Функции государства в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 15:33, реферат

Краткое описание

Государственные организации и учреждения выполняют разнообразные функции управления, чем обеспечивают соответствующие условия для жизни и деятельности людей, работы предприятий и отраслей общественного производства

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 17.87 Кб (Скачать)

Функции государства в современной экономике

Государственные организации и учреждения выполняют  разнообразные функции управления, чем обеспечивают соответствующие  условия для жизни и деятельности людей, работы предприятий и отраслей общественного производства.

В социальной сфере государство должно создать  каждому человеку условия для  реализации его конституционных  прав и свобод.

Политическая  функция государства состоит  в создании соответствующего общественного  порядка и экономической структуры  страны для обеспечения общественного  развития. Это достигается с помощью  соответствующих законов.

В международной  сфере задачей государства является установление взаимовыгодных отношений  и сотрудничества с другими странами, участие в деятельности международных  организаций.

Экономическая функция государства реализуется  через создание благоприятных условий  для предпринимательства и других видов хозяйствования.

Государство и его институты всегда были активным рыночным субъектом.

Государство перераспределяет созданный в стране национальный продукт, стимулирует  или сдерживает развитие тех или  иных отраслей и сфер экономики, поддерживает освоение новых рынков, источников сырья и сбыт продукции, обеспечивает разработку стратегических программ развития науки и технологий, внедрение  достижений научно-технического прогресса, решение региональных проблем. В  разных странах государству принадлежат  как отдельные предприятия (военные  заводы, металлургические комбинаты, транспортые  сети и т.п), так и целые отрасли и сферы экономики (ракетно-космические комплексы, энергетика, угольная промышленность, образование и тп)

Исследователи-экономисты неоднозначно объясняли значение государства  для развития экономики страны. Приверженцы  свободной рыночной экономики к  началу XX ст. считали, что экономика  может работать эффективно, если государство  почти не вмешивается в хозяйственные  процессы. Объяснялось это тем, что  главный фактор развития рыночной экономики - личный интерес - направлен на получение  прибыли.

Поэтому вмешательство  государства в экономику должно быть минимальным, а рынку необходимо предоставить полную свободу.

Сторонники  социализма выступали за полное государственное  регулирование экономики. Они считали, что только государственные учреждения способны обеспечить интенсивный рост экономики, противостоять негативным последствиям экономических колебаний.

Воплощением этих теоретических подходов были экономические  модели социализма, военного коммунизма, административно-командной экономики  в странах, которые входили в  так называемый социалистический лагерь.

Глубокий  и продолжительный экономический  кризис (1929-1933) во многих развитых странах  Запада выявил новые проблемы рыночного  саморегулирования. Оказалось, что  механизмы свободного рынка автоматически  не обеспечивают самообновление экономического равновесия.

Остро встала проблема поиска методов, которые смогли бы обеспечить рост производства и  преодолеть массовую безработицу. Пути решения этой проблемы предложил  английский экономист Джон Мейнард  Кейнс (1883-1946), которого считают одним  из авторов теории государственного регулирования экономики. Его концепция  опубликована в труде «Общая теория занятости, процента и денег».

Суть ее состояла в том, чтобы через активизацию  и стимулирование государством общей  покупательной способности населения  влиять на расширение производства, предложение  товаров и услуг.

Д. Кейнс считал, что рыночная экономика не может  сама себя «вылечить» в условиях кризиса.

Поэтому нужно  формировать государственную экономическую  политику, эффективно влиять на хозяйственную  деятельность предприятий, стимулировать  снижение процентной ставки коммерческих банков, осуществлять масштабные государственные  закупки, увеличивать совокупный спрос  населения, предоставлять социальную помощь (безработным, людям преклонного  возраста, другим нетрудоспособным), чтобы  не допустить социального кризиса  общества. Предложения Д. Кейнса учитывались  в экономических программах правительств США, Великобритании и других развитых стран. В 1933 г. в США администрация  президента Ф.

Д. Рузвельта  разработала и ввела так называемый новый курс, воплощая государственное  регулирование экономики:

был создан Совет  национальной экономической безопасности, впервые начали выплачивать помощь безработным.

После Второй мировой войны, особенно в 70-80-х годах XX ст., для экономики многих развитых стран характерными стали процессы перепроизводства, инфляции и стагнации  Рекомендации Д. Кейнса срабатывали  не всегда. Вмешательство государства  только усиливало инфляционную спираль. Нужна была новая оценка ситуации и поиск новых путей. Они были предложены американским экономистом Милтоном Фридменом (р. в 1912 г.)

В его теории, которую назвали «монетаризмом», важная роль в процессах регулирования  экономики отводилась деньгам. По мнению сторонников этой теории, именно деньги являются главным фактором развития производства, поэтому нужна их стабильная эмиссия независимо от экономического положения и конъюнктуры при  одновременном сокращении государственных  регуляторов экономики.

В 80-х годах XX ст.

в развитых странах  Запада определились такие основные направления влияния государства  на экономический рост:

стимулирование  НТП и развитие научных исследований увеличение государственных затрат на образование, подготовку и переподготовку кадров коренные изменения в налоговой  системе.

Информация о работе Функции государства в современной экономике