Торговля и ее виды в современных условиях. Механизм совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Цель данной работы состоит в исследовании Торговля и ее видов в современных условиях, разработке отдельных теоретических положений, методических и практических рекомендаций по формированию товарных ресурсов розничной торговли потребительской кооперации .

Для реализации этой цели в курсовой работе поставлены и решены следующие основные задачи:

- исследованы теоретические аспекты формирования товарных ресурсов розничной торговли;

- определены особенности формирования товарных ресурсов в розничной торговле потребительской кооперации;

— дана оценка влияния покупательского спроса на формирование ассортимента товаров розничной торговли потребительской кооперации;

-выявлены тенденции развития розничной торговли;

— разработаны методические подходы к выбору поставщиков товаров и развитию торговли;

Оглавление

Введение 3

1. Теоретические и методологические основы торговли в современных условиях 5

Инновации в системе экономики, основанной на знаниях 5

1.1 Розничная торговля: понятие, сущность, функции и виды. 8

1.2 Факторы, влияющие на развитие розничной торговли. 12

1.3 Основные задачи розничной торговли в современных рыночных условиях. 13

2. Анализ состояния розничной торговли в современных условиях 15

2.1 Структура розничной торговли на примере Красноярского края(или г.Красноярска) 15

В Красноярском крае оборот розничной торговли сократился на 6,3 % за год 16

Розничная торговля Красноярского края увеличила оборот на 7,6% 18

2.2 Источники товарного предложения для развития отрасли торговли. 18

2.3 Особенности функционирования розничной торговли в настоящее время. 24

3. Проблемы и перспективы развития розничной торговли 33

3.1 Проблемы, связанные с развитием розничной торговли. 33

3.2 Перспективы развития розничной торговли на предстоящий период. 36

Заключение 40

Библиографический список 41

Файлы: 1 файл

Торговля и ее виды в современных условиях.docx

— 88.33 Кб (Скачать)

     В условиях становления рыночной экономики, обострения конкуренции наметились новые подходы  к развитию розничных  предприятий. Соответствующие концепции  строятся с учетом идеи формирования ассортимента и обслуживания населения. Обычно концепция развития розничной  торговли включает следующие разделы: ассортиментные перечни товаров; схему  размещения оборудования и товаров; указания по организации расчетных  узлов; определение зон самообслуживания и продажи некоторых товаров  через прилавок; перечень дополнительных услуг: порядок формирования цен; предоставление скидок на отдельные товары и др.

     Считается, что в данное время важно вмешательство  государственных и муниципальных  властей в различные формы  собственности торговых предприятий. При этом ему необходимо обеспечить оптимальное сочетание различных  организационно-правовых форм предприятий  внутренней торговли, адекватных развитию многоукладной рыночной экономики (акционерные общества, общества с  ограниченной ответственностью, производственные и потребительские кооперативы, малые предприятия, государственные  и муниципальные унитарные предприятия  и др.)

     Так же все предприятия должны руководствоваться  общепринятыми в рыночной экономике  принципами функционирования  с  ориентацией на поддержку отечественных  товаропроизводителей (формирование заказов, присвоение товарам, отвечающим определенным требованиям, известной торговой марки, знака качества, применения гибкой системы скидок цен и др.)

     В услугах оптовых баз особенно нуждаются мелкие и средние торговые предприятия. Для них невозможно организовать транзитные поставки товаров.

     Только  базы могут предложить им широкий  ассортимент продукции и гарантировать  стабильное и бесперебойное ее поступление.

     На  Западе существуют многопрофильные  торговые компании – это фирмы, которые  владеют не менее 10 однотипными магазинами, и находятся под общим управлением. Руководство торговыми компаниями осуществляют контрактные оптово-розничные  объединения. Такие организации  есть во всех развитых капиталистических  странах. Во главе стоит оптовая, иногда розничная фирма, которая  закупает товары у промышленных предприятий  по льготной цене, членам объединения  оказывает различного рода услуги в  виде кредита, оформления и оснащенности оборудованием.

     Таким образом, развитие разнообразных видов  и типов предприятий и разработка новых методов розничной торговли является одним из важных направлений  розничной торговли.

     Разнообразие  видов предприятий розничной  торговли предполагает использование  магазинных и внемагазинных видов  торгового обслуживания: посылочной торговли, торговли по каталогам, заказов  по телефону, продажи на дому, внемагазинной  торговли с использованием электронных  технических средств, торговли на рынках и других форм торгового обслуживания населения.

     Многообразие  типов розничных торговых предприятий  обусловлено масштабами деятельности, размерами торговой площади, товарной специализацией, методами обслуживания населения, обслуживаемым сегментом  рынка товаров народного потребления (этот сегмент во многом определяется значительной дифференциацией доходов  населения. Последний фактор стал учитываться  при типизации торговых предприятий  недавно. В настоящее время идет процесс становления и развития торговых предприятий, специально ориентированных  на категории покупателей, дифференцированных по размерам доходов.

     Следует отметить, что сегодня должно быть уделено определенное внимание корпоративному управлению торговыми предприятиями. Т.е. такая модель ведения хозяйственной  деятельности, которая призвана обеспечить наиболее эффективное выражение  интересов собственников, руководителей  и наемного персонала.

     Особенностью  этой формы управления в торговле должно быть стремление вовлечь в  корпоративное управление также  интересы покупателей, сделать их постоянными  посетителями предприятий данной корпорации. Корпоративные магазины должны использовать хорошо организованный менеджмент, руководствоваться  в торговой деятельности данными  маркетинга, добиваться эффективной  организации труда, экономии издержек обращения и высокого уровня обслуживания покупателей.

3. Проблемы и перспективы развития розничной торговли

3.1  Проблемы, связанные  с развитием розничной  торговли.

     Торговля  сегодня отражает основные противоречия и проблемы экономики. Наблюдающееся  благополучие потребительского рынка  товаров и услуг не вполне отражают истинное положение.

  1. На потребительском рынке страны за последние годы произошли значительные изменения. Они обусловлены, в первую очередь, ростом реальных располагаемых доходов населения, подъемом реального сектора экономики.
  2. Положительная тенденция стабильного роста оборота розничной торговли, возникшая в 1999 году, в последующее время значительно укрепилась. Уже в 2000 году он увеличился в товарной массе на 8,9 процента, в первом квартале на 12 по отношению к соответствующему периоду предыдущего года.
  3. Положительная динамика оборота розничной торговли характерна для федеральных округов и для подавляющего большинства регионов страны.
  4. Немаловажным фактором развития сферы торговли явилось совершенствование форм торгового обслуживания на основе укрупнения предприятий розничной торговли и постепенное преобразование отрасли в современную индустрию сервиса. Именно это обстоятельство обусловило формирование оборота розничной торговли за счет продажи товаров организованными предприятиями торговли, применяющими цивилизованные формы торговли обслуживания населения. Неплохим показателем улучшения положения граждан страны стал рост продажи непродовольственных товаров.
  5. Бурно развивалась сеть палаток, ларьков, киосков, появились так называемые мелкооптовые рынки. В розничную торговлю хлынул поток случайных, неподготовленных ни в профессиональном, ни в правовом аспектах людей. Прошли года и начали появляться прекрасные магазины, торговые сети, к руководству которых пришли уже специалисты, соответствующим стал подбор работников в эти структуры. На наш взгляд, подобным положительным переменам способствовали и уже работающие на российском потребительском рынке зарубежные операторы.
  6. Фальсифицированная, некачественная, опасная продукция на прилавках магазинов, рынков - наша постоянная боль. Появление на потребительском рынке такой продукции совпало с бурным ростом количества мелких оптовиков-посредников. Сейчас количество товаров в сфере торговли контролируется, в основном, на конечной стадии - в розничной торговле. Результаты удручают.
  7. Осуществлять процесс проверки у оптовиков органы Госторгинспекции не в состоянии по причине отсутствия у многих из них реального товара.
  8. Обязательная сертификация осуществляется для подтверждения соответствия оказываемых услуг в розничной торговле обязательным требованиям Закона «О защите прав потребителей», нормативно-правовым актам, регулирующим розничную куплю-продажу.
  9. Основной целью сертификации является приведение деятельности каждого конкретного торгового предприятия в соответствии с действующими нормативами и правилами.
          1. Таблица 1.
          1. Проблемы развития отрасли торговли и пути их решения.
 
 
 
 
      
     Проблемы      Пути  решения       
     1. Низкий уровень культуры рыночных отношений.

     2. Недостаточное законодательно-правовое  и нормативное обеспечение.

     3. Незначительный уровень развития  инфраструктуры розничной торговли

     Создание  цивилизованных предприятий, обеспечивающих эффективную розничную торговлю, хранение и продвижение товара с минимальными затратами.

     Совершенствование нормативно-правовых основ функционирования розничной торговли.

     Развитие  структурных организационных форм управления функционирования инфраструктуры

      
                    
  1. Стабилизация  экономической ситуации в стране, активизация проводимых реформ, ориентированных  на установление рыночных отношений, и  высокая адаптивная способность  торговли к фактическим условиям хозяйствования все в большей  степени привлекают иностранных  инвесторов. Кроме того, одной из характерных особенностей торговли как отрасли экономики является высокая скорость оборота капитала. Объем иностранных инвестиций в  торговлю увеличился за два последних  года в два раза, и темп их прироста опережает темп прироста общей величины иностранных инвестиций в экономику  России. В торговлю по данным Госкомстата  в 2005 году поступило от иностранных  инвесторов инвестиций в размере 20461 млн. долларов, в структуре - 38,5% общих  иностранных инвестиций. В сравнении  с другими отраслями экономики  это выводит торговлю на первое место  по объему иностранных инвестиций, для сравнения по данным официальной  статистики на обрабатывающую промышленность приходится 33,5% иностранных инвестиций. Однако только чуть более 3% иностранных  инвестиций торговли приходится именно на розничную торговлю, основная же масса сосредоточена в оптовой  торговле.
  2. Несмотря на общестатистические показатели недостаток собственных финансовых средств и высокий процент по кредитам остаются одними из основных факторов, ограничивающими деловую активность розничной торговли ( Рисунок 2).

         Рисунок 2.Факторы, ограничивающие деловую активность организаций розничной торговли

  1. Оценка индекса предпринимательской уверенности организаций розничной торговли позволяет отметить тенденцию к стабилизации и разрешению проблем, связанных с внешними факторами. Однако в этой ситуации более острым стает вопрос, связанный с недвижимостью. Большинство организаций розничной торговли размещаются в помещениях на правах аренды, и с целью экономии финансовых средств в арендных платежах ограничивают себя в торговых и складских помещениях. По результатам проведенного обследования в 2005 году 54% организаций розничной торговли основными факторами, ограничивающим деловую активность, обозначили недостаточный платежеспособной спрос, 52 % - высокий уровень налогов.
  2. Важность вопроса в поиске компромиссного решения актуальных проблем, сдерживающих развитие торговых организаций, подтверждается их ролью в системе общественного воспроизводства.

3.2 Перспективы развития розничной торговли на предстоящий период.

     Состояние и перспективы развития торговли российского рынка

     В настоящий момент российский рынок  розничной торговли входит в десятку  крупнейших мировых и в пятерку  наиболее крупных европейских рынков.

     Розничная торговля продовольственными товарами в России генерирует большой объем  продаж и сосредотачивает значительные финансовые ресурсы.    Однако большая доля рынка все еще принадлежит оптово-розничным рынкам благодаря тому, что они предлагают покупателям более низкие цены. Этот низкий уровень цен поддерживается за счет относительно невысокой арендной платы, а также уклонения от уплаты налогов и пошлин. Продажи на оптово-розничных рынках, составляющие в настоящее время 60% оборота, почти полностью находятся в теневом секторе российской экономики.

       Как полагают специалисты, уравнивание  возможностей ведения бизнеса  для всех игроков на рынке  (супермаркетов и оптово-розничных  рынков) должно привести к значительному  увеличению доли рынка современных  форм торговли. 
    Подтверждением этому служит опыт восточноевропейских стран. Например, в Польше, где начальное соотношение различных форм было таким же, как в России, супермаркетам и гипермаркетам для того, чтобы довести долю рынка до 18%, потребовалось менее 5 лет (после того, как государство упростило процедуры получения земельных участков и добилось одинакового выполнения налогового законодательства всеми участниками рынка).

     Администрации большинства российских городов  сегодня понимают, что развитие современных  форм розничной торговли в их интересах.  
    Первый фактор, благоприятный для развития супермаркетов, - их относительная финансовая прозрачность. При политике правительства, направленной на повышение собираемости налогов, перевод торговых оборотов с рынков, где налоговые службы не могут контролировать уплату налогов, в супермаркеты имеет особое значение. Этот процесс уже начался в Москве, где в 2000 г. городской администрацией было закрыто 34 оптово-розничных рынка, которые контролировали около 20% московского продовольственного рынка. Этот пример показывает, что у российского рынка есть возможность значительно увеличить долю современных форм торговли. 
    Второй фактор, благоприятствующий развитию сетей супермаркетов, - это более высокая производительность труда по сравнению с другими формами торговли. Это увеличивает их рентабельность и помогает супермаркетам и гипермаркетам конкурировать с низкими ценами оптово-розничных рынков.

     Более высокая производительность и поддержка  местных властей помогут современным  формам розничной торговли постепенно вытеснить оптово-розничные рынки.

     Большой объем и потенциал развития российского  рынка в ближайшие годы привлекут  в Россию крупные международные  розничные сети, обладающие эффективными управленческими решениями и  значительными финансовыми ресурсами.

     В качестве основных тенденций, характерных  для рынка сетевой розничной  торговли, можно признать:

     1. относительное насыщение столичного  рынка сетевой торговли;

     2. нехватка торговых площадей;

     3. продолжение региональной экспансии  крупных сетевых игроков;

     4. продолжение консолидации отрасли;

     5. скупка крупными сетями местных  торговых точек в регионах  РФ;

     6. повышение удельного веса новых  форматов (гипермаркетов, супермаркетов,  дискаунтеров) в общем объеме  розничной торговли по сравнению  с традиционными форматами;

     7. развитие стратегии «мультиформатности»  (многоформатности) крупными сетевыми  игроками с целью удержания  рыночной доли, привлечения новых  потребителей и удержания старых;

Информация о работе Торговля и ее виды в современных условиях. Механизм совершенствования