Совместные предприятия: роль, проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе будут рассмотрены основные тенденции в развитии совместного предпринимательства в РБ, проблемы становления и функционирования, а также эффективность и пути создания СП, их организационно-правовые формы. Поставленные цели будут достигаться путём сравнительного анализа, группировок, синтеза и обобщения полученных данных. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена острой необходимостью совершенствования принципов интеграции Беларуси в мировую экономику.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО СОЗДАНИЕ В РБ
1.1 ПОНЯТИЕ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.2 СОЗДАНИЕ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ: ЦЕЛИ, ФАЗЫ СОЗДАНИЯ
1.3 ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЕГО РАЗВИТИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2 АНАЛИЗ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ, ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ, ВИДЫ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ-СТВА В РБ
3.1 СОВМЕСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ; ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РБ
3.2 ПОКАЗАТЕЛИ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В РЕГИОНЕ СНГ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 94.77 Кб (Скачать)

Беларусь  в регионе СНГ  и перспективы развития совместного предпринимательства в Республике Беларусь

 

     Компании  с иностранными инвестициями в РБ вносят существенный вклад в развитие экономики. Это проявляется в  значительной доле произведенной ими  продукции в ВВП республики, существенном объёме экспорта, обеспечении занятости, пополнении бюджета страны.

     Источниками капитала большинства компаний с  иностранными инвестициями в республике стали страны-соседи, с которыми Беларусь имеет общую границу. Они  не являются лидерами в международной  специализации по подавляющему перечню  отраслей и подотраслей, поэтому  с притоком прямых иностранных инвестиций из этих стран республика не сможет рассчитывать на получение технологий, конкурентоспособных на мировом рынке, а лишь внутри страны или странах СНГ [22, c.145-146].

   Политико-экономические  процессы в последнем столетии складывались таким образом, что Республика Беларусь была ориентирована в «восточном»  направлении и сейчас принадлежит  к группировке стран региона  Содружества Независимых Государств (СНГ). Следовательно, показатели инвестиционного  климата РБ целесообразно проанализировать именно в регионе СНГ [23, с.240, табл.1.11].

   Главной особенностью инвестиционного  климата РБ являются высокие показатели потенциала инвестиционных стимулов при ещё более высоком значении инвестиционного риска, который в значительной степени нейтрализует положительное влияние инвестиционных стимулов, дестимулирует приток прямых иностранных инвестиций [20, c.137].

     Республика  обладает конкурентными преимуществами в привлечении нетрудоёмких ресурсов благодаря самым высоким в  СНГ показателям производительности труда в экономике (ВВП на одного занятого) – на 97% выше среднего по СНГ, производительности труда в промышленности (объём промышленного производства на одного занятого) – выше среднего для СНГ значения на 50%; и одному из самых высоких в СНГ уровней  заработной платы.

     Среди всех факторов инвестиционного риска  РБ отрицательный рейтинг имеет  только среднегодовой уровень инфляции. По многим другим показателям (дефицит бюджета, дефицит торгового баланса и др.) риск имеет сравнительные преимущества для привлечения иностранных инвестиций. Высокий уровень инфляции в РБ и более низкий её уровень в других странах СНГ (республика по этому показателю имеет абсолютное преимущество) в значительной степени нейтрализует конкурентные преимущества РБ по другим составляющим инвестиционного риска [20, c.143].

     На  приток прямых иностранных инвестиций в РБ отрицательно повлияли также низкие темпы рыночных преобразований и высокая доля государственного сектора в экономике. Высокая доля государственного сектора отчасти объясняет акцент, который делают иностранные инвесторы на эффективности работы государственного аппарата при оценке инвестиционного климата РБ [24, c.17].

     Одним  из социально-экономических показателей  деятельности СП является создание новых рабочих мест. Речь идет как об увеличении прямой и стимулировании непрямой занятости, так и об увеличении доходов населения. Суммарный уровень реальных доходов сотрудников СП и предприятий смежных отраслей определяет рост ВНП местной экономики. Количество создаваемых рабочих мест связано с трудоемкостью производства СП, которая, в свою очередь, зависит как от специфики отрасли, в которой действует СП, так и от особенностей иностранной компании учредителя [25, c. 58].

     Деятельность  СП в экономике  РБ характеризуется ростом влияния предприятий с иностранным капиталом на экономическую ситуацию в РБ: увеличивается доля СП в общем объёме производства товаров (работ, услуг), занятости, экспорте; повышается эффективность использования ресурсов национальной экономики, инвестированных в СП.  Сравнительный макроэкономический эффект складывается в пользу СП: СП превосходят ИП (иностранные предприятия) по влиянию на уровень инвестиционных, государственных и потребительских расходов; для улучшения показателей чистого экспорта СП необходимо предпринимать меры по изменению качественной структуры СП – привлечению СП, ориентированных на региональный рынок. На микроуровне СП обеспечивает национальному партнёру получение кооперационной ренты. Отрицательный эффект синергии при объединении ресурсов в СП обусловлен либо ошибками при организации СП, либо несовместимостью ресурсов ввиду высокого уровня технологического разрыва партнёров по СП  [20, c.168].

     Для успеха и устойчивой работы будущего СП необходимо обеспечить реализацию интересов всех заинтересованных сторон – инвесторов, правительства, финансовых учредителей, потребителей. При выборе страны вывоза капитала необходимо оценить законодательство принимающей страны, акцентируя внимание на барьерах для вступления на рынок и предоставляемых страной финансовых стимулах.

     Для национальной экономики СП представляет собой средство доступа к внутренней среде предприятий, демонополизации  конкурентных преимуществ простейших экономических систем и развитие на этой основе производительных сил  национальной экономической системы.

     Влияние СП на экономическую ситуацию в РБ как с количественной, так и  с качественной точек зрения растёт (см. табл.1). Благодаря лучшей производительности труда СП платят своим сотрудникам более высокую заработную плату – в среднем на приблизительно 35% выше, чем по республике в целом.

     Для нашей республики создание СП должно стать одним из наиболее важных направлений  работы в целях получения новых  технологий и успешного вхождения  в международное разделение труда.

     На  основе всего вышесказанного можно  сделать некоторые выводы. Во-первых, оценки западных экономистов, отводящих  Беларуси одно из последних мест по привлекательности инвестиционного  климата среди стран СНГ, носят  краткосрочный характер и находятся  под влиянием высокого уровня финансовой нестабильности, существующей в РБ, а также значительного уровня государственного вмешательства в  экономику. Во-вторых, высокий потенциал  инвестиционных стимулов РБ остаётся не реализованным. Правительству  при разработке программ привлечения инвестиций следует акцентировать внимание на стабилизации денежно-кредитной системы и развитии рыночной инфраструктуры как главных сдерживающих развитие совместного предпринимательства факторов, а также на совершенствовании работы аппарата государственного управления.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Проанализировав все выше изложенное, можно сделать  вывод о том, что создание СП в  Республике Беларусь способствует достижению следующих основных целей:

  • развитие экспортной базы и сокращение нерационального импорта;
  • привлечение дополнительных финансовых и материальных ресурсов;
  • приобретение передового управленческого опыта;
  • развитие производства с использованием наиболее прогрессивной техники и технологии.

     Также необходимо отметить, что на темпы  образования СП в Республике Беларусь оказывают позитивное влияние следующие  факторы:

  • научно-технический прогресс, который сопровождается ломкой структуры общественного производства;
  • образование новых прибыльных сфер вложения капитала, новых рынков сбыта и источников сырья;
  • расширение наукоемких производств и отраслей;
  • углубление специализации и  кооперации производства;
  • политика экономических реформ, ориентированная на переход к рыночным отношениям в экономике.

     Вместе  с тем экономическая ситуация, сложившаяся в нашей стране, сдерживает процесс создания СП особенно в сфере  производства. Отрицательное влияние  оказывает и недостаточно разработанная  законодательная база, сложности  с информационным обеспечением СП. Кроме того, подход некоторых иностранных  партнеров Беларуси к возможному источнику получения дешевого сырья  и дешевой рабочей силы, емкого непритязательного рынка ведет  к затруднению полноправного  сотрудничества.

     При функционировании СП возникают проблемы, обусловленные как правовыми, так  и экономическими условиями их деятельности на территории национального государства. В частности, опыт создания СП на территории Республики Беларусь и других республиках  СНГ свидетельствует, что передаваемая зарубежными партнерами техника  и технология с точки зрения международных  стандартов не является передовой, хотя ее уровень и превышает национальный. Новые технологии внедряются в основном на СП, создаваемых в традиционных отраслях промышленности: легкой, химической, пищевой, машиностроении. В меньшей  мере вовлечены в сотрудничество отрасли, определяющие развитие научно-технического прогресса в настоящее время  и в перспективе: электроника, электротехника, биотехнологии, производства новых  материалов. Передача технологии здесь  осуществляется не в основные, а  во вспомогательные производства [26, с. 44].

     Опыт  создания СП также свидетельствует, что не наблюдается в экономике  Республики Беларусь и значительного  прироста финансовых ресурсов. Вклады в уставный фонд большинства иностранных  партнеров ограничиваются минимальным размером. Поэтому значительное количество СП свои потребности в финансовых средствах восполняют за счет кредитов.

     Большие трудности во взаимоотношениях СП со внешним рынком создает неконвертируемость национальной валюты, затрудняющая к  тому же и вывоз иностранными партнерами причитающейся им прибыли. Проблемы в функционировании СП в зарубежных странах обычно возникают в сфере экономики, поскольку их правовая база достаточно обработана и вопрос возникает лишь в квалификационном применении имеющихся норм. Среди экономических проблем наиболее существенной является конкуренция, с которой сталкиваются создаваемые СП.

      Необходимо  отметить, что за последние годы  число предприятий с иностранными инвестициями значительно возросло. Однако темп их роста, масштабы привлечения  иностранного капитала, отраслевая структура  и география размещения далеки от потенциальных возможностей Республики Беларусь. Привлечению иностранного капитала в нашу экономику мешает несколько причин:

  • нестабильность обстановки в стране;
  • недавний экономический кризис;
  • рост безработицы;
  • высокий уровень инфляции;
  • неконвертируемость, белорусского рубля и т.п.

      Помимо  этих общих причин притоку иностранного капитала в Республику Беларусь препятствуют:

  • слабое информационное обеспечение иностранных инвесторов о потенциальных возможностях для инвестирования;
  • несовершенство процедуры оформления иностранных инвестиций;
  • затрудненность доступа к местным кредитам и фондовой деятельности;
  • высокие налоги и незначительные инвестиционные льготы;
  • недостаточное страхование от политического и экономического риска.

     Таким образом, для дальнейшего успешного развития совместного предпринимательства в РБ необходимо:

- развитие  законодательной базы, которая гарантирует  СП хозяйственную самостоятельность  и невмешательство в их действия  государственной власти;

- удовлетворение  потребности белорусских предприятий  в совместной технологии и  оборудовании;

- стремление  западных предпринимателей к  освоению белорусского рынка  и использованию природных и трудовых ресурсов страны [27].

     Исходя  из этого, можно сделать вывод  о том, что существующий в Республике Беларусь механизм привлечения иностранных  инвестиций и создания СП разработан недостаточно. И хотя основными предпосылками  для увеличения притока иностранных  инвестиций являются усиление политической, экономической и социальной стабильности в стране и выход из экономического кризиса, совершенствование и развитие форм привлечения иностранного капитала (в том числе создание СП) могут  существенно стимулировать приток этого капитала. 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
  1. Экономист. Совместные формы в международной  банковской деятельности Ю. Авраменко. – 2006. - №4, с. 58-65
  2. Учёт совместной деятельности участников договора. Экспресс-выпуск. М.: Изд-во СВЕА, 1994. – 44с.
  3. Экономический словарь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://abc.informbureau.com/html/eiinidoeoi.html. Дата доступа: 15.11.2010
  4. А. Горбунов Совместный бизнес: схемы и методы делового партнерства. //Консультант директора. -1996 № 6. с.30.
  5. Инвестиции. Деловой энциклопедический словарь/Гавриленко В.Г., Никитенко П.Г. и др./Серия «Библиотека высшего управления персонала» - Мн.: ИООО «Право и экономика», 2004.-520с.
  6. Основные формы интеграции бизнеса// Международные совместные предприятия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://partnerstvo.ru/lib/to/node/78. Дата доступа: 15.11.2010
  7. Рынок ресурсов. Теория. Деньги и финансовые рынки // Создание совместного предприятия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://finless.ru/?p=264. Дата доступа: 15.11.2010
  8. Реферат// Совместные предприятия и перспективы их развития [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://referat.niv.ru/referat/036/03600082.htm. Дата доступа: 15.11.2010
  9. О компании Биган [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.bigan.by/. Дата доступа: 15.11.2010
  10. СП "РЕЧИЦАПИВО" ОАО [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.agro.gomel.by/index.php?option=com_content&view=article&id=466. Дата доступа: 15.11.10
  11. Термо-К, ООО СП [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://1032.by.all-biz.info/. Дата доступа: 15.11.10
  12. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. М.:ИНФРА-М, 2005. – VI, 724c.
  13. Экономика предприятия. / Под редакцией В.Я. Хрипача – Мн.: Эконом пресс, 2000 – с. 464.
  14. Планово-экономический отдел.// Белорусские предприятия в международных стратегических альянсах. А.В. Бабина//2008. №5(59)
  15. Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, обществах с дополнительной ответственностью: Закон РБ (с изм. и доп. От 06.01.1998) // Ведомости Нац. СОБР. Республики Беларусь. 1998. № 2. Ст.11.
  16. Экономика и организация деятельности совместных предприятий: Учеб. Пособие / Под ред. А.И. Руденко. Мн.: БГЭУ, 1994.
  17. Мазоль С.И. Экономика малого бизнеса: Учеб. Пособие/С.И. Мазоль.- Мн.: Книжный Дом, 2004.-272с.
  18. Мазоль С.И. СП как организационная форма интернационализации хозяйственной жизни // Вестник БГЭУ,1999 - №5-6, с.59-61.
  19. П. Самуэльсон. Чего можно ожидать от западных деловых партнёров? // Экономическая наука современной России.- №2.- 2000.- С.113-119
  20. Мазоль С.И. Совместные предприятия в экономической системе общества: Почему в соврем. Экономике «2+2» не равно 4/ С.И. Мазоль. – Мн.: Элайда, 2002.- 176 с.
  21. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, 9 октября 2001 г.- Мн.: ИПА «Регистр», 2001.- 56 с.
  22. Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость: материалы 3 Междунар. науч.-практ.конф. (Минск, 19-20 мая 2010 г.): в 2 т. – Минск:БГЭУ, 2010. – Т.1. – 294с.
  23. Строев Е.С., Бляхман Л.С., Кротов М.Н. Экономика СНГ: накануне третьего тысячелетия.- СПб.: Наука, 1998.- 580 с.
  24. Урбан А. Инвесторов сдерживает чиновничий произвол// Белор. Деловая газ.- 1999.-№20.- С.17
  25. Мазоль С.И. СП – объединения для победы //ФУА, 1999 - №11, с.58.
  26. Морозова И. Совместные предприятия // Главный бухгалтер, 2001 – №39, с.44.
  27. Экономика// Совместное предприятие [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.refbank.ru/econom/97/econom97.html. Дата доступа: 15.11.2010
  28. Статистический ежегодник 2010
  29. Таможенная статистика внешней торговли Республики Беларусь //Бюл.№3(53). – Минск: Белтаможсервис, 2009
  30. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь
  31. Фей К. Международные совместные предприятия (тема для будущих исследований) // Вопр. Экономики. – 1994. - №8. – С.134-146
  32. Лукьянов А.И., Малинкович В.А. Опыт европейских социалистических стран по созданию СП и установлению прямых производственных связей с зарубежными фирмами. – Минск: БелНИИНТИ, 1998. – 52 с.
  33. Инновации. Деловой экономический словарь/ Гавриленко В.Г., Мясникович В.М., Никитенко П.Г. и др., - Мн.: Право и экономика, 2006. – 417с. (Серия «Библиотека высшего управления персонала»)
  34. Приходченко О.И. Национальная экономика Беларуси: курс лекций/О.И. Приходченко. – Минск: ФУАинформ, 2009. – 448с.

Информация о работе Совместные предприятия: роль, проблемы и перспективы развития