Современное состояние и перспективы развития производства транспортных средств и оборудования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать комплекс производства транспортных средств и оборудования в России на современном этапе его развития, определить его роль, специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед его развитием. Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

Раскрыть понятия и охарактеризовать сущность и структуру производственного комплекса транспортных средств и оборудования как вида экономической деятельности;
Систематизировать факторы и условия функционирования и развития производства транспортных средств и оборудования в стране;
Выявить тенденции и факторы развития машиностроительного комплекса в России;
Обосновать стратегические направления развития и обозначить основные направления государственной политики в сфере машиностроения.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………. 3
1 Теоретические аспекты исследования производства транспортных средств и оборудования как вида экономической деятельности ..……………………………………

6
1.1 Производство транспортных средств и оборудования как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура …....
6
1.2 Факторы и условия функционирования и развития производства транспортных средств и оборудования в стране …..………………
9
2 Особенности развития производства транспортных средств и оборудования ………………………………………………………
13
2.1 Общая характеристика производства транспортных средств и оборудования в России ………………………………………………
13
2.2 Тенденции и факторы развития производства транспортных средств и оборудования в России ………………….………………..
19
2.3 Нормативно-правовые акты, регламентирующие функционирование субъектов производства транспортных средств и оборудования в стране…………………………………….

22
3 Перспективы развития транспортных средств и оборудования в России ……………………………………………..
26
3.1 Стратегические направления развития производства транспортных средств и оборудования в стране ..............………….
26
3.2 Основные направления государственной политики в сфере производства транспортных средств и оборудования …………..…
31
Заключение ………………………..……………….……………………… 35
Список использованных источников ……………………………….…… 38
Приложения ……………………………………..…………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Экономике (Губский Вадим).doc

— 501.00 Кб (Скачать)

      За  рубежом работы в этой области  стремительно развиваются в течение последних лет в рамках ряда приоритетных программ правительств Японии, США, ФРГ, Франции, Китая и других стран.

      В России целевое бюджетное финансирование работ в области наноматериалов и нанотехнологий осуществляется с  начала 90-х годов прошлого века в рамках нескольких программ. Государственная поддержка этих работ, хотя и несоизмеримая по своим масштабам с их финансированием в других странах, способствовала развитию этого перспективного направления, позволила сохранить научный потенциал, достаточно высокий уровень исследований и лидирующие позиции в некоторых областях нанонауки.

      Нанотехнологии имеют конкретное промышленное применение. Сегодня на рынке предлагается большая номенклатура промышленно изготовляемых наноматериалов: металлических, гидрооксидов, оксидов и композитных порошков, которые уже находят широкое применение во многих секторах промышленности и строительства. Нанопорошки имеют свойства, отличающиеся от свойств металлов, окислов и т.д., из атомов и молекул которых они изготовлены.

      В основе научно-технического «прорыва на наноуровне», форсируемого промышленно развитыми странами, лежит использование новых, ранее не известных свойств и функциональных возможностей материальных систем при переходе к наномасштабам, определяемым особенностями процессов переноса и распределения зарядов, энергии, массы и информации при наноструктурировании. Многие из кардинально отличных свойств наноматериалов по отношению к объемным того же химического состава обусловлены эффектами многократного увеличения доли поверхности нанозерен и нанокластеров (до сотен квадратных метров на грамм). С этим связаны новые свойства многих конструкционных и неорганических наноматериалов. Причем значительное количество таких свойств до конца еще не исследовано.

      Аэрокосмическое наноструктурирование имеет решающее значение для разработки и изготовления отличающихся малой массой и высокой прочностью термически устойчивых материалов для самолетов, ракет, космических станций и исследовательских спутников. Кроме того, космические условия с низкой гравитацией и высоким вакуумом могут обеспечить прорывные направления в самих технологиях получения наноструктур и наносистем. Космические технологические установки могут стать одним из важных путей создания наносистем.

      В целом, говоря о представившихся возможностях использования наноматериалов в автомобильной промышленности, надо отметить, что в этой области уже накоплен некоторый, по большей части положительный опыт, а перспективы применения нанотехнологий в автомобилестроении пока еще скрыты от наших глаз19.

      Международное сотрудничество в сфере исследований и разработок наносистем должно обеспечивать интеграцию российских специалистов в  единое информационное пространство и  одновременно поддержку с участием государства ориентированных на экспорт проектов, программ освоения наукоемкой и высокотехнологичной продукции, закупок для развития экспортного производства оборудования и комплектующих. Это должно эффективно интегрировать страну в систему международного разделения труда с сохранением приоритета по выпуску конечной продукции на основе результатов развития нанотехнологий, создания наноматериалов и конструирования наносистем. 

3.2 Основные направления государственной политики в сфере производства транспортных средств и оборудования

     В настоящее время технический уровень большинства производимых в России транспортных средств не соответствует современным требованиям, ограничивает конкурентоспособность транспортных операторов и снижает экономическую эффективность транспорта в целом.

     В ряде случаев производимая в России транспортная техника, в частности – автотранспортные средства, не соответствует по характеристикам безопасности и экологическим параметрам требованиям международных соглашений, к которым присоединилась Российская Федерация.

     Вместе  с тем, многие транспортные организации не имеют возможности своевременного обновления парка даже за счет техники, производимой в России. Недопустимо высокий уровень износа транспортной техники снижает ее экономическую эффективность, показатели безопасности и экологичности транспортного процесса.20

     Учитывая  тесную взаимосвязь транспорта и  транспортного машиностроения, государство  выработало и проводит единую перспективную транспортно-промышленную политику. Она является одним из главных инструментов обеспечения эффективности, безопасности и экологической чистоты транспорта.

     В ее основе лежат следующие приоритеты:

  1. Формирование стабильного внутреннего рынка транспортных средств и оборудования, который в дальнейшем будет развиваться на собственной основе.

     Мерами  по формированию такого рынка и стимулированию модернизации парка транспортных средств являются повышение доступности кредитных ресурсов на реализацию инвестиционных проектов за счет субсидирования части банковских процентных ставок из средств государственных бюджетов, совершенствование амортизационной политики, стимулирование развития лизинговой деятельности.

  1. Упорядочивание на базе единых организационно-методических принципов системы контроля соответствия производимых и эксплуатируемых транспортных средств и оборудования установленным требованиям.

     В условиях отсутствия на транспорте полноценной  законодательной базы этот законодательный  акт позволяет через принятие технических регламентов установить обязательные требования к подавляющему большинству объектов транспортного комплекса, напрямую связанных с различными видами безопасности.

     Для разработки технических регламентов  на автомобильном транспорте имеется  и должен быть использован накопленный  за прошедшие годы комплект нормативных  документов, устанавливающих требования к объектам автомобильного транспорта по различным направлениям его деятельности. В первую очередь требуется разработать технические регламенты, содержащие требования безопасности к объектам технического регулирования. Для этого могут быть использованы имеющиеся государственные стандарты.

     Безотлагательно должен быть установлен порядок введения в действие на территории России международных  технических требований, к которым  уже присоединилась России (Правила  ЕК ООН и др.).

  1. Разработка системы реалистичных приоритетов, определяющих соотношение импорта и собственного производства транспортных средств, оборудования и комплектующих, а также реализация соответствующих мер экономического регулирования. На основе этих приоритетов уменьшаются таможенные пошлины для приобретения транспортной техники, которую не предполагается производить в Российской Федерации при одновременном введении заградительных пошлин в тех сегментах, где развитие соответствующего производства в России является перспективным. Это позволяет концентрировать ресурсы транспортного машиностроения на целевых сегментах рынка, не расходуя их на бессмысленную конкуренцию с иностранными налогами по всей гамме транспортной техники.21
  2. Разработка и введение в действие комплекса национальных стандартов, устанавливающих требования к показателям экологической и технической безопасности объектов транспортного комплекса, не подпадающих под действие технических регламентов.

     Снижение  негативного воздействия объектов транспортного комплекса на окружающую среду, повышение уровня безопасности жизни, здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, а также конкурентоспособности продукции работ и услуг транспортного комплекса. Создание и развитие нормативной базы систем добровольной сертификации на транспорте.

  1. Согласование программ развития отраслей транспорта и транспортного машиностроения, причем не только в части производства новой техники, но и в создании систем индустриальной модернизации, технического обслуживания и ремонта транспортных средств и оборудования.
  2. Система налогообложения изготовления и эксплуатации транспортной техники, а также административного регулирования транспортной деятельности стимулирует производство и использование наиболее экологичных и безопасных транспортных средств и оборудования.

     Повышение качества продукции, работ и услуг  транспортного комплекса, формирование конкурентоспособного рынка производителей продукции и исполнителей услуг  и работ. Создание и развитие нормативной  базы систем добровольной сертификации на транспорте. Кроме того, создание такой Системы позволяет: установить единую классификацию объектов стандартизации транспортного комплекса; обеспечить разработку и типизацию процедур внедрения документов создать систему информирования и разработки документов, их распространения. 
 
 
 
 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Сложность перехода производства транспортных средств и оборудования на инновационный путь развития состоит в том, что при реализации стратегических целей вхождения страны в постиндустриальное общество необходимо в исторически короткое время решать одновременно две задачи: модернизацию самого производства транспортных средств и оборудования и техническое перевооружение других отраслей экономики.

      К сожалению, приходится констатировать, что в нынешнем состоянии предприятия  российского производства транспортных средств и оборудования могут осуществлять производство конкурентоспособной продукции только для сравнительно узких сегментов рынка. По оценкам экспертов, на мировом рынке могут конкурировать в соответствующих сегментах незначительное число российских компаний, производящих транспортные средства.

      Необходимо  отдавать себе отчет, что российские потенциальные конкуренты без всяких сомнений продвигаются к созданию постиндустриального общества, в полном смысле этого слова, концентрируя для этого колоссальные ресурсы на высокотехнологичных направлениях. России же необходимо преодолевать отставание от мирового уровня, с одновременным формированием и распространением наиболее эффективных инновационных технологий завтрашнего дня. России предстоит реализовать на практике широкомасштабный экономический маневр, чтобы в кратчайшие сроки развить до высокотехнологичного уровня отрасль, находящуюся в настоящее время в состоянии, отстающем от развитых стран на 20-30 лет. Очевидно, что для этого необходимо обеспечить опережающие темпы развития.

      Тем не менее, несмотря на все проблемы и трудности в России имеются  все необходимые условия для  опережающего развития производства транспортных средств и оборудования. Это, прежде всего, собственные энергетическая и сырьевая база, развитая коммуникационная сеть, научный, интеллектуальный, кадровый, производственный и иные потенциалы. Но, главное, это развитие нанотехнологий, систем искусственного интеллекта, глобальных информационных сетей, интегрированных высокоскоростных транспортных систем.

     Таким образом, общее и среднее машиностроение диктует развитие всей отрасли производства транспортных средств и оборудования, является составной её частью, при существенном положении машиностроительного комплекса в структуре хозяйства страны. Также комплекс производства транспортных средств и оборудования России обладает огромным потенциалом для развития всех его отраслей, а в частности отраслей общего и среднего машиностроения.

     Рассмотрев  проблемы и перспективы производства транспортных средств и оборудования, можно сделать вывод о том, что следует уделять особую значимость структурным изменениям, интенсификации производственного комплекса, инновационной и научно-технической деятельности, внешнеэкономической деятельности и т.д., чтобы вывести продукцию машиностроения качественно и количественно на новый уровень, повысив свою конкурентоспособность по отношению к заграничным производителям машиностроительной продукции, а так же развив структуру транспортного машиностроения, которое является наиболее значимой для развития экономики страны, а так же увеличив сотрудничество с другими государствами и т.д.

     Интенсификация  комплекса производства транспортных средств и оборудования должна рассматриваться в двух аспектах. Во-первых, выпуск передовой техники с минимальными затратами живого труда, и, во-вторых, интенсификация в отраслях народного хозяйства, происходящая на базе внедрения новейших транспортных средств, оборудования, выпускаемых машиностроителями. Эти направления интенсификации тесно взаимосвязаны и не могут осуществляться в отрыве один от другого. Первичным, естественно, является производство транспортных средств и оборудования в машиностроительном комплексе, и от того, как производство транспортных средств и оборудования справляется с поставленными задачами, зависит эффективность работы других отраслей народнохозяйственного комплекса в целом.

     Темпы внедрения достижений научно-технического прогресса в значительной мере зависят  от положения дел внутри комплекса  производства транспортных средств и оборудования, от того, сколь быстро машиностроители смогут перейти на выпуск техники новых поколений и оснастить ими различные отрасли народного хозяйства.

Информация о работе Современное состояние и перспективы развития производства транспортных средств и оборудования в РФ