Управление финансами региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 16:24, курсовая работа

Краткое описание

Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества. Цель управления финансами – финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и общества в целом.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………………2
1.Управление финансами…………………………………………………………………….4
1.1 Сущность и методы управления финансами…………………………………5
1.2 Объекты управления………………………………………………………………………7
2. Финансовая система региона…………………………………………………………..9
2.1 Финансово-экономическая основа местного самоуправления……9
3.Методологические подходы к управлению финансовыми
потоками региона………………………………………………………………………………..12
4.Совершенствование системы управления финансами региона……..15
Вывод……………………………………………………………………………………………………20
Список использованной литературы…………………………………………………..22

Файлы: 1 файл

Формирование доходов населения в регионе.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

Территориальность - каждый регион имеет  свою финансовую систему со своими территориальными особенностями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Финансовая схема региона

2.1 Финансово-экономическая основа  местного самоуправления

Вплоть до 1989 г. органы местного самоуправления не испытывали проблем в выполнении своих обязательств в основном благодаря  их стабильной финансовой базе. Их финансовая сила подкреплялась денежными перечислениями со стороны федерального/регионального правительства, которые согласно предварительно разработанной схеме были нацелены на развитие местности, жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), социальную поддержку, культуру, содействие в трудоустройстве, физическое развитие и спортивные мероприятия, а также на оздоровительные услуги.

С 1989 г. в сфере предоставления услуг  органами местного самоуправления наметилась тенденция к спаду, которая достигла колоссальных размеров за последние годы. Данный спад был обусловлен внешними и внутренними факторами. Среди наиболее важных можно выделить следующие факторы: результаты макроэкономической деятельности, управление налоговой политикой, наблюдение за финансовыми средствами для общественного сектора и коллапс механизмов распределения. Значительную роль в решении финансовых вопросов играют федеральные, региональные органы государственной власти, в структуре которых действуют субнациональные органы управления. Сегодня наблюдается слабое проявление управленческих функций представительных органов местного самоуправления, слабая система их подотчетности.

В условиях экономических реформ федеральные  органы власти приступили к изменению  законов. На органы местного самоуправления была возложена ответственность за все или часть активов на их территориях, им было передано бремя ответственности без компенсации потерь в доходных статьях, а также без обеспечения дополнительными финансовыми средствами, необходимыми для осуществления новых задач. В то же время органам местного самоуправления не были предоставлены полномочия для выработки собственных необходимых финансовых ресурсов. Им не были созданы условия для сбора собственных налоговых доходов, а жесткое регулирование все еще действовало в отношении тарифов, пользовательских взносов и иных платежей для обеспечения необходимой доходной базы для местного самоуправления. Поскольку в сфере предоставления услуг продолжалась тенденция спада, которая в дальнейшем усугубилась, то было отмечено снижение уровня доходов населения, что оказало сильное влияние на изменение спроса на услуги и слабое управление снижающимися ресурсами в самой структуре органов местного самоуправления.

Федеральное и региональные правительства также испытали дефолт по выплатам субсидий. Федеральное и/или региональные министерства финансов не только не выделяли субсидии, как предусмотрено законодательством, но также не могли приступить к пересмотру базы для установления доходов, например касательно ставки тарифов, где все еще учитывалось положение о неполной оплате гражданами жилищно-коммунальных услуг. Потери в доходной части были значительными, принимая во внимание тот факт, что в прошлом выплата субсидий практически полностью покрывала общий бюджет местных Советов. Макроэкономические показатели, в особенности продолжающийся спад в темпах роста реальной экономики в течение нескольких лет, и высокий уровень инфляции и безработицы — все эти факторы не могли не сказаться на низком качестве предоставления услуг населению органами местного самоуправления.

Введение системы децентрализованных местных органов в 1990 г. Законом  о местном самоуправлении позволило  переложить большую часть ответственности  с федерального/регионального правительства на органы местного самоуправления без предоставления им необходимых финансовых ресурсов.

Федеральное/региональное правительство должно стимулировать  инвестиции или обеспечить муниципальные  образования финансовыми ресурсами  для решения подобных проблем. Схемы взаимодействия финансовых институтов разных уровней показаны на рис.1 рис.2

Рис.1.Взаимодействие финансовых систем разных уровней

Рис.2.Взаимодействие финансовых систем разных уровней

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Методические  подходы к управлению финансовыми потоками региона

Важными условиями эффективного управления региональной экономикой является достаточное финансовое обеспечение  структурных реформ, теоретическое  и методическое обоснование государственной  политики воздействия на процессы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.

Представление системы  управления финансовыми потоками как  управления изменениями в социально-экономической  системе позволит повысить ее управляемость  и эффективность.

Управление финансами  можно рассматривать как сознательное воздействие органов управления на финансовые потоки различных секторов экономики региона, осуществляемое с целью достижения и поддержания сбалансированности, устойчивости финансовой и социально-экономической системы, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения экономических и социальных задач. Управленческую деятельность можно также рассматривать как выработку проекта (информационного образа) деятельности и контроля за его реализацией. Субъектами управления финансовыми потоками выступают законодательные и исполнительные региональные органы власти, принимающие законы о финансах, направляющие, регулирующие, контролирующие финансовые процессы в государственном и негосударственном секторах экономики. Методология проектирования и управления проектами хорошо разработана для хозяйствующих субъектов, и предписывает алгоритмы принятия решений главным образом в области инвестиционной деятельности. В настоящее время существует большое разнообразие взглядов на сущность проекта и проектирования. Обычно под проектом понимается "некоторая задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обусловливающими способ ее решения". Мировой банк определяет проект как комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения в течение заданного периода и при установленном бюджете поставленных задач с четко определенными целями. Проект определяют и как ограниченное во времени, целенаправленное изменение отдельной системы.

Под управлением проектами  подразумевается управленческая деятельность, направленная на изменение социально-экономической системы, ее перевод из существующего в некоторое желаемое состояние по выбранной траектории. Реализация проекта рассматривается как процесс перехода от начального неудовлетворительного состояния системы к конечному желаемому состоянию. В такой трактовке управление изменениями означает не этап управления проектом в процессе его реализации, а охватывает весь управленческий цикл. Региональная социально-экономическая система должна иметь один проект, дающий общее представление и направлениях ее развития. Этот проект должен объединять все основные подсистемы и связи системы, может включать множество взаимосвязанных целевых программ, представляющих собой "срезы" системы. Роль такого проекта должна играть программа социально- экономического развития региона.

Внешними источниками  изменений являются факторы, характеризующие  состояние надсистем региональной финансовой системы: законодательные, политические, экономические, социальные, международные. Региональные органы в финансовом планировании должны предвидеть возможные изменения в надсистемах и учитывать их в процессе управления. Возможности их влияния на эти факторы ограничены и сводятся главным образом к регулированию финансовых взаимоотношений с федеральным бюджетом путем долевого финансирования региональных программ из федерального бюджета, получения различного рода субсидий и кредитов.

Внутренние источники  изменений формируются в процессе установления и изменения взаимоотношений  между лицами, участвующими в проекте, а также лицами, на изменение поведения которых ориентирован проект (предприятия, организации и население). Все эти лица в разной степени заинтересованы в реализации проекта, преследуют свои цели и интересы; их реакцию на планируемые изменения заранее предсказать невозможно, что требует замещения одних управленческих решений другими для корректировки изменений в социально-экономической системе.

Все эти процессы замыкаются в цикл управления. Такой цикл предполагает постоянную корректировку параметров проекта: целей, сроков, методов. Успешность управления изменениями зависит не только от достаточности ресурсов или сроков выполнения мероприятий в рамках проекта; она определяется адекватностью восприятия настоящего состояния социально-экономической системы. В связи с этим в процессе регулирования финансовых потоков важной проблемой становится правильный выбор критерия, оценивающего состояние системы. Выбранный в качестве критерия параметр должен характеризовать целевую направленность системы, которая делает совокупность ее элементов целостным организованным образованием, ориентированным на получение определенного результата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Совершенствование  системы управления финансами  региона

В качестве основных задач  совершенствования системы управления общественными финансами региона можно рассмотреть:

·  Расширение сферы управления общественными финансами региона через совершенствование:

·  единой и согласованной системы управления всеми этапами бюджетного процесса (подготовка и принятие бюджета, исполнение бюджета в течение года, анализ и оценка исполнения бюджета) на региональном уровнях бюджетной системы;

·  нормативно-правовой базы системы управления элементами финансовой системы (внебюджетными фондами, внебюджетными средствами бюджетных учреждений, средствами иных активов и проч.).

·  Совершенствование механизмов и технологий управления по следующим основным направлениям:

·  повышение качества планирования, учета, контроля и анализа в первую очередь за счет внедрения казначейских принципов исполнения бюджета;

·  расширение принципов прозрачности и публичности при управлении финансами за счет расширения общественного контроля общественных финансов.

·  Совершенствование механизмов влияния на внешнюю для муниципальных образований (региональную) политико-экономическую среду, в которой существует и развивается система управления общественными финансами региона, а также формирование и продвижение в СМИ позитивного образа региона , на общероссийском и международном уровне.

Пути совершенствование регионального законодательства в сфере региональных финансов будут выглядеть следующим образом.

1. Введение системы  критериев в отношении расходования  бюджетных средств. С целью  формирования системы наиболее  эффективного использования средств  бюджета региона, исключения неоправданного риска, связанного с использованием средств под гарантии коммерческих проектов, необоснованной конкуренции с частным сектором, отвлечения средств бюджета от финансирования производства общественных благ предполагается осуществить следующие мероприятия.

- закрепление перечня  сфер деятельности, для развития  которых администрацией могут  быть привлечены бюджетные средства  или предоставлены бюджетные  гарантии;

- определение критериев  оценки общественной значимости  и общественной полезности проектов;

- определение критериев  и условий вложения заемных  средств и выдачи бюджетных  гарантий.

Нормативными документами  региона предусмотрено предоставление государственных гарантий за счет средств  регионального бюджета российским и иностранным инвесторам на конкурсной основе под заемные средства для реализации инвестиционных проектов, установлен перечень документов и финансово-экономической информации, которые предоставляются претендентом на получение государственной гарантии, порядок обеспечения гарантии залогом, требования к стоимости и виду закладываемого имущества, размер оплаты за гарантию и иные существенные положения. Государственные гарантии предоставляются как правило на часть коммерческого кредита и в обязательном порядке обеспечиваются залогом имущества претендента.

2.Внедрение системы  стандартов предоставления информации  о региональных финансах:

- создание перечня  регулярно публикуемых аналитических  индикаторов финансового состояния  бюджета. За основу построения  системы показателей в практике работы приняты индикаторы состояния бюджета, разработанные Министерством финансов. С целью отработки механизмов мониторинга за состоянием индикаторов данные показатели предполагается пока применять для внутреннего использования;

- разработка механизма подготовки и регулярного распространения информации о бюджете и долге.В этом направлении будет осуществляться поэтапное расширение перечня и совершенствование формы публикации информации. Получит развитие система предоставления такой информации по запросу;

- внедрение устойчивой  и прозрачной системы межбюджетных  отношений. Действующая система распределения трансфертов будет сочетает элементы выравнивания расходных потребностей и стимулирование роста налогового потенциала территорий. Основным содержанием Программы по этим направлениям станет совершенствование методики и отработка механизмов от реализации в системе межбюджетных отношений;

- фиксация разграничения  расходных полномочий между бюджетами  разных уровней с передачей  доходных источников, компенсирующих расходы нижестоящих бюджетов по исполнению расходов вышестоящего бюджета. Проблема разграничения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы занимает центральное место во взаимоотношениях между региональной и местной властью. Объем расходных полномочий нижестоящего уровня бюджетной системы во многом определяет потребность в межбюджетных перечислениях, а также величине нормативов отчисления от регулирующих доходов, зачисляемых в местные бюджеты. Основным принципом распределения расходных полномочий между бюджетами различных уровней должен быть принцип соответствия уровня, на котором производятся те или иные расходы, области размещения потенциальных пользователей производимого блага. Не допускается дифференциация расходных полномочий между муниципальными образованиями;

- разработка и утверждение  критериев предоставления субвенций  на реализацию совместных программ, а также выделения субсидий  из вышестоящего бюджета. Главной  задачей совершенствования региональных  финансов в этом направлении станет отработка процедур решения возникающих при выделении субвенций организационно-технологических вопросов в рамках бюджетного процесса.

3.Сокращение административных  мер воздействия на состояние  налоговой базы:

- отмена ограничений  уровня цен на отдельные виды товаров и услуг;

Информация о работе Управление финансами региона