Внешнеэкономическая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 22:06, реферат

Краткое описание

Процесс интеграции России в мировое хозяйство, ее утвер¬ждение как равноправного участника в системе международных экономических отношений в международном разделении труда находится в самом начале. Несмотря на формальное расшире¬ние в начале 90-х годов участия в МЭО доля России в мировой экономике и степень ее вовлечения в международное разделение труда пока не только не возрастает, а сокращается.

Оглавление

Введение.
Управление внешнеэкономической деятельностью на уровне государства.
Основные этапы развития системы управления внешнеэкономической деятельностью предприятий Система органов государственной власти, осуществляющая управление внешнеэкономической деятельностью в России, и их основные функции.
Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Заключение.
Список литератур.

Файлы: 1 файл

реферат77.docx

— 66.93 Кб (Скачать)

    • принимает  решения об определении величины ставок таможенного тарифа в пределах, установленных федеральными законами;

    • вводит количественные ограничения экспорта и импорта в соответствии с федеральными законами;

    • принимает в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных договоров РФ;

    • осуществляет управление федеральной собственностью РФ за рубежом;

    • осуществляет иные полномочия в области государственного управления внешнеторговой деятельностью на основании и в соответствии с Конституцией, федеральными законами, указами Президента РФ.

   Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается Указом Президента и состоит из двух уровней: Правительства  РФ и федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств  и иных федеральных органов исполнительной власти – государственных комитетов, комитетов, федеральных служб, департаментов  и др.).

   В управлении внешнеэкономической деятельностью  России наибольшее значение имеют следующие  органы исполнительной власти.

   Министерство  торговли РФ (МТ), которому переданы функции упраздненного в сентябре 1998 г. Министерства внешних экономических связей и торговли РФ (МВЭСиТ). Последнее являлось федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, который проводил единую государственную политику и осуществлял управление в области внешних экономических связей в части внешнеторговой деятельности, военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами и в пределах своей компетенции – других видов внешнеэкономической деятельности, а также в области внутренней торговли. Главная задача МТ в области ВЭД – координация и регулирование внешнеторговой деятельности в соответствии с решениями высших органов государственной власти и управления РФ, разработка совместно с другими федеральными органами исполнительной власти предложений по проведению единой государственной внешнеторговой политики и обеспечение ее реализации.

   МТ  разрабатывает предложения по государственной  политике в сфере военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, обеспечивает ее реализацию, регулирует и контролирует отношения в этой области, выполняет функции государственного заказчика по поставкам военно-технической  продукции для государственных  нужд. Кроме того, министерство разрабатывает  предложения по основным направлениям экспортной политики, реализации механизма  государственной поддержки промышленного  экспорта, в том числе в рамках региональных программ, защищает экономические  интересы России, ее субъектов, участников ВЭД на внешнем рынке, а также  интересы отечественных товаропроизводителей и потребителей от недобросовестной иностранной конкуренции путем  осуществления предусмотренных  законодательством мер. Важной задачей  МТ является разработка предложений  по заключению международных договоров  РФ, координация совместно с МИД  действий органов федеральной исполнительной власти и субъектов РФ в области  международных переговоров по вопросам торговли товарами и услугами, разработка и реализация мер по обеспечению  эффективной интеграции экономики  России в мировую экономику. МТ участвует  в разработке и реализации механизма  регулирования валютно-кредитных  отношений с иностранными государствами  и привлечения иностранных инвестиций.

   С целью реализации поставленных перед  ним задач МТ разрабатывает предложения  по прогнозу развития внешней торговли, обеспечивает изучение конъюнктуры  и прогнозирование тенденций  развития мирового рынка товаров и услуг, применяет в установленном порядке меры нетарифного регулирования, в том числе осуществляет лицензирование товаров, работ и услуг в установленных законодательством случаях, участвует в осуществлении контроля за предоставлением иностранным государствам, получением от них и погашением государственных кредитов, участвует в процессе урегулирования внешней задолженности. МТ участвует в работе международных экономических организаций и межправительственных комиссий, координирует в них деятельность министерств и ведомств, разрабатывает предложения о заключении международных договоров и заключает их по поручению правительства, а также выполняет многие другие функции, связанные с разработкой и реализацией единой государственной внешнеэкономической политики.

   МТ  осуществляет руководство деятельностью  торговых представительств, аппаратов  торговых советников и атташе по торгово-экономическим  вопросам посольств РФ за рубежом.

   Организации, входящие в систему МТ, на основе изучения и прогнозирования конъюнктуры  на мировых, рынках, условий торговли обеспечивают информацией и консультируют  участников внешнеэкономических связей, а также оказывают им содействие в развитии и совершенствовании  новых форм и методов внешнеэкономической  деятельности. В состав МТ входит ряд  специализированных организаций, непосредственно  способствующих осуществлению им своих  функций в области внешнеэкономической  деятельности:

    • Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт (ВНИКИ);

    • Всероссийская академия внешней торговли (ВАВТ) с Институтом повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области внешнеэкономических связей;

    • государственное предприятие "ИнформВЭС";

    • 22 внешнеэкономических объединения;

    • другие научно-исследовательские, проектные, учебные организаций и предприятия.

   Свои  функции по управлению внешнеэкономической  деятельностью в России МТ осуществляет, опираясь на уполномоченных МТ в крупнейших регионах России и их аппараты, которые  работают в тесном контакте с местными органами власти.

   Министерство  экономики РФ (Минэкономики РФ), являясь центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляет государственную экономическую политику. Исходя из основных задач Минэкономики России применительно к сфере внешнеэкономической деятельности осуществляет следующие функции:

    • разрабатывает с участием заинтересованных министерств и ведомств предложения по формированию внешнеэкономической политики, развитию внешнеэкономических связей, в том числе с участниками СНГ и другими бывшими республиками СССР, осуществлению совместных проектов и программ;

    • разрабатывает совместно с другими министерствами и ведомствами основные направления инвестиционной политики, в том числе по привлечению и регулированию иностранных инвестиций, формирует перечень крупных инвестиционных проектов, осуществляемых за счет республиканского бюджета РФ;

    • подготавливает с участием заинтересованных министерств и ведомств предложения по заключению межправительственных договоров по вопросам экономических связей, в том числе с государствами – бывшими республиками СССР;

    • подготавливает с участием заинтересованных министерств и ведомств предложения по механизму регулирования внешнеэкономической деятельности, определяет в установленном порядке квоты экспортных поставок стратегических видов продукции;

    • участвует в разработке направлений использования централизованных ресурсов, валютно-кредитной политики, в формировании платежного баланса, организует работу по привлечению и использованию в экономике России иностранных кредитных ресурсов, формирует товарное пополнение кредитов, получаемых под правительственные гарантии, вносит предложения о размерах экспортных и импортных тарифов и пошлин.

   Государственный таможенный комитет  РФ (ГТК) – центральный правоохранительный орган в сфере внешнеэкономической деятельности, участвующий в разработке и реализации таможенной политики страны. ГТК (совместно с таможенными органами РФ) выполняет следующие основные функции:

    • обеспечивает в пределах своей компетенции экономическую безопасность, защищает экономические интересы РФ;

    • обеспечивает соблюдение законодательства, ведет борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ;

    • применяет средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений, взимает таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

    • осуществляет и совершенствует таможенный контроль и таможенное оформление, создает условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу РФ;

    • ведет таможенную статистику внешней торговли и товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;

    • содействует осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;

    • обеспечивает выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, участвует в разработке международных договоров РФ, затрагивающих таможенное дело; осуществляет сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международных организаций, занимающихся вопросами таможенного дела;

    • выполняет другие функции в организации таможенного дела в РФ. 

   В целом система управления таможенным делом определяется Таможенным кодексом РФ и включает три уровня: Государственный  таможенный комитет, региональные таможенные управления и таможни. В настоящее  время в России действуют 11 региональных таможенных управлений и свыше 500 таможенных учреждений (свыше 120 таможен и более 400 таможенных постов).

   Федеральная служба России по валютному  и экспортному  контролю (ВЭК) – центральный орган федеральной исполнительной власти. Эта служба была образована в 1993 г. в соответствии с Указом Президента и Постановлением Правительства Российской Федерации. В 1994 г. Правительством РФ было принято решение о создании региональных подразделений. В настоящее время происходит становление территориальных органов этой службы. По российскому законодательству существуют три органа валютного контроля: Правительство РФ, Центральный банк РФ и Государственный таможенный комитет РФ.

   Главная задача Федеральной службы – проведение единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций.

   В пределах своей компетенции ВЭК  обеспечивает контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ участниками  внешнеэкономической деятельности вне зависимости от форм собственности (предприятиями, организациями, министерствами, ведомствами), осуществляющими валютные, экспортно-импортные и иные внешнеэкономические  операции. ВЭК, не подменяя таможенные службы, Центральный банк РФ, занимается отладкой на межведомственном уровне единой системы реализации правительственной  политики во внешнеэкономической сфере. Служба проверяет, как используются по назначению полученные от государства  льготы и квоты, вносит предложения  о поправках в нормативную  базу ВЭД.

   Известно, что руководители многих предприятий  и коммерческих организаций из-за сложной нестабильной политической обстановки заинтересованы в том, чтобы  заработанные деньги оставлять за рубежом. Задача ВЭК – выявлять такие факты  и не допускать их. По подсчетам  Института экономики РАН, за последнее  время за рубеж "ушло" около 130 млрд. долл., что превышает сумму  внешних долгов России.

   Как же эти средства могут быть возвращены в страну? Прежде всего с помощью штрафов с тех предприятий, которые нарушали закон. Отрабатывается механизм возврата денег. Проводятся консультативные встречи с государственными и банковскими структурами. Конечно, все эти вопросы решают на правительственном уровне.

   Одна  из главных задач Федеральной  службы России по валютному и экспортному  контролю заключается в том, чтобы  на основании выявленных нарушений  расшифровывать схемы, по которым деньги вывозятся за границу (обнаруживаются такие хитроумные способы вывоза денег, что можно только удивляться таланту и умению российских бизнесменов  организовывать такие дела). На основании  таких исследований делаются попытки  создать жизнеспособную, эффективную  систему экспортного контроля в  нашей стране.

   Федеральная служба ВЭК работает в тесном контакте с другими государственными структурами. Она не занимается оперативной деятельностью (это сфера деятельности МВД и  ФСБ), а получает все документы, связанные  с внешнеэкономической деятельностью  предприятия, и на основании анализа  этих документов выявляет нарушения, накладывает штрафы и даже может лишить предприятия лицензий.

   Важная  проблема внешней торговли России сегодня  – отстраненность Российской Федерации  от мировой системы экспортного контроля. Поэтому включение России в мировую систему экспортного контроля – одна из основных задач. Но главная трудность в этом процессе – правовой беспредел и политическая нестабильность. Попытка побыстрее заработать деньги и уехать за границу – цель многих россиян. В этом случае фирмы создаются, как правило, только для того, чтобы обеспечить жизнь руководителей за рубежом.

Информация о работе Внешнеэкономическая политика государства