Внешнеэкономические стратегии Германии и перспективы развития экономики страны в XXIвеке

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

До объединения Германия была разбита на две территории: 23 мая 1949 года была провозглашена Федеративная Республика Германия, официально включавшая земли Объединенного Королевства, Соединенных Штатов и Франции, а 7 октября 1949 года - Германская Демократическая Республика (ГДР, или Восточная Германия), объявленная зоной Советского Союза. 3 октября 1990 года вступила с силу Конституция объединенной Германии, в основу которой был положен Основной Закон Германии. Федерация в зарубежных странах. - Данная конституция гарантирует защиту прав и свобод граждан Германии, а также разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Особенности развития экономики Германии.
§ 1.1. Экономические реформы Германии после II мировой войны.
§1.2 Роль Германии в становлении ЕС.
Глава2. Экономика Германии в условиях глобализации.
Глава 3. Внешнеэкономические стратегии Германии и перспективы развития экономики страны в XXIвеке. 52§
Внешнеторговая политика Германии на современном этапе.
Российско-Германские отношения. 63
§3.3 Перспективы развития экономики Германии. 68
Заключение 73
Список литературы 77

Файлы: 1 файл

экономика Германии.docx

— 106.67 Кб (Скачать)

¦ восстановление дееспособности пенсионного  страхования и вве-дение динамической пенсии 1957 г. путем пересчета ее в зависимости от зарплаты;

¦ введение пособий на детей (начиная  с троих детей) в 1954 г.

Эти и другие меры позволили значительно  облегчить переход к ры-ночной экономике. Но как точно заметил Ральф Цепперник. «социаль-ное в конкуренции как раз то, что вообще на рынок приходит большое предложение товаров».

Ту же самую мысль Эрхард выразил другими, более эмоциональ-ными словами: «Мы были на наилучшем пути, чтобы приговорить де-мократию к смерти и превратить демократические основные права на-шего народа в химеру. Только когда эти права вновь найдут свое выра-жение в свободном выборе профессии, в свободном выборе рабочего места и, прежде всего в свободе потребления, лишь тогда сможем мы ожидать, что немецкий народ будет вновь активно участвовать в поли-тическом определении своей судьбы».

Именно так стоял тогда вопрос: союзники готовы были снять свое опекунство над Западной Германией лишь тогда, когда она докажет свою способность  к экономически эффективному и демократическому развитию. Вскоре это и произошло.

 

 

§1.2 Роль Германии в становлении  ЕС.

 

На пороге XXI века общие условия  для германской внешней политики изменились кардинальным образом. Модели современного федерализма: сравнительный  анализ. В.Е.Чиркин. (Государство и  право 2004, N8-9.)

Германия вос-соединилась и обрела внешнеполитический суверенитет. Ее положение в области политики безопасности решительно улучшилось. Германская внешняя политика есть и будет по-литикой мира, ее целью по-прежнему остается обеспечение будущего в глобальном масштабе.

Прекращение конфликта между Востоком и Западом предостави-ло новую свободу всем государствам, когда-то находившимся в поле идеологической напряженности. В Европе в целом и во всем мире появились новые формы сотрудничества, которые раньше были просто немыслимы.

Объединенная Германия, страна-экспортер, расположенная в самом центре Европы и интегрированная в мировое  хозяйство, немало выигрывает от наличия  новых возможностей. Во все более тесно переплетающемся мире национальная изолированность стала уже невозможной. Важнейшим проявлением произошедших перемен является глобализация, взрывающая национальные границы благодаря интернационализации комму-никации и хозяйственной деятельности.

По всей Европе достигнут решающий прогресс в области демо-кратии, правового государства и рыночной экономики. В то же время за последние годы Европе пришлось пережить вспышку открытых военных конфликтов в пределах своих границ.

Поэтому создание стабильного и  прочного мирного устройства в Европе, придание международным отношениям еще более цивилизованного и  правового характера и в первую очередь раз-работка и развитие эффективных стратегий по предотвращению конфликтов и их мирного урегулирования остаются приоритетными задачами германской политики. Ее основу составляют защита прав человека, готовность к диалогу, отказ от применения силы и укрепление мер доверия, На фоне собственного исторического опыта Германия испытывает особую приверженность принципам свободного правового го-сударства и правам человека. В силу этого германская политика во всем мире ориентирована на принципы уважения прав человека и человеческого достоинства. Тем самым она служит делу стабильности, мира и развития. Ключевыми темами XXI века являются такие глобальные пробле-мы, как устойчивое развитие в странах-партнерах на Юге и Востоке, преодоление отставания в развитии, сохранение нор-мальных условий для жизни на нашей планете, сдерживание нерегулируемой миграции, международной преступности, рас-пространения оружия массового поражения, с которыми от-дельные государства уже не в состоянии справиться в одиноч-ку. В условиях меняющегося мира Германия готова взять на себя более высокую ответственность. При этом в области внешней политики она по-прежнему будет действовать в тес-ном союзе с партнерами по Европейскому Союзу и Атланти-ческому союзу, а также участвовать в деятельности междуна-родных организаций, прежде всего ООН и ОБСЕ. Германская внешняя политика будет ориентироваться на сохране-ние мира и процветания, развитие демократии и прав челове-ка во всем мире.

Отсюда вытекают следующие основные моменты внешней поли-тики Германии: Гутник В., Германия: дорога к подъему // МЭиМО. 2003. № 6.

¦ дальнейшее развитие Европейского Союза, который в глобальном масштабе должен стать эффективным партнером  во всех областях. Обеспечение мира, демократии и процветания по всей Европе, в частности, путем успешного  расширения Европейского Союза

¦ укрепление общеевропейского сотрудничества в рамках ОБСЕ

¦ дальнейшее развитие Атлантического сонла и трансатлантического сотрудничества, к рамках которого Европа должна брать на себя более высокую ответственность

¦ усиление роли международных организаций, прежде всего ООН, и более активное участие Германии в их деятельности. Развитие и уважение прав человека во всем мире

¦ расширение партнерских отношений  со всеми граничащими с ЕС регионами, в первую очередь со Средиземноморьем и Ближним Востоком, в интересах  развития и стабильности

¦ более интенсивное сотрудничество с африканскими государст-вами, расположенными к югу от Сахары и являющимися одним из основных объектов германской политики развития. Важным критерием внешнеполитического веса и дееспособности Германии остается эффективность ее экономики. Необходимо обеспечить Германии роль одной из ведущих стран-экспортеров и создание в стране благоприятных условий для развития промышленных отраслей будущего. Будучи одним из крупнейших промышленных и торговых государств, имеющих тесные связи со всем миром, Германия не может обойтись без хорошо функционирующей системы мировой экономики, учитывающей при этом экологический и социаль-ный баланс интересов. То и дело возникающие кризисы на мировых финансовых рынках выявили взаимозависимость на-циональных народных хозяйств, продемонстрировав значи-тельный дестабилизирующий потенциал в социальной сфере. Укрепление международных институтов в области торговли и фи-нансов, создание для мировой экономики обязательных правовых рамок, ориентированных на принципы рыночной эконо-мики, отвечает германским интересам.

Германия намерена содействовать  мир-ному прогрессу во всем мире и справедливому балансу интере-сов между Севером и Югом. Германская внешняя политика по-прежнему привержена цели устойчивого глобального развития. В настоящее время Германия поддерживает дипломатические отношения почти со всеми странами мира. Она имеет свыше 200 зарубежных представительств. К ним следует добавить еще 12 представительств при межправительственных и наднациональных организациях. Римлянский В. Вступая в новый век // МЭиМО. 2003. № 2.

Глава 2. . Экономика Германии в условиях глобализации

Дискуссия об экономической политике в Федеративной Республике Германия приняла неожиданный оборот. Долгое время почти не оспаривалось, что  основой для повышения всеобщего  благосостояния в народном хозяйстве  Германии является ее включение в  международное разделение труда. Сегодня, наоборот, склоняются к тому, чтобы  возложить вину за экономические  проблемы, в особенности за наличие  в стране большой безработицы, на ставшую уже притчей во языцех глобализацию, хотя речь в данном случае идет ни о чем другом, как о форсированном разделении труда во всемирном масштабе.

Фундаментальные дилеммы германской внешней политики могут быть рационально  поняты в широком контексте культурно-цивилизационных оснований ее восточного вектора и исторически сложившихся альтернатив - гегемонии или лидерства. Немецкий историк О. Данн пишет: «Как только немцы приступают к строительству государства, так у них выходит рейх. Основной вопрос - быть или не быть Четвертому рейху». По словам Данна, сами немцы по поводу такой перспективы энтузиазма не испытывают. Что не освобождает их, как он пишет, от «роли посредника в воссоединенной Европе; решение о переносе столицы в Берлин явилось символическим признанием этой роли».

Похоже, что существующие в Германии страхи перед глобализацией питает особенно повысившаяся мобильность  капитала. Однако мрачные сценарии, получившие довольно широкое распространение, основываются зачастую на элементарных недоразумениях. Это относится, например, к постоянно встречающемуся утверждению, будто мобильный капитал в  больших объемах утекает из Германии в развивающиеся страны с их низкой стоимостью рабочей силы, чтобы оттуда наводнять германский рынок дешевыми товарами, вызывая безработицу и  снижение заработной платы. Но в действительности в 1993-1996 годах почти 80% прямых германских чистых инвестиций за рубежом пришлось на другие индустриальные страны. Кроме  того, если давать определение понятию  чистого экспорта капитала из Федеративной Республики Германия в развивающие  страны, то это означает, что последние  получают из Германии больше товаров, чем поставляют в нашу страну. В  конечном счете, в дискуссии о  глобализации постоянно смешиваются  гигантские всемирные финансовые потоки и перемещение капитала, имеющее  существенное реальное значение для  экономики. Несмотря на высокую международную  мобильность капитала, наибольшее значение для капиталовложений в народное хозяйство той или иной страны по-прежнему имеют ее внутренние накопления.

Если международное разделение труда осуществляется сегодня за счет одновременного действия различных  механизмов, то с перспективы экономики  это означает, что у участвующих  в глобализации стран появляется гораздо больше возможностей для  экономической специализации. Говоря иными словами, нарастающее переплетение рынков в единую сеть и усиливающаяся  взаимозависимость производства в  различных странах, обусловленная  движением товаров, перемещением капитала и передачей технологий, дают шанс повысить всеобщее благоденствие.

Если развивающимся и "пороговым" странам удастся интегрироваться  в мировую экономику, то выгоду от этого должны извлечь как раз  индустриально развитые державы, такие, как Германия. Глобализация облегчает  развивающимся странам задачу лучше  использовать их сравнительные производственные преимущества, увеличить предложение  товаров, которые производятся с  довольно большими трудозатратами и  применением стандартизированных  технологических процессов. Относительная  цена таких товаров на мировом  рынке должна в этом случае понизиться. Это позволило бы индустриально  развитым странам, импортирующим такие  товары и специализирующимся, в свою очередь, на производстве высокотехнологичных  изделий, требующем сравнительно больших  затрат человеческого капитала, улучшить так называемое Terms - of - trade; они могли бы добиться реального увеличения своих доходов.

При обсуждении шансов и рисков глобализации для Германии явно мало места уделяется  роли структурной реформы. Дискуссия  об экономической привлекательности  Германии, подогретая глобализацией, вращается  вместо этого вокруг расхожих понятий: с одной стороны, мировое первенство по экспорту и стремительный рост прибылей, с другой, высокий уровень зарплаты и налогов, миграция промышленных предприятий в зарубежные страны. В зависимости от интересов, участники дискуссии или приуменьшают необходимость адаптации, или объявляют Германию страной, уже потерпевшей крупное поражение в глобальной конкурентной борьбе. Индикаторы, которые используют представители различных групповых интересов, имеют одну общую особенность: они лишь частично отражают развитие.

Германский экспорт процветает. В 1997 году вывоз товаров увеличился в стоимостном выражении на 12,5%, а положительное сальдо торгового  баланса, составившее 122 миллиарда немецких марок, практически вновь достигло наивысших показателей периода  экспортного бума до воссоединения  Германии. Эти статистические данные постоянно приводятся в качестве доказательства того, что проблема безработицы в Федеративной Республике Германия не имеет ничего общего с  ухудшением ее конкурентоспособности, и те, кто бормочет заклинания о  глобальных вызовах, не достигают цели.Гутник В. Изменения хозяйственного порядка и поиски эффективной экономической политики// МЭиМО. 2003. № 2.

Однако, несмотря на увеличение вывоза товаров, доля Германии в экспорте всех индустриально развитых стран в 1996 году была все же ниже, чем аналогичный  показатель шестнадцатилетней давности. Удельный вес Японии за это же время  увеличился с 10,3% до 11,6%, хотя курс йены вырос по отношению к доллару гораздо сильнее, чем немецкой марки. Абсолютный рост экспорта скрывает к тому же, что в длительной перспективе у Германии могут появиться проблемы в конкурентной борьбе, поскольку ее структура экспорта плохо сочетается со сравнительными производственными преимуществами этой одной из ведущих индустриальных держав. Два наблюдения дают повод к раздумью:

¦ в сравнении с Японией Германия значительно меньше расширила экспорт  товаров, производство которых требует  больших затрат основного и человеческого  капитала. Уменьшение доли Германии в  общем экспорте таких товаров  странами-членами Организации экономического сотрудничества и развития указывает  на то, что она не в полной мере использовала предоставленные глобализацией  шансы:

¦ детальный анализ структуры экспортных изделий обрабатывающей промышленности показывает, что после 1980 года Япония чрезвычайно "отточила" свою специализацию. Германия, напротив, практически бездействовала. Дисперсия показателей роста  экспорта по 30-ти отдельным видам  продукции в Германии была сравнительно низкой. Не возникло характерной взаимосвязи  между изменениями в структуре  германского экспорта и моделью  использования сравнительных производственных преимуществ, ожидаемой от передовых  промышленно развитых стран.

Частые ссылки на лавинообразный рост прибылей германских предприятий также  больше скрывают, чем выявляют истинное положение вещей. С их помощью  пытаются внушить, что у Германии нет проблем с размещением  производства и привлечением инвестиций, что она, скорее, явно выиграла от глобализации, и что следовало бы только более  справедливо распределять прибыли. Но надо признать, что доля валового дохода, обеспечиваемого за счет труда  по найму, в национальном доходе Германии уменьшилась по сравнению с 1980. Однако соответствующая норма заработной платы в Западной Германии в 1994 году по-прежнему превышала аналогичный  показатель начала семидесятых годов. Во всей Германии норма зарплаты, если проводить сравнение между 1991 и 1996 годом, снизилась всего лишь на 1% и составила 71%. Соответствующее повышение доли валового дохода, складывающейся из предпринимательской деятельности и имущества, содержит в себе также имущественные доходы работающих по найму. Если использовать критерии народного хозяйства в целом, то рост прибылей предприятий оказывается явно слабее, чем дают понять сообщения в печати, живописующей "стремительный рост" прибылей отдельных фирм и концернов. К тому же следует добавить, что ситуация с прибылями предприятий, действующих по всему миру, не позволяет точно определить, где они были получены. В той мере, в какой возможен перевод прибылей дочерних зарубежных предприятий на родину, германские головные компании выиграли от глобализации, но это не является еще признаком большой экономической привлекательности Германии. В конечном счете, горячая дискуссия о нормах заработной платы и прибыли скрывает существенный вопрос: как повлияло давление глобализации на отдельные сегменты рынка труда в Германии, прежде всего, как сказалось оно на положении малоквалифицированной рабочей силы, которая находится под особой угрозой?

Доводы критиков экономической  привлекательности Германии также  вносят лишь частичную ясность в  этот вопрос. Практически невозможно оспорить тот факт, что она является страной с очень высоким уровнем  заработной платы. Оплата труда в  обрабатывающей промышленности Германии составляла в 1995 году 32 доллара в  час, в сравнении с примерно 24 долларами в Японии, 17 долларами  в США и 14 долларами в Великобритании. Но одна только очень высокая стоимость  рабочей силы не говорит еще о  недостатках Германии, как места  размещения производства и вложения капиталов. Большие зарплаты были бы даже выражением прочности ее положения, если бы они являлись результатом рыночной оценки производительности труда. Можно усомниться в том, что в Германии существует подобная корреляция.

Информация о работе Внешнеэкономические стратегии Германии и перспективы развития экономики страны в XXIвеке