Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:30, курсовая работа
Внешнеэкономическая политика США в начале XXI века порождает немало противоречивых оценок в политических кругах, со стороны ученых и специалистов, а также в широких слоях населения в Соединенных Штатах и в других странах современного мира. Эта противоречивость связана с радикальными переменами в международной экономической позиции США, которые совершились в исторически короткие сроки и не сразу получили адекватное осмысление.
ПРАВИТЕЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
АКАДЕМИЯ
ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
Факультет экономики и менеджмента
Кафедра
мировой экономики
Скаковская Мария Леонидовна
Группа
20Э
Курсовая работа
По дисциплине «Мировая экономика»
Внешнеэкономическая
стратегия США
Специальность:
«Экономика»
Преподаватель кафедры
Кузнецов
2011
Введение
Внешнеэкономическая политика США в начале XXI века порождает немало противоречивых оценок в политических кругах, со стороны ученых и специалистов, а также в широких слоях населения в Соединенных Штатах и в других странах современного мира. Эта противоречивость связана с радикальными переменами в международной экономической позиции США, которые совершились в исторически короткие сроки и не сразу получили адекватное осмысление.
Очевидное экономическое превосходство США над другими странами мира вызывает вопросы относительно обоснованности и надежности этого положения. Не оспаривая факт мирового лидерства США по экономическому потенциалу, по достижениям в области научно-технического прогресса, по финансовому могуществу и мировому влиянию в этих и других областях, аналитики остаются в настороженном ожидании неожиданных кризисных потрясений, способных подорвать основы этого благополучия.
В данной работе рассматриваются внешнеэкономическая стратегия, деятельность США.
Актуальность темы.
Предмет изучения.
Объект исследования.
Цель
настоящей работы.
ГЛАВА
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
Виды внешнеэкономической стратегии государства:
Предприниматели
многих стран не жалеют сил, чтобы не допустить
зарубежных конкурентов на свои национальные
рынки. Их интересы понятны – иностранная конкуренция не позволяет
расслабиться, заставляет постоянно обновлять
производство, снижать издержки, повышать
качество.
Интересы же потребителей в том, чтобы
иметь больше добротных и по возможности
дешевых товаров; вопрос о происхождении
товара и то, кто заработает на его производстве,
интересует их значительно меньше.
Эта
ситуация – постоянный источник экономических
и политических трений во многих странах
мира. Правительству надо так рассчитать
свою экономическую политику, чтобы страна
в целом выиграла, а не проиграла от появления
на ее рынках импортных товаров.
В зависимости от того, ограничивает или,
напротив, стимулирует государство ввоз
(вывоз) товаров, выделяют четыре основных
вида его внешнеэкономической стратегии.
1. Стратегия
частичной изоляции проводится с целью
не допустить на внутренний рынок определенные
категории товаров. Например, киновидеопродукцию,
печатные издания, противоречащие идеологии
и образу жизни населения страны.
2. Стратегия
протекционизма (от латинского “protectio”-защита,
покровительство) – стратегия защиты
внутреннего рынка от иностранной конкуренции.
Обычно она сочетается со стимулированием
экспортного производства и, в той или
иной степени с импортозамещением. И принимается
государством под давлением предпринимательских
структур, если национальное производство
неконкурентоспособно. Протекционизм
– это создание отечественным предпринимателям
особо льготных условий, что для национальной
экономики имеет различные последствия.
С одной стороны, ограничение импорта
наносит ущерб потребителям и стране в
целом, поскольку не используются выгоды
международного разделения труда. С другой,
– “тепличные” условия для местных предпринимателей
в виде протекционистских мер против иностранных
конкурентов крайне необходимы в момент
становления национальных компаний и
фирм. Они позволяют новым формам хозяйствования
выжить, набрать силы.
К примеру, стремительный успех японского автомобилестроения во многом объясняется политикой протекционизма, которую проводило правительство в условиях становления знаменитых ныне фирм (“Мазда”, “Ниссан”, “Тойота”). В 1932 г. правительство резко повысило пошлины на импорт зарубежных машин и запчастей, чтобы защитить эти еще не окрепшие автокомпании от американских гигантов автомобильной индустрии.
Возможны
и отрицательные последствия
протекционизма для национальной экономики.
“Тепличные” условия могут
Здесь мы видим классический пример противоречий
между долгосрочными экономическими интересами
страны в целом и отдельных групп ее граждан.
Если вся страна почти всегда выигрывает
от международной торговли и участия в
международном разделении труда, то некоторые
группы ее граждан могут от этого пострадать
и будут требовать защиты “национальной
экономики”.
Эта проблема крайне остра в странах СНГ,
где продукция многих отраслей не в состоянии
конкурировать на внутреннем рынке с импортными
товарами, если распахнуть двери на отечественный
рынок дешевой и качественной зарубежной
продукции.
В этом случае немалое число предприятий обанкротится и закроется, а их бывшие работники будут безуспешно искать средства к существованию. Например, уже в 1992 г. стала возможной ситуация, когда импортное мясо (например, из Эстонии) в России оказалось дешевле продукции местных ферм (особенно тех, что расположены в соседствующей с Эстонией Псковской области). Для жителей российских городов переход на импортное мясо был бы выгодным, но тогда российское животноводство лишилось бы рынка сбыта и, не имея (из-за бурной инфляции) возможности быстро снизить свои затраты, просто разорилось бы. Аналогичная ситуация вполне реальна для легкой и пищевой промышленности, производства бытовой электроники и тд. Видимо, рынок стран СНГ будет довольно долго охраняться от широкого доступа импортных товаров с помощью мер государственного регулирования, и прежде всего таможенных пошлин (тарифов).
Политика протекционизма пользуется особой популярностью в развивающихся странах. Они используют ее для осуществления структурных изменений, поддержки национальной промышленности с целью импортозамещения.
Немаловажно
здесь и то, что при замещении
импорта собственным
3. Стратегия
свободной торговли (“фритредерство”) –
стратегия уменьшения до минимума ограничений
во внешней торговле. Обычно она проводится
странами, занимающими лидирующее положение
на рынке, которым нет необходимости опасаться
подрыва конкурентоспособности своих
товаров.
Политика в большей мере ориентирована
на свободную торговлю также в странах,
где ввозимая продукция не конкурирует
с внутренним производством или является
сырьем для важных отраслей. Если импорт
не вступает в конкурентную борьбу с внутренним
производством, политические силы страны
легче приходят к тому мнению, что он должен
обходиться покупателю как можно дешевле.
Протекционизм неубедителен, когда нечего
защищать. Аналогично товар, являющийся
важным сырьем для отраслей, более крупных
по сравнению с отраслями, конкурирующими
с зарубежным производством, обычно освобождается
от пошлины (или она очень невелика), хотя,
конечно, есть исключения.
4. Стратегия
наполнения дефицитного рынка – “протекционизм
наоборот”. Эффективна только в случае
большого дефицитного национального рынка,
на котором найдется место всем.
Условия претворения той или иной стратегии
могут быть жесткими, когда, выбранная
государством, она проводится по всем
товарам и рынкам. Условия могут быть и
мягкими, если это происходит по отдельным
товарам и рынкам.
Мягкость
позволяет большинству
“Торговая война” – крайняя форма ограничений
на путях международной торговли. Она
представляет собой взаимное принятие
правительствами двух стран мер по ограничению
доступа на их внутренние рынки экспортных
товаров друг друга. Конечно, в таких “войнах”
сегодня не звучат выстрелы и не льется
кровь, но страсти и без этого кипят нешуточные.
Например,
в сентябре 1992 г. на грани такой войны
оказались США и Китай. Причиной стал отказ
КНР снять устанавливаемые на пути импорта
товаров из США барьеры в виде прямых запретов,
квот, лицензий, завышенных требований
к соблюдению стандартов качеств. Реакция
на такое поведение китайских властей
не была бы столь резкой, если бы последние
не сумели добиться значительного преимущества
в торговле с США: в 1991 г. они продали американцам
товаров на 12,7 млрд. долл. больше, чем сами
купили у них. Именно это и вынудило одного
из официальных представителей правительства
США заявить: “Китай быстро становится
важнейшей фигурой в международной торговой
системе. Мы не можем позволить стране
с таким уровнем торговли играть по своим
собственным правилам. Если они хотят
получать прибыль от экспорта, они должны
разрешить и импорт”.
В соответствии с этой позицией США пригрозили
Китаю, что установят на широкий круг товаров,
импортируемых из этой страны (на сумму
около 4 млрд. долл. в год), такие высокие
таможенные пошлины, что цены их товаров
на американском рынке повысятся вдвое.
В ответ китайские власти заявили, что
они в этом случае тоже введут карательные
таможенные тарифы на американские товары,
в том числе на компьютеры, самолеты, автомашины
и т.д., причем на ту же величину – 4 млрд.
долл.
Долгий опыт “торговых войн” подсказал
наиболее развитым странам, что здесь
проигрывают обе стороны и лучше не допускать
начала “боевых действий”. Это породило
в международной торговле добровольное
ограничение экспорта.
США и Япония постоянно находятся на грани “торговой войны” из-за экспорта дешевых японских автомобилей. Учитывая то, что в экономике США автомобильная промышленность традиционно играет особую роль (недаром в фольклор этой страны вошло высказывание Генри Форда о своей компании: “Что хорошо для “Форда”, хорошо и для Америки”), нетрудно представить, какие вокруг этого кипят страсти. Чтобы предотвратить угрозу полного запрета на продажу своих машин в США, японские автомобилестроители согласились ввести ограничения на экспорт своей продукции в Америку, а правительство Японии ослабило ограничения на импорт американских товаров.
Понимание
огромного значения международной
торговли для успешного развития
и высокой вероятности
Хотя
прямое государственное финансирование
не занимает приоритетное место в
инструментах внешнеэкономического регулирования
США, государство (за которым стоит огромный
общеэкономический потенциал страны)
играет беспрецедентную роль в формировании
благоприятной для Соединенных Штатов
конкурентной среды. В 1990-е гг.США закрепили
свое положение сверхдержавы, не имеющей
равных по мощи соперников. Однако если
во внешнеполитических отношениях в годы
президентства Буша-мл. была видна явная
тенденция отказа США от подписания каких-либо
официальных соглашений, которые связывали
бы им руки, то во внешнеэкономических
отношениях Соединенные Штаты, даже будучи
на пике своего могущества, не могли себе
этого позволить (хотя, как показал пример
отказа от ратификации Киотского протокола,
делали подобные попытки). Фактически,
США постоянно “примеряют” свою модель
социально-экономического развития к
остальному миру, ставя в перспективе
задачу интернационализировать американские
приоритеты. Это было особенно ярко выражено
в годы правления администрации Буша-мл.
и республиканского большинства в конгрессе,
но и многие элементы идеологических установок
демократов (в частности, подходы к трудовым
и экологическим стандартам) свидетельствуют
о том, что эта стратегия будет продолжена.
В этом заключается и сила, и слабости
анализируемой стратегии.
Глобализация
подталкивает США к тесной увязке инструментария
внутриэкономической и внешнеэкономической
политики. Активно включаясь в систему
международного экономического взаимодействия,
США широко используют механизмы конкуренции,
кооперации и партнерства, которые были
сначала отработаны на внутреннем рынке.
Взаимозависимость экономических параметров
обусловливает заинтересованность в экономическом
росте и стабильности других стран, дает
государствам значительные рычаги воздействия
друг на друга, ставя перед США все более
сложные задачи при выработке внешнеэкономической
политики. США последовательно формируют
благоприятную среду, используют политические
и экономические рычаги для создания “открытых
экономик”, решения глобальных проблем,
отрабатывают превентивные меры устранения
глобальных конфликтов, одновременно
тем самым подключают мировое сообщество
к решению приоритетных для себя вопросов.
В то же время они закрепляют за собой
наиболее перспективные рынки сбыта. На
это ориентирована стратегия как корпораций,
так и государства.
Одной из приоритетных
задач внешнеэкономической государственной
политики является учет интересов малого
и среднего бизнеса. Разработаны особые
программы стимулирования экспорта таких
фирм, инструменты поддержки по организационной
линии (обеспечение их подробной информацией
о рынках сбыта, организация профессиональных
семинаров и практических конференций,
содействие в получении заказов, организация
выставок и ярмарок). Сформированы институты,
которые не позволяют проигнорировать
интересы малого и среднего предпринимательства
на международных переговорах.
Соединенные Штаты
для достижения своих стратегических
целей широко прибегают к “фактору силы”,
разработав особый механизм давления
на мировое сообщество. США интенсивно
использовали привлекательность американских
технологий и своего рынка для торга и
нажима на партнеров. США – единственное
государство, имеющее в своем законодательстве
статьи, кодифицирующие карательный механизм
экстерриториального характера. Применение
таких санкций – один из основных раздражителей
в отношениях с другими странами. Вместе
с тем, США сохраняют очень жесткий режим
экспортного контроля над товарами и технологиями
двойного назначения. Соединенные Штаты
достаточно откровенно используют свои
финансовые вклады в международные организации
как инструмент торга. Наглядным примером
являются взаимоотношения США с МВФ и
Мировым банком. С укреплением экономических
позиций партнеров возможности США определять
стратегию и тактику международных организаций
сокращаются, что заставляет искать новые
подходы к выработке международных стандартов
поведения под лозунгом разделения международной
ответственности. На саммите “двадцатки”
в Питтсбурге в октябре 2009 г. США поддержали
предложение стран БРИК пересмотреть
квоты в МВФ в пользу динамично развивающихся
стран.
В годы правления
администрации Буша-мл. в государственной
политике усилился фактор национальной
безопасности. В 2007 г. был принят новый
закон об иностранных инвестициях и национальной
безопасности (Foreign Investment and National Security Act).
Он дополнил и усилил закон
Вместе с тем, пример
продажи американского “Guaranty Bank” испанскому
банку “BancoBilbao Vizcaya Argentaria” (BBVA) летом 2009
г. показывает, что в годы кризиса государство
готово предпринять неординарные меры.
Федеральные регуляторы стали посредниками
при продаже отделений, большинства депозитов
и активов обанкротившегося банка, при
этом Федеральная комиссия по страхованию
вкладов согласилась не только выкупить
оставшиеся от продажи активы “Guaranty Bank”
на сумму в 1 млрд долл., но и покрыть убытки
этого банка на сумму в 9,7 млрд долл.
В центре торговой
политики США последнего десятилетия
были переговоры в рамках ВТО, с тех пор
как этот раунд был запущен в Дохе в 2001
г. Администрация Буша-мл. приложила большие
усилия, чтобы вдохнуть новую жизнь в эти
перегово ры, оказывая давление через
двусторонние встречи, различные форумы
лидеров. Администрация Б. Обамы находится
в поисках новых подходов к многосторонним
торговым переговорам, связывая свои дальнейшие
уступки развивающимся странам с их встречными
обязательствами расширить доступ американской
промышленной продукции и услуг на свои
рынки.
В первый год своего
пребывания администрация Б. Обамы посылает
противоречивые сигналы по поводу внешнеторгового
курса США. Во время своей избирательной
кампании Б. Обама сделал ряд заявлений
протекционистского характера. В частности,
он заявил, что НАФТА стоила Соединенным
Штатам 1 млн рабочих мест и что он потребует
пересмотра соглашения. Будучи кандидатом,
он также критиковал американские ТНК
за их инвестиции за границей, однако ближе
к дате выборов смягчил риторику. А его
базовый посыл на многосторонние отношения
с другими государствами давал основания
сторонникам глобализации надеяться,
что новая администрация не пойдет на
жесткие протекционистские меры.
Тем не менее, в
первый год своей деятельности администрация
предприняла ряд неоднозначных шагов.
В частности, компания General Motors получила
от государства 50 млрд долл. субсидий.
Это идет в разрез с предыдущей политикой
США, которые много лет обвиняли ЕС в поддержке
корпорации Airbus. Торговые партнеры высказывают
озабоченность, что в основе так называемого
стимулирующего пакета лежит положение
“покупай американское”. Б. Обама прямо
не опровергает этих обвинений, а только
подчеркивает, что США не будут нарушать
своих торговых обязательств.
Президент Обама
подписал законопроект, в который конгресс,
ссылаясь на интересы национальной безопасности,
включил весьма противоречивое положение,
которое затормозило программу трансграничных
грузовых перевозок с Мексикой. В ответ
мексиканские власти объявили, что введут
новые тарифы на ввоз американских товаров
на сумму в 2,4 млрд долл. Администрация
Обамы пообещала разработать новую программу,
которая бы сняла беспокойство конгресса
в области безопасности и одновременно
поддержала бы обязательства США в отношении
партнеров по НАФТА.
Хотя Б. Клинтон
во время избирательной кампании 1992 г.
критиковал НАФТА, он не требовал заново
пересмотреть проект соглашения с Мексикой
и Канадой, а добился дополнительных соглашений,
касающихся вопросов труда и окружающей
среды. Демократы в палате представителей
в большинстве своем голосовали против
соглашения НАФТА, и оно прошло только
благодаря всеобъемлющей поддержке республиканцев.
Во время президентства Буша демократическое
меньшинство в конгрессе выступало против
предоставления новых переговорных полномочий
президенту, а также против соглашений
о свободной торговле. Соединенные Штаты
за ключили соглашение о свободной торговле
(помимо партнеров по НАФТА) с 15 странами.
В период с 2001 по 2007 г. американский экспорт
в 11 стран, с которыми уже действовали
соглашения о свободной торговле, рос
на 70% быстрее, чем экспорт в остальные
страны мира. Хотя на эти государства падает
только 7% миро вого объема ВВП, на них приходился
41% общего американского экспорта. Весной
2007 г. после многомесячной безуспешной
борьбы с демократическими лидерами конгресса
администрация Буша согласилась включить
в соглашения о свободной торговле новые
требования к партнерам: принять так называемые
базовые трудовые стандарты, разработанные
Международной торговой организацией,
и новые требования по охране окружающей
среды (Соглашение от 10 мая 2007 г.).
С наступлением
“новой демократической эры” в конгрессе
президенту (даже демократу) очень трудно
проводить какую-либо независимую политику
в области внешней торговли, учитывая
сильную антиглобалистскую коалицию демократического
большинства в палате представителей.
Так, 24 июня 2009 г. демократы внесли на рассмотрение
конгресса законопроект, который, в случае
принятия, существенно пересмотрит американскую
торговую политику. “Торговые стычки”
стали постоянным явлением, но обычно
стороны находят компромисс.
В США осознали
необходимость более тесного международного
сотрудничества в области выработки совместных
действий для выхода из глобального финансово-экономического
кризиса. Чтобы поддержать мировой рынок
краткосрочного кредитования, в 2008 г. ФРС
расширила своп-линии с ЕЦБ и открыла новые
своп линии с ЦБ Японии, Канады, Австралии
и др. США и их партнеры также прибегли
к беспрецедентной мере – скоординированному
снижению процентных ставок Федеральной
резервной системой и рядом Центробанков.
Одним из пяти
основных направлений американской реформы
финансового регулирования, объявленной
приоритетом администрации Обамы, является
повы шение международных стандартов
регулирования и укрепление международного
сотрудничества. Эти предложения сочетают
в себе принципы, которыми США руково дствуются
при реформе регулирования внутренних
финансовых рынков, с шагами по реализации
ряда задач, поставленных в апреле 2009 г.
на саммите “большой двадцатки” в Лондоне.
По мнению Б. Обамы, учитывая глобальный
характер современных вызовов, все страны
должны последовать примеру США и выделить
более значительные бюджетные средства
на антикризисные меры, а в дальнейшем
установить высокие стандарты финансового
регулирования. Со схожих позиций президент
США выступал на саммите лидеров “большой
двадцатки” в апреле и на саммите “большой
восьмерки” в июле 2009 г. Реформировав
свою систему, США будут более настойчиво
предлагать мировому сообществу свои
стандарты.
США усилили нажим
на оффшоры и так называемые “надежные
гавани” Так, США все-таки вынудили швейцарский
банк USB открыть информацию о счетах около
4500 американских граждан, в отношении
которых есть подозрения в уклонении от
налогов. Американская администрация
также объявила о намерениях отменить
налоговые льготы транснациональных корпораций
на прибыль, получаемую от деятельности
их филиалов за границей. Представители
консервативных кругов заявили, что такая
мера подорвет конкурентоспособность
американских ТНК на мировых рынках.
Итак, за период
своего правления администрация не только
обозначила приоритеты своей экономической
политики, но и иерархию этих приоритетов,
исходя из остроты текущих проблем. Обама
в значительной степени стал заложником
своих предвыборных обещаний. Ему не удалось
выполнить свое программное обещание
«обуздать вашингтонскую бюрократию».
Сама система формирования экономической
политики в США препятствует резкому изменению
курса. И хотя избирательная кампания
Б. Обамы под лозунгом «перемен» оказалась
успешной, американское общество не готово
принять так много перемен по различным
направлениям государственной политики.
Тем более, что часто речь идет о фундаментальных
ценностях американцев, для которых сохранение
духа свободного предпринимательства
и инициативы иногда выше задачи преодоления
социального неравенства. Б. Обаме приходится
повторять, что его программы не ведут
к «социализму». В целом же современные
вызовы, связанные со многими сторонами
социально экономического развития, в
условиях глобализации требуют совершенствования
законодательства, что неизбежно усиливает
роль государства.