Ведущие функции государства в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность рассмотрения данной темы определяется следующими факторами. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится, прежде всего, развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в один из важнейших источников экономического роста.

Оглавление

ГЛАВА I. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ 5
1.1. Место государства в современной экономике 6
1.2. Функции государства в современной экономике 10
1.3. Методы и формы государственного регулирования 15
Глава 2. Государственное регулирование экономики в Рк 20
2.1 Цели и задачи сбалансированного экономического роста 20
2.2 Пути совершенствования налоговой и бюджетной политики 22
2.3 Защита конкуренции 25
2.4 Основные направления развития социальной сферы 26
ГЛАВА ш. ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ 31
1.1. Задачи государства в современной экономике 31
Заключение 35
Литература 37

Файлы: 1 файл

курсовая Word.docx

— 90.12 Кб (Скачать)

Так, начиная с 2005 года выделены значительные средства на бесплатное обеспечение лекарственными средствами детей до 5-летнего возраста, на обеспечение  беременных железо- и йодосодержащими  препаратами, на профилактические медицинские  осмотры женщин репродуктивного  возраста от 15 до 49 лет, с последующим  динамическим наблюдением и оздоровлением, на обеспечение лекарственными средствами детей и подростков, находящихся  на диспансерном учете при амбулаторном лечении хронических заболеваний, а также , на материально-техническое оснащение медицинских организаций здравоохранения на местном уровне. 

Сохраняющийся экономический  рост в стране позволяет Правительству  Республики Казахстан продолжить социальную направленность политики путем увеличения расходов на развитие социальной защиты населения.

Действующая в настоящее  время система социального обеспечения  в Казахстане характеризуется преобладанием  государственного участия. За счёт государственного бюджета осуществляется социальное обеспечение пенсионеров, инвалидов, лиц, потерявших кормильца, и иных категорий  населения.

Расходы на социальное обеспечение  предполагается предусмотреть 5,2% в 2006 году, 5,2 % – в 2007 году и 5,1 %  – в 2008 году к ВВП.

При этом, расходы государственного бюджета на социальное обеспечение  ежегодно увеличиваются.

Так, если доля расходов на социальное обеспечение в 2000 году составляла 151,3 млрд. тенге, то в 2006 году предполагается направить 388,6 млрд. тенге.

Это позволило значительно  увеличить доходы населения, о чём  свидетельствует рост следующих  социальных индикаторов с 2000 по 2006 годы:

- минимальные размеры  пенсий  - в 1,8 раза (с 3500 до 6700 тенге);

- средние размеры пенсий  – в 2,9 раза (с 4462 до 12930 тенге);

- минимальный размер заработной  платы – в 3,4 раза (с 2680 до 9200 тенге);

- прожиточный минимум  – в 1,9 раза (с 4007 до 7945 тенге).

С 2005 года начата реализация Программы дальнейшего углубления социальных реформ в Республике Казахстан  на 2005–2007 годы, в рамках которой  осуществляются мероприятия по созданию финансово устойчивой, социально  справедливой трехуровневой системы  социального обеспечения с распределением ответственности между государством, работником и работодателем, где:

- первый уровень (базовый)  – социальные пособия, минимальный  размер которых гарантирован  государством, что обеспечивает  всем категориям социально уязвимых  слоев населения реализацию равного  права на получение минимальных  по уровню выплат при одинаковых  социальных рисках, независимо от  трудового стажа и заработка;

- второй уровень (обязательный) - социальные выплаты, осуществляемые  за счёт обязательного социального  страхования  работающего (работавшего)  населения. Источником социальных  страховых выплат являются обязательные  страховые взносы работодателей  и/или работников. Уровень социального  обеспечения в данном случае   зависит от продолжительности  и размеров участия каждого  человека в системе страхования;

третий уровень (дополнительный) – предполагает осуществление социальных выплат за счёт добровольных отчислений. В данном случае отчисления являются частными, накопительными, добровольными  и/или профессиональными.

Кроме того, в  2006 году в  целях защиты материнства и детства  будут увеличены размеры специального государственного пособия многодетным  семьям до 4000 тенге.

С 1 января 2006 года вводятся пособия для детей до 18 лет  из малообеспеченных семей, будут повышены размеры государственных социальных пособий всем категориям инвалидов  и получателям пособий по возрасту, а также получателям государственных  специальных пособий.

С 1 июля 2006 года будут введены  государственные пособия по уходу  за ребенком до одного года, при этом размер пособия будет иметь прогрессивную  шкалу в зависимости от количества детей. На эти цели дополнительно  планируется выделить в 2006 году 6,3 млрд. тенге.

В целях приближения к  международным стандартам, начиная  с                  2006 года, за базовый социальный индикатор  будет взят прожиточный минимум, на основе которого будут пересмотрены размеры социальных выплат. В связи  с чем, будет изменена методика определения  величины прожиточного минимума, основой  которого будет выступать потребительский  бюджет, отражающий минимальный социально  необходимый уровень жизненных  благ и услуг.

В целом на реализацию данной Программы в 2006 году предполагается из государственного бюджета направить 347,7 млрд. тенге.

Расходы на культуру, спорт, туризм и информационное пространство предполагается предусмотреть на уровне 0,7 % к ВВП в 2006 году, 0,7 % – в 2007 году и 0,8 %  – в 2008 году.

В целях развития духовной и образовательной сферы, обеспечение  сохранности и эффективного использования культурного наследия страны принята Государственная программа «Культурное наследие» на 2004-2006 годы.

В рамках данной программы  будет продолжена работа по воссозданию  значительных историко-культурных и  архитектурных памятников страны, созданию целостной системы изучения культурного  наследия, в том числе  современной  национальной культуры, фольклора, традиций и обычаев, обобщению многовекового  опыта национальной литературы и  письменности, созданию развернутых  художественных и научных серий  и созданию на государственном языке  полноценного фонда гуманитарного  образования на базе лучших достижений научной мысли, культуры и литературы.

 

 

 

Глава Ш. Задачи государства в экономике.

3.1. Задачи государства  в современной экономике

 

Экономические функции современного государства многообразны. Можно  было бы выделить следующие основные направления экономических функций  государства.

1. Разработка и утверждение правовых  основ экономики. Государство  в лице своих парламентских  и правительственных структур  определяет правила экономической  игры, которую ведут предприятия,  домашние хозяйства, население,  потребители, общественные и государственные  институты и учреждения. Эти правила  определяют также юридические  нормы и права собственности,  условия функционирования хозяйствующих  субъектов, взаимные обязательства  всех участников экономической  системы.

2. Определение приоритетов и  целей макроэкономического развития  страны. Общество и нация в  целом должны четко определить, какие задачи являются первоочередными  сегодня, сколько это потребует  ресурсов, какой будет отдача  и каковы будут социальные, экономические  и экологические последствия  этих решений.

3. Определение социальных ценностей  экономического развития страны. Экономика - не самоцель, а средство. Важно, чтобы она служила человеку, а социальные цели были не  только провозглашены, но и  реализованы.

4. Регулирование экономических  процессов распределения и перераспределения  ресурсов и результатов производства. Государство своей экономической  политикой регулирует деятельность  предприятий на микроэкономическом  уровне. В то же время оно  своей политикой предопределяет  распределение доходов и на  макроэкономическом уровне. Важнейшим  элементом этих процессов распределения  и перераспределения является  бюджетная и налоговая политика  государства.

5. Стимулирование экономического  роста в стратегическом аспекте  и одновременно стабилизация  экономики в периоды кризисов  и социальных потрясений, что  имеет особое значение для  современного Казахстана.

6. Позитивное решение глобальных  проблем, прежде всего экологических,  острота которых нарастает стремительными  темпами.

7. Немаловажное значение имеет  решение вопросов национальной  безопасности страны во всех  ее проявлениях (безопасность  военная, продовольственная, энергетическая, экологическая, политическая и  т. п.).

Основными средствами государственного регулирования являются: государственные  финансы, денежно-кредитные инструменты, административно-правовые акты и государственное  предпринимательство.

Государственное регулирование экономики  нельзя недооценивать, но нельзя и абсолютизировать, переоценивать. Это регулирование  становится эффективным, если оно придерживается трех важнейших принципов:

• в процессе регулирования исключаются  действия, нарушающие нормальные рыночные связи;

• государство воздействует на рынок  преимущественно экономическими методами и инструментами;

• государство осуществляет постоянный контроль за эффективностью своих действий и их корреляцию в случае необходимости. Здесь тоже должен действовать проверенный  принцип мудрого врача: помоги, но не навреди!

Задача государства состоит  в том, чтобы превратить издержки перелива во внутренние издержки производства и вернуть ситуацию в нормальное русло. Сделать это можно, приняв ряд мер. Во-первых, законодательно установить предельные нормы концентрации вредных веществ и при превышении этих норм налагать штрафы на виновников. Во-вторых, установить высокие налоги для предприятий, производственная деятельность которых представляет экологическую угрозу. К какой бы из этих мер ни прибегло государство, их следствием будет сокращение предложения рассматриваемого предприятия. Здесь следует помнить, что налоги и штрафы — неценовые факторы предложения, сдвигающие график предложения влево. Причем штрафы и налоги в большинстве случаев сдвигают линию S1 не до первоначального положения S, а несколько левее — до  S2. Эти меры заставляют фирму в срочном порядке приступить к строительству очистных сооружений и реализации прочих мероприятий по защите окружающей среды.

Традиционный пример возникновения  положительного эффекта перелива — ситуация с уровнем образования в обществе. Как известно, более высокое образование доставляет определенную пользу тем людям, которые его получают. Но высокий уровень образования и квалификации граждан приносит определенную выгоду и обществу в целом, поскольку предопределяет высокое качество и отдачу человеческого капитала, который в современной экономике является ведущим фактором социально-экономического развития. Сталкиваясь с вопросами возникновения выгод перелива, государство, регулируя ситуацию, может прибегнуть к следующим мерам, направленным на стимулирование производства образовательных услуг. Во-первых, стимулировать рост спроса на образовательные услуги за счет предоставления населению целевых кредитов и дотации на образование. Во-вторых, стимулировать увеличение предложения на рынке образовательных услуг за счет предоставления дотаций и субсидий, но не населению, а вузам. В-третьих, если выгоды перелива велики, то государство может само выступить в роли производителя; для нашего примера с услугами образования это проявилось бы в увеличении числа бюджетных мест в государственных вузах, а также в увеличении количества последних.

Возникновение второго сбоя в работе рыночного механизма, когда некоторые  товары вообще не производятся, обусловлено  рядом объективных причин:

• производство некоторых благ предполагает огромные масштабы деятельности и капиталовложений, которые не под силу частному бизнесу (аэрокосмическая промышленность, атомная энергетика, фундаментальная наука, новые отрасли, которые будут выпускать продукцию с неясными пока перспективами спроса, и т. п.);

• некоторые блага, получившие название общественных благ, призванные удовлетворять  коллективные потребности, рынок не может произвести (национальная оборона, поддержание правопорядка, дороги, светофоры, маяки и др.), потому что очень сложно (или вообще невозможно) измерить полезность, которую получает каждый член общества при потреблении общественных благ.

Два этих фактора порождают необходимость  государственного вмешательства. Речь идет о функции государства, связанной  с производством общественных благ, стимулированием научно-технического прогресса и реализацией мер  по стимулированию структурной перестройки  экономики. Частный бизнес не способен обеспечить глобального прорыва  в технологии и преобразовании структуры  экономики (формирование и развитие новых отраслей, изменение соотношения  между ними), поскольку эти мероприятия означают крупные инвестиции в проекты с длительными сроками окупаемости и неопределенностью в отношении их будущей прибыльности. Объемы производства и потребления общественных благ представляют собой вопрос государственной политики. Решения о производстве необходимого количества общественных благ и о размере средств, выделяемых на их производство, принимаются на основе голосования в парламенте.

Макроэкономическая стабилизация. Эта функция связана с необходимостью обеспечения экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен в экономике. Государство должно отслеживать динамику основных макроэкономических показателей — темпов экономического роста, уровня безработицы, темпов инфляции и т. п. В случае отклонения этих показателей за пределы безопасных границ государство призвано принимать определенные контрмеры, предполагающие реализацию антициклической, антиинфляционной политики, политики регулирования занятости населения.

Регулирование отраслевой и региональной структуры. Каждая страна имеет свои исторические и национальные особенности, что создает массу проблем, связанных с неравномерностью экономического развития экономики по отраслям и регионам. Регулирование отраслевой и региональной структуры осуществляется в одних случаях финансовой поддержкой отраслевых и территориальных единиц, находящихся в критическом состоянии, в других — путем поощрения развития новых отраслей и новых видов производств, порожденных НТП.

Информация о работе Ведущие функции государства в современной экономике