Совместные предприятия: роль, проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе будут рассмотрены основные тенденции в развитии совместного предпринимательства в РБ, проблемы становления и функционирования, а также эффективность и пути создания СП, их организационно-правовые формы. Поставленные цели будут достигаться путём сравнительного анализа, группировок, синтеза и обобщения полученных данных. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена острой необходимостью совершенствования принципов интеграции Беларуси в мировую экономику.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО СОЗДАНИЕ В РБ
1.1 ПОНЯТИЕ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.2 СОЗДАНИЕ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ: ЦЕЛИ, ФАЗЫ СОЗДАНИЯ
1.3 ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЕГО РАЗВИТИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2 АНАЛИЗ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ, ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ, ВИДЫ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ-СТВА В РБ
3.1 СОВМЕСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ; ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РБ
3.2 ПОКАЗАТЕЛИ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В РЕГИОНЕ СНГ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 94.77 Кб (Скачать)

     СП  ЗАО БИГАН основано в октябре 2001 и является первым и единственным производителем многослойной синтетической оболочки в Республике Беларусь.  Стратегия компании БИГАН: укрепление позиций на белорусском рынке; постоянное усовершенствование технологических характеристик продукции; выход на внешние рынки. Своей политикой компания избрала определение и соответствие запросам своих работников, клиентов и поставщиков [9].

     СП  «Речицапиво» ОАО входит в шестерку крупнейших предприятий пивоваренной отрасли Республики Беларусь, на долю которых приходится 98% всего объема производства в Республике Беларусь.  Доля СП «Речицапиво» ОАО на рынке Республики Беларусь составляет 7,2 %. Предприятие обладает одной из самых мощных сбытовой структурой среди предприятий пивоваренной отрасли [10].

     СП "ТЕРМО-К" ООО основано в 1990 году. Является разработчиком, изготовителем микропроцессорных приборов учета, регулирования расхода тепловой энергии и жидкости [11].

     Данные  предприятия и многие другие (см. также приложение А) дают возможность более эффективного производства и сбыта продукции, товаров, услуг различного характера в нашей республике. 

2 Анализ совместного предпринимательства: характерные

признаки, преимущества и недостатки, виды совместного

предпринимательства

 

     Совместное  предприятие – форма хозяйственной организации, которая учреждена двумя или несколькими юридическими лицами. СП зарождаются как союзы между национальными предприятиями или с зарубежными партнёрами [2, c. 9]. Важным признаком СП следует считать наличие в числе его учредителей (участников) наряду с национальным хотя бы одного иностранного инвестора. Основная цель СП – увеличить объём экспорта товаров и услуг и повысить эффективность экспортно-импортных операций. Лишь небольшая их часть занята производственной деятельностью [12].

      СП - сложная экономическая система. По мнению большинства западных экономистов, главной сущностью СП является стратегический характер межфирменного сотрудничества.

     Цели  и задачи СП, как и любого предприятия, состоят в обеспечении долгосрочной конкурентоспособности, расширении рынка  сбыта, совершенствовании производственного  процесса, технологий производства, повышении  эффективности использования ресурсов.

     Предприятие совместного владения является объединением усилий зарубежных и местных вкладчиков капитала для создания местного коммерческого  предприятия, владение и управление которым будет осуществляться ими  совместно. Зарубежный инвестор имеет  возможность покупки собственной  доли в местном предприятии, и  местная фирма также имеет  возможность приобретения собственной  доли в уже существующем местном  предприятии зарубежной компании, либо обе стороны могут с помощью  совместных усилий создать совершенно новое предприятие.

     Совместные  предприятия, как правило, получают статус компаний и являются собственностью компаний-учредителей. Несмотря на то, что материнские компании в большинстве  случаев имеют неодинаковую долю в СП, существует достаточно много  СП, в которых каждая из родительских компаний имеет равную долю собственности. Материнские компании могут передать учреждённому или совместному предприятию  большой круг вопросов, включая научно-исследовательские  разработки, производственную деятельность, осуществление маркетинга и продаж [13, c.13].

      Влияние СП на партнеров осуществляется по ряду направлений: изменение уровня стратегических капиталовложений, укрепление текущего потенциала материнских компаний, изменение политики экономического роста.

     Благодаря объединению ресурсов нескольких предприятий  в рамках СП, их взаимному влиянию  и дополнению уровня эффективных  капиталовложений для отдельного предприятия  в рамках проекта СП приобрели  универсальность и могут использоваться практически в любой стране и  любыми предприятиями, даже фирмами-конкурентами.

     Во  всех странах деятельность СП регулируется специальным законодательством, в том числе налоговым, хозяйственным и др.

     Совместные  предприятия действуют на основе договора и устава, а также имеют  самостоятельный баланс, сами разрабатывают  и утверждают программы своей  деятельности и организуют сбыт своей  продукции. Совместным предприятиям даётся право самостоятельного ведения  экспортных и импортных операций, которые необходимы для их хозяйственной  деятельности. Величина иностранного капитала не регламентируется.

     Структура управления СП укладывается в рамки  традиционных схем управления компаниями (функциональная, продуктовая, матричная, региональная и др.) и зависит  от характера деятельности, числа  сторон, принявших участие в создании компании, степени диверсификации производства и предоставляемых услуг.

     Предприятие совместного владения может являться необходимым или желательным  как по экономическим, так и по политическим соображениям. Иногда СП является оговариваемым иностранным  правительством условием допуска на рынок своей страны.

     Особенность СП – наличие совместной собственности, функционирующей на территории одной  из стран (областей, регионов) учредителей  совместных предприятий.

     Можно выделить некоторые характерные признаки СП: общий капитал, создаваемый из паевых взносов; совместно осуществляемая хозяйственная деятельность; равноправное участие сторон в управлении, справедливом дележе прибылей и распределении рисков. В качестве партнеров могут выступать государственные, частные компании и частные лица [6].

     Существует  множество преимуществ совместного предпринимательства: ускорение проникновения на рынок и окупаемости, уменьшение затрат посредством использования преимуществ каждого участника, смягчение конкуренции, преодоление государственных, инвестиционных и иных барьеров, снижение рисков путём диверсификации спектра услуг.

     Наряду  с вышеприведёнными преимуществами совместного предпринимательства  можно выделить ряд недостатков. Партнёры могут иметь различные мнения относительно капиталовложений, маркетинга и других принципов деятельности. Например, в то время как зарубежное предприятие отводит большую роль маркетингу, местные вкладчики полагаются исключительно на организацию сбыта. Более того, совместное владение может привести к затруднению проведения транснациональной компанией в жизнь определённых политических установок в сфере производства и маркетинга в мировом масштабе [2, c. 22]. Для совместного предпринимательства свойственны риски, к числу которых можно отнести: гораздо меньшую определённость в силу зависимости процесса аккумуляции и инвестирования финансовых ресурсов от всех участников; относительно большую вероятность недопонимания участниками ближайших и долгосрочных задач друг друга, возможность изменения с течением времени целей участников. Зонами риска являются также трудности, связанные с выбором организационной структуры СП и распределением руководящих постов в составе кадров банков-участников [1, c.62].

     СП  создаются на основе межгосударственных или межправительственных договоров  между конкретными партнёрами. В  рамках СП партнёры договариваются об объединении финансовых ресурсов (обычно в форме паевых взносов), о совместной деятельности в направлении реализации своего функционального назначения, о совместном распределении прибылей и рисков. Права юридического лица СП приобретает после его регистрации [5].

     Английский  экономист Джон Вэлмси выделяет три основные причины неудач в организации создания СП на мировых рынках:

  • плохо осуществляемое предварительное планирование деятельности СП;
  • недостаточное внимание к работе СП со стороны партнеров, отсутствие гибкости их в процессе хозяйствования и согласия в области проводимой политики;
  • некачественная подготовка технико-экономического обоснования целесообразности создания СП, просчеты при прогнозировании конъектуры рынка, цен и т. д. [13, с.464].

     СП  является  формой   делового  сотрудничества между двумя   или  более  участниками для  конкретной цели коммерческой, финансовой или технической природы.  В  международной торговле одно или  несколько предприятий-участников   являются  иностранными,   а  остальные местными. Вне рамок  общего проекта,  запланированного и исполняемого как  совместное начинание, участники остаются свободными и  преследуют свои собственные коммерческие цели.

     По  своей организационной  структуре совместные предприятия могут  подразделяться на закрытые или открытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и т. д., при этом доля каждой из сторон в уставном капитале СП строго оговорена в учредительных документах. Распределение прибыли происходит, как правило, пропорционально доле участия в уставном капитале компании.

     Отличительной особенностью структуры  управления СП является равноправие сторон в процессах принятия решений, контроля над деятельностью фирмы, стратегическом планировании. Оперативно-тактическое руководство осуществляется высшим органом управления компанией, назначаемым совладельцами СП. Паритетные начала управления компанией позволяют каждой из сторон извлекать наибольшую выгоду от совместной деятельности и способствуют развитию делового сотрудничества [14, с.12-13].

     Организационная структура управления СП как хозяйственным обществом [15] состоит из высшего органа (включает Общее собрание участников, должность Председателя и Правление или совет), исполнительного органа (включает должность Генерального директора или Дирекцию и производственные и функциональные подразделения) и контрольного органа (Ревизионная комиссия) [16, с. 143].

     В современной литературе различают два  типа СП: корпоративные и договорные. Характерной   чертой  корпоративных является то,   что общее дело ведется в корпоративной форме. Эта форма совместного предприятия должна быть как можно более гибкой. Зачастую стороны выбирают форму частной компании с ограниченной ответственностью,  и их интерес в совместном  предприятии определяется долевым участием в акциях.  При договорной   форме совместных предприятий корпоративная структура не используется в качестве основы,  и стороны опираются только на свои договорные обязательства.

     По  цели создания СП могут быть вертикальными, горизонтальными и конгломератными (см. рис.2).

    • Вертикальные СП предполагают объединение партнёров, реализующих различные стадии производства конечной продукции:

- комплементарные  СП: создаются с целью объединения  взаимодополняющих ресурсов партнёров

- интернационализирующие  СП: создаются с целью совместного освоения компаниями зарубежных рынков

- концентрирующие  СП: создаются с целью объединения  однородных ресурсов компаний  и обеспечения необходимой их  концентрации

- интернализирующие  СП: создаются с целью совместного  освоения компаниями зарубежных  рынков

    • Горизонтальные СП  создаются компаниями одной отраслевой принадлежности, т.е. компаниями-конкурентами:

- комплементарные  СП: направлены на объединение  взаимодополняющих ресурсов партнёров

- интернационализирующие  СП: создаются с целью освоения  партнёрами либо одним из партнёров  зарубежных рынков, это может  быть как новый для обоих  партнёров рынок, так и национальный  рынок одного из партнёров,  на котором и организуется  СП

- концентрирующие  СП: создаются с целью объединения  однородных ресурсов компаний  и обеспечения необходимого масштаба  затрат

- антиконкурентные  СП: нацелены на ограничение конкуренции  между партнёрами по СП.

    • Конгломератные СП предполагают объединение компаний разнородной отраслевой принадлежности:

- комплементарные  СП: создаются с целью объединения  взаимодополняющих ресурсов партнёров

- интернационализирующие  СП: создаются с целью совместного  освоения компаниями зарубежных  рынков

- концентрирующие  СП: направлены на объединение  в рамках СП разных видов  деятельности и обеспечение преимуществ  на основе снижения конкуренции  и концентрации ресурсов

- диверсифицирующие  СП: направлены на освоение компаниями-партнёрами  новых, не связанных с основным  производством видов деятельности  и расширения источников прибыли компании [17, c.171-173].

Информация о работе Совместные предприятия: роль, проблемы и перспективы развития