Учет расчетов с подптчетными лицами

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 18:20, курсовая работа

Краткое описание

В предпринимательской деятельности организаций весьма часто возникает необходимость осуществления расчетов наличными денежными средствами.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…..3

Глава 1. Организация расчетов с подотчетными лицами……………..……..5

1.1. Порядок оформления расчетов и выдачи подотчетных сумм..5

1.2. Документальное оформление расчетов с подотчетными лицами…………………………………………………………….…11

Глава 2. Бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами……..……19

2.1. Порядок списания подотчетных сумм в бухгалтерском и налоговом учете……………………………………………………..19

2.2. Учет выдачи и списания подотчетных сумм…………………24

Заключение………………………………………………………………….…36

Список использованных источников…………………………………….…..37

Практическая часть

Приложение

Файлы: 1 файл

АЛИНА ХАМИТОВА.doc

— 581.00 Кб (Скачать)

Основанием для заполнения журнала-ордера являются расходные кассовые ордера на суммы, выданные под отчет, авансовые  отчеты - на израсходованные суммы; новые приходные или расходные кассовые ордера - на расхождения в суммах, полученных и израсходованных.

        Ежемесячно итоги из журнала - ордера переносятся в главную книгу: дебетовые обороты - по корреспондирующим счетам, кредитовые - общей суммой. Данные из главной книги переносятся в баланс.

 

Глава 2. Бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами

 

2.1. Порядок списания подотчетных  сумм в бухгалтерском и налоговом  учете

 

Передача денег под отчет  сотруднику практикуется в большинстве  организаций. Но инспекторы ФНС часто признают эти расходы доходом сотрудника. Как избежать санкций налоговиков?

 Деньги, выданные под отчет  сотрудникам, помогают решить  множество хозяйственных вопросов. Но отчетность по этим суммам  должна быть составлена безукоризненно  – любая ошибка приводит к доначислению налогов. На какие моменты стоит обратить внимание?

Налоговые органы очень пристально относятся к авансовым отчетам  при проверке организации. Для многих бухгалтеров данный вопрос кажется  простым, однако в нем кроется  множество нюансов и споров. Причем некоторые из них решаются только в суде. Заполнение авансового отчета обычно не вызывает особых проблем, а с подтверждающей расходы «первичкой» избежать трудностей удается крайне редко.

Часто организации, у которых мало машин, выдают денежные средства водителям для приобретения топлива. Стоит обращать внимание на время заправки, указанное в чеке. Если налоговые инспекторы в ходе проверки установят, что автомобиль заправлялся в выходной день (либо ранее выезда из гаража, либо по окончании рабочего времени), то затраты на ГСМ исключаются из состава налоговых расходов и признаются доходом водителя со всеми последующими доначислениями в виде «зарплатных» налогов. Чтобы избежать этой ситуации, организации необходимо разработать и представить в инспекцию Правила внутреннего распорядка, утвержденные приказом руководителя, предусматривающие сменную работу водителей, или приказ о передаче автомобилей сотрудникам (водителям) на ответственное хранение по месту жительства в связи с отсутствием стоянки на предприятии. В данном приказе необходимо предусмотреть, что работникам возмещаются расходы, связанные с приобретением ГСМ во внерабочее время, для беспрепятственного выезда на линию в этот день или на следующий. Об этом свидетельствует арбитражная практика: постановление ФАС МО от 3 февраля 2009г. № КА-А40/96-09; постановление ФАС МО от 4 декабря 2008 г. № КА-А40/13427-07-2.

В настоящее время организации  широко используют корпоративные карты, это помогает решить проблему с выдачей  подотчетных сумм. Ведь денежные средства на счетах находятся в собственности организации, а сами карты оформляются на конкретных сотрудников.10

 Казалось бы, нюансов в данном  вопросе нет. Но это не так!  Виной тому разъяснение ЦБ  РФ, в котором говорится о том,  что нормативными актами Банка России не предусмотрена выдача организацией денежных средств под отчет своим сотрудникам путем безналичного перечисления средств на их банковские счета для совершения операций, связанных с хозяйственной деятельностью организации (письмо ЦБ РФ от 24 декабря 2008 г. № 14-27/513). Таким образом, корпоративные карты могут использоваться сотрудниками только для оплаты командировочных и представительских расходов.

При отсутствии корпоративных карт многие организации возмещают понесенные сотрудниками расходы путем перечисления сумм задолженности на зарплатные карты. В данном вопросе у организации и у сотрудника возникают риски. Налоговые органы расценивают это как заработную плату или премию со всеми вытекающими последствиями (или переквалифицируют эти операции в приобретение у работника материальных ценностей по договору купли-продажи). Налоговики ссылаются на то, что задание на приобретение материальных ценностей сотруднику не давалось. Получается, что работник приобретал товары для себя, а затем перепродал их организации как свое личное имущество. НДФЛ у сотрудника удерживать не придется, но доход от продажи имущества увеличит его совокупный доход. Покупка имущества у работника является объектом обложения НДС. При этом зачесть налог организация не вправе, так как продавцом товара является физическое лицо, которое НДС не платит. Уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на сумму возмещения нельзя, так как расход не отвечает требованиям статьи 252 НК РФ, в частности не имеет документального подтверждения.

Возмещение задолженности сотруднику по авансовому отчету налоговые органы расценивают как получение дополнительного  дохода. По окончании года работнику  необходимо сдать декларацию по налогу на доходы физических лиц (п. 3 ст. 228 НК РФ). Вероятнее всего, ему придется заплатить НДФЛ. Доход в дальнейшем можно уменьшить на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов (подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ).11

Командировочный конфликт

Организация может направить своих  сотрудников в командировку.12 Согласно статье 168 ТК РФ порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом. Первым нюансом являются разногласия организации с налоговыми органами по перечню командировочных документов. Столичные налоговики в целях признания расходов при налогообложении прибыли определяют перечень необходимых командировочных документов в письме от 22 июня 2009 г. № 16-15/062978@. Вот он:

приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку по формам № Т-9 и Т-9а;

командировочное удостоверение –  форма № Т-10;

служебное задание для направления  в командировку и отчет о его  выполнении по форме № Т-10а;

авиа- и (или) железнодорожные билеты (подтверждающие расходы на проезд), счета гостиниц (подтверждающие расходы  на проживание) и другие документы, подтверждающие произведенные расходы.

 Однако специалисты финансового  ведомства более лояльны. Организации  достаточно наличие следующих  оправдательных документов: командировочного  удостоверения, оформленного надлежащим  образом (форма № Т-10); о найме жилого помещения; о фактических расходах по проезду; об иных расходах, связанных с командировкой (письмо Минфина от 14 сентября 2009 г. № 03-03-05/169).

По мнению инспекторов-налоговиков, если «подотчетник» подтвердил расходование денег «неправильными» документами (не типографским БСО; БСО, в котором отсутствуют обязательные реквизиты; ПКО без чека), или не предоставил их вовсе, то подотчетные деньги – это его доход, облагаемый НДФЛ. В отношении суточных облагаемый НДФЛ доход у работника не возникнет, даже если он вообще не представит документы, при условии, что расходы не превысили: 700 руб. в сутки – для командировок по России; 2500 руб. в сутки – для заграничных командировок (п. 3 ст. 217 НК РФ).13

А для целей начисления взносов  в ПФР, ФСС и фонды ФОМС все еще проще. Даже если нет подтверждающих расходы документов, взносы не начисляются, если расходы не превышают нормы, установленные локальным актом организации (приказом директора) (ч. 2 ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ; ст. 168 ТК РФ). Но взносы на «несчастное» страхование в таком случае заплатить придется со всей суммы неподтвержденных расходов.

Практика показывает, что работники  не спешат отчитываться по авансам, а  организация не торопится принимать  меры по возврату не использованных работниками сумм. Это может привести к тому, что налоговые органы включат неиспользованные и невозвращенные суммы в облагаемый НДФЛ доход недобросовестного сотрудника, а организация получит в акте проверки замечание о нарушении порядка ведения кассовых операций и установленных правил расчетов с подотчетными лицами.14

 Работодатель вправе принять  решение об удержании из заработной  платы работника неиспользованного  подотчетного аванса не позднее  одного месяца со дня окончания  срока, отведенного для его возвращения (ч. 3 ст. 137 ТК РФ). В соответствии с данной нормой Кодекса обязательным условием удержания является согласие работника.

Срок для осуществления операций по удержанию неограничен. Согласно части 1 статьи 138 Трудового кодекса  при каждой выплате заработной платы общий размер всех удержаний не должен превышать 20 процентов от суммы заработной платы, причитающейся работнику к выплате. Сумма неиспользованного остатка подотчетного аванса может превышать эту величину. В таких случаях задолженность погашается сотрудником частями.15

Нюансом в этой ситуации является пропуск месячного срока на удержание  подотчетной суммы. Если работодатель пропустил его, организация теряет право на бесспорное взыскание суммы  неиспользованного остатка подотчетного аванса. Такой спор с сотрудником можно решить только в судебном порядке. Налоговики же в данной ситуации считают, раз деньги в срок не возвращены, то правомерно признать их доходом сотрудника со всеми вытекающими отсюда последствиями (НДФЛ, взносами в Пенсионный фонд, ФСС и ФОМС).16 При этом они ссылаются на пункт 1 статьи 210 Налогового кодекса. Из него следует, что при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы, полученные сотрудником в денежной и натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло.

 

 

2.2. Учет выдачи и списания  подотчетных сумм

 

При выдаче наличных денежных средств под отчет должны соблюдаться  общие требования, установленные  Порядком ведения кассовых операций.

Выдача наличных денежных средств из касс организаций производится по расходным кассовым ордерам (форма № КО-2) или надлежаще оформленным другим документам с наложением на эти документы штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денежных средств должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами, на это уполномоченными.

Если на прилагаемых  к расходным кассовым ордерам  документах, заявлениях, счетах имеется  разрешительная надпись руководителя организации, то его подпись на расходных  кассовых ордерах не обязательна. Иными словами, в общем случае вышеуказанный реквизит документа (расходного кассового ордера) не является обязательным к заполнению.

Составление и регистрация  расходного кассового ордера в журнале  регистрации приходных и расходных  кассовых ордеров производится в бухгалтерии работником, ответственным за ведение соответствующей группы операций (а не бухгалтером-кассиром). После составления и регистрации расходный кассовый ордер передается кассиру для исполнения. Выдача расходных ордеров на руки лицам, получающим денежные средства, не допускается. Установление данного правила объясняется тем, что передача ордера непосредственно кассиру исключает возможность внесения в него неоговоренных исправлений. Из этого, в частности, следует, что кассир формально не имеет права принимать к исполнению ордер, представляемый получателем тех или иных сумм наличных денежных средств. Если же подобная ошибка допущена работником бухгалтерии (ордер передан получателю), то главный бухгалтер должен убедиться в правильности и обоснованности выплаты сумм, указанных в документе, посредством личного общения с бухгалтером, оформившим расходный кассовый ордер, и проверить соответствующую запись, внесенную в журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров. В противном случае любое недоразумение (по поводу размера или обоснованности выплачиваемых сумм) может быть расценено как ошибка кассира, а выплаченная сумма – как недостача денежных средств со всеми вытекающими последствиями.

При выдаче денежных средств  по расходному кассовому ордеру или заменяющему его документу отдельному лицу кассир требует предъявления документа (паспорта или другого документа), удостоверяющего личность получателя, записывает наименование и номер документа, кем и когда он выдан и отбирает расписку получателя. Требование об обязательном представлении документа, удостоверяющего личность, может показаться в некоторых случаях излишним, например, если личность получателя заведомо известна кассиру. Однако данный реквизит расходного кассового ордера обязателен к заполнению (если получатель является единственным), а при отсутствии подобного документа заполнить его не представляется возможным. Если заменяющий расходный кассовый ордер документ составлен на выдачу денежных средств нескольким лицам, то получатели также предъявляют документы, удостоверяющие их личность, и расписываются в соответствующей графе платежных документов. Однако в последнем случае запись о данных документа, удостоверяющего личность, на денежном документе, заменяющем кассовый расходный ордер, не производится. Порядок ведения кассовых операций допускает выдачу денежных средств по удостоверению, выданному данным предприятием, при наличии на нем фотографии и личной подписи владельца.17

Расписка в получении  денежных средств может быть сделана  получателем только собственноручно чернилами или шариковой ручкой с указанием полученной суммы: рублей – прописью, копеек – цифрами. При получении денежных средств по платежной (расчетно-платежной) ведомости сумма прописью не приводится.

Кассир производит выдачу денежных средств только лицу, указанному в расходном кассовом ордере или заменяющем его документе. Если выдача денежных средств производится по доверенности, оформленной в установленном порядке, в тексте ордера после фамилии, имени и отчества получателя денежных средств бухгалтером указываются фамилия, имя и отчество лица, которому доверено получение денежных средств. Если выдача денежных средств производится по ведомости, кассир делает перед распиской в получении денег надпись: «По доверенности». Выдача денежных средств по доверенности производится в соответствии с требованиями, предусмотренными в п. 15 Порядка ведения кассовых операций (с обязательным требованием предъявления документа, удостоверяющего личность, и перенесения данных из этого документа в соответствующий реквизит расходного кассового ордера). Доверенность остается в документах дня как приложение к расходному кассовому ордеру или ведомости.

Расходные кассовые ордера и заменяющие их документы должны быть заполнены бухгалтерией четко  и ясно чернилами, шариковой ручкой или отпечатаны на машине (пишущей, вычислительной). Подчистки, помарки или исправления в этих документах не допускаются.

Информация о работе Учет расчетов с подптчетными лицами