Ведущие функции государства в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность рассмотрения данной темы определяется следующими факторами. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится, прежде всего, развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в один из важнейших источников экономического роста.

Оглавление

ГЛАВА I. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ 5
1.1. Место государства в современной экономике 6
1.2. Функции государства в современной экономике 10
1.3. Методы и формы государственного регулирования 15
Глава 2. Государственное регулирование экономики в Рк 20
2.1 Цели и задачи сбалансированного экономического роста 20
2.2 Пути совершенствования налоговой и бюджетной политики 22
2.3 Защита конкуренции 25
2.4 Основные направления развития социальной сферы 26
ГЛАВА ш. ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ 31
1.1. Задачи государства в современной экономике 31
Заключение 35
Литература 37

Файлы: 1 файл

курсовая Word.docx

— 90.12 Кб (Скачать)

В группе административных методов регулирования особое место  занимают правовые методы. Государство  возлагает на себя обязанности гаранта, обеспечивающего правовые нормы  поведения индивида, фирмы, госучреждений  в системе рыночных отношений. Оно  устанавливает правила "экономической  игры" для фирм - производителей и  потребителей, создает необходимую правовую базу для эффективного функционирования экономики.

Разграничение между экономическими и административными методами государственного регулирования до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать любой экономический метод, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов. В данном случае любые экономические методы несут на себе печать администрирования. В то же время любой административный метод, прямо вынуждая хозяйствующих субъектов выполнять те или иные действия, одновременно оказывает косвенное воздействие на целый ряд взаимосвязанных процессов. В этом смысле можно сказать, что любые административные методы регулирования несут в себе черты, характерные для экономических методов. Тем не менее разграничение государственных методов воздействия на экономические и административные принципиально важно с точки зрения природы рынка.

Применение государством разнообразных методов воздействия  на экономику имеет свои границы. Так, недопустимы любые действия государства, которые разрывают связи внутри рыночного механизма. К примеру, тотальное директивное планирование, натуральное распределение материально-технических средств и предметов потребления, административный контроль над ценами сводят на нет работу механизма рынка. Это вовсе не означает, что государство самоустраняется от бесконтрольного инфляционного роста цен, от всех типов планирования. Напротив, используя различные методы регулирования, государство внимательно следит за ценами, разрабатывает национальные программы, осуществляет административный контроль за производством. Но делает оно это осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы, не разрушая саморегулируемый механизм рынка.

Таким образом, говоря о государственном  вмешательстве в экономику, следует иметь в виду допустимые его пределы, что очень важно. Если государство, пусть даже руководствуясь исключительно благими намерениями, переступает этот предел, то происходит деформация рыночного механизма.

Хозяйственная практика знает  немало комбинаций использования различных  методов государственного регулирования. Одни методы прямо направлены на достижение поставленных целей, а другие выступают в .качестве амортизаторов и предназначены для компенсации негативных сторон рынка.

Так как рынки (рынок товаров  и услуг, денежный рынок, рынок труда, внешнеэкономический рынок) взаимосвязаны, то применять методы государственного регулирования необходимо комплексно. Применение односторонних методов воздействия на макроэкономическое равновесие не может оказать положительного стабилизирующего эффекта. Более того, односторонний подход может привести лишь к углублению экономического кризиса и заложить перспективные основы его разрушительного проявления.

В мировой экономической  науке понятие государственного вмешательства в рыночную экономику связано со всей совокупностью форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении. Например, очень велика доля государственных расходов в общем объеме валового национального продукта; растут налоги, поступающие в государственную казну; имеет место и система государственного предпринимательства; значительна роль государства в перераспределении национального дохода. С помощью налогов государство не только пополняет казну, но и регулирует определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы стимулирует фирмы, удовлетворяет социальные потребности.

Однако истинное влияние  государства на национальную экономику  нельзя оценить по таким формальным показателям, как доля валового национального  продукта, распределяемого через  государственный бюджет, объем государственных закупок, удельный вес государственной собственности, количество налогов, поступающих в государственный бюджет. Влияние государства на рыночные процессы в первую очередь определяется совершенством правовой формы - степенью разработки и обеспечения выполнения законов.

Таким образом, в рыночной экономике у государства есть свои проблемы, а у рынка - свои. Вопросы о том, что, как и для кого производить, решает не только рынок, но и государство. Однако решает оно эти вопросы на основе рыночного механизма.

Глава 2. Государственное регулирование экономики в Республике Казахстан

2.1 Цели и задачи сбалансированного экономического роста

В качестве индикатора, отражающего  достижение стратегической цели по росту  ВВП на предстоящие пять лет, Правительство  ставит перед собой достижение утроения ВВП в 2015 году по сравнению с 2000 годом, в соответствии со Стратегией индустриально-инновационного развития до 2015 года, обеспечивая среднегодовой  рост ВВП в 2009 – 2013 годах 5,5 %.


Рисунок 1 - Прогнозируемая динамика роста  ВВП до 2015 года

 

В условиях открытой экономики Казахстана противодействие внешнему инфляционному  давлению не может происходить по классическому сценарию международных  финансовых институтов, требующих ужесточения  монетарной политики и усиления бюджетных  ограничений. В условиях Казахстана обеспечение качественного и  сбалансированного экономического роста станет действенным средством  борьбы с инфляционными процессами [12].

Цель экономической политики –  обеспечение сбалансированного  и качественного экономического роста через эффективное использование  инструментов монетарной, фискальной, а также структурной политик.

Для реализации поставленной цели будут  решаться следующие основные задачи:

- обеспечение макроэкономической  стабильности (сдерживание инфляции, оптимизация валового внешнего  долга, улучшение состояния платежного  баланса, поддержание необходимого  уровня международных резервов);

- управление экономическим ростом  через регулирование инвестиционной, деловой и потребительской активности (в периоды циклических подъемов  – ограничение экономического  роста с целью обеспечения  его качества и избежания «перегрева»,  а в периоды циклического спада  – активизация инвестиционных  процессов и поддержание оптимальных  пропорций воспроизводства).

Для выполнения поставленных задач  необходимо формирование целостной  системы реализации макроэкономической политики, включающей сбалансированное использование инструментов денежно-кредитной, фискальной, а также структурной  политик.

Денежно-кредитная политика будет  направлена на обеспечение стабильности цен и финансовой системы. Национальный Банк будет формировать денежно-кредитную  политику в зависимости от изменения  ситуации в мировой и отечественной  экономиках. Основными инструментами  денежно-кредитного регулирования  останутся выпуск краткосрочных  нот, привлечение депозитов БВУ, минимальные резервные требования. Ставки по операциям Национального  Банка будут регулироваться в  зависимости от складывающейся ситуации на денежном рынке.

На внутреннем валютном рынке Национальный Банк не будет допускать резких краткосрочных  колебаний обменного курса тенге.

Фискальная политика будет направлена на стимулирование развития экономики  не в ущерб макроэкономической стабильности. Будет сохранен оптимальный баланс между приоритетами государственной  инвестиционной политики, обеспечивающей рост занятости, производства и доходов, и задачей по ограничению государственных  расходов, порождающих значительный рост потребительского спроса и усиление инфляционного давления.

В этих целях будет проводиться  умеренная политика государственных  расходов, предусматривающая рост расходов бюджета на уровне темпов роста номинального ВВП, что позволит поддерживать совокупный спрос на уровне, не препятствующему  росту деловой активности.

Поддержание планируемого уровня расходов, сглаживание снижения (увеличения) доходов бюджета будет обеспечиваться через регулирование размера  гарантированного трансферта из Национального  фонда и дефицита бюджета.

В рамках разрабатываемого нового Налогового Кодекса предусматривается снижение налоговой нагрузки несырьевого  сектора экономики в целях  повышения конкурентноспособности бизнеса, ускорения процесса модернизации экономики.

Структурная политика будет направлена на обеспечение качественного экономического роста через поддержание высокой  доли валового накопления основного  капитала и осуществление прогрессивных  структурных сдвигов, предусматривающих  увеличение доли несырьевых «торгуемых»  отраслей экономики за счет диверсификации потоков капитала и структурного регулирования отраслей экономики.

Реализация структурной политики будет осуществляться в условиях принятия нового Налогового кодекса, способствующего  увеличению доли несырьевых отраслей экономики и снижению риска стагнации  обрабатывающих секторов.

В рамках структурной политики предусматривается:

- сохранение высокого уровня  бюджетных инвестиций по приоритетным  направлениям социально-экономического  развития;

- увеличение долгосрочных инвестиций  в несырьевые сектора экономики  при участии институтов развития;

- расширение инвестиционной деятельности  национальных компаний, прежде всего,  в реализации инфраструктурных  проектов;

- стимулирование инвестиционной  активности частного сектора,  в том числе через механизмы  государственно-частного партнерства; 

- стимулирование и диверсификация  направлений прямых иностранных  инвестиций, преимущественно в несырьевые  «торгуемые» сектора экономики;

- повышение конкурентоспособности  экономики за счет факторов  роста более высокого порядка  (качество инвестиционного процесса, повышение энергоэффективности,  инновации, повышение качества  человеческого капитала).

Структурная политика будет поддерживаться и другими мерами экономической  политики в рамках реализации государственных  программ и стратегических планов развития государственных органов.

3.2 Пути совершенствования  налоговой и бюджетной политики

 

Введение в 2002 году Налогового кодекса  явилось важным этапом развития казахстанского налогового законодательства, который  укрепил концептуальные основы налоговой  системы, сформированной в предыдущие годы, с одновременным повышением эффективности правовых механизмов в налоговой сфере.

Также введен в действие Таможенный кодекс Республики Казахстан, объединяющий и систематизирующий правовые нормы, регулирующие общественные отношения  в области таможенного дела, максимально  использующий международные нормы, позволяющие упростить и одновременно повысить эффективность таможенных процедур.

Наряду с позитивными результатами действия Налогового кодекса остается проблема совершенствования налоговой  системы в целях обеспечения  условий для экономического роста  страны и улучшения инвестиционного  климата.

Положения действующего налогового законодательства не в полной мере способствуют выводу из неофициального оборота доходов  физических лиц, созданию оптимальных  условий для вложения инвестиций в воспроизводство и обновление основных средств [13].

Отсутствуют действенные механизмы  стимулирования инновационной деятельности, что в определенной степени влияет на развитие наукоемких и высокотехнологичных  производств.

Целью проводимой в республике налоговой  политики является дальнейшее поощрение  инвестиций в экономику, стимулирование инновационной активности, увеличение располагаемого дохода населения для  роста платежеспособного спроса. [12,40]

Пути решения налоговой политики: установление регрессивной шкалы ставок по социальному налогу и более  либеральной шкалы ставок по индивидуальному  подоходному налогу; снижение ставки налога на добавленную стоимость; создание экономических условий для стимулирования научной и инновационной деятельности, в том числе развития производств  с высокой долей добавленной  стоимости; совершенствование амортизационной  политики, с целью стимулирования роста инвестиций; совершенствование  налогообложения нефтяных операций; развитие процессов автоматизации  налогового администрирования; совершенствование  методологии и норм администрирования  специальных налоговых режимов  в целях создания условий для  развития малого бизнеса и для  сельхозпроизводителей.

Предусмотренные меры по совершенствованию  налоговой системы позволят реально  снизить уровень налогообложения, что стимулирует дальнейшее увеличение темпов экономического роста.

Увеличение доходов государственного бюджета будет происходить за счет расширения налогооблагаемой базы благодаря созданию благоприятных  условий для развития предпринимательства, сокращению нелегального теневого оборота.

Осуществлен переход к принципам  среднесрочного бюджетного планирования. Введенные с 2002 года паспорта бюджетных  программ обеспечивают прозрачность расходования бюджетных денег и эффективность  проведения по ним бюджетного контроля.

Информация о работе Ведущие функции государства в современной экономике