Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 18:41, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать комплекс производства транспортных средств и оборудования в России на современном этапе его развития, определить его роль, специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед его развитием. Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
Раскрыть понятия и охарактеризовать сущность и структуру производственного комплекса транспортных средств и оборудования как вида экономической деятельности;
Систематизировать факторы и условия функционирования и развития производства транспортных средств и оборудования в стране;
Выявить тенденции и факторы развития машиностроительного комплекса в России;
Обосновать стратегические направления развития и обозначить основные направления государственной политики в сфере машиностроения.
Введение ………………………………………………………………. 3
1 Теоретические аспекты исследования производства транспортных средств и оборудования как вида экономической деятельности ..……………………………………
6
1.1 Производство транспортных средств и оборудования как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура …....
6
1.2 Факторы и условия функционирования и развития производства транспортных средств и оборудования в стране …..………………
9
2 Особенности развития производства транспортных средств и оборудования ………………………………………………………
13
2.1 Общая характеристика производства транспортных средств и оборудования в России ………………………………………………
13
2.2 Тенденции и факторы развития производства транспортных средств и оборудования в России ………………….………………..
19
2.3 Нормативно-правовые акты, регламентирующие функционирование субъектов производства транспортных средств и оборудования в стране…………………………………….
22
3 Перспективы развития транспортных средств и оборудования в России ……………………………………………..
26
3.1 Стратегические направления развития производства транспортных средств и оборудования в стране ..............………….
26
3.2 Основные направления государственной политики в сфере производства транспортных средств и оборудования …………..…
31
Заключение ………………………..……………….……………………… 35
Список использованных источников ……………………………….…… 38
Приложения ……………………………………..…………………………
Министерство образования и науки РФ
ГОУ, ВПО Тверской Государственный Технический Университет
Кафедра
экономики и управления производством
Курсовая работа по дисциплине Экономика на тему:
Выполнил: студент 1 курса, ГФ, ИС 1002
Губский Вадим Николаевич
Проверил:
д.э.н., Доцент Дюжилова О.М.
Тверь 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………. | 3 | |
1 | Теоретические аспекты исследования производства транспортных средств и оборудования как вида экономической деятельности ..…………………………………… | 6 |
1.1 | Производство
транспортных средств и оборудования
как вид экономической |
6 |
1.2 | Факторы и условия функционирования и развития производства транспортных средств и оборудования в стране …..……………… | 9 |
2 | Особенности развития производства транспортных средств и оборудования ……………………………………………………… | 13 |
2.1 | Общая характеристика производства транспортных средств и оборудования в России ……………………………………………… | 13 |
2.2 | Тенденции и факторы развития производства транспортных средств и оборудования в России ………………….……………….. | 19 |
2.3 | Нормативно-правовые акты, регламентирующие функционирование субъектов производства транспортных средств и оборудования в стране……………………………………. | 22 |
3 | Перспективы развития транспортных средств и оборудования в России …………………………………………….. | 26 |
3.1 | Стратегические направления развития производства транспортных средств и оборудования в стране ..............…………. | 26 |
3.2 | Основные направления государственной политики в сфере производства транспортных средств и оборудования …………..… | 31 |
Заключение ………………………..……………….……………………… | 35 | |
Список использованных источников ……………………………….…… | 38 | |
Приложения ……………………………………..………………………… | 40 |
Производство транспортных средств и оборудования – это уникальная отрасль промышленного производства, определяющая уровень развития не только всех остальных отраслей промышленности, но и всей экономики в целом, фундамент экономического развития, на котором возможно развитие всех остальных секторов и отраслей. Производство транспортных средств и оборудования по числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Уровень развития производства транспортных средств и оборудования является одним из важных показателей уровня развития страны. Производство транспортных средств и оборудования определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира, обеспечивает транспортными средствами и оборудованием все отрасли экономики. Продукция данной отрасли является третьей статьей российского экспорта, именно поэтому исследуемая тема курсовой работы сегодня особенно актуальна.
В курсовой работе
В первой главе описывается значение производства транспортных средств и оборудования, его место в народнохозяйственном комплексе, взаимосвязь с другими отраслями народного хозяйства путём анализа нескольких статистических данных: число предприятий, численность производственного персонала, объём выпуска продукции и индекс промышленного производства, также в главе рассматриваются общие закономерности и принципы размещения предприятий, производящих транспортные средства и оборудование, где более подробно анализируется влияние конкретных факторов: сырьевой, потребительский, трудовой, транспортный и т.д.
Во второй главе анализируется динамика объемов производства, расположение главных предприятий, производящих транспортные средства и оборудование, а так же более подробно рассматриваются такие показатели, как: экспорт, импорт машин и оборудования, динамика затрат, общий объём производства и т.д.
В третьей главе анализируются проблемы развития в современных условиях и возможные пути их решения, рассматриваются целевые программы конкретных видов производств, а также перспективы развития отрасли с позиции научно-технического прогресса и передового отечественного и зарубежного опыта.
Цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать комплекс производства транспортных средств и оборудования в России на современном этапе его развития, определить его роль, специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед его развитием. Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
Объект исследования – производство транспортных средств и оборудования как вид экономической деятельности, осуществляемый в рамках национальной экономики. Предмет – тенденции, факторы и перспективы развития производства транспортных средств и оборудования.
В работе используются материал из таких источников как курсы лекций, книги, учебники, журналы, статистические сборники и данные из Интернета. Преимущественно теоретическая основа состоит из учебников и книг по экономической и социальной географии, а также по экономике машиностроения. Цифровой материал заимствован из статистических сборников, электронные варианты которых находятся в Интернете.
Курсовая
работа состоит из введения, трех глав
основного текста, заключения, списка
использованных источников, приложений.
Содержание работы изложено на 42 страницах
машинописного текста, и включает 7 рисунков,
4 таблицы. Список литературы состоит из
16 источников.
Производство транспортных средств и оборудования — ведущая отрасль промышленности. Это обусловлено в первую очередь тем, что предприятия, производя транспортные средства и оборудование в государственных целях, создают машины и оборудование, используемые в других отраслях и, тем самым, создают условия для развития всех других отраслей промышленности; обеспечивают занятость значительной доли трудовых ресурсов; являются отражением степени развития производительных сил в регионе; дают существенный толчок развитию прогрессивных технологий. Можно сказать, что экономика всей страны напрямую зависит от состояния данного промышленного комплекса.1
Производство транспортных средств и оборудования отличается широким развитием межотраслевых и внутриотраслевых связей, основанных в значительной мере на производственном кооперировании, его связи с другими межотраслевыми комплексами служат одним из важнейших условий функционирования хозяйства страны в целом.
Выпуская транспортные средства оборудование, предприятия реализуют достижения научно-технического прогресса, обеспечивают комплексную механизацию и автоматизацию производства. На них приходится более 1/4 стоимости промышленно-производственных основных фондов и около 1/5 объема выпускаемой промышленностью продукции.
Структура отечественного комплекса производства транспортных средств и оборудования характеризуется явным преобладанием производства средств производства для тяжелой индустрии и высокой степенью милитаризации. Доля военной техники весьма значительна при заметном отставании выпуска потребительских товаров и оборудования для непроизводственной сферы.
Спад производства в производстве транспортных средств и оборудования, происшедший при переходе к рыночной экономике охватил, прежде всего, те отрасли, которые дают преимущественно технологическое оборудование для хозяйства. В то же время производство транспортных средств и оборудования обладает необходимым производственным потенциалом для выпуска автомобилей, строительно-дорожных и подъемно-транспортных машин, горнорудного и металлургического оборудования. Несмотря на кризисную ситуацию, относительную стабильность и рост показывает, например, автомобильная промышленность (Приложение А).2
Производство транспортных средств и оборудования представляет собой самую сложную и дифференцированную отрасль промышленности. В зависимости от целевого назначения выпускаемой продукции, оно делится на энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное, строительно-дорожное производство машин и оборудования, производство технологического оборудования для промышленности и другие группы.
Производство транспортных средств и оборудования может быть рассмотрено по стадиям технологического процесса на заготовку, механическую обработку и сборку. Заготовка во многом предопределяет металлоемкость выпускаемых изделий и одновременно — степень автоматизации механической обработки и сборки. Сейчас она представлена отчасти специализированными предприятиями, в большинстве же своем — раздробленными цехами и участками при заводах самого разного профиля.
Также стоит отметить возрастающую долю предприятий, производящих транспортные средства и оборудование в РФ (в 2005г. по сравнению с 1971г. увеличилась на 10%). Рост выпуска продукции и сокращение промышленно-производственного персонала даёт понять, что развивается механизация и автоматизация производства, что влияет на общее развитие НТП в России (Приложение Б).3
Также видно, что при существенном подъеме объема промышленной продукции виден и рост производства транспортных средств и оборудования как существенной её части (рис. 1).
Рисунок 1 - Объем промышленной продукции, млн.руб.
С точки зрения особенностей размещения производства и рассмотрения технологического процесса отрасли производства транспортных средств и оборудования классифицируются следующим образом: тяжелое машиностроение; общее машиностроение; среднее машиностроение.
Общее машиностроение характеризуется преобладанием сборки металлических конструкций, а также изготовлением относительно простых, но довольно крупных по размерам заготовок.
Общее машиностроение представлено такими отраслями, как: железнодорожное машиностроение, судостроение, авиационная промышленность, ракетно-космическая отрасль. 4
Общее
машиностроение отличается широким
развитием межотраслевых и
Для развития транспорта особую важность имеет именно группа отраслей общего машиностроения, она поставляет наибольшее количество техники (локомотивостроение, судостроение). Огромное влияние оказывает она и на другие отрасли народного хозяйства.
В
среднее машиностроение входят многочисленные
предприятия, специализированные по стадиям
технологического процесса, с широким
развитием кооперирования и разнообразными
вариантами размещения производства.
В состав среднего машиностроения входит,
например, автомобильная промышленность.
5