Торговля и ее виды в современных условиях. Механизм совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Цель данной работы состоит в исследовании Торговля и ее видов в современных условиях, разработке отдельных теоретических положений, методических и практических рекомендаций по формированию товарных ресурсов розничной торговли потребительской кооперации .

Для реализации этой цели в курсовой работе поставлены и решены следующие основные задачи:

- исследованы теоретические аспекты формирования товарных ресурсов розничной торговли;

- определены особенности формирования товарных ресурсов в розничной торговле потребительской кооперации;

— дана оценка влияния покупательского спроса на формирование ассортимента товаров розничной торговли потребительской кооперации;

-выявлены тенденции развития розничной торговли;

— разработаны методические подходы к выбору поставщиков товаров и развитию торговли;

Оглавление

Введение 3

1. Теоретические и методологические основы торговли в современных условиях 5

Инновации в системе экономики, основанной на знаниях 5

1.1 Розничная торговля: понятие, сущность, функции и виды. 8

1.2 Факторы, влияющие на развитие розничной торговли. 12

1.3 Основные задачи розничной торговли в современных рыночных условиях. 13

2. Анализ состояния розничной торговли в современных условиях 15

2.1 Структура розничной торговли на примере Красноярского края(или г.Красноярска) 15

В Красноярском крае оборот розничной торговли сократился на 6,3 % за год 16

Розничная торговля Красноярского края увеличила оборот на 7,6% 18

2.2 Источники товарного предложения для развития отрасли торговли. 18

2.3 Особенности функционирования розничной торговли в настоящее время. 24

3. Проблемы и перспективы развития розничной торговли 33

3.1 Проблемы, связанные с развитием розничной торговли. 33

3.2 Перспективы развития розничной торговли на предстоящий период. 36

Заключение 40

Библиографический список 41

Файлы: 1 файл

Торговля и ее виды в современных условиях.docx

— 88.33 Кб (Скачать)

     Торговые  сети местного значения присутствуют только в Красноярске, Норильске  и Богучанском районе. В остальных  городах и селах региона розничная  торговля - в руках малого бизнеса.  

     Добавим, по предварительным итогам 2009 года в России на долю торговых сетей  приходится около 30% оборота розничной  торговли торгующих организаций. В 4 субъектах РФ – Республике Адыгея, г. Санкт-Петербург, Курской и Ленинградской  областях отмечен наибольший уровень  развития сетевой торговли – 51-61% оборота  розничной торговли торгующих организаций. В то же время на потребительском  рынке 6 субъектов РФ – Республиках  Тыва, Северная Осетия-Алания, Ингушетия, Чеченской Республике, Ненецком, Чукотском  автономных округах – торговые сети в 2009 году деятельность не осуществляли, в 8 регионах на их долю приходилось  менее 10% оборота розничной торговли торгующих организаций.

     16 февраля 2010 18:41 Экономика , В Красноярском крае

     В Красноярском крае оборот розничной торговли сократился на 6,3 % за год

     В Красноярском крае упали объемы продаж товаров населению. По данным Красноярскстата, в сравнении с 2008 годом оборот розничной торговли сократился на 6,3 % и составил примерно 283,7 млрд. рублей. Свыше половины в общем объеме продажи товаров приходится на непродовольственные товары, объем реализации которых уменьшился по сравнению с 2008 годом на 10,3 %,.

     На 39 % сократилась реализация легковых автомобилей, на 30 % — ювелирных изделий. Упала и продажа мобильных телефонов, книг, газет и журналов, компьютеров, мебели, стиральных машин, холодильников и телевизоров.

     Продажа пищевых продуктов и табачных изделий уменьшилась по сравнению с 2008 годом на 1,1 %. Реализация сахара уменьшилась на 11,6 %, макаронных изделий, соли, рыбных консервов, рыбы и морепродуктов, фруктов, муки и мяса сократилась от 2 до 5 %, алкогольных напитков и пива — на 1,6 %. Между тем в 2009 году увеличилась доля брака среди продуктов питания, круп, молочных и рыбных консервов, растительного масла импортного производства.

     Оборот розничной  торговли по Красноярскому краю Млн

     рублей 

     В % к 
     соответствующему  периоду предыдущего года      предыдущему периоду 
     2010 г. 
     январь       22025,9      100,2      73,4
     февраль      22342,9      100,6      100,7
     март       25251,9      104,0      112,3
     I квартал       69620,7      101,7      87,4
     апрель       24231,5      103,3      95,6
     май      24630,5      106,4      101,0
     июнь       23528,5      102,2      95,4
     II квартал       72390,5      104,1      102,4
     I полугодие       142011,2      102,9      х
     июль       24948,4      104,3      105,4
     август       26029,4      105,5      103,9
     сентябрь       25276,5      104,4      96,5
     III квартал       76254,3      104,7      103,9
     IX месяцев       218265,5      103,5      х
     октябрь      26792,2      103,8      105,3
     ноябрь       26303,4      101,6      97,3
     декабрь      32552,6      101,4      122,7
     IV квартал       85648,2      102,3      110,0
     год      303913,7      103,2      х
     2011 г. 
     январь       25768,7      108,1      78,0
     февраль      25926,2      107,0      99,6
     январь-февраль       51694,9      107,6      х

     Розничная торговля Красноярского края увеличила оборот на 7,6%

     04.04.2011

     В январе-феврале 2011 года оборот розничной  торговли в Красноярском крае составил 51,7 миллиарда рублей и по сравнению  с январем-февралем прошлого года увеличился на 7,6 %. Причем, на малый бизнес пришлось 72,5 % продаж в ритейле. 

     Отметим, 92,7 % оборота розничной торговли сформировано торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями (ИП), реализующими товары вне рынка. В стационарных торговых точках продано товаров на 47,9 млрд рублей.  

     Доля  продажи товаров на розничных  рынках и ярмарках составила 7,3 % краевого оборота розничной торговли, что в абсолютном значении составило сумму 3,4 млрд рублей.

     2.2 Источники товарного  предложения для развития отрасли  торговли.

     Роль  по-требительской кооперации в формировании рынка потребительских то-варов 
Величина предложения товаров и услуг на потребительском рынке опре-деляется как масса товаров и услуг, которые произведены, поставлены на ры-нок и предназначены для продажи. Она зависит от следующих параметров:

     1) p – цена товара или услуги на рынке,

     2) pr – цена на ресурсы, используемые  в производстве данного товара  или услуги,

     3) Tech - уровень технологии, влияющий  на величину затрат на производ-ство данного товара,

     4) pgr - цена на товар, производимый  из тех же ресурсов, что и данный товар,

     5) exp - ожидания производителей относительно  состояния рынка в бу-дущем.

     Все параметры функции предложения  оказывают влияние не только на величину предложения, но и на конкурентоспособность  производителей Товарное предложение на потребительском рынке осуществлялось за счет следующих источников:

     - производства потребительских товаров  на специализированных пред-приятиях;

     - сельскохозяйственной продукции  производимой совхозами, колхозами  и частично закупаемой у населения;

     - организации производства непродовольственных  товаров народного по-требления  как дополнительной продукции  на предприятиях других отраслей промышленности;

     - ввоза в республику потребительских  товаров из других союзных  рес-публик и зарубежных стран.

     В настоящее время предложение  товаров осуществляется на основе по-ставки товаров на потребительский рынок  в соответствии с контрактными до-говорами об условиях купли-продажи товара и складывается из:

     - поставок товаров на рынок  от республиканских производителей;

     - импортных поставок, ввоза товаров физическими лицами;

     - продажи продукции с личного подсобного хозяйства;

     - нереализованных остатков в оптовой и розничной торговле.

     Индикативным  показателем наличия товара в  соответствии с ассортимен-том является коэффициент наполняемости товарами торговых предприятий. Этот коэффициент  рассчитывается на основе 10 наблюдений в течение опреде-ленного периода  времени как доля посещений, когда  товар имелся в наличии, выраженная в процентах. Коэффициент наполняемости не рассчитывался в плановой экономике, в условиях переходной экономики на этапах ненасыщен-ного рынка он характеризует возможности выбора товаров и их ассортимент-ный состав и насыщенность рынка. С развитием рынка и в условиях рыночной экономики, когда предложение ориентируется на спрос потребителя, данный индикатор не используется, уступая место, например, индексу потребительских настроений.

     Система потребительской кооперации Российской Федерации представ-ляет собой обособленную часть народного хозяйства страны, обладающей ха-рактером общественно-хозяйственной  системы, для которой характерна много-отраслевая структура деятельности и социальная направленность.

     В современных условиях переходного  периода к рыночной экономике  формирование товарного предложения  на региональном рынке потребительских  товаров претерпело существенное изменение. Переходный период характеризуется  преобладанием  в структуре товарных ресурсов импортных товаров, как  по продовольственной, так и непродовольственной  группах; постепенным вытеснением  отечественных товаропроизводителей с внутреннего потребительского рынка страны.

     Для определения масштаба проникновения  импортных товаров на региональный потребительский рынок и выявление  причин изменения структуры товарного  предложения на нем было проведено  исследование рынка потребительских  товаров красноярского края и  города Красноярска. В ходе проводимого  исследования было обследовано 98 предприятий  розничной торговли и ряд организованных рынков; опрошено 100 торговых работников, осуществлено анкетирование 200 покупателей.

     Произведенное обследование розничной реализации продовольственных товаров в  разрезе производителей показало высокие  масштабы проникновения импортных  товаров на  региональный потребительский  рынок. В ассортименте реализуемых  продовольственных товаров преобладают товары зарубежного производства, по таким товарным группам, как йогурты(91,1%), сыры(89,4%), колбасы полукопченые и сырокопченые(68,5%), масло кукурузное(95%), масло подсолнечное(82%), шоколад с наполнителем(74,1%), конфеты(62%), мясо индейки(100%), и т.д. Следует отметить, что продовольственных рынках степень насыщенности товарами выше, чем в предприятиях розничной торговли.

     Вместе  с тем, в последнее время наблюдается  определенное расширение товарного  предложения продовольственных  товаров отечественных производителей. В розничной торговле, как в  магазинах так и на продовольственных  рынках, наиболее широко предложены такие  виды продовольствия  отечественного производства, как майонез, мясные консервы, колбасы вареные, куры, рыбные консервы, наборы конфет из шоколада. По данным товарам  отечественные производители, в  том числе и местные, представляют к продаже товары более широкого  ассортимента и достаточно высокого качества, что обеспечивает устойчивый потребительский спрос населения.

     Исследование  регионального потребительского рынка  непродовольственных товаров показало более значительные масштабы проникновения  импортных товаров на данный рынок  по сравнению с рынком продовольственных  товаров. Из представленного к реализации ассортимента непродовольственных  товаров импортные товары составляли по телевизорам цветного изображения-96%, холодильникам-82%, стиральным машинам-79%, и т.д. Непродовольственные товары отечественного производства были представлены в основном товарами легкой промышленности в ограниченном числе предприятий розничной торговли( в среднем в 16-20% обследованных розничных предприятий). Наиболее широкий ассортимент отечественных непродовольственных товаров был представлен по таким товарным группам, как женские блузки, детская обувь причем более широкий выбор непродовольственных товаров отечественного производства был в предприятиях розничной торговли(магазинах), а не на вещевых рынках, где реализуются в основном импортные непродовольственные товары.

     Опрос потребителей показал, что большинство  из них(82,4%) отдают свои предпочтения покупке  непродовольственных товаров импортной  продукции, объясняя свой выбор более  высоким качеством, надежностью  и удобством в эксплуатации, соответствием  моде и передовым технологиям; привлекательным  видом и дизайном; престижностью  торговых марок данных товаров. Только 12,6% потребителей предпочитают приобретать  непродовольственные товары отечественного производства, вследствие их более  низких цен, соответствия в большинстве  случаев цены качеству реализуемых  товаров.

     При покупке же продовольственных товаров  большая часть опрошенных потребителей(62%) предпочитают приобретать отечественные  товары, так как они отличаются в большинстве случаев более  высоким качеством, недлительными  сроками хранения, безопасностью  в употреблении, а кроме того, соответствуют рациону питания  человека, проживающего в данной местности, что способствует устранению дисбаланса в питании и энергетики, а соответственно, укреплению здоровья.

     По  мнению специалистов предприятий торговли, импортные непродовольственные  товары будут преобладать в структуре  товарного предложения на потребительском  рынке региона в связи с  возрастанием покупательского спроса населения на данные товары.

     Проведенные исследования показали, что товарное предложение непродовольственных  товаров на региональном потребительском  рынке формируется на 65-70% за счет импортных товаров, причем наблюдается  тенденция дальнейшего постепенного вытеснения отечественных непродовольственных  товаров с потребительского рынка  региона. Опрошенные торговые агенты и  покупатели отмечают низкую конкурентоспособность  отечественных непродовольственных  товаров по сравнению с импортными, вследствие их относительно высоких  цен при среднем уровне качества, недостаточного привлекательного внешнего вида и упаковки; несоответствия моде и требованиям НТП.В структуре товарное предложения на рынке продовольствия города и края постепенно увеличивается доля отечественных производителей и снижается доля импортных товаров. Все большая часть потребителей отдает свое предпочтение    покупке отечественных продуктов питания, оценивая по достоинству их качество, экологическую безопасность, относительно низкие цены и соответствия цены качеству реализуемых товаров.

     Значительное  увеличение поступления импортных  товаров на внутренний потребительский  рынок способствует его насыщению  и ликвидации дефицита по многим видам  товаров.

     С другой стороны, в результате вытеснения с потребительского рынка отечественных  товаров, производители России вынуждены  значительно сокращать объемы своего производства, вследствие чего происходит сокращение числа занятых в хозяйстве, снижается уровень реальных денежных доходов населения, а, следовательно, происходит ограничение потребительского спроса.

     Значительные  объемы импорта потребительских  товаров, ставя на грань банкротства  товаропроизводителей России, в то же время способствует развитию экономики  зарубежных стран: увеличиваются объемы производства потребительских товаров  в этих странах; создаются новые  рабочие места и т.д.

Информация о работе Торговля и ее виды в современных условиях. Механизм совершенствования