Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 18:41, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать комплекс производства транспортных средств и оборудования в России на современном этапе его развития, определить его роль, специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед его развитием. Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
Раскрыть понятия и охарактеризовать сущность и структуру производственного комплекса транспортных средств и оборудования как вида экономической деятельности;
Систематизировать факторы и условия функционирования и развития производства транспортных средств и оборудования в стране;
Выявить тенденции и факторы развития машиностроительного комплекса в России;
Обосновать стратегические направления развития и обозначить основные направления государственной политики в сфере машиностроения.
Введение ………………………………………………………………. 3
1 Теоретические аспекты исследования производства транспортных средств и оборудования как вида экономической деятельности ..……………………………………
6
1.1 Производство транспортных средств и оборудования как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура …....
6
1.2 Факторы и условия функционирования и развития производства транспортных средств и оборудования в стране …..………………
9
2 Особенности развития производства транспортных средств и оборудования ………………………………………………………
13
2.1 Общая характеристика производства транспортных средств и оборудования в России ………………………………………………
13
2.2 Тенденции и факторы развития производства транспортных средств и оборудования в России ………………….………………..
19
2.3 Нормативно-правовые акты, регламентирующие функционирование субъектов производства транспортных средств и оборудования в стране…………………………………….
22
3 Перспективы развития транспортных средств и оборудования в России ……………………………………………..
26
3.1 Стратегические направления развития производства транспортных средств и оборудования в стране ..............………….
26
3.2 Основные направления государственной политики в сфере производства транспортных средств и оборудования …………..…
31
Заключение ………………………..……………….……………………… 35
Список использованных источников ……………………………….…… 38
Приложения ……………………………………..…………………………
Цели программы: обеспечение технологического развития отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции.
Задачи программы:
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации; пункт 9 протокола заседания Правительства Российской Федерации от 11 августа 2005 г. № 32, подготовлен проект концепции федеральной целевой программы «Энергоэффективная экономика» на 2007–2010 годы и на перспективу до 2015 года, финансирование которой предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета, начиная с 2007 года.
В новой редакции программы «Энергоэффективная экономика», в отличие от прежней, ориентированной на ограничение потребления энергии, основными стали вопросы экономии финансовых средств; смещен акцент от увеличения объемов производства топливно-энергетических ресурсов к росту эффективности их использования в экономике. Соответственно, упор сделан на те сферы экономики, где без участия государства невозможно решить поставленные задачи по развитию бюджетной сферы, а также инновационного направления.
Реализация
государственной политики управления
энергосбережением будет
Цель программы: достижение экономии топливно-энергетических ресурсов, создание новых рабочих мест, рост энергоэффективности и снижение бюджетных расходов на энергообеспечение
Задачи программы: развитие механизмов государственной промышленной политики в сфере: создания рациональной рыночной среды; управления государственной собственностью; введения системы перспективных технических регламентов, национальных стандартов и норм, повышающих управляемость процесса развития энергетики и — стимулирующих энергосбережение; стимулирования и поддержки стратегических инициатив хозяйствующих субъектов в инвестиционной, инновационной и энергосберегающей сфере.
Перспективы развития оборонно-промышленного комплекса в большей степени, чем в других подотраслях транспортной машиностроительной отрасли связаны с государственным планированием и управлением, поскольку предприятия оборонно-промышленного комплекса находятся в государственной собственности. Стратегическая линия государства направлена на укрепление позиции российских производителей на внутреннем и мировом рынках. Разрабатываются новые проекты, позволяющие предприятиям оборонно-промышленного комплекса осуществить технологический и экономический рывок.
Декларированная основная цель «Стратегии» - за счёт увеличения производства гражданской авиатехники и сопутствующих услуг к 2015 году увеличить объемы производства российской авиапромышленности в 2,8 раза. В документе и приложениях к нему дано описание планов, облика и структуры авиакомплекса страны с учётом создания вертикально интегрированной структуры – объединенной авиастроительной продукции отечественных авиастроительных предприятий на рынок авиационных перевозок. Стратегия включает в себя и проработку ресурсного обеспечения, анализ ситуации на мировом и российском рынках авиатехники и услуг, бизнес-планы по важнейшим проектам, основные объемы и адресный план финансирования. В документе представлен проект технического перевооружения как предприятий-производителей авиатехники, так и научно-исследовательских институтов и уникальной стендовой базы.
Среди перспективных проектов, заложенных в Стратегии, необходимо отметить план по производству и модернизации самолётов Ан-124 (самолёт-перевозчик крупногабаритных грузов). До 2020 года планируется изготовить 50-80 единиц таких самолётов. Данный проект интересен не только с экономической точки зрения (цена одного такого самолёта составляет около 120 млн. долл.), развитие проекта Ан-124 закрепляет производственные связи с Украиной (АНТК им. Антонова, завод «Авиант»), на модернизированный вариант Ан-124 предполагается установить новую версию двигателя украинской разработки, что позволит увеличить грузоподъемность на 20-25%17.
При составлении долгосрочных прогнозов развития транспортного машиностроения необходимо учитывать, что феномен технологического лидерства той или иной страны объясняется массовым перераспределением ресурсов в технологические цепи нового технологического уклада с одновременным широким распространением соответствующих социальных и институциональных нововведений. Технологии, используемые в настоящее время в развитых зарубежных странах, относятся к четвертому и пятому технологическим укладам, но четвертый уже идет на спад, а пятый находится на пике подъема, появились уже технологии шестого уклада. Россия - в стадии развития четвертого технологического уклада, а пятый уклад, зародившийся у нас еще в 80-х годах прошлого столетия, вследствие кризиса 90-х годов так и не получил должного развития. В результате, несмотря на некоторое оживление отечественной экономики в последние годы, рынок инноваций пока находится в зачаточном состоянии.
Можно назвать, по крайней мере, три причины сложившейся ситуации: преобладание технологий четвертого уклада, ограниченная востребованность технико-технологических достижений последующих укладов; наличие в отечественном транспортном машиностроении значительного количества устаревших производств, не способных производить в необходимых масштабах продукцию, соответствующую современным укладам; слабо развитая инфраструктура рынка инноваций, прежде всего, отсутствие в стране института внедрения в производство научно-технических достижений.
Поэтому,
современная парадигма научно-
Отечественное транспортное машиностроение - это важнейшая отрасль, обеспечивающая переход экономики страны к прогрессивным технологическим укладам. Но эта роль может быть выполнена только при условии приоритетной и мобильной модернизации её производственного аппарата, который в данный момент предельно изношен, многоукладен и неконкурентоспособен. Решение такой, задачи потребует серьезного государственного вмешательства не только с точки зрения регулирования инвестиций, но и с позиции выработки эффективной политики осуществления этих процессов. Назрела крайняя необходимость подготовки и реализации широкомасштабного экономического маневра - в кратчайшие сроки восстановить и развить до высокотехнологичного уровня отрасль, отстающую от развитых стран на целый технологический уклад, или как минимум на 30-40 лет.
Требования к современному транспортному машиностроительному производству в развитых странах постоянно усложняются: число составляющих производственного процесса увеличивается, характер их взаимодействия становится все более динамичным и многопараметрическим. Мировая практика показывает, что за последние 25-30 лет сложность машины как объекта производства возросла в 4-6 раз, а требования к точности изготовления деталей и сборки выросли примерно на порядок. К тому же значительно расширилась номенклатура выпускаемой продукции при одновременном сокращении продолжительности выпуска изделий одной номенклатурной группы. Объемы выпуска продукции, как и прежде, находятся в широком диапазоне - от единичных образцов до массового производства, однако преобладающим становится мелко- и среднесерийное производство. Повышение эффективности производства выдвигает постоянно растущие требования к росту производительности и сокращению производственного цикла.
Вышеназванные требования мирового рынка предопределяют формирование такой структурной политики в машиностроительном комплексе РФ, которая должна исходить из многоаспектности процесса преобразования, в частности: технологического аспекта, или развития ресурсов производства; организационно-хозяйственного и социально-экономического аспектов, совершенствования форм управления и организации предприятий в рыночной экономике, приведения их в соответствие с требованиями технологического развития.
Учитывая критическую ситуацию с положением отраслевой науки и принимая во внимание, что объектом государственной поддержки должен стать российский научно-технический потенциал, на правительственном уровне в качестве первоочередных необходимо реализовать следующие основные меры:
Особую
значимость в настоящее время
приобрели новые формы
Побеждать мировых товаропроизводителей на внутреннем рынке отечественные предприятия должны не с помощью протекционизма, а развивая свои конкурентные преимущества. В основе всей деятельности предприятия должна лежать научно обоснованная стратегия роста конкурентоспособности продукции, все без исключения работники предприятия должны осознавать достижение конкурентоспособности продукции как цель и быть так стимулированы, чтобы ставить эту цель выше своих индивидуальных целей.
Дальнейшее развитие комплекса производства транспортных средств и оборудования должно опираться на новые базовые технологии, обеспечивающие выпуск конкурентоспособной продукции, оживление инвестиционной активности, государственную поддержку производств. Без этого не удастся достичь технологического обеспечения развития экономики, участия страны в качестве полноправного партнера в международном разделении труда.
К таким направлениям, безусловно, следует относить нанотехнологии. Они требуют малых затрат энергии, материалов, не нуждаются в обширных производственных и складских помещениях. С другой стороны, их развитие требует высокого уровня подготовки ученых, инженеров и технических работников, а также особой организации производства.