Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:34, курсовая работа
Актуальность рассмотрения данной темы определяется следующими факторами. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится, прежде всего, развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в один из важнейших источников экономического роста.
ГЛАВА I. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ 5
1.1. Место государства в современной экономике 6
1.2. Функции государства в современной экономике 10
1.3. Методы и формы государственного регулирования 15
Глава 2. Государственное регулирование экономики в Рк 20
2.1 Цели и задачи сбалансированного экономического роста 20
2.2 Пути совершенствования налоговой и бюджетной политики 22
2.3 Защита конкуренции 25
2.4 Основные направления развития социальной сферы 26
ГЛАВА ш. ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ 31
1.1. Задачи государства в современной экономике 31
Заключение 35
Литература 37
Республиканская бюджетная комиссия функционирует на постоянной основе, что позволяет на более качественном уровне рассматривать предложения по формированию и уточнению республиканского бюджета.
Совершенствование системы межбюджетных отношений было направлено на достижение баланса интересов центра и регионов, повышение заинтересованности нижестоящих уровней государственного управления в экономическом развитии регионов и обеспечение стабильности поступлений в местные бюджеты.
Однако существуют проблемы отсутствия стабильности в среднесрочном периоде в системе межбюджетных отношений и законодательно закрепленного распределения доходных и расходных полномочий между областными и районными бюджетами.
Разработан проект Бюджетного кодекса,
который обеспечит переход на
качественно новый уровень
Целью бюджетной политики является
поддержание расходов на уровне, при
котором будет обеспечиваться выполнение
в полном объеме государственных
функций, повышение эффективности
государственных расходов, содействие
поддержания устойчивых темпов экономического
роста, а также повышение
Пути решения бюджетной
Начиная с 2003 года предусмотрено ежегодное
формирование по скользящему принципу
среднесрочной фискальной политики
Республики Казахстан, что поможет
созданию основы при разработке бюджетов
центральными и местными органами государственного
управления, достижению прозрачности,
ясности при планировании бюджетных
расходов. Внедрение в практику разработки
среднесрочной фискальной политики
позволит повысить качество принимаемых
решений о государственных
Будет продолжено усовершенствование механизмов бюджетного кредитования, способствующее эффективному использованию кредитных средств, повышению требований к обеспечению исполнения обязательств по возврату кредитов, своевременному погашению бюджетных кредитов, сокращению просроченной задолженности заемщиков перед бюджетом.
Предусматривается создание финансовых
механизмов деятельности акимов аульных
округов, сел (в т.ч. создание их аппаратов).
Будет разработан механизм обеспечения
финансовыми средствами сельского
уровня, сначала путем определения
аппарата сельского акима
Будет продолжена работа по совершенствованию управления активами Национального фонда.
Будут приняты меры по установлению оптимального размера дефицита республиканского бюджета исходя из уровня правительственного долга в процентном отношении к валовому внутреннему продукту (ВВП).
Предусматривается: сокращение доли
внешних займов и увеличение доли
внутренних займов в структуре и
общем объеме финансирования дефицита
республиканского бюджета; проведение
работы по осуществлению рационального
и эффективного правительственного
заимствования в пределах допустимых
критериев экономической
В единый Государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке включены субъекты рынка со 100 - процентными долями доминирования на соответствующих товарных рынках.
С целью развития конкуренции на республиканском и региональных уровнях изменены доли доминирования субъектов рынка со 100% до «свыше 35 %», на тех рынках, где возможна конкуренция.
В первом полугодие т.г. проводились мероприятия по анализу товарных рынков с целью выявления субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение, ограничивающих конкуренцию и осуществляющих монополистическую деятельность на товарном рынке.
За 1 полугодие 2008 года проведены анализы следующих основных товарных групп: оптовой поставки электрической энергии, аэропортовых услуг и оптовой поставки цемента.
Анализ показал, что на рынке электроэнергии осуществляет деятельность более 40 посреднических компаний. Надбавка посредников к отпускной цене энергопроизводящих организаций составляет 10 и более процентов, что в итоге влияет на рост конечной цены электроэнергии.
В результате проведенного анализа
выявлены основные барьеры доступа
на рынок предоставления аэропортовых
услуг потенциальных
- барьеры капитальных затрат, то
есть для входа на данный
рынок и осуществления
- экономические, необходимость
первоначального
- обязательное лицензирование
и сертификация данного вида
услуг в соответствии с
Межрегиональными инспекциями
проведены анализы товарных рынков,
которые показали, что в регионах
умеренно концентрированными являются
рынки оптовой поставки растительного
масла, розничной реализации нефтепродуктов,
строительства и ввода в
К высококонцентрированным относятся рынки услуг аэропорта, электроснабжения, технического обслуживания локомотивов, захоронения ТБО, ремонта железнодорожного подвижного состава и другие.
В целях предотвращения возможного злоупотребления субъектами рынка своим доминирующем (монопольным) положением или ограничения конкуренции антимонопольный орган в соответствии со статьей 13 Закона осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, выражающийся в предварительном получении согласия антимонопольного органа на осуществление сделок (действий).
В отчетном периоде Агентство РК по защите конкуренции приняло участие в 34 судебных разбирательствах, в том числе: центральный аппарат – в 7, территориальные подразделения – в 27 судебных разбирательствах.
По состоянию на 1 июля 2008 года по 21 судебному разбирательству с участием антимонопольного органа приняты окончательные решения, 17 из которых подтвердили законность и обоснованность действий антимонопольного органа.
В целях пресечения нарушений антимонопольного законодательства по состоянию на 1 июля 2008 года вынесено 141 предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства, в том числе: центральный аппарат – 4 предписания, территориальные подразделения - 137 предписаний.
Предварительными результатами проверок
и анализа установлено, что основными
причинами роста цен на горюче-смазочные
материалы является рекордный рост
мировых цен на нефть, увеличение
отпускных цен оптовыми поставщиками,
дефицит нефтепродуктов, отпускаемых
с нефтеперерабатывающих
Распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан от 4 марта 2008 года № 54-р создана Рабочая группа по разработке проекта Закона Республики Казахстан «О конкуренции» (далее - Законопроект).
Разработаны Концепция и проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам конкуренции».
Республика Казахстан признана мировым сообществом как государство с рыночной экономикой. За короткий исторический период независимости страна достигла значительного роста экономики, интегрируясь с мировым сообществом.
В этом контексте возрастают роль и значение системы образования.
Для повышения
В связи с этим, предполагается увеличить долю расходов государственного бюджета на образование к 2008 году до 4,1 % к ВВП.
При этом, следует отметить, что в Казахстане ежегодно увеличиваются государственные расходы на развитие образования.
Так, к примеру, если доля расходов бюджета на образование в 2000 году составляла 3,3 % к ВВП, то уже в 2005 году она достигла 3,9 % к ВВП.
Вместе с тем акцент в настоящее время должен делаться на повышение качества подготовки человеческих ресурсов, нежели на количество выделяемых бюджетных средств.
В связи с чем, Указом Президента Республики Казахстан от 11 октября 2004 года № 1459 утверждена Государственная программа развития образования на 2005-2010 годы, которой определены стратегия, основные направления, приоритеты, задачи и механизмы реализации государственной политики в области образования.
В результате реализации
Программы планируется
В 2006-2008 гг. за счет государственного
бюджета будет выделено порядка
95,8 млрд. тенге на обеспечение
организаций образования
При переходе на инновационный путь развития республика нуждается в специалистах, способных за относительно короткий срок сформировать эффективную систему управления инновациями.
В связи с чем, в высшем
и послевузовском образовании произойдет
структурная перестройка
Для внедрения новых магистерских и докторских программ (Ph.D) будет выделено до 2008 года порядка 6,1 млрд. тенге.
В целях создания единой системы финансирования обучения студентов из бюджета с 1 сентября текущего года увеличен объем предоставляемых грантов на 50 % за счет образовательных кредитов.
Таким образом, новый прием
по государственным
Кроме того, уже с 2007 года
правительство приступило к созданию
современной системы
В последние годы значительно увеличено финансирование отрасли здравоохранения (в 3 раза за последние пять лет), а также созданы перспективы ее дальнейшего развития. Будучи социально ориентированным, государство и дальше намерено уделять серьезное внимание развитию отрасли.
В целях создания эффективной системы оказания медицинской помощи, основанной на принципах солидарной ответственности за охрану здоровья между государством и человеком, приоритетном развитии первичной медико-санитарной помощи, направленной на улучшение здоровья населения утверждена Государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы.
В связи с чем, расходы на здравоохранение предполагается предусмотреть на уровне 2,5 % к ВВП в 2006 году, 2,7 % – в 2007 году и 3,0 % – в 2008 году.
В рамках реализации Государственной программы будет осуществлен переход на международные принципы организации оказания медицинской помощи с переносом центра тяжести на первичную медико-санитарную помощь; будет создана оптимальная модель здравоохранения, удовлетворяющая потребности населения, отрасли и государства; существенно повысится уровень обеспеченности населения услугами здравоохранения, будут внедрены стимулы для охраны человеком собственного здоровья; будет обеспечен равный доступ граждан к медицинской помощи и реализован принцип солидарной ответственности государства и граждан за охрану здоровья; увеличится объем профилактических, оздоровительных мероприятий; с акцентом на укрепление здоровья матери и ребенка, улучшение медико-демографической ситуации и снижение уровня социально значимых заболеваний.
Информация о работе Ведущие функции государства в современной экономике