Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 18:41, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать комплекс производства транспортных средств и оборудования в России на современном этапе его развития, определить его роль, специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед его развитием. Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
Раскрыть понятия и охарактеризовать сущность и структуру производственного комплекса транспортных средств и оборудования как вида экономической деятельности;
Систематизировать факторы и условия функционирования и развития производства транспортных средств и оборудования в стране;
Выявить тенденции и факторы развития машиностроительного комплекса в России;
Обосновать стратегические направления развития и обозначить основные направления государственной политики в сфере машиностроения.
Введение ………………………………………………………………. 3
1 Теоретические аспекты исследования производства транспортных средств и оборудования как вида экономической деятельности ..……………………………………
6
1.1 Производство транспортных средств и оборудования как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура …....
6
1.2 Факторы и условия функционирования и развития производства транспортных средств и оборудования в стране …..………………
9
2 Особенности развития производства транспортных средств и оборудования ………………………………………………………
13
2.1 Общая характеристика производства транспортных средств и оборудования в России ………………………………………………
13
2.2 Тенденции и факторы развития производства транспортных средств и оборудования в России ………………….………………..
19
2.3 Нормативно-правовые акты, регламентирующие функционирование субъектов производства транспортных средств и оборудования в стране…………………………………….
22
3 Перспективы развития транспортных средств и оборудования в России ……………………………………………..
26
3.1 Стратегические направления развития производства транспортных средств и оборудования в стране ..............………….
26
3.2 Основные направления государственной политики в сфере производства транспортных средств и оборудования …………..…
31
Заключение ………………………..……………….……………………… 35
Список использованных источников ……………………………….…… 38
Приложения ……………………………………..…………………………
Из таблицы 2 видно, что в период с 2000 по 2004г. объём промышленной продукции растёт. Сальдированный финансовый результат положительный за весь анализируемый период, хотя уровень рентабельности в промышленности был самым высоким в 2004г. а в 2003г. он самый низкий (13,5%).
Таблица 2 - Основные финансовые показатели промышленной продукции в период 2000-2004гг.12
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | ||
Объем промышленной продукции: | ||||||
Промышленность млрд. руб | 4763 | 5881 | 6868 | 8498 | 11209 | |
Производство транспортных средств и оборудования млн. руб | 780260 | 1014920 | 1191278 | 1482577 | 1835897 | |
% | 16,3 | 17,2 | 17,3 | 17,4 | 16,4 | |
Индекс промышленного производства, в % к предыдущему году | 119,9 | 107,1 | 101,9 | 109,2 | 110,2 | |
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн. руб. | 61670 | 77523 | 57121 | 52815 | 60195 | |
Уровень рентабельности проданных товаров, продукции (работ, услуг), %: | ||||||
Промышленность | 24,7 | 18,5 | 14,4 | 13,5 | 17,9 | |
Производство транспортных средств и оборудования | 14,1 | 13,6 | 11,3 | 8,7 | 7 |
По
всей внешнеэкономической торговле доля
импорта и экспорта транспортных средств
и оборудования в РФ существенно растёт
(таблица 3).Так к 2007 году импорт из других
стран составил 200 млн. долл. что составляет
428% по отношению к 1995г. и 145% по отношению
к предыдущему, причём с ростом импорта
в общем растёт и рост импорта по транспортным
средствам и оборудованию, и к 2007г. доля
импорта оборудования и транспортных
средств составила 51%.
Таблица 3 - Доля импорта транспортных средств и оборудования России13
|
По другому дела обстоят в экспорте транспортных средств и оборудования (табл.4). При общем росте экспорта страны (в 2008 г. экспорт в другие страны вырос до 468,1млрд. долл., что является 133 % к предыдущему) доля продукции, относящейся к производству транспортных средств и оборудования, очень мала и с 1995г. идёт на спад, однако количество экспорта самой продукции увеличивается. Низкое содержание экспорта и высокое импорта обуславливает низкую конкурентоспособность отечественной продукции по отношению к заграничным производителям
Таблица 4 - Доля экспорта транспортных средств и оборудования России14
|
В
конечном счете, можно сделать вывод,
что в транспортном машиностроении
в наибольшей степени (после легкой промышленности)
сокращены объемы производства в 90-е г.
в целом по комплексу и по отдельным важнейшим
отраслям.
Наличие современной непрерывно развивающейся материально-технической базы экономики, в первую очередь транспортного машиностроения, в развитых странах является основой для стабильного роста эффективности экономики, а обновление производственного аппарата стало непременным условием неуклонного развития её материально-технической базы.
Отечественное транспортное машиностроение в подавляющем большинстве производств отстало от мировых тенденций. Тем не менее трудно себе представить современную Россию без этой отрасли.
После 1998 г. транспортное машиностроение в России развивается в положительной динамике. Причем с оживлением инвестиционного спроса в начале нового века здесь наблюдаются опережающие темпы роста по сравнению с динамикой промышленности в целом. В материалах «Основных направлений развития машиностроения Российской Федерации», утвержденных на заседании правительства РФ в феврале 2004 г., отмечена неоднородность послекризисного транспортного машиностроительного комплекса.
Системная проблема транспортного машиностроения России заключается в дисбалансе между структурой производственных мощностей, техническим уровнем продукции транспортного машиностроения и потребностью отечественного железнодорожного транспорта в современном высокопроизводительном подвижном составе для безусловного выполнения в полном объеме грузовых и пассажирских перевозок по сети железных дорог.
При формировании путей решения системной проблемы следует исходить из двух её составляющих: производственные мощности по отдельным видам подвижного состава предприятий транспортного машиностроения не позволяют удовлетворить отечественных потребителей в случае реализации ими отложенного спроса; технический уровень значительной номенклатуры производственного оборудования предприятий транспортного машиностроения и ремонтных предприятий не соответствует перспективным качественным требованиям, предъявляемым при производстве и обслуживании подвижного состава новых поколений.
Непринятие мер по решению системной проблемы отрасли приведет к следующим последствиям:
В результате российское транспортное машиностроение может перейти под контроль иностранных компаний, как это уже произошло в странах Восточной Европы. Такой вариант развития не соответствует интересам национальной экономики, национальной и экономической безопасности страны, государственной политике развития наукоемких отраслей промышленности.
Следует отметить особую значимость транспортного машиностроения в обеспечении государственной целостности, обороноспособности и экономической независимости страны. В этой связи организация работ по решению системной проблемы отрасли является государственной задачей.
Это обусловлено следующими факторами. Железнодорожный транспорт: обеспечивает свыше 40% грузовых и пассажирских перевозок; обеспечивает около 98% воинских перевозок; максимально приспособлен для массовых перевозок грузов и пассажиров в условиях чрезвычайных ситуаций; для отдельных регионов является единственным видом доступного транспорта; является единственным доступным видом пассажирского транспорта для большей части населения страны ввиду его низкой по сравнению с авиаперевозками цены.
Городской рельсовый транспорт: является важной составляющей транспортной инфраструктуры крупных и средних городов, участвует в обеспечении в них социальной и экономической стабильности, поэтому, несмотря на незначительную долю объема производства трамвайных вагонов и вагонов метрополитена в общем объеме производства отрасли также требует государственного участия в вопросах своего развития 16.
Мировой
опыт показывает, что развитие транспортного
машиностроения во многом определяется
государственной политикой, направленной
на создание благоприятных условий
для осуществления инвестиций, защиту
внутреннего рынка, повышение
Причем
даже в развитых странах протекционистская
политика в отношении отечественного железнодорожного
машиностроения носит не временный, а
постоянный характер в силу особого значения
этой отрасли.
Предприятиям машиностроительной промышленности рекомендуется рассмотреть на ближайшую перспективу возможность участия в заявочной кампании по привлечению государственных инвестиций в рамках планируемых федеральных целевых программ.
Данная
программа формируется как
В Концепции программы учтены положения Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, а также Основ политики Российской Федерации в области развития электронной компонентной базы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.
Основной проблемой, на решение которой направлена программа «Развитие национальной технологической базы на 2007–2011 годы», является недостаточная конкурентоспособность отечественной наукоемкой промышленности, связанная с отставанием уровня её технологического развития от уровня передовых стран.