Торговля и ее виды в современных условиях. Механизм совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Цель данной работы состоит в исследовании Торговля и ее видов в современных условиях, разработке отдельных теоретических положений, методических и практических рекомендаций по формированию товарных ресурсов розничной торговли потребительской кооперации .

Для реализации этой цели в курсовой работе поставлены и решены следующие основные задачи:

- исследованы теоретические аспекты формирования товарных ресурсов розничной торговли;

- определены особенности формирования товарных ресурсов в розничной торговле потребительской кооперации;

— дана оценка влияния покупательского спроса на формирование ассортимента товаров розничной торговли потребительской кооперации;

-выявлены тенденции развития розничной торговли;

— разработаны методические подходы к выбору поставщиков товаров и развитию торговли;

Оглавление

Введение 3

1. Теоретические и методологические основы торговли в современных условиях 5

Инновации в системе экономики, основанной на знаниях 5

1.1 Розничная торговля: понятие, сущность, функции и виды. 8

1.2 Факторы, влияющие на развитие розничной торговли. 12

1.3 Основные задачи розничной торговли в современных рыночных условиях. 13

2. Анализ состояния розничной торговли в современных условиях 15

2.1 Структура розничной торговли на примере Красноярского края(или г.Красноярска) 15

В Красноярском крае оборот розничной торговли сократился на 6,3 % за год 16

Розничная торговля Красноярского края увеличила оборот на 7,6% 18

2.2 Источники товарного предложения для развития отрасли торговли. 18

2.3 Особенности функционирования розничной торговли в настоящее время. 24

3. Проблемы и перспективы развития розничной торговли 33

3.1 Проблемы, связанные с развитием розничной торговли. 33

3.2 Перспективы развития розничной торговли на предстоящий период. 36

Заключение 40

Библиографический список 41

Файлы: 1 файл

Торговля и ее виды в современных условиях.docx

— 88.33 Кб (Скачать)

«Торговля и ее виды в современных условиях. Механизм совершенствования».

 

Содержание

Введение 3

1. Теоретические и методологические основы торговли в современных условиях 5

Инновации в системе экономики, основанной на знаниях 5

1.1   Розничная торговля: понятие, сущность, функции и виды. 8

1.2  Факторы, влияющие на развитие розничной торговли. 12

1.3  Основные задачи  розничной торговли  в современных  рыночных условиях. 13

2.   Анализ состояния  розничной торговли  в современных  условиях 15

2.1  Структура розничной  торговли на примере  Красноярского края(или  г.Красноярска) 15

В Красноярском крае оборот розничной торговли сократился на 6,3 % за год 16

Розничная торговля Красноярского  края увеличила оборот на 7,6% 18

2.2 Источники товарного  предложения для  развития отрасли  торговли. 18

2.3  Особенности функционирования  розничной торговли  в настоящее время. 24

3.  Проблемы и перспективы  развития розничной  торговли 33

3.1  Проблемы, связанные  с развитием розничной  торговли. 33

3.2 Перспективы развития  розничной торговли  на предстоящий  период. 36

Заключение 40

Библиографический список 41 
 
 
 
 

      

Введение

     Актуальность  темы исследования. Розничная торговля является доминирующей отраслью потребительской  кооперации, что обусловлено ее долей  в совокупном объеме деятельности системы  и выполняемыми функциями. Материальной основой развития розничной торговли выступают товарные ресурсы. Источники  поступления товарных ресурсов в  розничную торговлю потребительской  кооперации разнообразны и специфичны. Их оптимальное сочетание позволяет  устанавливать рациональные хозяйственные  связи с поставщиками для более  полного удовлетворения спроса обслуживаемого населения и эффективного функционирования розничной торговли. Совершенствование  структуры источников поступления  товарных ресурсов в розничную торговлю потребительской кооперации предполагает оптимальное сочетание внутрисистемных  и внесистемных источников поступления. При этом важнейшей задачей является увеличение доли собственных товарных ресурсов в обеспечении розничной  торговли потребительской кооперации, что способствует развитию основных ее видов деятельности и выполнению социальной миссии системы.

     Цель  и задачи исследования. Цель данной работы состоит в исследовании Торговля и ее видов в современных условиях, разработке отдельных теоретических  положений, методических и практических рекомендаций по формированию товарных ресурсов розничной торговли потребительской  кооперации .

     Для реализации этой цели в курсовой работе поставлены и решены следующие основные задачи:

     - исследованы теоретические аспекты  формирования товарных ресурсов  розничной торговли;

     - определены особенности формирования  товарных ресурсов в розничной  торговле потребительской кооперации;

     — дана оценка влияния покупательского  спроса на формирование ассортимента товаров розничной торговли потребительской  кооперации;

     -выявлены  тенденции развития розничной  торговли;

     — разработаны методические подходы  к выбору поставщиков товаров и развитию торговли;

     Предмет и объект исследования. Предметом  данной работы является розничная торговля, анализ ее состояния на предстоящий период, перспективы и развития. В качестве объекта работы выбраны регионы РФ,в частности Красноярский край.

     Во  введении обоснована актуальность темы курсовой работы, сформулированы его цель и задачи, определены предмет и объект исследования.

     В первой главе «Теоретические и методологические основы торговли в современных условиях» раскрыта сущность розничной торговли, определены Факторы, влияющие на развитие розничной торговли, отражены Основные задачи розничной торговли в современных рыночных условиях.

     Во  второй главе «Анализ состояния розничной торговли в современных условиях» дана оценка тенденций развития розничной торговли на примере Красноярского края, проанализированы Источники товарного предложения для развития отрасли торговли, рассмотрены Особенности функционирования розничной торговли в настоящее время.

     В "третьей главе «Проблемы и перспективы развития розничной торговли» раскрытии проблемы, связанные с развитием розничной торговли и представлены перспективы ее развития на последующие периоды. 
 
 
 
 
 
 

  1. Теоретические и методологические основы торговли в  современных условиях

     Инновации в системе экономики, основанной на знаниях

     Появление концепции формирования экономики, основанной на знаниях, связано с развернувшейся в конце 70-х — начале 80-х годов двадцатого столетия второй волной нтр, которая обозначила переход от индустриального к информационному технологическому способу производства. Причиной появления этих концепций явилась новая информационная технологическая парадигма, охватившая все сферы и отрасли индустриальной экономики, изменив её масштаб, динамику и внутреннее содержание. Новая теория показала, что смена индустриальной экономики информационной не является историческим эквивалентом перехода от аграрной к индустриальной экономике. В рамках новой парадигмы основные отрасли экономики определяются как информационные, основанные на наукоёмких и компьютерных технологиях, конкурентоспособности и гибкости. Такие изменения структуры современной экономики рассматриваются сегодня как глобальный структурный сдвиг, определивший переход от «материальной» к «интеллектуальной» экономике, «экономике, базирующейся на знаниях» (knowledge-based economy).

     Понятие «экономики, основанной на знаниях» или интеллектуальной экономики, получившее в последние годы широкое распространение в мировой экономической литературе, отражает признание того, что научные знания и специализированные уникальные навыки их носителей становятся главным источником и ключевым фактором развития материального и нематериального производства, обеспечения устойчивого экономического развития. В связи с этим в научных, деловых, профессиональных кругах стали изучаться знания, информация, нововведения, инновации с позиции их роли в развитии экономики. Новые явления стали определять полноценные условия для формирования и развития секторов российской экономики. При этом многие из них не используют достижения науки и техники и находятся в депрессивном состоянии. Это обусловлено рядом причин. В частности, правовое обеспечение деятельности в сфере экономики, основанной на знаниях, содержит многочисленные упущения. До сих пор отсутствует нормативная база, необходимая и достаточная для нормального протекания научно-исследовательского процесса и внедрения его результатов. Нет, например, основного закона о нововведениях. Не отработан в юридическом плане «режим наибольшего благоприятствования» для инвестиций в экономику знаний. Хотя на федеральном уровне понимают, что задача формирования данной сферы экономики является одним из важнейших направлений государственной политики в области развития науки и технологии.

     Необходимо отметить, что в экономической науке уже сформированы определённые положения в области «информационной экономики», «экономики, основанной на знаниях», «интеллектуальной экономики», дающие представления о процессах и явлениях в данной области исследования. Но эти положения являются пока ещё достаточно фрагментарными, неполными, несистематизированными и, во многом, страдают односторонностью.

     Первоначально исследуется роль знания и информации в развитии современной экономики. Затем рассматривается система, в которой производится знание и информация, а также её структура и функции. Выявляются сильные и слабые звенья системы, обслуживающей экономику, основанную на знаниях, в условиях радикальных трансформаций в нашей стране. Особое внимание уделяется инфраструктуре, функционирование которой определяет, в свою очередь, наличие соответствующего «поля» или условий для деятельности по созданию знания, информации и нововведений. Далее устанавливается соответствие процесса создания знания с общественным воспроизводством с выделением последовательных его стадий.

      Рисунок 1 — Последовательность исследования основных понятий

     Пятьдесят лет назад американский экономист Р. Солоу обнаружил в послевоенной экономике сша примечательную зависимость: увеличение используемого капитала давало 12,5 % прироста продукции, а остальные 87,5 % были результатом технологических сдвигов. Вслед за ним целый ряд исследователей, как экономистов, так и специалистов, изучающих развитие техники, пришли к пониманию того, что основа промышленного роста — нововведения.

     Отечественный экономист П. Н. Завлин отмечает, что нововведение как продукт экономики, основанной на знаниях, может приобретать форму услуги, способа производства, а также форму организации, финансовой, научно-исследовательской деятельности. Близкие к этому представления содержаться в работах польского исследователя Я. Муйжель. Л. А. Жоленц под нововведением как результатом приложения знания понимает «процесс доведения научной идеи или технического изобретения до стадии практического использования». Аналогичные суждения имеет венгерский исследователь Б. Санто.

     В многочисленных дискуссиях российских учёных о современной трактовке понятия экономики, основанной на знаниях, следует отметить точку зрения В. Ж. Келле. Он считает, что её основой является применение науки к разработке, производству и последующему широкому распространению новых технологий, новых продуктов. Данный подход у него применяется к трансформационной российской экономике и является отличительным видовым признаком её современной модернизации как процесса созидания общества, опирающегося на «экономику, основанную на знаниях».

     В условиях экономики, основанной на знаниях, создаётся так называемая «инновация», которая, по мнению А. И. Татаркина, представляет собой новый продукт (вид изделия, технологию, организационную форму и т. п.), являющийся результатом практического приложения научных и научно-технических знаний, использование которого приводит к экономическим и/или социальным эффектам. Кроме этого, А. И. Татаркин отмечает, что более предпочтительным представляется широкое понимание «инноваций» как новых технологий и других новых продуктов, получаемых и применяемых не только в сфере материального производства, но также и практически в любой сфере духовной деятельности. Учитывая множество различных критериев, А. И. Татаркин предлагает свою классификацию «инноваций». Он различает их в зависимости от области распространения ы и использования, по форме воплощения, по степени новизны, в зависимости от границ распространения и т. д.

     Таким образом, инновационной экономика становится не сама по себе, а формируется лишь на основе высокой степени организации знания или в условиях «экономики, основанной на знаниях». Информационная экономика, появляющаяся вслед за ней, обусловлена выделением и широким использованием нового фактора производства — информации. Когда продуктом общественного воспроизводства на основе использования современной информации и знания становятся нововведения или инновации, то их производство, распределение, обмен и потребление свидетельствуют о наличии инновационной экономики. Она определяет полноценные условия для формирования и развития всех секторов экономики, в том числе находящихся в депрессивном состоянии.

1.1   Розничная торговля: понятие, сущность, функции и виды.

     Розничная торговля представляет собой отношения, возникающие между продавцом  и покупателем в процессе передачи и оплаты товара.

     Розничная торговля – вид предпринимательской  деятельности в сфере торговли, связанный  с реализацией товаров непосредственно  потребителю для личного, бытового, семейного, домашнего использования. Это наиболее распространенное определение  понятия розничной торговли, содержащееся в нормативно-правовых документах. Данный вид деятельности имеет договорной характер, и его юридическая основа закреплена Гражданским кодексом Российской Федерации. Согласно ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Покупатель в свою очередь обязан принять товар и оплатить его по цене, объявленной продавцом.

Информация о работе Торговля и ее виды в современных условиях. Механизм совершенствования