Донаучный период в теории и практики управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 17:45, реферат

Краткое описание

Практика менеджмента восходит к древнейшим временам, когда в третьем тысячелетии до н. э. в Шумерах и Египте появились первые правительственные организации. Экономическая деятельность осуществляется человечеством в течение тысячелетий, и столько же времени осуществляется управление ею. Много веков назад существовали и транснациональные банки наподобие банка семейства Медичи, и такие торговые корпорации, как Ост-Индская компания. Но формальное изучение менеджмента — относительно новое явление. Если можно так сказать, «донаучный» период развития теорий менеджмента охватывает период с конца XVIII по конец XIX столетия или, иными словами, со времени появления в Англии фабричной системы до момента возникновения в США научного менеджмента.

Оглавление

Введение........................................................................................................ ... 2
1. Донаучный период в развитии теории и практики управления............ 4
2.1. Историческая периодизация развития менеджмента........................... 6
2.2. Особенности становления системы подбора кадров........................... 12
2.3. Основоположники научного менеджмента ........................................ 15
а). Развитие теоретических воззрений...................................................... 15
б). Социально экономические предпосылки ........................................... 16
в). Манчестер - центр менеджмента......................................................... 17
г). Плеяда великих англичан.................................................................... 18
3. Концепции и направления менеджмента .................................................. 19
Заключение........................................................................................................21
Список использованной литературы ....................................................... 23

Файлы: 1 файл

донаучный период 1.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

Содержание 

 

Введение........................................................................................................ ...  2

1.  Донаучный период в развитии теории и практики управления............   4

 2.1. Историческая периодизация развития менеджмента...........................  6

2.2.  Особенности становления системы подбора кадров...........................  12

2.3. Основоположники научного менеджмента ........................................   15

  а).   Развитие теоретических воззрений......................................................  15

  б).   Социально экономические предпосылки ...........................................  16

  в).   Манчестер - центр менеджмента.........................................................  17

   г).    Плеяда великих англичан....................................................................  18

3. Концепции и направления менеджмента .................................................. 19

 Заключение........................................................................................................21 Список использованной  литературы     .......................................................  23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

 

      Практика менеджмента восходит к древнейшим временам, когда в третьем тысячелетии до н. э. в Шумерах и Египте появились первые правительственные организации.

        Экономическая деятельность осуществляется человечеством в течение тысячелетий, и столько же времени осуществляется управление ею. Много веков  назад существовали и транснациональные банки наподобие банка семейства Медичи, и такие торговые корпорации, как Ост-Индская компания. Но формальное изучение менеджмента — относительно новое явление. Если можно так сказать, «донаучный» период развития теорий менеджмента охватывает период с конца XVIII по конец XIX столетия или, иными словами, со времени появления в Англии фабричной системы до момента возникновения в США научного менеджмента.

   Например, Адам Смит в своем капитальном  труде «Богатство наций» (1776) приводит  ряд усовершенствований, направленных на повышение производительности, которое может быть обеспечено благодаря разделению труда.

      История менеджмента начинается  с «предыстории» ( от древних  цивилизаций до новой истории) зарождения менеджмента как особого научного знания и вида деятельности.

             Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародилось искусство  и наука управления. Менеджмент  в той или иной форме существовал  всегда там, где люди работали  группами и, как правило, в  трех сферах человеческого общества:

1) политической  – необходимость установления  и поддержания порядка в группах;

2) экономической  – необходимость в изыскании,  производстве и распределении ресурсов;

3) оборонительной  – защита от врагов и диких  зверей.

Даже в самых  древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т. п.). К примеру, египетские пирамиды – это памятник управленческого искусства того времени, поскольку строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в планировании, организации работы великого множества людей, контроля за их деятельностью.

В развитии теории и практики управления выделяют два  крупных исторических периода: донаучный и научный.

Первый период – донаучный период – начиная с 9-го – 7-го тысячелетия до н. э. Примерно до XVIII в.    Второй период – научный период (1776 г. – до настоящего времени).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Донаучный  период в развитии теории и практики управления

 

      Наиболее длительным был первый  период развития управления – начиная с 9-7 тыс. лет до н. э. примерно до XVIII в. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

На стадии первобытнообщинного  строя управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.

       Примерно в 9-7 тыс. до н. э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т. п.) к принципиально новой форме получения продуктов – их производству (производящая экономика). Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.

         В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000-2800 гг. до н. э.) сформи4ровался достаточно развитый для этого времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка.

       Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470-399 гг. до н. э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.

Платон (428-348 гг. до н. э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.

Александр Македонский (356-323 гг. до н. э.) развил теорию и практику управления войсками.

     Приведенные материалы не охватывают всех событий и дат, которые так или иначе характеризуют процесс накопления знаний в области управления, однако данный обзор позволяет в какой-то мере составить представление о том, на что обращалось внимание на самых ранних стадиях развития древнего искусства и новейшей науки – менеджмента.

Большинство исследователей того времени полагали, что менеджмент – это искусство. Такое понимание  менеджмента связано с тем, что  не все работники по своим параметрам подходят для руководящей должности. Имеются определенные черты характера и навыки, которые свойственны всем преуспевающим менеджерам. Поэтому многие исследователи приняли подход при изучении личности с точки зрения характера. То есть, если установить черты характера, свойственные менеджеру, то можно найти людей, которые обладают такими качествами.

Результаты  этих исследований показали, что определить параметры по чертам характера невозможно, что даже такая вещь, как ум, в некоторых случаях может не иметь в менеджменте первостепенного значения. В итоге было установлено, что концепция черт характера просто не срабатывает.

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Историческая периодизация развития менеджмента.

 

   Идеи управления не всегда  были такими, какими мы видим  сегодня, хотя проблемы природы и принципов справедливого управления волновали мыслителей на протяжении многих веков.

   В этой  связи представляет интерес приводимый  Бенгтом Карлом, шведским профессионалом- практиком в своей работе «Деловая  стратегия», управленческий континуум, составленной Клодом Ст. Джорджем, в котором содержится описание развития менеджмента с 5000 г. до нашей эры.  Данная таблица полностью показывает полное развитие менеджмента, то есть показывает все этапы и концепции формирования.

Управленческий  континуум.

Годы

Индивидуум  или этническая группа

Основной вклад  в развитие менеджмента

5000 до н.э.

Шумеры

Письменность; регистрация фактов.

4000 до н.э.

Египтяне

Признание необходимости  планирования, организации и контроля.

2700 до н.э.

Египтяне

Признание необходимости "честной игры". Доверительные беседы- "облегчи свою душу".

2600 до н.э.

Египтяне

Децентрализация в организации управления.

2000 до н.э.

Египтяне

Признание необходимости  письменных запросов. Использование  рекомендаций "штаба".

1800 до н.э.

Хаммурапи

Использование  свидетелей и письменных документов для контроля; установление минимальной заработной платы; признание недопустимости перекладывания ответственности.

1600 до н.э.

Египтяне

Централизация в организации управления.

1491 до н.э.

Евреи

Концепции организации, скалярный принцип, принцип исключения.

1100 до н.э.

Китайцы

Признание необходимости  организации, планирования, руководства и контроля.

600 до н.э.

Навуходоносор

Контроль за производством и стимулированием  через заработную плату.

500 до н.э.

Менциус

Признание необходимости  систем и стандартов

 

Китайцы

Признание принципа специальности

 

Сун-Цзы

Признание необходимости  планирования, руководства и организации.

400 до н.э.

Сократ

Формулировка  принципа универсальности менеджмента

 

Ксенофонт

Признание менеджмента  как особого вида искусства

 

Кир

Признание необходимости  контактов между людьми, проведения исследований мотивации, составления  планов и обработки материалов.

350 до н.э.

Греки

Использование научных методов труда и рабочего ритма.

 

Платон

Формулировка  принципа специализации.

325 до н.э.

Александр Великий

Создание штаба

175 до н.э.

Като

Использование описаний работ.

50 до н.э.

Варрон

Использование рабочих спецификаций

20 н.э.

Иисус Христос 

Единоначалие. Золотое правило. Человеческие отношения.

284

Диоклетиан

Делегирование полномочий.

900

Альфараби

Требование  к руководителю.

1100

Газали

Требования  к менеджеру.

1340

Л. Пачоли (Генуэзец)

Двойная бухгалтерия.

1395

Франциско Ди Марко

Учет издержек производства.

1410

Братья Сорансо

Использование журнала доходов и гроссбухов.

1418

Барабариго

Формы предпринимательской  организации; обработка статистических отчетов.

1436

Арсенал Венеции, венецианцы

Учет издержек производства; чеки и балансы для  контроля; присваивание номеров при инвентаризации; использование метода конвейера; использование управления кадрами; стандартизация и взаимозаменяемость деталей; контроль товарных запасов; контроль себестоимости.

1500

Сэр Томас Мор

Призыв к  усилению специализации; анализ недостатков плохого менеджмента руководства.

1525

Николо Макиавелли

Осознание принципа массового согласия; признание необходимости  целеустремленности в организации; определение качества руководителя.

1767

Сэр Джеймс Стюарт

Истоки теории власти; исследование влияния автоматизации.

1776

Адам Смит

Применение  принципа специализации к промышленным рабочим; концепции контроля; расчет оплаты труда.

1785

Томас Джефферсон

Обратил внимание на концепцию взаимозаменяемости частей.

1799

Эли Уитни

Научные методы; использование методов исчисления себестоимости; контроль качества; концепция взаимозаменяемости частей; признание интервала менеджмента.

1800

Джеймс Уатт,             Маттеус              

  Бултон Сохо,

                 Англия

Стандартные операции; спецификации, рабочие методы; планирование; стимулирование заработной платой; стандартное время; стандартные данные; Рождественские праздники для служащих; Рождественские премии; страховое общество служащих; ревизии баланса и отчетности.  

1810

Роберт Оуэн,                 Нью-Ланарк,       Шотландия.

Использование на практике личного опыта; ответственность за подготовку рабочих; строительство домов с удобствами для рабочих.

1820

Джеймс Милл

Анализ и  обобщение человеческой мотивации.

1832

Чарльз Баббедж

Упор на научный  подход; признание особой важности специализаций; разделение труда; исследование трудовых движений и затрат времени; влияние различных цветов на эффективность труда; исчисление себестоимости.

1835

Маршалл,                   Логлин и др.

Признание и  обсуждение относительной важности функций менеджмента

1850

Милл и др.

Интервал контроля; единоналичие; контроль труда и материалов; специализация- разделение труда; стимулирование через заработную плату.

1855

Генри Пур

Принципы организации, связи и информации в применение к железным дорогам.

1856

Даниэль К.Мак-Каллум

Использование организационных схем для демонстрации структуры менеджмента. Применение систематического менеджмента на железнодорожном транспорте.

1871

В.С. Джевонс 

Использовал на практике мотивационные исследования; изучал воздействие различных инструментов на рабочего; исследование усталости.

1881

Джозеф Вартон

Разработал  для колледжа курс предпринимательского менеджмента.

1886

Генри К.Меткалф

Искусство менеджмента; наука управления.

 

Генри Р.Таун

Наука менеджмента

1981

Фредерик Халси

План премиальных  выплат, заработной платы.

1900

Фредерик  У.Тейлор

Научный менеджмент; системный подход;  кадровый менеджмент; необходимость кооперации между трудом и менеджментом; высокая заработная плата; равноправие между трудом и менеджментом; функциональная организация4 принцип исключительности в применении к цехам; система оценки себестоимости; методические исследования; исследование рабочего времени; определение научного менеджмента; упор на работу менеджера; упор на исследования, стандарты, планирование, контроль и кооперацию.

 

Френк Б.Гилберт

Наука мотивационных  исследований.


 

 

 

 

 Историческая периодизация Р.М.Фалмера

 

         Роберт М. Фалмер, опираясь  на периодизацию   Роберта Е. Мура, предложил следующую историческую периодизацию развития управления:

-начало эпохи  практицизма 6000-3000г. до н.э.

-годы до н.э. (до капитализма) 3000-500г. до н.э.

-классическая эпоха (500до  н.э.-500г.н.э.)

-ранние стадии  развития капитализма (500г. н.э.  до 1400г. н.э.)

-капитализм  до появления бизнеса (500-1100гг.)

-мелкособственнический  капитализм (1100-1400гг.)

-протестантский  капитализм и меркантилизм (1400-1776гг.)

-промышленный  капитализм в Новом Свете (1776-1890гг.)

-финансовый  капитализм (1890-1933гг.)

-национальный капитализм (1933-1950гг.)

-управленческий  капитализм (1950-1990гг.)

-предпринимательский  капитализм (1990-е годы).

         Собственно начало развития управленческой науки обычно связывают с периодом промышленного капитализма, с появлением в 1776 г. работы Адама Смита «Богатство народов». Это была эпоха специалиста по эффективности и руководителя производства. Многие бизнесмены согласились со А. Смитом в том, что только здоровая конкуренция обеспечит множество товаров и качество жизни для всех. Вместе с тем в этот период промышленные капиталисты практически не уделяли внимания финансовым аспектам бизнеса.

 

 

 

 

 

 

2.2. Особенности становления системы подбора кадров

 

      Сегодня ценность «человеческих ресурсов» признается всеми. Но так было не всегда. Формирование целостной системы поиска и отбора персонала имеет долгую и сложную историю.

Весь период становления системы подбора  кадров можно условно разделить  на три основные этапа :

ü Донаучный;

ü Классический;

ü Современный.

       Донаучный этап начинается еще 4-5 тысяч лет назад в период формирования рабовладельческих государств на Древнем Востоке ( Шумера, Египет, Аркада).

Например, в  Египте существовала школа чиновников, готовившая элитную касту государственных  служащих. В эту школу был строжайший, целенаправленный отбор по многим критериям. Умственные способности, физическое развитие, культурный уровень и многое другое, влияли на зачисление в эту школу.

         К началу нашей эры сформировалась очень сильная школа отбора в Древнем Китае. Конфуций и его приемники создали целую философию отбора чиновников и представителей знатных сословий. Основой отбора чиновника на службу стала не принадлежность к богатому и знатному роду, а личные заслуги, качество ума и интеллект.

          Наивысшие достижения донаучного этапа приходятся на период рассвета Др. Греции. В ту пору профессионализм ремесленников, мореплавателей, воинов достиг невиданных высот. Поэтому требования к профотбору резко ужесточились и усложнились. Этому в значительной мере способствовали труды древнегреческих мыслителей (Аристотель, Платон и т.д.), которые впервые в истории попытались систематизировать критерии и качества, необходимые для того или иного рода деятельности. В средние века известно также не мало примеров применения различных способов поиска и отбора кадров, но все это были лишь попытки создать целостную систему отбора персонала. В донаучный период сформировались отдельные элементы, части этой системы, но более-менее законченную целостность она обрела позже.

   Начало классическому этапу положила великая индустриальная революция XVIII -ХIX веков, которая стимулировала развитие европейского капитализма. Замена малопроизводительного ручного труда властью пара и машин повлекла за собой изменения условий работы, общественных форм разделения труда и т.д. Новый тип служащего, босс, руководитель, который теперь не обязательно является собственником, как это было в прошлом, становится могучим посредником в новой фабричной системе. Со всеми этими изменениями растет разрыв между рабочими и собственниками, хозяевами. Возникла острая необходимость в отдельной структуре организации, которая могла бы стать связующим звеном между противоборствующими сторонами. И такие структуры (отделы, службы), призванные заниматься вопросами персонала, вскоре появились.

     Точной даты возникновения первого департамента не зафиксировано, но к концу XIX - началу XX века крупные предприятия уже имели в своей структуре специальные кадровые службы. Первые администраторы по персоналу именовались секретарями по благосостоянию. Их функция состояла в посредничестве между администрацией и рабочим; другими словами, они должны были говорить с рабочими на понятном для них языке, а затем давать рекомендации управляющим по поводу того, что нужно делать, чтобы добиться от рабочих наилучших результатов. Кадровая проблема в то время решалась незатейливо: лучших работников просто переманивали с другого предприятия денежными посулами и всевозможными привилегиями.

    Первым, кто решил научно обосновать проблему отбора кадров, были американский ученый Парсонс и известный немецкий психолог Мюнстерберг.

  Но кардинальные изменения в системе отбора персонала стали возможны только к 20-м годам двадцатого века. В эти годы широко распространяется учение Тейлора о научной организации труда. В сфере кадровой политики Тейлор особое внимание уделял созданию специальной системы поиска и отбора персонала, а также оценке деятельности руководителя соответственно занимаемой должности. Наиболее развитые державы (США. Германия, Франция и т. д.) использовали систему Тейлора, а также активно разрабатывали свои собственные системы отбора кадров.

Информация о работе Донаучный период в теории и практики управления