Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:34, курсовая работа
Актуальность рассмотрения данной темы определяется следующими факторами. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится, прежде всего, развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в один из важнейших источников экономического роста.
ГЛАВА I. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ 5
1.1. Место государства в современной экономике 6
1.2. Функции государства в современной экономике 10
1.3. Методы и формы государственного регулирования 15
Глава 2. Государственное регулирование экономики в Рк 20
2.1 Цели и задачи сбалансированного экономического роста 20
2.2 Пути совершенствования налоговой и бюджетной политики 22
2.3 Защита конкуренции 25
2.4 Основные направления развития социальной сферы 26
ГЛАВА ш. ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ 31
1.1. Задачи государства в современной экономике 31
Заключение 35
Литература 37
Министерство науки и образования Республики Казахстан
Курсовая работа
по теме:
«Ведущие функции
государства в современной
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ГЛАВА I. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ 5
1.1. Место государства в современной экономике 6
1.2. Функции государства в современной экономике 10
1.3. Методы и формы государственного регулирования 15
Глава 2. Государственное регулирование экономики в Рк 20
2.1 Цели и задачи сбалансированного экономического роста 20
2.2 Пути совершенствования налоговой и бюджетной политики 22
2.3 Защита конкуренции 25
2.4 Основные направления развития социальной сферы 26
ГЛАВА ш. ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ 31
1.1. Задачи государства в современной экономике 31
Заключение 35
Литература 37
Введение
Актуальность рассмотрения данной темы определяется следующими факторами. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится, прежде всего, развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в один из важнейших источников экономического роста. В частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено специальными исследованиями. В дальнейшем роль образования и науки в экономическом развитии будет, по всей вероятности, возрастать за счет традиционных, материально-вещественных факторов производства. К числу других нематериальных факторов, оказывающих огромное влияние на состояние рабочей силы и производительность труда, на качество экономического роста, относятся здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды. Высокий уровень материального и духовного благосостояния граждан, доминирование среднего класса в структуре общества и, следовательно, реализация принципов социального партнерства определяют долгосрочные экономические перспективы страны и ее социально-политическую стабильность.
Особым фактором объективного
усиления роли государства выступает
чрезвычайно возросшая
Еще в 18 в. А. Смит определил
следующие функции
-обеспечение национальной обороны;
-отправление правосудия;
-организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;
-образование юношества;
-сбор налогов для оплаты нужд государства.
По сей день никто не оспаривает необходимость этих функций, кроме того, к ним добавились и новые. Произошло это и потому, что появились такие проблемы, решить которые не в состоянии ни один даже самый крупный предприниматель. Как быть с загрязнением окружающей среды, массовой безработицей, инфляцией, циклическими колебаниями экономического роста? Борьбу с этими «макроэкономическими видами зла» все чаще возлагают на государственные органы. Но что особенно показательно, центральные органы вмешиваются сегодня даже в «святая святых» рынка – процесс ценообразования. Конечно, в условиях рыночной экономики они не устанавливают прямо цен на отдельные товары, как при центральном планировании. Но, регулируя, скажем, процент, взимаемый банками за кредит, они могут ускорять или замедлять общий темп роста цен. Спрашивается, зачем государство берет на себя такие экономические функции, которые в теории «идеально» должен решать рынок? Реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, а значит, и от самого совершенства. Поэтому государство вынужденно «вмешиваться».
Стоит оговориться, что среди экономистов нет единого мнения о том, в какой мере и в какой форме государству следует это делать. Одни считают, что оно должно отчасти решать за рынок проблему эффективного распределения ресурсов. Другие, напротив, предостерегают, что ничего путного из такого прямого вмешательства не получится и функции государства должны сводиться исключительно к поддержанию правил «рыночной игры», например ограничению власти «диктаторов» на рынке. Так, по крайней мере, выглядит дело в теории.
Чтобы разобраться, кто же из них прав, необходимо, пожалуй, рассмотреть вопрос о роли государственного регулирования экономики.
В плановой экономике государство
играет решающую роль в определении
всех экономических пропорций. При
построении системы государственного
регулирования экономики здесь
господствует принцип «максимальной
возможности»: все экономические
процессы, которые в принципе поддаются
централизованному
Цель данной работы – рассмотреть государственные функции государства. Для реализации поставленной задачи был произведен анализ учебной и общеэкономической литературы.
Были поставлены следующие задачи:
1. Описать роль государства в экономике.
2. Провести анализ государственного регулирования экономики в Республике Казахстан.
3. Рассмотреть
задачи государства в
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально - экономической системы к изменяющимся условиям.
В современных условиях невмешательство
государства в социально - экономические
процессы немыслимо. Уже давно ведутся
споры не о необходимости
Объективная возможность государственного регулирования появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.
В современных условиях государственное
регулирование экономики
Величина, плотность и
полярность поля взаимодействия предпринимательских
и властных структур зависят от многих
факторов. При определенных социально-экономических
условиях (тотальное огосударствление
экономики, отрицание частной
Социально-политическая ориентация
государства и его властных структур
на формирование экономики рыночного
типа кардинально меняет ситуацию.
Предприниматель становится ведущей
фигурой рыночного хозяйства, субъектом
хозяйственной власти, и государство,
как главный субъект власти политической,
оказывается объективно заинтересованным
во взаимодействии с ним. Уже на этой
основе возникает пересечение
Но если и в новых условиях органы государственной и муниципальной законодательной и исполнительной власти искусственно сужают объективно необходимое поле взаимодействия, то это далеко не равнозначно его устранению. В определенных сегментах данное поле меняет свою положительную полярность на отрицательную, становится теневым.
В последнем случае решаются проблемы и реализуются экономические интересы не государства и общества, с одной стороны, и предпринимательства в целом как ведущей движущей силы рыночной экономики — с другой, а конкретных государственных или муниципальных чиновников и предпринимателей, их коррумпированных и, следовательно, преступных по существу группировок. Предпринимательство и в этой ситуации решает свои проблемы, но, как правило, с большими издержками и для себя, и для общества.
Рыночная экономика - сложный
и постоянно развивающийся
Цена в рыночной системе и ее динамика служат определенным ориентиром и для производителя, и для потребителя. В зависимости от изменения цены меняется и их поведение: производится и приобретается больше или меньше той либо иной продукции.
Существенное влияние на экономические процессы оказывают спрос и предложение. Под влиянием спроса происходят соответствующие изменения в производстве. В свою очередь, производство, а следовательно, и предложение воздействуют на спрос, формируя его. Соотношение между спросом и предложением определяет цены на товары, которые оказывают влияние на их производство и потребление.
Важное место в рыночном
механизме принадлежит
Рыночный механизм, таким образом, выполняет определяющую роль в установлении равновесия в экономике, в поступательном ее развитии. Однако по мере дальнейшего развития рыночной системы хозяйства все ощутимее проявляются и определенные недостатки этой системы. Рынок по своей внутренней природе не гарантирует реализацию социально-экономического права человека на достойное существование независимо от форм и результатов экономической деятельности. Рыночное распределение отражает реальный вклад владельца факторов производства в общественный продукт и, конечно, характеризуется значительным неравенством. Отражая реальный вклад каждого, оно является единственно справедливым. Но то, что справедливо с рыночной, экономической точки зрения, не всегда приемлемо с позиции социальной. Значительной части общества рыночное распределение оставляет главным образом два источника существования - собственные сбережения и благотворительные фонды. Общество в целом понимает необходимость поддержки престарелых, многодетных, одиноких матерей, инвалидов. Понятно, что решить проблему перераспределения только через рынок, путем регулирования цен невозможно, для этого нужны коллективные усилия общества, которые организует правительство.
От механизма рынка не приходится ждать соблюдения и других социально-экономических прав человека, в частности права на доход и права на труд для тех, кто может и хочет работать.
Рыночный механизм не может самостоятельно обеспечить производство общественных товаров, которые существуют для всех, в том числе и для неимущих. Общество производит эти общественные блага, не считаясь с фактором прибыльности или убыточности, обеспечивая ими всех, независимо от того, оплатит такие блага потребитель или нет. Речь идет о товарах и услугах коллективного пользования, в потреблении которых участвуют все члены общества. Это оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, энергетическая система и т.д. Особенность общественных товаров состоит в том, что достаются они всем потребителям в основном поровну и часто потребляются коллективно.
Рынок не способствует сохранению
невоспроизводственных
С помощью только рыночного механизма невозможны глубокие структурные изменения, производства, стратегические прорывы в области науки и техники, организация денежного обращения, решения региональных и межгосударственных проблем и т.д.
Таким образом, современной рыночной экономике присущи несовершенства или пороки рыночного механизма, для устранения которых необходимо активное вмешательство государства в экономические процессы.
Государственное вмешательство
в экономику может быть оправдано
с экономических позиций в
силу несостоятельности, несовершенства
рынка. "Провалы" рынка наблюдаются
при решении проблем
Без государственного вмешательства невозможно и развитие самой рыночной системы. Именно поэтому государство берет на себя ведущую роль в регулировании рыночного хозяйства.
Мировая практика показала, что нет, и не может быть эффективной экономики без активной регулирующей роли государства.
Государство вовлекается
в экономику с целью
Информация о работе Ведущие функции государства в современной экономике