Ведущие функции государства в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность рассмотрения данной темы определяется следующими факторами. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится, прежде всего, развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в один из важнейших источников экономического роста.

Оглавление

ГЛАВА I. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ 5
1.1. Место государства в современной экономике 6
1.2. Функции государства в современной экономике 10
1.3. Методы и формы государственного регулирования 15
Глава 2. Государственное регулирование экономики в Рк 20
2.1 Цели и задачи сбалансированного экономического роста 20
2.2 Пути совершенствования налоговой и бюджетной политики 22
2.3 Защита конкуренции 25
2.4 Основные направления развития социальной сферы 26
ГЛАВА ш. ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ 31
1.1. Задачи государства в современной экономике 31
Заключение 35
Литература 37

Файлы: 1 файл

курсовая Word.docx

— 90.12 Кб (Скачать)

Республиканская бюджетная комиссия функционирует на постоянной основе, что позволяет на более качественном уровне рассматривать предложения  по формированию и уточнению республиканского бюджета.

Совершенствование системы межбюджетных отношений было направлено на достижение баланса интересов центра и регионов, повышение заинтересованности нижестоящих  уровней государственного управления в экономическом развитии регионов и обеспечение стабильности поступлений  в местные бюджеты.

Однако существуют проблемы отсутствия стабильности в среднесрочном периоде  в системе межбюджетных отношений  и законодательно закрепленного  распределения доходных и расходных  полномочий между областными и районными  бюджетами.

Разработан проект Бюджетного кодекса, который обеспечит переход на качественно новый уровень управления государственными расходами, дальнейшую оптимизацию бюджетных потребностей, поэтапный переход к нормативной  оценке бюджетных расходов и развитие системы межбюджетных отношений.

Целью бюджетной политики является поддержание расходов на уровне, при  котором будет обеспечиваться выполнение в полном объеме государственных  функций, повышение эффективности  государственных расходов, содействие поддержания устойчивых темпов экономического роста, а также повышение благосостояния населения.

Пути решения бюджетной политики. В 2003 году была разработана методика проведения оценки эффективности бюджетных  программ. Далее будет продолжена работа по приведению в соответствие норм законодательных и нормативных  актов нормам Бюджетного кодекса  и осуществлена разработка нормативных  актов, направленных на реализацию Бюджетного кодекса. Продолжится внедрение  нормативного метода планирования расходов бюджета, дальнейшее внедрение методов  бюджетного программирования. [22]

Начиная с 2003 года предусмотрено ежегодное  формирование по скользящему принципу среднесрочной фискальной политики Республики Казахстан, что поможет  созданию основы при разработке бюджетов центральными и местными органами государственного управления, достижению прозрачности, ясности при планировании бюджетных  расходов. Внедрение в практику разработки среднесрочной фискальной политики позволит повысить качество принимаемых  решений о государственных расходах.

Будет продолжено усовершенствование механизмов бюджетного кредитования, способствующее эффективному использованию  кредитных средств, повышению требований к обеспечению исполнения обязательств по возврату кредитов, своевременному погашению бюджетных кредитов, сокращению просроченной задолженности заемщиков  перед бюджетом.

Предусматривается создание финансовых механизмов деятельности акимов аульных  округов, сел (в т.ч. создание их аппаратов). Будет разработан механизм обеспечения  финансовыми средствами сельского  уровня, сначала путем определения  аппарата сельского акима администратором  бюджетных программ, в перспективе - наделением собственным бюджетом.

Будет продолжена работа по совершенствованию  управления активами Национального  фонда.

Будут приняты меры по установлению оптимального размера дефицита республиканского бюджета исходя из уровня правительственного долга в процентном отношении  к валовому внутреннему продукту (ВВП).

Предусматривается: сокращение доли внешних займов и увеличение доли внутренних займов в структуре и  общем объеме финансирования дефицита республиканского бюджета; проведение работы по осуществлению рационального  и эффективного правительственного заимствования в пределах допустимых критериев экономической безопасности республики с учетом достигнутого уровня стоимости правительственного заимствования  и структуры используемых финансовых инструментов, оптимизации консультационных, административных и операционных расходов по инвестиционным проектам за счет внешних  займов. Будут приняты меры по совершенствованию  законодательной базы по государственным  закупкам.

3.3 Защита конкуренции

В единый Государственный реестр субъектов  рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке включены субъекты рынка со 100 - процентными долями доминирования  на соответствующих товарных рынках.

С целью развития конкуренции на республиканском и региональных уровнях изменены доли доминирования  субъектов рынка со 100% до «свыше 35 %», на тех рынках, где возможна конкуренция.

В первом полугодие т.г.  проводились  мероприятия по анализу товарных рынков с целью выявления субъектов  рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение, ограничивающих конкуренцию  и осуществляющих монополистическую  деятельность на товарном рынке.

За 1 полугодие 2008 года проведены анализы  следующих основных товарных групп: оптовой поставки электрической  энергии, аэропортовых услуг и оптовой  поставки цемента.

Анализ показал, что на рынке  электроэнергии осуществляет деятельность более  40 посреднических компаний. Надбавка посредников  к отпускной цене энергопроизводящих организаций составляет 10 и более процентов, что в итоге  влияет на рост конечной цены электроэнергии.

В результате проведенного анализа  выявлены основные барьеры доступа  на рынок предоставления аэропортовых услуг потенциальных конкурентов:

- барьеры капитальных затрат, то  есть для входа на данный  рынок и осуществления производственной  деятельности, потенциальные конкуренты  должны располагать необходимой  производственной базой, включающей  в себя собственный самолетно-моторный  парк, аэропортовый комплекс для  обеспечения взлета и посадки  воздушных судов, обслуживания  пассажиров, сервисного обслуживания  воздушных судов;

-  экономические, необходимость  первоначального капиталовложения  для приобретения авиационно-технической  базы, оборудования, специальной автомобильной,  тракторной и пожарной техники  для поддержания годности аэропорта,  в соответствии с существующими  нормативными требованиями и  постоянное наличие оборотных  средств;

- обязательное лицензирование  и сертификация данного вида  услуг в соответствии с законодательством  Республики Казахстан.

Межрегиональными инспекциями  проведены анализы товарных рынков, которые показали, что в регионах умеренно концентрированными являются рынки оптовой поставки растительного  масла,  розничной реализации нефтепродуктов, строительства и ввода в эксплуатацию жилья и другие.

   К высококонцентрированным относятся рынки услуг аэропорта, электроснабжения, технического обслуживания локомотивов, захоронения ТБО, ремонта железнодорожного подвижного состава и другие.

В целях предотвращения возможного злоупотребления субъектами рынка  своим доминирующем (монопольным) положением или ограничения конкуренции антимонопольный орган в соответствии со статьей 13 Закона осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, выражающийся в предварительном получении согласия антимонопольного органа на осуществление сделок (действий).

В отчетном периоде Агентство РК по защите конкуренции приняло участие  в 34 судебных разбирательствах, в том  числе: центральный аппарат –  в 7, территориальные подразделения  – в 27 судебных разбирательствах.

По состоянию на 1 июля 2008 года по 21 судебному разбирательству с  участием антимонопольного органа приняты  окончательные решения, 17 из которых  подтвердили законность и обоснованность действий антимонопольного органа.

В целях пресечения нарушений антимонопольного законодательства по состоянию на 1 июля 2008 года   вынесено 141 предписание  об устранении нарушений антимонопольного законодательства, в том числе: центральный  аппарат – 4 предписания, территориальные  подразделения - 137 предписаний.

Предварительными результатами проверок и анализа установлено, что основными  причинами роста цен на горюче-смазочные  материалы является рекордный рост мировых цен на нефть, увеличение отпускных цен оптовыми поставщиками, дефицит нефтепродуктов, отпускаемых  с нефтеперерабатывающих заводов  республики, рост цен на нефтепродукты  российского производства (в северных регионах), проведение посевных и уборочных  работ.

Распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан от 4 марта 2008 года № 54-р  создана Рабочая группа по разработке проекта Закона Республики Казахстан  «О конкуренции» (далее - Законопроект).

Разработаны  Концепция   и   проект   Закона РК «О внесении изменений  и дополнений в некоторые законодательные  акты Республики Казахстан  по вопросам конкуренции».

3.4 Основные направления развития социальной сферы

 

Республика Казахстан  признана мировым сообществом как  государство с рыночной экономикой. За короткий исторический период независимости  страна достигла значительного роста  экономики, интегрируясь с мировым  сообществом.

В этом контексте возрастают роль и значение системы образования.

Для повышения конкурентоспособности  страны необходимы большие и правильные инвестиции в человеческий капитал, причем не ограниченный круг элиты, а  в широкую группу населения.

В связи с этим, предполагается увеличить долю расходов государственного бюджета на образование к 2008 году до 4,1 % к ВВП.

При этом, следует отметить, что в Казахстане ежегодно увеличиваются  государственные расходы на развитие образования.

Так, к примеру, если доля расходов бюджета на образование  в 2000 году составляла 3,3 % к ВВП, то уже  в 2005 году она достигла 3,9 % к ВВП.

Вместе с тем акцент в настоящее время должен делаться на повышение качества подготовки человеческих ресурсов, нежели на количество выделяемых бюджетных средств.

В связи с чем, Указом Президента Республики Казахстан от 11 октября 2004 года № 1459 утверждена Государственная  программа развития образования  на 2005-2010 годы, которой определены стратегия, основные направления, приоритеты, задачи и механизмы реализации государственной  политики в области образования.

 В результате реализации  Программы планируется охватить  дошкольными программами 30 % детей  из малообеспеченных семей, предшкольной  подготовкой 75 % пятилетних детей,  как за счет средств государственного  бюджета, так и путем привлечения  инвестиций частного сектора.

В 2006-2008 гг. за счет государственного бюджета будет выделено порядка 95,8 млрд.  тенге на обеспечение  организаций образования лингафонными и мультимедийными кабинетами, строительство, укрепление материально-технической  базы и проведение капитального ремонта  объектов образования,  переподготовку и повышение квалификации учителей.

При переходе на инновационный  путь развития республика нуждается  в специалистах, способных за относительно короткий срок сформировать эффективную  систему управления инновациями.

В связи с чем, в высшем и послевузовском образовании произойдет структурная перестройка государственного образовательного заказа с акцентом на технические и инновационные  специальности.

Для внедрения новых магистерских и докторских программ (Ph.D) будет  выделено до 2008 года порядка 6,1 млрд. тенге.

В целях создания единой системы финансирования обучения студентов  из бюджета с 1 сентября текущего года увеличен объем предоставляемых  грантов на 50 % за счет образовательных  кредитов.

Таким образом, новый прием  по государственным образовательным  грантам на 2005-2006 учебный год составил 31 210 чел.

Кроме того, уже с 2007 года правительство приступило к созданию современной системы студенческого  кредитования через банки второго  уровня.

В последние годы значительно  увеличено финансирование отрасли  здравоохранения (в 3 раза за последние  пять лет), а также созданы перспективы  ее дальнейшего развития. Будучи социально  ориентированным, государство и  дальше намерено уделять серьезное  внимание развитию отрасли.

В целях создания эффективной  системы оказания медицинской помощи, основанной на принципах солидарной ответственности за охрану здоровья между государством и человеком, приоритетном развитии первичной медико-санитарной помощи, направленной на улучшение  здоровья населения утверждена Государственная  программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан  на 2005-2010 годы.

В связи с чем, расходы  на здравоохранение предполагается предусмотреть на уровне 2,5 % к ВВП  в 2006 году, 2,7 % – в 2007 году и             3,0 %  – в 2008 году.

В  рамках реализации Государственной  программы будет осуществлен  переход на международные принципы организации оказания медицинской помощи с переносом центра тяжести на первичную медико-санитарную помощь; будет создана оптимальная модель здравоохранения, удовлетворяющая потребности населения, отрасли и государства;  существенно повысится уровень обеспеченности  населения услугами здравоохранения, будут  внедрены стимулы для охраны человеком собственного здоровья; будет обеспечен равный доступ граждан к медицинской помощи и реализован принцип солидарной ответственности государства и граждан за охрану здоровья; увеличится объем профилактических, оздоровительных мероприятий; с акцентом на  укрепление здоровья матери и ребенка, улучшение медико-демографической ситуации и снижение уровня социально значимых заболеваний.

Информация о работе Ведущие функции государства в современной экономике