Современное состояние и перспективы развития производства транспортных средств и оборудования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать комплекс производства транспортных средств и оборудования в России на современном этапе его развития, определить его роль, специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед его развитием. Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

Раскрыть понятия и охарактеризовать сущность и структуру производственного комплекса транспортных средств и оборудования как вида экономической деятельности;
Систематизировать факторы и условия функционирования и развития производства транспортных средств и оборудования в стране;
Выявить тенденции и факторы развития машиностроительного комплекса в России;
Обосновать стратегические направления развития и обозначить основные направления государственной политики в сфере машиностроения.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………. 3
1 Теоретические аспекты исследования производства транспортных средств и оборудования как вида экономической деятельности ..……………………………………

6
1.1 Производство транспортных средств и оборудования как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура …....
6
1.2 Факторы и условия функционирования и развития производства транспортных средств и оборудования в стране …..………………
9
2 Особенности развития производства транспортных средств и оборудования ………………………………………………………
13
2.1 Общая характеристика производства транспортных средств и оборудования в России ………………………………………………
13
2.2 Тенденции и факторы развития производства транспортных средств и оборудования в России ………………….………………..
19
2.3 Нормативно-правовые акты, регламентирующие функционирование субъектов производства транспортных средств и оборудования в стране…………………………………….

22
3 Перспективы развития транспортных средств и оборудования в России ……………………………………………..
26
3.1 Стратегические направления развития производства транспортных средств и оборудования в стране ..............………….
26
3.2 Основные направления государственной политики в сфере производства транспортных средств и оборудования …………..…
31
Заключение ………………………..……………….……………………… 35
Список использованных источников ……………………………….…… 38
Приложения ……………………………………..…………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Экономике (Губский Вадим).doc

— 501.00 Кб (Скачать)

     Цели  программы: обеспечение технологического развития отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции.

     Задачи программы:

  • создание новых критических базовых технологий и оборудования, необходимого для их реализации, на уровне пилотных линий, демонстрационных установок и (или) опытных образцов, подтверждающих готовность технологических решений к промышленной реализации;
  • разработка программ (планов) внедрения разработанных технологий в производство с оценкой необходимых затрат и источников их покрытия;
  • активизация процессов коммерциализации новых технологий, в том числе путем введения в хозяйственный оборот затрат на эти технологии как результаты научно-технической деятельности;
  • создание перспективного научно-технологического задела для разработки перспективной наукоемкой продукции;
  • решение проблем ресурсосбережения и улучшения экологической ситуации в стране;
  • организация и научно-методическое сопровождение подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности. 
  1. ФЦП «Энергоэффективная экономика на 2007–2010 годы и на перспективу до 2015 года» 

     В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации; пункт 9 протокола заседания Правительства Российской Федерации от 11 августа 2005 г. № 32, подготовлен проект концепции федеральной целевой программы «Энергоэффективная экономика» на 2007–2010 годы и на перспективу до 2015 года, финансирование которой предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета, начиная с 2007 года.

     В новой редакции программы «Энергоэффективная экономика», в отличие от прежней, ориентированной на ограничение потребления энергии, основными стали вопросы экономии финансовых средств; смещен акцент от увеличения объемов производства топливно-энергетических ресурсов к росту эффективности их использования в экономике. Соответственно, упор сделан на те сферы экономики, где без участия государства невозможно решить поставленные задачи по развитию бюджетной сферы, а также инновационного направления. 

     Реализация  государственной политики управления энергосбережением будет базироваться на качественно новых подходах, позволяющих создать экономическую заинтересованность хозяйствующих субъектов в эффективном использовании имеющегося потенциала энергосбережения. 

     Цель  программы: достижение экономии топливно-энергетических ресурсов, создание новых рабочих мест, рост энергоэффективности и снижение бюджетных расходов на энергообеспечение 

     Задачи  программы: развитие механизмов государственной промышленной политики в сфере: создания рациональной рыночной среды; управления государственной собственностью; введения системы перспективных технических регламентов, национальных стандартов и норм, повышающих управляемость процесса развития энергетики и — стимулирующих энергосбережение; стимулирования и поддержки стратегических инициатив хозяйствующих субъектов в инвестиционной, инновационной и энергосберегающей сфере. 

     Перспективы развития оборонно-промышленного комплекса в большей степени, чем в других подотраслях транспортной машиностроительной отрасли связаны с государственным планированием и управлением, поскольку предприятия оборонно-промышленного комплекса находятся в государственной собственности. Стратегическая линия государства направлена на укрепление позиции российских производителей на внутреннем и мировом рынках. Разрабатываются новые проекты, позволяющие предприятиям оборонно-промышленного комплекса осуществить технологический и экономический рывок.

  1. «Стратегия развития авиационной промышленности»  (2005 г.)

     Декларированная основная цель «Стратегии» - за счёт увеличения производства гражданской авиатехники  и сопутствующих услуг к 2015 году увеличить объемы производства российской авиапромышленности в 2,8 раза. В документе и приложениях к нему дано описание планов, облика и структуры авиакомплекса страны с учётом создания вертикально интегрированной структуры – объединенной авиастроительной продукции отечественных авиастроительных предприятий на рынок авиационных перевозок. Стратегия включает в себя и проработку ресурсного обеспечения, анализ ситуации на мировом и российском рынках авиатехники и услуг, бизнес-планы по важнейшим проектам, основные объемы и адресный план финансирования. В документе представлен проект технического перевооружения как предприятий-производителей авиатехники, так и научно-исследовательских институтов и уникальной стендовой базы.

     Среди перспективных проектов, заложенных в Стратегии, необходимо отметить план по производству и модернизации самолётов Ан-124 (самолёт-перевозчик крупногабаритных грузов). До 2020 года планируется изготовить 50-80 единиц таких самолётов. Данный проект интересен не только с экономической точки зрения (цена одного такого самолёта  составляет около 120 млн. долл.), развитие проекта Ан-124 закрепляет производственные связи с Украиной (АНТК им. Антонова, завод «Авиант»), на модернизированный вариант Ан-124 предполагается установить новую версию двигателя  украинской разработки, что позволит увеличить грузоподъемность на 20-25%17.

3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  ПРОИЗВОДСТВА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ОБОРУДОВАНИЯ РОССИИ

3.1 Стратегические направления развития  производства транспортных средств и оборудования в стране

     При составлении долгосрочных прогнозов  развития транспортного машиностроения необходимо учитывать, что феномен технологического лидерства той или иной страны объясняется массовым перераспределением ресурсов в технологические цепи нового технологического уклада с одновременным широким распространением соответствующих социальных и институциональных нововведений. Технологии, используемые в настоящее время в развитых зарубежных странах, относятся к четвертому и пятому технологическим укладам, но четвертый уже идет на спад, а пятый находится на пике подъема, появились уже технологии шестого уклада. Россия - в стадии развития четвертого технологического уклада, а пятый уклад, зародившийся у нас еще в 80-х годах прошлого столетия, вследствие кризиса 90-х годов так и не получил должного развития. В результате, несмотря на некоторое оживление отечественной экономики в последние годы, рынок инноваций пока находится в зачаточном состоянии.

     Можно назвать, по крайней мере, три причины  сложившейся ситуации: преобладание технологий четвертого уклада, ограниченная востребованность технико-технологических достижений последующих укладов; наличие в отечественном транспортном машиностроении значительного количества устаревших производств, не способных производить   в   необходимых   масштабах   продукцию,   соответствующую современным укладам; слабо развитая инфраструктура рынка инноваций, прежде всего, отсутствие в стране института внедрения в производство научно-технических достижений.

     Поэтому, современная парадигма научно-технического и структурного развития РФ должна исходить из того, что в ближайшие 10 лет в экономике страны доминирующим будет оставаться четвертый технологический уклад с достижением его высшей точки подъема, с одновременным формированием и распространением в перспективе до 2015-2025 гг. наиболее эффективных направлений пятого и шестого технологических укладов.

     Отечественное транспортное машиностроение - это важнейшая отрасль, обеспечивающая переход экономики страны к прогрессивным технологическим укладам. Но эта роль может быть выполнена только при условии приоритетной и мобильной модернизации её производственного аппарата, который в данный момент предельно изношен, многоукладен и неконкурентоспособен. Решение такой, задачи потребует серьезного государственного вмешательства не только с точки зрения регулирования инвестиций, но и с позиции выработки эффективной политики осуществления этих процессов. Назрела крайняя необходимость подготовки и реализации широкомасштабного экономического маневра - в кратчайшие сроки восстановить и развить до высокотехнологичного уровня отрасль, отстающую от развитых стран на целый технологический уклад, или как минимум на 30-40 лет.

     Требования  к современному транспортному машиностроительному производству в развитых странах постоянно усложняются: число составляющих производственного процесса увеличивается, характер их взаимодействия становится все более динамичным и многопараметрическим. Мировая практика показывает, что за последние 25-30 лет сложность машины как объекта производства возросла в 4-6 раз, а требования к точности изготовления деталей и сборки выросли примерно на порядок. К тому же значительно расширилась номенклатура выпускаемой продукции при одновременном сокращении продолжительности выпуска изделий одной номенклатурной группы. Объемы выпуска продукции, как и прежде, находятся в широком диапазоне - от единичных образцов до массового производства, однако преобладающим становится мелко- и среднесерийное производство. Повышение эффективности производства выдвигает постоянно растущие требования к росту производительности и сокращению производственного цикла.

     Вышеназванные требования мирового рынка предопределяют формирование такой структурной  политики в машиностроительном комплексе  РФ, которая должна исходить из многоаспектности процесса преобразования, в частности: технологического аспекта, или развития ресурсов производства; организационно-хозяйственного и социально-экономического аспектов, совершенствования форм управления и организации предприятий в рыночной экономике, приведения их в соответствие с требованиями технологического развития.

     Учитывая  критическую ситуацию с положением отраслевой науки и принимая во внимание, что объектом государственной поддержки должен стать российский научно-технический потенциал, на правительственном уровне в качестве первоочередных необходимо реализовать следующие основные меры:

  1. предусмотреть реальные ассигнования на финансирование научно-исследовательских и инновационных работ в размере не менее 3% расходной части годового бюджета;
  2. остановить неуправляемое распространение рыночных отношений на научно-техническую сферу;
  3. последовательно изменяя инновационный климат в экономике, способствовать формированию платежеспособного спроса на инновации;
  4. создать условия (экономические, правовые, социальные) для развития предпринимательства в научно-технической сфере;
  5. переориентировать часть ресурсов в пользу федеральных инновационных программ, подкрепив затраты необходимыми инвестициями и государственной поддержкой.18

     Особую  значимость в настоящее время  приобрели новые формы сотрудничества с зарубежными странами: организация прямых производственных связей, в том числе по кооперированию, образование совместных предприятий и международных объединений. Создано несколько совместных с фирмами промышленно развитых стран предприятий автомобильной промышленности.

     Побеждать мировых товаропроизводителей на внутреннем рынке отечественные предприятия должны не с помощью протекционизма, а развивая свои конкурентные преимущества. В основе всей деятельности предприятия должна лежать научно обоснованная стратегия роста конкурентоспособности продукции, все без исключения работники предприятия должны осознавать достижение конкурентоспособности продукции как цель и быть так стимулированы, чтобы ставить эту цель выше своих индивидуальных целей.

        Дальнейшее развитие комплекса производства транспортных средств и оборудования должно опираться на новые базовые технологии, обеспечивающие выпуск конкурентоспособной продукции, оживление инвестиционной активности, государственную поддержку производств. Без этого не удастся достичь технологического обеспечения развития экономики, участия страны в качестве полноправного партнера в международном разделении труда.

      К таким направлениям, безусловно, следует  относить нанотехнологии. Они требуют  малых затрат энергии, материалов, не нуждаются в обширных производственных и складских помещениях. С другой стороны, их развитие требует высокого уровня подготовки ученых, инженеров и технических работников, а также особой организации производства.

Информация о работе Современное состояние и перспективы развития производства транспортных средств и оборудования в РФ