возрос на 23,2%, грузовых – в 2,2 раза.
Доля импорта
Удельный вес продукции
Доля импорта текстильных
Удельный вес импорта металлов и изделий из них в 2010 году составил 6,0% (в 2009 году – 5,2%). Стоимостной объем данной товарной группы по сравнению с 2009 годом возрос на 56,8%, а физический – на 73,7%. Физические объемы закупок черных металлов и изделий их них увеличились на 79,1%, в том числе: проката плоского из железа и нелегированной стали – на 75,2 раза, труб – в 4,0 раза.
В товарной структуре импорта из стран СНГ в 2010 году доля машин и оборудования составила 29,4% (в 2009 году – 23,6%). Стоимостной объем импорта данной товарной группы по сравнению с 2009 годом возрос на 64,4%. Стоимостные объемы ввоза механического оборудования возросли на 17,4%, электрооборудования – на 28,4%, железнодорожного оборудования – в 3,6 раза, средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) – в 2,0 раза. Физический объем ввоза легковых автомобилей увеличился в 2,1 раза.
Удельный вес
Рост стоимостных объемов
Глава 3. Перспективы развития внешней торговли России
3.1. Долгосрочный прогноз развития
структуры внешней торговли
Инерционный сценарий развития российского экспорта товаров и услуг в период до 2030 г. предполагает, что основные факторы, действующие в этой сфере, сохранят свое влияние. Инерция экспортного роста продлится до 2030 г. благодаря увеличению по сравнению с 2000 г. объемов вывоза за рубеж как товаров (почти в 2,3 раза), так и особенно услуг (более чем в 4 раза). В результате товарный экспорт составит в общем объеме экспорта 80–83% против 88–89% во второй половине 1990-х годов. Доля услуг возрастет до 17% против 11–14% соответственно. Ежегодный средний темп роста экспорта будет примерно в 1,5 раза выше прогнозной оценки по валовому внутреннему продукту.
Расширится объем транспортно-транзитных услуг, особенно по внешнеторговому грузообороту с Казахстаном, а также с Китаем. Повысятся доходы от туризма. Возрастут объемы продаж услуг по запуску спутников, развитию межконтинентальной системы телекоммуникаций и т. п.
Структура
экспорта товаров, очевидно, не претерпит
радикальных изменений. Она по-прежнему
будет носить топливно-сырьевой характер,
хотя в ней увеличится доля сырьевых
товаров более высокой степени
переработки с заданными
Согласно прогнозам специалистов, российский экспорт машин и оборудования постепенно обретет устойчивость благодаря возобновлению между странами СНГ производственной кооперации в области машиностроения. Тем не менее, его основу по-прежнему будет составлять экспорт вооружения, военной техники и технологий.
В прогнозируемый
период постепенно будет преодолена
инерция уменьшения эффективности
экспортных сделок с машинно-технической
продукцией гражданского назначения,
вызванного так называемым эффектом
отрицательной добавленной
Инерционный сценарий динамики структуры российского импорта в период до 2030 г. будет определяться воздействием следующих факторов.
Информация о работе Внешняя торговля России: структура, динамика, перспективы