Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 16:24, курсовая работа
Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества. Цель управления финансами – финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и общества в целом.
Введение………………………………………………………………………………………………2
1.Управление финансами…………………………………………………………………….4
1.1 Сущность и методы управления финансами…………………………………5
1.2 Объекты управления………………………………………………………………………7
2. Финансовая система региона…………………………………………………………..9
2.1 Финансово-экономическая основа местного самоуправления……9
3.Методологические подходы к управлению финансовыми
потоками региона………………………………………………………………………………..12
4.Совершенствование системы управления финансами региона……..15
Вывод……………………………………………………………………………………………………20
Список использованной литературы…………………………………………………..22
Территориальность - каждый регион имеет свою финансовую систему со своими территориальными особенностями
2. Финансовая схема региона
2.1 Финансово-экономическая
Вплоть до 1989 г. органы местного самоуправления не испытывали проблем в выполнении своих обязательств в основном благодаря их стабильной финансовой базе. Их финансовая сила подкреплялась денежными перечислениями со стороны федерального/регионального правительства, которые согласно предварительно разработанной схеме были нацелены на развитие местности, жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), социальную поддержку, культуру, содействие в трудоустройстве, физическое развитие и спортивные мероприятия, а также на оздоровительные услуги.
С 1989 г. в сфере предоставления услуг органами местного самоуправления наметилась тенденция к спаду, которая достигла колоссальных размеров за последние годы. Данный спад был обусловлен внешними и внутренними факторами. Среди наиболее важных можно выделить следующие факторы: результаты макроэкономической деятельности, управление налоговой политикой, наблюдение за финансовыми средствами для общественного сектора и коллапс механизмов распределения. Значительную роль в решении финансовых вопросов играют федеральные, региональные органы государственной власти, в структуре которых действуют субнациональные органы управления. Сегодня наблюдается слабое проявление управленческих функций представительных органов местного самоуправления, слабая система их подотчетности.
В условиях экономических реформ федеральные органы власти приступили к изменению законов. На органы местного самоуправления была возложена ответственность за все или часть активов на их территориях, им было передано бремя ответственности без компенсации потерь в доходных статьях, а также без обеспечения дополнительными финансовыми средствами, необходимыми для осуществления новых задач. В то же время органам местного самоуправления не были предоставлены полномочия для выработки собственных необходимых финансовых ресурсов. Им не были созданы условия для сбора собственных налоговых доходов, а жесткое регулирование все еще действовало в отношении тарифов, пользовательских взносов и иных платежей для обеспечения необходимой доходной базы для местного самоуправления. Поскольку в сфере предоставления услуг продолжалась тенденция спада, которая в дальнейшем усугубилась, то было отмечено снижение уровня доходов населения, что оказало сильное влияние на изменение спроса на услуги и слабое управление снижающимися ресурсами в самой структуре органов местного самоуправления.
Федеральное и региональные правительства также испытали дефолт по выплатам субсидий. Федеральное и/или региональные министерства финансов не только не выделяли субсидии, как предусмотрено законодательством, но также не могли приступить к пересмотру базы для установления доходов, например касательно ставки тарифов, где все еще учитывалось положение о неполной оплате гражданами жилищно-коммунальных услуг. Потери в доходной части были значительными, принимая во внимание тот факт, что в прошлом выплата субсидий практически полностью покрывала общий бюджет местных Советов. Макроэкономические показатели, в особенности продолжающийся спад в темпах роста реальной экономики в течение нескольких лет, и высокий уровень инфляции и безработицы — все эти факторы не могли не сказаться на низком качестве предоставления услуг населению органами местного самоуправления.
Введение системы
Федеральное/региональное
правительство должно стимулировать
инвестиции или обеспечить муниципальные
образования финансовыми
Рис.1.Взаимодействие финансовых систем разных уровней
Рис.2.Взаимодействие финансовых систем разных уровней
3. Методические
подходы к управлению финансовы
Важными условиями эффективного управления региональной экономикой является достаточное финансовое обеспечение структурных реформ, теоретическое и методическое обоснование государственной политики воздействия на процессы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.
Представление системы
управления финансовыми потоками как
управления изменениями в социально-
Управление финансами можно рассматривать как сознательное воздействие органов управления на финансовые потоки различных секторов экономики региона, осуществляемое с целью достижения и поддержания сбалансированности, устойчивости финансовой и социально-экономической системы, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения экономических и социальных задач. Управленческую деятельность можно также рассматривать как выработку проекта (информационного образа) деятельности и контроля за его реализацией. Субъектами управления финансовыми потоками выступают законодательные и исполнительные региональные органы власти, принимающие законы о финансах, направляющие, регулирующие, контролирующие финансовые процессы в государственном и негосударственном секторах экономики. Методология проектирования и управления проектами хорошо разработана для хозяйствующих субъектов, и предписывает алгоритмы принятия решений главным образом в области инвестиционной деятельности. В настоящее время существует большое разнообразие взглядов на сущность проекта и проектирования. Обычно под проектом понимается "некоторая задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обусловливающими способ ее решения". Мировой банк определяет проект как комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения в течение заданного периода и при установленном бюджете поставленных задач с четко определенными целями. Проект определяют и как ограниченное во времени, целенаправленное изменение отдельной системы.
Под управлением проектами подразумевается управленческая деятельность, направленная на изменение социально-экономической системы, ее перевод из существующего в некоторое желаемое состояние по выбранной траектории. Реализация проекта рассматривается как процесс перехода от начального неудовлетворительного состояния системы к конечному желаемому состоянию. В такой трактовке управление изменениями означает не этап управления проектом в процессе его реализации, а охватывает весь управленческий цикл. Региональная социально-экономическая система должна иметь один проект, дающий общее представление и направлениях ее развития. Этот проект должен объединять все основные подсистемы и связи системы, может включать множество взаимосвязанных целевых программ, представляющих собой "срезы" системы. Роль такого проекта должна играть программа социально- экономического развития региона.
Внешними источниками
изменений являются факторы, характеризующие
состояние надсистем
Внутренние источники
изменений формируются в
Все эти процессы замыкаются в цикл управления. Такой цикл предполагает постоянную корректировку параметров проекта: целей, сроков, методов. Успешность управления изменениями зависит не только от достаточности ресурсов или сроков выполнения мероприятий в рамках проекта; она определяется адекватностью восприятия настоящего состояния социально-экономической системы. В связи с этим в процессе регулирования финансовых потоков важной проблемой становится правильный выбор критерия, оценивающего состояние системы. Выбранный в качестве критерия параметр должен характеризовать целевую направленность системы, которая делает совокупность ее элементов целостным организованным образованием, ориентированным на получение определенного результата.
4.Совершенствование системы управления финансами региона
В качестве основных задач совершенствования системы управления общественными финансами региона можно рассмотреть:
· Расширение сферы управления общественными финансами региона через совершенствование:
· единой и согласованной системы управления всеми этапами бюджетного процесса (подготовка и принятие бюджета, исполнение бюджета в течение года, анализ и оценка исполнения бюджета) на региональном уровнях бюджетной системы;
· нормативно-правовой базы системы управления элементами финансовой системы (внебюджетными фондами, внебюджетными средствами бюджетных учреждений, средствами иных активов и проч.).
· Совершенствование механизмов и технологий управления по следующим основным направлениям:
· повышение качества планирования, учета, контроля и анализа в первую очередь за счет внедрения казначейских принципов исполнения бюджета;
· расширение принципов прозрачности и публичности при управлении финансами за счет расширения общественного контроля общественных финансов.
· Совершенствование механизмов влияния на внешнюю для муниципальных образований (региональную) политико-экономическую среду, в которой существует и развивается система управления общественными финансами региона, а также формирование и продвижение в СМИ позитивного образа региона , на общероссийском и международном уровне.
Пути совершенствование регионального законодательства в сфере региональных финансов будут выглядеть следующим образом.
1. Введение системы
критериев в отношении
- закрепление перечня
сфер деятельности, для развития
которых администрацией могут
быть привлечены бюджетные
- определение критериев
оценки общественной
- определение критериев и условий вложения заемных средств и выдачи бюджетных гарантий.
Нормативными документами
региона предусмотрено
2.Внедрение системы
стандартов предоставления
- создание перечня
регулярно публикуемых
- разработка механизма подготовки и регулярного распространения информации о бюджете и долге.В этом направлении будет осуществляться поэтапное расширение перечня и совершенствование формы публикации информации. Получит развитие система предоставления такой информации по запросу;
- внедрение устойчивой
и прозрачной системы
- фиксация разграничения
расходных полномочий между
- разработка и утверждение
критериев предоставления
3.Сокращение административных мер воздействия на состояние налоговой базы:
- отмена ограничений уровня цен на отдельные виды товаров и услуг;