Совместные предприятия: роль, проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе будут рассмотрены основные тенденции в развитии совместного предпринимательства в РБ, проблемы становления и функционирования, а также эффективность и пути создания СП, их организационно-правовые формы. Поставленные цели будут достигаться путём сравнительного анализа, группировок, синтеза и обобщения полученных данных. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена острой необходимостью совершенствования принципов интеграции Беларуси в мировую экономику.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО СОЗДАНИЕ В РБ
1.1 ПОНЯТИЕ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.2 СОЗДАНИЕ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ: ЦЕЛИ, ФАЗЫ СОЗДАНИЯ
1.3 ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЕГО РАЗВИТИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2 АНАЛИЗ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ, ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ, ВИДЫ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ-СТВА В РБ
3.1 СОВМЕСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ; ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РБ
3.2 ПОКАЗАТЕЛИ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В РЕГИОНЕ СНГ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 94.77 Кб (Скачать)

     Выбор формы совместной торговой организации  зависит от   характера и  отношений между предприятиями-участниками,  условий внешнего рынка и в  немалой степени от личных качеств  изготовителей,  которые соглашаются  сотрудничать в  области экспорта,   оставаясь конкурентами в других областях.

     С начала 80-х гг. XX в. существенно меняются цели создания СП, и наступает следующий этап в их организации. Если раньше СП представляли собой общий филиал двух или нескольких партнеров и их роль ограничивалась открытием дополнительного рынка сбыта или использованием технологий партнера, то на новом этапе СП создают крупные корпорации, ранее конкурирующие между собой, с целью явной монополизации рынка, общего преодоления трудностей, которые диктует современный рынок. Таким образом, это новый мощный прорыв на мировой рынок конкурирующих партнеров, новый виток движения международного капитала [6].

     Создание  СП преследует множество стратегических целей, обеспечивающих материнским компаниям:

  • усиление позиций на рынке путем объединения ресурсов компаний (эффект масштаба);
  • сокращение риска путем его деления;
  • выход на новые рынки;
  • приобретение информации и технологий;
  • кооперирование и предотвращение конкуренции, которая влечет за собой более высокие затраты;
  • получение конкурентных преимуществ;
  • приобретение опыта и знаний.

   Интересы  иностранного партнера могут состоять в том, что он получает возможность  экспортировать продукцию на местный  рынок; обеспечивает свои потребности  в местных материальных ресурсах и рабочей силе. Местная материнская  компания, в свою очередь, реализует  свои интересы, связанные с получением дохода в твердой (конвертируемой) валюте и развитием смежных производств. Местные власти стремятся содействовать  иностранным инвестициям, ограничивая, однако, иностранного инвестора долей  участия в акционерном капитале, которая не дает контроля над предприятием, и ставя жесткие условия найма местной рабочей силы, передачи технологий, покупки местных материальных ресурсов и т. д. (см. рис.1).

   Анализ  создания СП в современный период позволяет выделить следующие основные фазы «развития», которые проходит любое СП:

  • Мотивы (причины) создания.

   Можно выделить три категории причин образования  СП: внутренние, внешние и стратегические. Внутренние мотивы предполагают (среди  прочего) совместное несение рисков и расходов, создание благоприятного режима для инноваций и облегчение доступа к сырьевым ресурсам. Внешние  мотивы – ослабление политической напряженности и борьба с транснациональной  конкуренцией. Кроме того, СП могут  служить средством для решения стратегических задач компаний [7].

   Следует иметь в виду, что ни один из перечисленных  мотивов не может быть единственным и достаточным условием для создания СП. Обычно для создания оптимального СП сочетаются несколько факторов. Образование СП может быть особенно продуктивным как способ снижения рисков, поскольку в данном случае он распределяется между партнерами (двумя и более). Еще важнее то, что руководители могут привлечь более широкий круг опытных работников. Наконец, поскольку в некоторых странах не разрешено организовывать фирмы со 100-процентным иностранным капиталом, СП в ряде случаев становятся единственно возможным инструментом прямых инвестиций за рубежом. При наличии благоприятного инвестиционного климата в стране степень риска привлеченного партнера значительно снижается.

     Независимо  от мотивов, СП представляет собой средства достижения деловых и экономических целей, в потенциале выходящих за рамки возможностей каждого участника отдельно. Это является главной отличительной чертой и основным преимуществом такой формы сотрудничества [8].

  • Выбор партнёров.

   Потенциал партнеров должен отвечать основным целям планируемого предприятия, их основные характеристики должны наилучшим  образом взаимно дополнять друг друга. Отношения компаний-партнеров и их руководителей должны строиться, прежде всего, на взаимном доверии и уважении. Причинами недоверия могут быть проблемы, возникающие в сфере коммуникаций, как на личном, так и на организационном уровне; различия интересов персонала, связанные с национальными и культурными особенностями; отсутствие сплоченности компаний. Очень важно, чтобы главное исполнительное лицо предприятия не имело личных пристрастий к одному партнеру в ущерб другому. Эти и другие вопросы желательно решить уже при выборе партнёров.

  • Принятие решения о создании СП.

   Первая  задача, решаемая при планировании СП, состоит в создании и поддержании  единства стратегии самостоятельных  участников сделки, каждый из которых  имеет собственные цели, акционеров, предпочтения в отношении рынков. При этом необходимо учитывать следующие  типы СП: консолидирующие – СП с глубокой интеграцией существующих бизнесов, предназначенные для передачи опыта и умений от участников СП, а иногда и от одного партнёра к другому; координационные, задача которых состоит в усилении партнёров за счёт объединения взаимодополняющих ресурсов; новые бизнесы, представляющие объединение потенциала для создания нового [1, c.63].

   Обычно  СП организуется в стране, разработавшей  проект такого СП. На этой стадии чрезвычайно важную роль играют переговоры. Можно выделить основные факторы, которым следует уделять наибольшее внимание при переговорах:

- включение  в переговоры среднего звена  управления для того, чтобы объяснить  потенциальному партнеру все  тонкости процесса производства, которыми не всегда владеет  руководитель;

- помощь  и консультации специалистов  при возникновении препятствий по созданию и функционированию СП;

- значение  фактора времени переговоров, т.е. умение провести переговоры в максимально сжатые строки с целью рационального использования времени, как своего, так и партнёров;

- внимание к долгосрочным задачам, которые предвещают хорошие перспективы для СП [7].

   Участники, как правило, стремятся выявить  свои расхождения на стадии переговоров, но многие конфликты интересов проявляются  лишь в процессе функционирования СП. Опыт показывает, что для снижения рисков потенциальных конфликтов, прежде всего, необходимо составить качественный бизнес-план для будущего СП. Участники должны определить ресурсы, в том числе кадровые, а также методы ведения операций, необходимые для успеха, с тем, чтобы исключить возможные недоразумения в будущей повседневной работе.

   Также необходимо создание системы контроля, обеспечивающей защиту интересов участников, и предоставление достаточной автономии, позволяющей проявить предпринимательскую инициативу и своевременно принимать решения. Слабость контроля может служить источником финансовых потерь и дополнительных рисков [1, c.63].

  • Создание совместного предприятия.

   На  этом этапе участники договариваются о методах контроля над деятельностью СП, т.е. оговаривают пределы, в которых родительские фирмы могут влиять на выполнение совместным предприятием своих обязательств перед ними.  Основной договор по созданию СП, состоящий из обязательных частей и устава, закрепляет цели, задачи, форму деятельности СП и соотношение долей партнеров в капитале предприятия. Точная формулировка целей уменьшает риск последующих неправильных интерпретаций этих целей. Планирование принципиально важных аспектов совместной деятельности отражается в учредительном договоре, уставе или дополнительных соглашениях. Чем лучше создатели договора знают правовую и хозяйственную системы выбранных стран- или регионов-партнеров, тем скорее их попытки создать СП увенчаются успехом.

   Также на данном этапе учредители согласовывают порядок назначения руководителей предприятия, размеры инвестиций, разрабатывают ресурсную базу, оговаривают возможность максимального использования местных трудовых ресурсов, договариваются об обучении специалистов в зарубежных фирмах, применении технологий, обеспечивающих конкурентоспособность продукции на мировом рынке. При организации СП партнеры вносят вклад в виде материальных и нематериальных ценностей в собственность такого предприятия в обмен на право участия в нем.

   Создание  СП за границей требует решения многих проблем управления, учета особенностей внешней среды, стимулирования рабочей силы. Необходимо принимать во внимание значительные различия в культурной, коммерческой, экономической и других сферах стран, участвующих в создании СП. Кадровый состав материнских компаний обычно по-разному оценивает производительность труда, уровни вознаграждения, безопасности труда и вкладывает разные оценки в понятие субординации. Могут иметь место и большие различия в организационных культурах двух материнских компаний, в стратегии использования человеческих ресурсов. Культурные различия влияют на формирование СП, поскольку они отражены в различиях подходов к целям, стратегиям, политике человеческих ресурсов, возможностям и трудностям развития, организационным взаимоотношениям, коммуникационным приоритетам.

  • Оценка работы созданного СП.

   Можно выделить некоторые критерии для оценки работы предприятия: финансовые показатели, выживаемость или устойчивость в ухудшающихся условиях, стабильность работы, показатель себестоимости продукции и т.п.

   Участие местного партнера в СП дает возможность  иностранному предпринимателю легче  утвердиться на местном рынке. Иностранный партнер получает связь с поставщиками, устанавливает контакты с органами власти, с банками, с соответствующим кредитным потенциалом, получает возможность лучше узнать внутренний рынок рабочей силы и структуру профсоюзов, приобретает опыт по ведению кадровой политики, а также имеет возможность использовать местный рынок сбыта. По подсчетам западных экономистов 72% всех опрошенных фирм рассматривают местный опыт партнера как решающий при основании СП [8].

1.3 Возникновение совместного предпринимательства и его развитие в Республике Беларусь

 

   К факторам внешней среды, которые  оказывают влияние на успех и  неудачу СП, относятся: политические факторы (как международные, так и национальные); экономические и производственные условия; рыночные условия, включая факторы спроса и предложения, рынки материальных ресурсов и труда, конкуренцию; условия внешней среды; доступ к технологиям; культура.

   Совместные  предприятия стали средством  привлечения передовой иностранной  технологии и современного управленческого опыта. Благодаря этому облегчается экспорт капитала, в том числе в его производительной форме, реализуются инвестиционные проекты, осуществление которых не под силу одной компании. Кроме того, рынки в новых регионах легче осваивать с помощью местных партнеров, тем более что предприятия с долевым участием иностранных и национальных инвесторов часто пользуются налоговыми льготами.

   Организация СП претерпела ряд изменений и продолжает совершенствоваться. Значительный рост СП в 60—70-е гг. XX в. отражал продолжающийся процесс формирования международных монополий. Совместные предприятия создаются в основном на технологической основе, т.е. одно обладает новой технологией, другое нуждается в ней. Именно этим объясняется рост доли СП с участием американских многонациональных компаний в Западной Европе в 50−70-е гг. XX в., а затем и в странах СНГ [9].

     Совместное предпринимательство в нашей стране прошло несколько этапов. На первом этапе совместное предпринимательство использовалось уже в первые годы советской власти как форма международного экономического сотрудничества. Вторым этапом совместного предпринимательства в нашей стране стали 70-80-е гг. В это время в СССР началось освоение лицензионной торговли с иностранными государствами. Начался этап инвестиционного сотрудничества, когда в качестве объектов инвестирования стала выступать интеллектуальная собственность. Лицензионное сотрудничество и производственная кооперация позволили накопить определенный опыт решения сложных коммерческих вопросов, возникающих в практике советских внешнеторговых организаций, и подготовили базу для перехода к более высокой форме международного экономического сотрудничества − совместному предпринимательству. Третий этап совместного предпринимательства ведет свой отсчет с 1986 г., когда постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1986 г. №991, наряду с дальнейшим использованием научно-технической и производственной кооперации, предусмотрело создание на территории СССР СП с участием фирм капиталистических и развивающихся стран.

     Современный этап начался в 1987 г. Ветераны совместного  предпринимательства утверждают, что  появление СП в СССР стало результатом  оговорки генерального секретаря М.С. Горбачева. Еще в 1986 году в одном из своих интервью на Западе Горбачев сказал о готовности Союза развивать совместное предпринимательство. Это сенсационное заявление Горбачева было зафиксировано и подхвачено иностранными СМИ. В Министерство внешней торговли вызвали всех, кто имел хоть какие-то кооперационные соглашения с иностранными компаниями. Им объяснили, что такое совместные предприятия и предложили что-либо придумать, чтобы данный вид сотрудничества был внедрён в экономику СССР. Отдельно проводились собеседования на ту же тему с иностранными партнерами советских организаций и учреждений. Государственный аппарат тоже не бездействовал, и 13 января 1987 года вышел указ Президиума Верховного Совета СССР и постановление Совмина "О совместном предпринимательстве и совместных хозяйственных объединениях". Этот документ предполагал широкие льготы по налогообложению и таможенным сборам для СП, что немало поспособствовало совместному предпринимательству по обе стороны государственной границы СССР. С точки зрения привлечения иностранных инвестиций в страну решение Президиума Верховного Совета и Совмина было очень сильным. Первое СП в СССР было зарегистрировано в июле 1987 года, оно было прибалтийским и занималось картонной упаковкой. Сейчас в нашей республике основано довольно большое количество совместных предприятий. Хотелось бы привести наиболее известные на данное время СП в РБ и краткую характеристику их деятельности.

Информация о работе Совместные предприятия: роль, проблемы и перспективы развития