Теория и практика управления муниципальными финансами РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 02:47, реферат

Краткое описание

В моей работе предметом исследования станут объекты и субъекты управления финансами РФ. Цель данной работы состоит в изучении теории и практики управления муниципальными финансами. Проведя анализ статистики финансов муниципальных образований РФ, я смог определить основы экономических отношений на уровне муниципальных образований в РФ; так же проведен анализ и выявление существующих проблем. Работая вместе с депутатом законодательного собрания г. Санкт-Петербурга, нам удалось правильно и четко сформулировать предложения по совершенствованию управления муниципальными финансами в РФ.

Файлы: 1 файл

Statya_EA_final.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

Автор: Младановский Антон Александрович

Санкт-Петербургский  Госудастрвенный Экономический  университет

 

Тема: «Теория и практика управления муниципальными финансами РФ»

 

Данная работа интересна и  актуальна тем, что вопрос нерационального использования бюджетных средств, возникает у многих граждан РФ. В большинстве стран мира, в том числе и в России, такие важные и касающиеся каждого члена общества  сферы жизнедеятельности, как здравоохранение, начальное и среднее образование, муниципальный транспорт, многие вопросы социального обеспечения – финансируются в подавляющей части из местных бюджетов; при этом все компоненты муниципальной экономики  должны быть сбалансированы - нарушение этого баланса  приводит к деформации экономического и всего уклада жизни общества. и ответственное управление общественными финансами имеет фундаментальное значение для нашей страны. Главная цель управления финансами – достижение финансовой устойчивости экономики и финансовой независимости государства и их субъектов.

В моей работе предметом исследования станут объекты и субъекты управления финансами РФ. Цель данной работы состоит в изучении теории и практики управления муниципальными финансами.

Проведя анализ статистики финансов муниципальных образований РФ, я смог определить основы экономических отношений на уровне муниципальных образований в РФ; так же проведен анализ и выявление существующих проблем. Работая вместе с депутатом законодательного собрания г. Санкт-Петербурга, нам удалось правильно и четко сформулировать предложения по совершенствованию управления муниципальными финансами в РФ.

В сфере управления муниципальными финансами и их распределениями, сохраняется ряд недостатков и нерешенных проблем: [3]  Ниже представлена, статистическая таблица, по использованию муниципальных средств субъектами РФ за 2012 год.

 

Число 
муници- 
пальных 
обра- 
зований  
(на 1 
января  
2012 г.)

Число муниципальных  учреждений  
(на 1 января 2012 г.)

 бюджет на 2012 г., млн.  руб

Численность 
работников 
органов  
местного 
самоуп- 
равле- 
ния1) 
(на конец 
года), 
человек

Средне- 
месячная 
начис- 
ленная 
зара- 
ботная 
плата 
работников 
органов  
местного 
самоуп- 
равле- 
ния1)
руб.

здраво- 
охра- 
нения

образо- 
вания    

Культуры

Спорта

Доходы

Расходы

дефицит 
(-), 
профицит 
(+)

Российская Федерация

23118

4515

92264

30816

5401

2625325

2730748

-105423

506961

21258

г. Москва

125

-

-

-

142

6879

6879

-

2928

46343

Северо-Западный 
федеральный округ

1705

227

6400

1847

341

     

 
40336

25216

Республика Карелия

127

-

497

169

14

12886

13848

-962

1715

26963

Республика Коми

210

54

936

191

45

25887

27260

-1373

4240

26057

Архангельская область

250

5

837

294

66

33567

33609

-41

6243

28960

 Ненецкий автономный  округ

21

-

81

34

2

8513

7175

+1338

479

85682

Вологодская область

302

60

1109

442

92

28060

28620

-560

6671

18706

Калининградская область

88

48

537

107

18

22102

23199

-1096

3909

23602

Ленинградская область

221

33

909

289

45

41860

42623

-764

5967

27222

Мурманская область

40

27

608

121

12

29883

29748

+135

2613

40558

Новгородская область

149

-

494

147

26

15028

15600

-571

3846

20611

Псковская область

207

-

470

80

21

8822

9153

-332

3032

11322

г. Санкт-Петербург

111

-

3

7

2

8071

7230

+841

2100

36380


 

Исходя из данных таблицы, легко  можно разглядеть проблему распределения финансовых ресурсов государства между бюджетами разных уровней, для этого не надо быть финансовым гением.

Главный недостаток исполнения расходной  части местного бюджета состоит  в том, что не обеспечивается выполнение даже минимальных текущих функций  жизнеобеспечения населения, а  до финансирования социально-экономического развития населенных пунктов, муниципальных образований дело вообще не доходит.

 

При помощи депутата законодательного собрания, беседуя с ним на протяжение нескольких месяцев, он помог мне  выделить, проблемы, которым нужно  уделить достаточно внимания. Для того чтобы бюджет был эффективным, необходимо[1]:

    1. Проводить крупномасштабные и системные бюджетно-финансовая и налоговая реформы, призванные кардинально оздоровить региональные и местные бюджеты;
    2. Последовательное укрепление финансовой самостоятельности региональных (муниципальных) структур, усиление взаимосвязи между финансовой базой развития региона и решениями, которые принимают муниципальные органы власти;
    3. Формирование бюджетной системы каждого уровня, включая муниципальный, по целевому принципу;
    4. Исключение негативного воздействия налоговой системы на развитие производства, придание ей необходимых стимулирующих функций;
    5. Распределение налоговых поступлений между звеньями бюджетной системы должно определяться необходимыми расходами того или иного уровня власти с учетом мер по эффективности их осуществления;
    6. Закрепление в законодательном порядке за каждым звеном бюджетной системы права на самостоятельное определение соответствующих налогов и платежей таким образом, чтобы закрепленные доходы стали преобладающими.
    7. Сохранение за Федерацией  функции перераспределения части общегосударственных ресурсов между регионами

 

Если местная власть не может  опереться на собственные финансовые ресурсы, то она не в состоянии  решать стоящие перед ней задачи. Без четкой основательной финансовой базы нет, и не может быть реального местного управления, исчезает сама сущность самоуправления[2].

Назрела необходимость ослабить жесткую  финансово-бюджетную зависимость  органов местного самоуправления от вышестоящих управленческих структур. Для этого, прежде всего, надо дать им собственную налоговую базу, достаточную для формирования бюджета, способного обеспечить минимальный уровень развития территории, утвердить долгосрочные нормативы отчисления, как предусмотрено действующим законодательством.

Размер местного бюджета устанавливается  сегодня сверху, а для обеспечения  нормальной деятельности местного самоуправления все должно быть «поставлено с  головы на ноги». Формирование местного бюджета должно непосредственно зависеть от работы местных предприятий

 

Проанализировав все “за” и “против” различных проблем, существующих  в экономических отношениях на уровне муниципальных образований в РФ и оценке развития экономики муниципальных образований РФ,  я сделал следующие предложения по совершенствованию экономики муниципальных образований РФ,  в том числе с использованием  зарубежного опыта:

    • Сегодня нужны другие подходы к формированию бюджета, стимулирующие местные органы  власти работать эффективнее, расширять налогооблагаемую базу и при этом поддерживать товаропроизводителей.
    • Предприятиям, работающим только для нужд населения и местного хозяйства, следует платить меньшие местные налоги — тогда появится у всех взаимный интерес к развитию местной промышленности и сельскохозяйственного производства.[4]

 

*для выявления резервов в рамках установленных источников проводится анализ налоговых и неналоговых  доходов местного бюджета.*

 

    • Увеличение налоговых поступлений в бюджет зависит, прежде всего, от работы местной экономики, для повышения эффективности которой необходимы разработка перспективных программ развития экономического сектора и всесторонняя помощь субъектам хозяйствования.
    • Увеличение неналоговых доходов зависит от эффективного использования муниципальной собственности и внедрения проектов использования новых источников доходов бюджета, развития коммерческого сектора муниципальной экономики.
    • Предприятиям, работающим только для нужд населения и местного хозяйства, следует платить меньшие местные налоги — тогда появится у всех взаимный интерес к развитию местной промышленности и сельскохозяйственного производства.
    • Необходимо укреплять собственную финансовую базу  муниципальных образований  за счет увеличения нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов, специальных налоговых режимов: налога на доходы физических лиц,  налога на прибыль организаций, единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налога на имущество организаций.

 

В заключение, хотел бы сказать, что осуществление экономической политики, которую разделяет и одобряет все население местного сообщества, не так то просто, средствами создания необходимой нормативно-правовой базы, развертывания собственных муниципальных финансовых институтов, развитой информационной системы позволит сформировать цивилизованный способ хозяйствования в муниципальных образованиях России и разумное использование тех многообразных ресурсов, которыми располагает каждое из них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемые источники :

    1. Приложение 3 к Закону Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (в редакции, введенной в действие с 15 июня 2010 года Законом Санкт-Петербурга от 2 июня 2010 года N 313-75 // Режим доступа: http://www.assembly.spb.ru/manage/page?tid=633200268&nd=891821940&nh=0&ssect=8
    2. Административное право России: уч / Под ред. П.Л.Попова. – М.: Проспект, 2010.
    3. http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_11/IssWWW.exe/Stg/d1/01-01.htm - официальный сайт Федеральной службы государственной статистики
    4. http://www.minfin.ru/ru/ - официальный сайт Министерства Финансов РФ

Информация о работе Теория и практика управления муниципальными финансами РФ