Внешнеэкономические стратегии Германии и перспективы развития экономики страны в XXIвеке

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

До объединения Германия была разбита на две территории: 23 мая 1949 года была провозглашена Федеративная Республика Германия, официально включавшая земли Объединенного Королевства, Соединенных Штатов и Франции, а 7 октября 1949 года - Германская Демократическая Республика (ГДР, или Восточная Германия), объявленная зоной Советского Союза. 3 октября 1990 года вступила с силу Конституция объединенной Германии, в основу которой был положен Основной Закон Германии. Федерация в зарубежных странах. - Данная конституция гарантирует защиту прав и свобод граждан Германии, а также разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Особенности развития экономики Германии.
§ 1.1. Экономические реформы Германии после II мировой войны.
§1.2 Роль Германии в становлении ЕС.
Глава2. Экономика Германии в условиях глобализации.
Глава 3. Внешнеэкономические стратегии Германии и перспективы развития экономики страны в XXIвеке. 52§
Внешнеторговая политика Германии на современном этапе.
Российско-Германские отношения. 63
§3.3 Перспективы развития экономики Германии. 68
Заключение 73
Список литературы 77

Файлы: 1 файл

экономика Германии.docx

— 106.67 Кб (Скачать)

Кроме того, Россия заинтересована в  сотрудничестве с Германией, как  с экономическим лидером Евросоюза. ЕС - важнейший экономический партнер  России: 40% ее внешней торговли приходится на страны Союза, оттуда поступает более  половины прямых инвестиций в Российскую экономику. Как утверждает немецкая сторона, «первостепенная цель германской и западной политики состоит в  том, чтобы Россия стала частью новой  Европы, и к этому мы будем дальше стремиться».

 

§3.3 Перспективы развития экономики  Германии.

 

Самый удачный после 1991 г. с точки  зрения хозяйственной конъюнктуры, относительно спо-койный в политическом отношении по сравне-нию с предыдущими двумя годами и вобравший в себя начальные этапы нескольких фундамен-тальных социально-экономических реформ - так можно охарактеризовать последний год прошло-го века для Германии. Именно в 2000 г. стало оче-видно, что кабинет Шредера взял курс на глубо-кое и всеобъемлющее реформирование экономи-ки и социальной сферы, причем преобразования имеют преимущественно социал-либеральную окраску.

В 2000 г. позиции канцлера и председателя СДПГ Г. Шредера явно укрепились, не в послед-нюю очередь из-за весьма благоприятного разви-тия экономической конъюнктуры и смягчения безработицы. Рост ВВП в постоянных ценах впервые после 1991 г. превысил 3%. Гамза П., Германский капитал за рубежом // МЭиМО. 2002. № 4.

Сила германской экономики - высокая  конку-рентоспособность товаров на мировом рынке и высокая экспортная доля в ВВП - вновь обернулась слабостью, точнее, ненадежно-стью. Ведь только высокие темпы роста экспорта обеспечивают высо-кие темпы роста экономики в целом. Надежды на то, что внутренний спрос будет играть все боль-шую роль как фактор роста, пока не оправдыва-ются: вклад внутренних факторов в темпы приро-ста ВВП в прошлом году составил 1.9 пункта и та-ким же ожидается в следующие два года. Так что и в ближайшие годы только существенный зару-бежный спрос обеспечит взятие национальной экономикой планки в 2%.

Впрочем, структура создаваемого ВВП  меня-ется и в отношении внутренних факторов: доля частного потребления растет, тогда, как государ-ственного устойчиво снижается. Инвестиции в прошлом году также заметно выросли, но исклю-чительно за счет вложений в оборудование, тогда как строительные инвестиции, как и в предыдущие годы, упали. В ближайшие годы ожидается похожая картина, хотя рост ин-вестиций в оборудование, равно как и снижение инвестиций в здания и сооружения, замедлятся.

Правительство утверждает, что основу успеш-ного развития страны составляют начатые им ре-формы. В частности, вместо привычных методов борьбы с безработицей путем помощи, потеряв-шим работу ставка сделана на создание максимально благо-приятных условий для предприятий, учреждения и развития все новых и новых фирм, а значит - но-вых рабочих мест.

Однако вероятность того, что  кабинет Шредера не отступит, весьма высока, поскольку шансы на второй мандат пока велики, а приостановка ре-формирования может обернуться неприятными проблемами во время второго срока. Альтерна-тивы же социал-либеральному обновлению гер-манской модели, очевидно, нет.

Поэтому правительство, безусловно, продол-жит курс на создание благоприятной среды для предпринимательства и частной инициативы и, прежде всего - через снижение налогового бре-мени. Принципы налоговой реформы на 2001-2005 гг. были утверждены в прошлом году, и уже в 2001 г. налоговое бремя на домохозяйства и предприятия уменьшается по сравнению с 2000 г. на 45.4 млрд. марок. Сово-купный налог на прибыль, превышавший в 2000 г. 50%, наконец-то уже в 2004 окажется ниже 40%. Существенно снижается и подо-ходный налог: максимальная ставка уменьшает-ся с 53% в 1999 г. до 48.5% в 2001 г. и 42% в 2005 г.; начальная ставка также уменьшается с 22.9% до 19.9% в 2001 г. и 15% в 2005 г. Актуальные проблемы Европы. Глобальные вызовы и Европа. №3. М., 2005.

Заметно перестраивается и вся  государствен-ная финансовая система. Снижение налогов неизбежно влечет за собой снижение го-сударственных расходов. Доля государства в пе-рераспределении ВВП через бюджет и социаль-ные фонды уменьшается. Пока все еще неясно, чем будет компенсирова-но снижение поступлений в казну, какие статьи расходов придется урезать уже в ближайшем бу-дущем. В 2000 г. нео-жиданно удалось достичь профицита госбюджета, но лишь благодаря огромному дохо-ду от продажи лицензий на мобильную связь тре-тьего поколения и значительным поступлениям от приватизации. В 2003 и 2004 годах таких подарков не предвидится, а потому бюджет вновь ожидается дефицитным. Финансовая политика остается, таким образом, важнейшим полем, на котором проверяется жиз-неспособность обновленной социал-демократи-ческой политики "нового центра" и ее соответст-вие требованиям XXI в.

С финансовыми делами связаны и  перемены в социальной сфере. Будет  перестроена система медицинского и социального страхования, в  ре-зультате чего уменьшатся отчисления - по сути, тоже налоги - в социальные фонды и больничные кассы. Государство все меньше, а индивиды все больше будут решать, на что ис-пользовать доходы частных лиц. Второй важнейшей реформой, запущенной кабинетом Шредера, стала весьма спорная пенси-онная реформа, вызвавшая острейшие дебаты. Предусматривается пока не переход от преиму-щественно страховой солидарной системы к пре-имущественно накопительной, а просто введение накопи-тельной части пенсионной системы. Через 3 - 4 го-да эта часть должна составить всего 4%. При этом государство намерено стимулировать частные накопления. Но чтобы не допустить бедности в старости, вводятся базисные пен-сии, финансируемые из налоговых поступлений. Индексации пенсий в зависимости от динамики заработной платы больше не будет.

Пенсионная реформа рассчитана до 2030 г. Она не носит характера  революционного разры-ва с прежней солидарной системой, но трансфор-мация последней все же будет сильной. Подо-рвать реформу могут, правда, профсоюзы: толь-ко в конце 2000 г. они поддержали реформу при условии, что страховые взносы не превысят 22% брутто-зарплаты, а размер пенсии не будет мень-ше 67% нетто-зарплаты. Очевидно, что оппози-ции придется принять предлагаемую реформу, поскольку новые условия вынуждают правительство двигаться в данном направлении, независимо от его партийной окраски.

Особенность мирохозяйственного развития высокие цены на нефть - затронула  и Германию. И хотя их повышение  не смогло противодейство-вать тенденции к экономическому росту в стране, потребители ощутили некоторые неприятные последствия. В сентябре в Германии, как до того в Бельгии, Франции и Великобритании, начались массовые протесты водителей против повыше-ния цен на горючее. Они вынудили Шредера со-гласиться на социальные компенсации повышаю-щихся цен на энергоресурсы.

Не только цены на нефтепродукты  и мясо ис-портили инфляционную картину в Германии. После 0.6%-ного повышения розничных цен в 1999 г., рост их почти на 2% в 2000 г. выглядит тревожно. Такая же инфляция ожидается и в 2001 г. Рост цен затронул весь Евроленд, и он да-же вышел за рамки маастрихтских критериев, со-ставив 2.3%. Это вынуждает Европейский цент-ральный банк проводить довольно жесткую де-нежную политику, что ослабляет курс евро по отношению к доллару. Хотя в апреле 2001 г. став-ка рефинансирования ЕЦБ (4.75%) впервые за долгие годы превысила ставку Федеральной ре-зервной системы США (4.5%), неясно, как долго сохранится подобное соотношение. Если дли-тельное время, то это несколько снизит экспортные возможности Германии, но станет стимулом притока капитала, необходимого для модернизации всей экономической системы страны, внедрения новых технологий и создания новой базы экспансии, в том числе в сфере "новой экономики".

Несмотря на явно заниженный курс евро денежная политика ЕЦБ и Бундесбанка расценивается как весьма рациональная. Не ввязываясь в безнадежную борьбу с долларом за лидерство, субъекты денежной политики в Евроленде и Германии смогли предотвратить внутреннее обесценение единой валюты в непростых условиях высоких цен на нефть.

Оценки ближайших перспектив развития немецкой экономики весьма неоднозначны. Слишком многое зависит от мирохозяйственной  ситуации и от последовательности реформистской  по-литики германского правительства. Даже если эффект самих реформ проявится не так скоро, их ход и параметры явятся важным сигналом для хо-зяйствующих субъектов. Едва ли можно ожидать резкого подъема и опережения США по темпам роста. В среднесрочной перспективе ожидается умеренный - от 2 до 2.5% - рост ВВП. Но падение средних темпов ниже отметки 2% уже чревато неприятностями для мирохозяйственных позиций германской экономики.

 

Заключение

Мы привыкли называть нынешние отношения  России и Германии стратегическим партнерством или, по выражению более осторожных экспертов, курсом на стратегическое партнерство. Такое определение можно лишь приветствовать, хотя оно не содержит никакой специфики двусторонних связей. Россия имеет в мире десятки  стратегических партнеров, и число  таких стран увеличивается, пожалуй, с каждой новой поездкой нашего президента. Германия также не обделена подобными  партнерами. Слова о стратегическом партнерстве стали настолько  расхожими, что не несут больше особой смысловой нагрузки.

Между тем XX век в Европе характеризовался сложным сочетанием, как противостояния, так и взаимодействия обоих государств, а у остальных европейцев Германия и Россия, преемница СССР, вызывали и отчасти вызывают подозрительное отношение к себе. Стоит отметить в этой связи, что, по мнению официальной  германской историографии, вопрос о  том кто виноват в развязывании Первой мировой войны, до сих пор остается спорным.

После Второй мировой войны возможная германская опасность была устранена путем экономической интеграции, результатом которой стал Европейский Союз, и посредством создания военно-политического союза НАТО. Тем не менее, единодушия относительно будущего поведения Германии среди экспертов нет. Одна группа - алармисты - полагает, что объединение Германии создало предпосылки для ее возвышения до уровня хозяина европейского континента и страна еще породит непростые проблемы для ее нынешних союзников. Основная борьба, по их мнению, развернется в Европе между США и Германией, причем в экономической сфере. России они предлагают играть на американо-германских неизбежных противоречиях, это, мол, большой шанс для России. Но это - не шанс, это была бы ошибка.

Положение в мире и в Европе со времен Рапалло изменилось кардинальным образом, а вот подходы у некоторых  экспертов остались прежние. Их стержень-создание временных коалиций.

Германию нельзя ныне рассматривать  без учета ее глубокой вовлеченности  в европейский интеграционный процесс, в ходе которого она утратила многие прерогативы национального государственного управления, отошедшие к совместным органам. С целью навсегда обеспечить мир в Европе и избежать типичных для прошлого межгосударственных блоков был задуман процесс интеграции. Брюссель и Страсбург значат для  Германии не меньше, чем Берлин. Время  политики Рапалло и пакта Молотова - Риббентропа, нацеленной на раскол Европы, прошло.

Германию нельзя больше вычленить  из европейского сообщества. После  введения общей валюты всякие рассуждения  о гегемонизме Германии несостоятельны. Отныне для нее практически исключено проведение некоего особого, а тем боле агрессивного индивидуального курса, ибо это ударило бы через общую денежную единицу по ней самой. Было бы неразумно членам еврогруппы, и Германии, в том числе ослаблять евро, чтобы насолить соседу, как неразумно, скажем, подрывать общий нефтепровод. Создались условия, при которых Германия и остальная Европа должны хранить друг другу нибелунгскую верность. С появлением евро произошла окончательная европеизация Германии. Вечный спор о том, "кто кого"? - Германия Европу приструнит или наоборот, больше не актуален. Это, конечно, не означает всеобщей стерилизации отношений между членами ЕС. Евро не может как-то воспрепятствовать изменению сложившейся конфигурации сил в интеграционной экономической структуре, в частности, наращиванию германской доли. Здесь умести провести аналогию с внутренней экономикой, где при одной и той же валюте регионы развиваются по-разному, но это развитие не связано с какими-то недружественными действиями по отношению к слабым территориям. Кстати говоря, объединенная Германия показала за прошедшее десятилетие минимальный экономически рост по сравнению с другими членами ЕС.

Вряд ли будет далеко от истины утверждать, что Германия и Франция  станут предметом критики ряда других членов Евросоюза при всех условиях, причем даже противоположного плана - за пассивность, если таковая будет  проявлена, и за активность, в которой  подозрительными соседями обязательно  будут усмотрены гегемонистские устремления. При формальном равенстве  голосов 15 членов интеграционного сообщества на этих двух странах лежит особая ответственность за положение в  Европе. С течением времени произошла  небезынтересная метаморфоза в  представлениях. Если сначала крепкий  союз Германии и Франции, открытый для  других государств, рассматривался как  залог обеспечения мира на континенте, то после достижения этой цели некоторые  третьи государства обеспокоены  германо-французским тандемом, возможностью сговора за счет менее мощных партнеров. На деле же пока работает германо-французское  сотрудничество, Европе нечего бояться этих стран, а они друг с другом, как и остальные, скованы сейчас одной цепью, а именно евро.

Отсюда следует вывод о том, что будущее отношений между  Россией и Германией ей нужно  рассматривать в контексте сращивания последней со странами ЕС. Если Россия самостоятельно определяет свою политику, как внутреннюю, так и внешнюю, то Германия согласовывает свои действия с ЕС, причем шаг влево, шаг вправо здесь не только не приветствуется, но и не допустим. Когда РФ имеет дело с Германией, то она одновременно общается с остальной Европой, если, конечно, речь идет о политике и экономике. Соответственно, Германия отстаивая перед Россией свои интересы, радеет одновременно и за всю "свою" Европу. Например, на недавнем заседании Петербургского Диалога в Веймаре хозяева сформулировали свои претензии отно-сительно препятствий на пути притока германского капитала в Россию. Это - семь блоков вопросов, начиная от необходимости банковской реформы в России и до задержек с реорганизацией государственных предприятий, включая естественные монополии, например, железнодорожный транспорт. Некоторые из этих вопросов могут быть решены в короткий срок. Так, немецкая сторона настаивает на устранении различий в ставках подоходного налога для резидентов (13 %) и нерезидентов (30 %). Другие блоки, как уже видно из названий, потребуют длительного времени. Ничего специфического немецкого в этих претензиях нет. Подобные каталоги предъявляются нам и другими странами.

Теперь отделим экономику от политики. Что касается экономического сотрудничества, то здесь развитие более или менее предопределено и снятие препятствий (они в основном на нашей стороне) не является какой-то уступкой Германии и Западу в целом, оно свидетельствует о нормализации нашей внутренней экономической  жизни. Со временем будут урегулированы  вопросы о зарубежной «движимости  бывшего СССР в пользу России, а  не Украины. Не вечен спор и о перемещенных художественных ценностях.

Информация о работе Внешнеэкономические стратегии Германии и перспективы развития экономики страны в XXIвеке