Внешнеэкономическая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 22:06, реферат

Краткое описание

Процесс интеграции России в мировое хозяйство, ее утвер¬ждение как равноправного участника в системе международных экономических отношений в международном разделении труда находится в самом начале. Несмотря на формальное расшире¬ние в начале 90-х годов участия в МЭО доля России в мировой экономике и степень ее вовлечения в международное разделение труда пока не только не возрастает, а сокращается.

Оглавление

Введение.
Управление внешнеэкономической деятельностью на уровне государства.
Основные этапы развития системы управления внешнеэкономической деятельностью предприятий Система органов государственной власти, осуществляющая управление внешнеэкономической деятельностью в России, и их основные функции.
Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Заключение.
Список литератур.

Файлы: 1 файл

реферат77.docx

— 66.93 Кб (Скачать)

   Основы  государственного устройства Российской Федерации (РФ), системы управления, в том числе и внешнеэкономической  деятельностью заложены Конституцией РФ.

   Согласно  ст. 71 Конституции в ведении Российской Федерации (применительно к сфере  внешнеэкономической деятельности) находятся: внешняя политика и международные  отношения, международные договоры, вопросы войны и мира, внешнеэкономические  отношения. В ведении Российской Федерации находятся также установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, а  также федеральный бюджет, федеральные  налоги и сборы, федеральные фонды  регионального развития.

   Более подробное положение относительно разграничения полномочий между  Российской Федерацией и ее субъектами, которых согласно Конституции насчитывается 89, содержится в Законе РФ "О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности", двусторонних соглашениях, заключаемых  между РФ и субъектами, например, соглашение между Российской Федерацией и Республикой Татарстан, между  РФ и Свердловской областью и др., других нормативных актах.

   Полномочия  между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, заложенные в  гл. II Закона РФ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", разграничены следующим образом. В ст. 6 Закона определены вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации. В ст. 7 определены предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В отношении всех остальных вопросов, не отнесенных к компетенции федерации и к предметам совместного ведения федерации и ее субъектов, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

   К вопросам, которые находятся в  ведении Российской Федерации, в  области внешнеторговой деятельности относится следующее:

    • формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов внешнеторговой политики Российской Федерации;

    • обеспечение экономической безопасности, защита экономического суверенитета и экономических интересов Российской Федерации, экономических интересов субъектов Российской Федерации и российских лиц;

    • государственное регулирование внешнеторговой деятельности, включая финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом;

    • установление обязательных на всей территории Российской Федерации стандартов и критериев безопасности и/или безвредности для человека при ввозе товаров и правил контроля за ними;

    • определение порядка ввоза и вывоза вооружений, военной техники и имущества, оказание технического содействия в военной области, передача документации, модернизация и ремонт военной техники, а также оказание других услуг в военно-технических и ракетно-космических областях;

    • определение порядка экспорта и импорта расщепляющихся материалов, отравляющих, взрывчатых, ядовитых, психотропных веществ, сильнодействующих ядовитых веществ, биологически активных материалов (донорской крови, внутренних органов и других материалов), генетически активных материалов (культур грибов, бактерий, вирусов, семенного материала человека и животных и иных материалов), животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения;

    • определение порядка ввоза и вывоза опасных отходов, а также их использования;

    • определение порядка вывоза отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и оказания услуг, которые могут быть применены при создании вооружений и военной техники, а также тех из них, которые имеют мирные значения, но могут быть использованы при создании оружия массового поражения и ракетных средств его доставки;

    • определение порядка вывоза отдельных видов стратегически важных сырьевых товаров, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации, ввоза сырья для переработки на таможенной территории Российской Федерации и вывоза продуктов его переработки;

    • определение порядка ввоза и вывоза драгоценных металлов, драгоценных камней, изделий из них, лома драгоценных металлов и драгоценных камней, отходов их переработки и химических соединений, содержащих драгоценные металлы;

    • установление показателей статистической отчетности внешнеторговой деятельности, обязательных на всей территории Российской Федерации;

    • предоставление государственных кредитов и иной экономической помощи иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, заключение международных договоров о внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставленных Российской Федерации иностранными государствами, установление предельного размера государственных кредитов Российской Федерации и внешних заимствований Российской Федерации;

    • формирование и использование официальных золотовалютных резервов Российской Федерации;

    • разработка платежного баланса Российской Федерации;

    • привлечение государственных, банковских и коммерческих кредитов под гарантии Правительства Российской Федерации, контроль за их использованием;

    • установление лимита внешнего государственного долга Российской Федерации и управление этим долгом, организация работы по погашению долгов иностранных государств перед Российской Федерацией;

    • заключение международных договоров Российской Федерации в области внешних экономических связей;

    • участие в деятельности международных экономических и научно-технических организаций, реализации решений, принимаемых этими организациями;

    • создание и функционирование торговых представительств Российской Федерации за рубежом, а также представительств Российской Федерации при международных экономических и научно-технических организациях;

    • владение, пользование и распоряжение федеральной государственной собственностью Российской Федерации за рубежом.

   Система органов государственной власти, предусмотренная Конституцией РФ, включает три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

   Законодательная власть в РФ осуществляется в лице Федерального Собрания (Парламента РФ), который является представительным и законодательным органом. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. К ведению законодательной власти наряду с другими вопросами относится принятие законов, обязательных к применению на всей территории Российской Федерации, а также назначение на должность руководителей Правительства, Центрального банка РФ и решение других вопросов.

   Высшая  судебная власть в РФ осуществляется Конституционным судом, Верховным судом и Высшим арбитражным судом. В целом судебная система РФ устанавливается Конституцией и Федеральным конституционным судом. Основное назначение судебной системы применительно к сфере внешнеэкономической деятельности – защита прав и охраняемых законом интересов предприятий и предпринимателей, причем не только отечественных, но и зарубежных. Преимущества судебного порядка защиты очевидны. Суд независим и подчиняется только закону.

   В условиях проведения экономической  реформы, перехода к рынку государственная  система прямого административного  управления предприятиями претерпела глубокие изменения. Произошла замена планирования и прямого контроля косвенным, опирающимся в основном на экономические и правовые рычаги. Таким образом, внешнеэкономическая деятельность и управление ею в РФ регулируются законодательными актами, т.е. актами, принятыми высшим представительным и законодательным органом – Федеральным Собранием, или актами, принятыми высшими представительными органами, действовавшими до принятия новой Конституции страны, если они не противоречат последней. К их числу следует отнести прежде всего общеэкономические законы, например, законы "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "О собственности", налоговое законодательство и др. В этих законодательных актах содержатся, как правило, специальные статьи и разделы, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность. Например, ст. 25 "Внешнеэкономическая деятельность" Закона РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и др. Принимаются также законодательные акты по тем или иным аспектам внешнеэкономической деятельности. Например, "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", Таможенный кодекс РФ, Законы РФ "О валютном регулировании и валютном контроле",   "Об  иностранных   инвестициях",   "О   международном коммерческом арбитраже", "О таможенном тарифе" и др.

   Наряду  с законодательными актами первостепенное значение имеют указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ.

   На  основе и в развитие упомянутого  выше законодательства федеральные  министерства и иные федеральные  органы исполнительной власти в пределах своей компетенции принимают  нормативные акты в форме инструкций, положений, правил и др. Межведомственные нормативные акты в обязательном порядке подлежат регистрации в  Министерстве юстиции РФ и официальному опубликованию.

   Таким образом, управление внешнеэкономической  деятельностью в России осуществляется целой системой органов государственной  власти.

   Наиболее  разнообразной системой специализированных органов государственной власти, принимающих участие в управлении внешнеэкономической деятельностью  в России, обладает исполнительная ветвь. К исполнительной власти относятся Президент и Правительство РФ. Президент, избираемый на основе всенародного голосования, является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод граждан. В своей деятельности по управлению ВЭД он работает в тесном контакте с Правительством, опирается в принятии решений на деятельность ряда совещательных и контролирующих органов. К ним относятся Совет Безопасности РФ, Президентский Совет, Совет глав администраций, Экспортный Совет и другие Советы и комиссии при Президенте – консультативные органы, осуществляющие предварительное рассмотрение вопросов и подготовку по ним предложений. Администрация Президента – рабочий орган, созданный для обеспечения деятельности Президента, реализации конституционных полномочий. Президент издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

   Согласно  закону РФ "О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности" Президент России обладает следующими полномочиями в области государственного регулирования этого вида деятельности:

    • осуществляет руководство государственной внешнеторговой политикой;

    • регулирует сотрудничество в военно-технической области;

    • определяет порядок экспорта драгоценных металлов, драгоценных камней и расщепляющих материалов;

    • в ежегодные послания Федеральному Собранию РФ о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики включает раздел о государственной внешнеторговой политике;

    • в целях обеспечения национальной безопасности вводит признанные международным правом экономические санкции;

    • в случае, если сочтет необходимым, на основании Конституции РФ использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ по вопросам государственной внешнеторговой политики, а в случае недостижения согласованного решения передает разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда при необходимости на основании Конституции РФ;

    • приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам государственной внешнеторговой политики до решения этого вопроса соответствующим судом.

  Исполнительную  власть в соответствии со ст. 110 Конституции  РФ осуществляет Правительство Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в РФ. В случае противоречия законодательству постановления и распоряжения Правительства РФ могут быть отменены Президентом.

  В области государственного регулирования  внешнеторговой деятельности Правительство  РФ в соответствии с законом:

    • обеспечивает проведение единой государственной внешнеторговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их выполнение;

    • разрабатывает и представляет на утверждение Федерального Собрания РФ федеральную программу развития внешнеторговой деятельности;

    • принимает временные меры по защите внутреннего рынка РФ;

Информация о работе Внешнеэкономическая политика государства