Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:34, курсовая работа
Актуальность рассмотрения данной темы определяется следующими факторами. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится, прежде всего, развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в один из важнейших источников экономического роста.
ГЛАВА I. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ 5
1.1. Место государства в современной экономике 6
1.2. Функции государства в современной экономике 10
1.3. Методы и формы государственного регулирования 15
Глава 2. Государственное регулирование экономики в Рк 20
2.1 Цели и задачи сбалансированного экономического роста 20
2.2 Пути совершенствования налоговой и бюджетной политики 22
2.3 Защита конкуренции 25
2.4 Основные направления развития социальной сферы 26
ГЛАВА ш. ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ 31
1.1. Задачи государства в современной экономике 31
Заключение 35
Литература 37
Так, начиная с 2005 года выделены
значительные средства на бесплатное
обеспечение лекарственными средствами
детей до 5-летнего возраста, на обеспечение
беременных железо- и йодосодержащими
препаратами, на профилактические медицинские
осмотры женщин репродуктивного
возраста от 15 до 49 лет, с последующим
динамическим наблюдением и оздоровлением,
на обеспечение лекарственными средствами
детей и подростков, находящихся
на диспансерном учете при амбулаторном
лечении хронических
Сохраняющийся экономический рост в стране позволяет Правительству Республики Казахстан продолжить социальную направленность политики путем увеличения расходов на развитие социальной защиты населения.
Действующая в настоящее
время система социального
Расходы на социальное обеспечение предполагается предусмотреть 5,2% в 2006 году, 5,2 % – в 2007 году и 5,1 % – в 2008 году к ВВП.
При этом, расходы государственного бюджета на социальное обеспечение ежегодно увеличиваются.
Так, если доля расходов на социальное обеспечение в 2000 году составляла 151,3 млрд. тенге, то в 2006 году предполагается направить 388,6 млрд. тенге.
Это позволило значительно увеличить доходы населения, о чём свидетельствует рост следующих социальных индикаторов с 2000 по 2006 годы:
- минимальные размеры пенсий - в 1,8 раза (с 3500 до 6700 тенге);
- средние размеры пенсий – в 2,9 раза (с 4462 до 12930 тенге);
- минимальный размер заработной платы – в 3,4 раза (с 2680 до 9200 тенге);
- прожиточный минимум – в 1,9 раза (с 4007 до 7945 тенге).
С 2005 года начата реализация
Программы дальнейшего
- первый уровень (базовый)
– социальные пособия,
- второй уровень (обязательный)
- социальные выплаты,
третий уровень (дополнительный) – предполагает осуществление социальных выплат за счёт добровольных отчислений. В данном случае отчисления являются частными, накопительными, добровольными и/или профессиональными.
Кроме того, в 2006 году в
целях защиты материнства и детства
будут увеличены размеры
С 1 января 2006 года вводятся
пособия для детей до 18 лет
из малообеспеченных семей, будут повышены
размеры государственных
С 1 июля 2006 года будут введены
государственные пособия по уходу
за ребенком до одного года, при этом
размер пособия будет иметь
В целях приближения к
международным стандартам, начиная
с
2006 года, за базовый социальный индикатор
будет взят прожиточный минимум,
на основе которого будут пересмотрены
размеры социальных выплат. В связи
с чем, будет изменена методика определения
величины прожиточного минимума, основой
которого будет выступать
В целом на реализацию данной Программы в 2006 году предполагается из государственного бюджета направить 347,7 млрд. тенге.
Расходы на культуру, спорт, туризм и информационное пространство предполагается предусмотреть на уровне 0,7 % к ВВП в 2006 году, 0,7 % – в 2007 году и 0,8 % – в 2008 году.
В целях развития духовной
и образовательной сферы, обеспечение
сохранности и эффективного
В рамках данной программы будет продолжена работа по воссозданию значительных историко-культурных и архитектурных памятников страны, созданию целостной системы изучения культурного наследия, в том числе современной национальной культуры, фольклора, традиций и обычаев, обобщению многовекового опыта национальной литературы и письменности, созданию развернутых художественных и научных серий и созданию на государственном языке полноценного фонда гуманитарного образования на базе лучших достижений научной мысли, культуры и литературы.
Глава Ш. Задачи государства в экономике.
3.1. Задачи государства в современной экономике
Экономические функции современного
государства многообразны. Можно
было бы выделить следующие основные
направления экономических
1. Разработка и утверждение
2. Определение приоритетов и
целей макроэкономического
3. Определение социальных
4. Регулирование экономических
процессов распределения и
5. Стимулирование экономического
роста в стратегическом
6. Позитивное решение глобальных
проблем, прежде всего
7. Немаловажное значение имеет
решение вопросов национальной
безопасности страны во всех
ее проявлениях (безопасность
военная, продовольственная,
Основными средствами государственного регулирования являются: государственные финансы, денежно-кредитные инструменты, административно-правовые акты и государственное предпринимательство.
Государственное регулирование экономики нельзя недооценивать, но нельзя и абсолютизировать, переоценивать. Это регулирование становится эффективным, если оно придерживается трех важнейших принципов:
• в процессе регулирования исключаются действия, нарушающие нормальные рыночные связи;
• государство воздействует на рынок преимущественно экономическими методами и инструментами;
• государство осуществляет постоянный контроль за эффективностью своих действий и их корреляцию в случае необходимости. Здесь тоже должен действовать проверенный принцип мудрого врача: помоги, но не навреди!
Задача государства состоит в том, чтобы превратить издержки перелива во внутренние издержки производства и вернуть ситуацию в нормальное русло. Сделать это можно, приняв ряд мер. Во-первых, законодательно установить предельные нормы концентрации вредных веществ и при превышении этих норм налагать штрафы на виновников. Во-вторых, установить высокие налоги для предприятий, производственная деятельность которых представляет экологическую угрозу. К какой бы из этих мер ни прибегло государство, их следствием будет сокращение предложения рассматриваемого предприятия. Здесь следует помнить, что налоги и штрафы — неценовые факторы предложения, сдвигающие график предложения влево. Причем штрафы и налоги в большинстве случаев сдвигают линию S1 не до первоначального положения S, а несколько левее — до S2. Эти меры заставляют фирму в срочном порядке приступить к строительству очистных сооружений и реализации прочих мероприятий по защите окружающей среды.
Традиционный пример возникновения положительного эффекта перелива — ситуация с уровнем образования в обществе. Как известно, более высокое образование доставляет определенную пользу тем людям, которые его получают. Но высокий уровень образования и квалификации граждан приносит определенную выгоду и обществу в целом, поскольку предопределяет высокое качество и отдачу человеческого капитала, который в современной экономике является ведущим фактором социально-экономического развития. Сталкиваясь с вопросами возникновения выгод перелива, государство, регулируя ситуацию, может прибегнуть к следующим мерам, направленным на стимулирование производства образовательных услуг. Во-первых, стимулировать рост спроса на образовательные услуги за счет предоставления населению целевых кредитов и дотации на образование. Во-вторых, стимулировать увеличение предложения на рынке образовательных услуг за счет предоставления дотаций и субсидий, но не населению, а вузам. В-третьих, если выгоды перелива велики, то государство может само выступить в роли производителя; для нашего примера с услугами образования это проявилось бы в увеличении числа бюджетных мест в государственных вузах, а также в увеличении количества последних.
Возникновение второго сбоя в работе рыночного механизма, когда некоторые товары вообще не производятся, обусловлено рядом объективных причин:
• производство некоторых благ предполагает огромные масштабы деятельности и капиталовложений, которые не под силу частному бизнесу (аэрокосмическая промышленность, атомная энергетика, фундаментальная наука, новые отрасли, которые будут выпускать продукцию с неясными пока перспективами спроса, и т. п.);
• некоторые блага, получившие название общественных благ, призванные удовлетворять коллективные потребности, рынок не может произвести (национальная оборона, поддержание правопорядка, дороги, светофоры, маяки и др.), потому что очень сложно (или вообще невозможно) измерить полезность, которую получает каждый член общества при потреблении общественных благ.
Два этих фактора порождают
Макроэкономическая
Регулирование отраслевой и региональной структуры. Каждая страна имеет свои исторические и национальные особенности, что создает массу проблем, связанных с неравномерностью экономического развития экономики по отраслям и регионам. Регулирование отраслевой и региональной структуры осуществляется в одних случаях финансовой поддержкой отраслевых и территориальных единиц, находящихся в критическом состоянии, в других — путем поощрения развития новых отраслей и новых видов производств, порожденных НТП.
Информация о работе Ведущие функции государства в современной экономике