Внешнеэкономическая стратегия США

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

Внешнеэкономическая политика США в начале XXI века порождает немало противоречивых оценок в политических кругах, со стороны ученых и специалистов, а также в широких слоях населения в Соединенных Штатах и в других странах современного мира. Эта противоречивость связана с радикальными переменами в международной экономической позиции США, которые совершились в исторически короткие сроки и не сразу получили адекватное осмысление.

Файлы: 1 файл

курсовая по мирэку.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

    ГЛАВА 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИКИ США

    2.1 Особенности экономики США в начале XXI века 

    Экономика США — крупнейшая экономика мира по объёму валового внутреннего продукта (ВВП) по паритету покупательной способности (ППС) . Экономика США является одной из наиболее диверсифицированных национальных экономик мира, она также является локомотивом мировой экономики. Основная роль в принятии экономических решений принадлежит публичным корпорациям и частным компаниям.

        По  данным Министерства торговли США рост экономики в III квартале 2010 г. составил 2,5%, что на 0,8% выше, чем показатель II квартала того же года, зафиксированный на уровне 1,7%. В то же время в I квартале 2010 г. рост был на уровне 3,7%. Потребительские расходы, составляющие основу американской экономики, внесли почти 2 процентных пункта в показатель роста ВВП за III квартал, а изменение уровня товарно-материальных запасов – 1,3 процентных пункта. Конечные продажи в экономике, то есть ВВП за вычетом фактора деловых запасов, выросли на 1,2% - по сравнению с 0,9% во II квартале 2010 года.

        В США объем потребительских доходов  в октябре 2010 года вырос на 0,5%, а  объем потребительских расходов вырос на 0,3%, сообщается в докладе  Министерства торговли США. Аналитики ожидали сокращения доходов на 0,1% и роста расходов на 0,2%. По пересмотренным данным, в сентябре 2010 года объем потребительских доходов не изменился, а расходов вырос на 0,2%.  

    Динамика  валового внутреннего продукта США по данным источников выглядит следующим образом (рис.1,табл.1).           
 
 

    Рисунок 1 – Внутренний валовой продукт  США

    Таблица 1 – Динамика ВВП США по кварталам  с 2007-2010 гг. (млрд.долл.)

    Период     Значение     Абсолютное  изменение ВВП (млрд.долл.)     Темп  прироста (%)
    III квартал 10     13277,4     82,5     0,6
    II квартал 10     13194,9     56,1     0,4
    I квартал 10     13138,8     119,8     0,9
    IV квартал 09     13019     158,2     1,2
    III квартал 09     12860,8     50,8     0,4
    II квартал 09     12810     -22,6     -0,2
    Период     Значение     Абсолютное  изменение ВВП (млрд.долл.)     Темп  прироста (%)
    I квартал 09     12832,6     -161,1     -1,2
    IV квартал 08     12993,7     -229,8     -1,7
    III квартал 08     13223,5     -135,5     -1,01
    II квартал 08     13359     19,8     0,1
    I квартал 08     13339,2     -24,3     -0,2
    IV квартал 07     13363,5     95     0,7
    III квартал 07     13268,5     74,4     0,6
    II квартал 07     13194,1     104,8     0,8
    I квартал 07     13089,3     -     -
 

  
     

    По  данным таблицы наблюдается неустойчивая динамика показателя ВВП США в период с 2007 года по 3 квартал 2009 года. Так, например, ВВП за 4 квартала 2007 года характеризовался положительной динамикой, только темпы роста отличались. Начиная с 1 квартала 2008 года наблюдается то снижение показателя ВВП, то увеличение в абсолютном выражении. Темпы роста составляют то увеличение на 1,2% (4 квартал 2009 года по отношению к 3 кварталу 2009), то снижение также на 1,7% (4 квартал 2008 года по сравнению с 3 кварталом 2008). Данная динамика наблюдается вследствие влияния глобального мирового кризиса, вызванного ипотечным кризисом, имеющим свое начало непосредственно в Соединенных штатах Америки.     

    Структура экономики США отличается ярко выраженной постиндустриальностью. Большая часть американского ВВП (79,2% по данным за 2008 год) создается в отраслях сферы услуг, куда относятся, прежде всего, образование, здравоохранение, наука, финансы, торговля, различные профессиональные и личные услуги, транспорт и связь, услуга государственных учреждений. На долю материального производства (сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыбная промышленность, добывающая и обрабатывающая промышленность, строительство), таким образом, остается 20,8 % ВВП. В сфере сельского хозяйства создаётся около 1,2 % ВВП, а промышленность даёт 19,6 % ВВП. Среди развитых стран мира США практически не имеют конкурентов по своему индустриальному развитию. По доле сферы услуг в структуре производства ВВП США обогнали Нидерланды и Израиль, которые ввиду имеющихся определённых конкурентных преимуществ специализируются на услугах, уступая только Гонконгу (доля сферы услуг — 86 %). Однако Гонконг не является независимым государством, оставаясь всего лишь особым экономическим районом Китая, где доля сферы услуг составляет менее 40 %.     

    Таким образом, США в настоящее время  являются наиболее постиндустриальным государством.      

    Общая закономерность происходящих отраслевых сдвигов заключается в заметном снижении в экономике удельного  веса сырьевых отраслей и сельского  хозяйства. Среди отраслей материальной сферы промышленность остается важнейшей, она по-прежнему обеспечивает высокий уровень технического развития других сфер хозяйства. Именно в ней сегодня в первую очередь аккумулируются новейшие достижения научно-технических революций (НТР). США располагают одним из самых высокоэффективных хозяйств в мире. Отличительной чертой их экономики является ориентация на НТР и передовую технику. Она лидирует в области внедрения результатов НТР в производство, в экспорте лицензий на свои открытия, изобретения и новейшие разработки. Все это зачастую приводит к зависимости других стран от США в области науки и техники .  

    2.2 Внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность США  

    Внешнеэкономическая деятельность США прослеживается в  участии  данной страны в международных  организациях, таких как Всемирная  торговая организация  (ВТО), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Международный валютный фонд (МВФ) и также следует отметить членство США в Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) и другие организации. Таким образом, для того чтобы выявить внешние связи и место США в международных экономических отношениях, рассмотрим подробно деятельность перечисленных выше организаций, которая определяет сущность внешнеэкономической деятельности США.     

    США входит в ВТО, основная цель которой – содействие развитию и либерализации международных торговых отношений путем:      

    - ликвидации таможенных ограничений;      

    - устранения всех форм дискриминации  в международной торговле с  целью повышения уровня жизни,  обеспечения полной занятости;     

    - повышения  реальных доходов и спроса;     

    - более эффективного использования  сырья, роста производства и  торгового обмена.      

    США также входит в ОЭСР, которая была создана в 1961 году и включала 20 государств учредителей. Главная задача ОЭСР заключается в анализе состояния стран – членов и составлении прогноза их развития, разработке рекомендаций в области регулирования хозяйства на макро- и отраслевом уровне, включая международную торговлю, а также координация политики в области финансовой помощи развивающимся государствам .     

    Далее рассмотрим деятельность США в сфере  НАФТА, которая вступила в силу 1 января 1994 года. В состав ассоциации также входили Канада и Мексика. В значительной мере создание североамериканской ассоциации свободной торговли было инициировано администрацией США под влиянием американских транснациональных корпораций (ТНК). Это было связано с тем, что на тот момент уровень срастания американской экономики с канадской и мексиканской требовал его межгосударственного оформления. Ведущие компании США, Канады и Мексики рассчитывали соединить финансовые, научно-технические и предпринимательские потенциалы США и Канады с важным фактором конкурентоспособности – низкими издержками производства, характерными для условий Мексики. Кроме того, соглашение было необходимо для либерализации внешнеэкономических отношений, демонтаж таможенных барьеров и организации единого континентального североамериканского рынка для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы трех государств.     

    О масштабах экономической взаимосвязи  США, Канады и Мексики на основе взаимной торговли и движения капитала можно  судить по следующим данным. В США  реализовывается около 75-80% канадского экспорта (20% ВВП Канады). Доля США  в иностранных прямых инвестициях в Канаде – свыше 75% и Канады в США – 9%. В США направляется около 70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского импорта. Доля США в общем притоке прямых иностранных инвестиций в Мексику превышает 60%. ВВП США в 14,5 раз превосходит ВВП Канады и в 19 раз – Мексики [15].     

    США является центром одной из ведущих  международных финансово-кредитных  организаций – Международного Валютного  Фонда (МВФ). Эта организация оказывает  воздействие на экономические процессы через реализацию программ финансовой стабилизации и корректировок платежного баланса. США является страной с наибольшей квотой (фонд МВФ формируется за счет взносов участников), входят в состав исполнительного совета (директорат), который отвечает за текущие дела МВФ. Количество голосов в МВФ распределено следующим образом: США — 17,8 %; Германия — 5,99 %; Япония — 6,13 %; Великобритания — 4,95 %; Франция — 4,95 %; Саудовская Аравия — 3,22 %; Италия — 4,18 %; Россия — 2,74 % [16].     

    Мировой кризис 2007-2009 года отразился на экономиках практически всех стран, поэтому деятельность МВФ приобрела в эти годы особую значимость – стали выдаваться так называемые антикризисные кредиты (так, например, Украина получила кредит в ноябре 2009 года в размере 3,8 млрд.долл., Сербия – 530 млн.долл.,).     

    Кроме того, в столице США – Вашингтоне находятся центры следующих международных  финансовых организаций: МАГИ (международное  агентство по гарантированию инвестиций), МБРР (международный банк реконструкции  и развития), МАР (международное агентство развития) и другие.   
 
 
 

    ГЛАВА 3 ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ США ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 90-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА И НАЧАЛА XXI ВЕКА

    3.1 Североамериканское соглашение о свободной торговле 

    СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЕ  СОГЛАШЕНИЕ О СВОБОДНОЙ  ТОРГОВЛЕ (НАФТА) (North American Free Trade Agreement, NAFTA) – экономическое интеграционное объединение, в которое входят США, Канада и Мексика. Является одним из трех (наряду с ЕС и АТЭС) наиболее влиятельных в современном мировом хозяйстве региональных интеграционных блоков.

    Ядром НАФТА является американо-канадская экономическая интеграция. Развивающаяся с 19 в., она привела к подписанию в сентябре 1988 американско-канадского соглашения о свободной торговле (Сanada-U.S. Free Trade Agreement – CUSFTA), вступившего в силу с 1989. КУФТА предусматривало создание в течение 10 лет зоны свободной торговли, объединяющей обе страны Северной Америки. С 1990 начались переговоры о присоединении к КУФТА Мексики. 17 декабря 1992 было подписано соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), вступило в силу 1 января 1994.

    НАФТА стала первым в мире экономическим  союзом, объединившим высокоразвитые государства (США, Канада) и развивающуюся (Мексика) страну.

    Основные  характеристики НАФТА.

    Как и другие региональные интеграционные блоки, НАФТА организовано с целью расширения экономических связей (прежде всего, взаимной торговли) между странами-участниками. Запрещая государствам-членам дискриминацию в отношении взаимных товаропоставок и инвестиций, НАФТА устанавливает протекционистские правила против внешних производителей (в частности, в текстильной промышленности и автомобилестроении).

    Основными целями НАФТА, официально заявленными  в соглашении об его образовании, являются:

    – снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению между странами товаров и услуг;

    – установление справедливых условий  конкуренции в рамках зоны свободной  торговли;

    – значительное увеличение возможностей для инвестирования в странах-членах соглашения;

    – обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из стран;

    – урегулирование экономических споров;

    – создание перспектив будущего многостороннего  регионального сотрудничества. 

    Интересы  США в НАФТА

     
Соединенные Штаты прежде всего заинтересованы в расширении доступа американской продукции на внешние рынки, особенно в сферах высоких технологий и услуг. Долгое время именно США являлись принципиальным архитектором и строителем многосторонней торговой системы. Считая себя ведущей экономической державой мира и будучи уверены в процветании своей экономики в условиях свободного рынка, США выдвигали требования о либерализации рынков товаров и капитала. Для США североамериканское соглашение призвано обеспечить приращение не только экономической, но и геополитической мощи Соединенных Штатов. Оно — составная часть стратегической политики США, направленной на достижение широкомасштабных целей: свободное движение американских товаров и услуг, свободный доступ для американских инвестиций, защита прав интеллектуальной собственности, рост конкурентоспособности, использование новых региональных сравнительных преимуществ за счет объединения высоких технологий и инвестиций США с дешевой рабочей силой Мексики и дешевыми изобильными природными ресурсами обеих стран-соседей. В последние шесть лет средний ежегодный прирост товарооборота с Мексикой составил более 20%, с Канадой - 10%.

Информация о работе Внешнеэкономическая стратегия США