Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:51, курсовая работа
В данной работе будут рассмотрены основные тенденции в развитии совместного предпринимательства в РБ, проблемы становления и функционирования, а также эффективность и пути создания СП, их организационно-правовые формы. Поставленные цели будут достигаться путём сравнительного анализа, группировок, синтеза и обобщения полученных данных. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена острой необходимостью совершенствования принципов интеграции Беларуси в мировую экономику.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО СОЗДАНИЕ В РБ
1.1 ПОНЯТИЕ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.2 СОЗДАНИЕ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ: ЦЕЛИ, ФАЗЫ СОЗДАНИЯ
1.3 ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЕГО РАЗВИТИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2 АНАЛИЗ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ, ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ, ВИДЫ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ-СТВА В РБ
3.1 СОВМЕСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ; ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РБ
3.2 ПОКАЗАТЕЛИ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В РЕГИОНЕ СНГ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Организация СП обеспечивает максимально возможную степень доступа к передовым технологиям: дело в том, что традиционные формы передачи технологий (лицензирование, продажа патентов и др.) позволяют предприятию получить информацию об относительно новых разработках. Предприятия, продающие патенты и лицензии, как правило, являются и производителями информации, поэтому они не заинтересованы в передаче передовых разработок в другую страну (для этого им необходимо осуществлять обучение персонала, внедрять в производство новейшие разработки и др.). Подготовка местных специалистов иностранным партнером является одним из основных каналов распространения передовых технологий в отрасли и экономике.
Деятельность СП способствует оздоровлению экономической среды, повышению стандартов качества продукции, росту эффективности использования ресурсов [18, c. 60].
Наряду с экономическими можно выделить и социальные показатели СП: рост уровня доходов (в абсолютном и относительном выражении) работников СП, производство ранее недоступных товаров и услуг, а также расширение числа потенциальных потребителей в результате снижения цены товаров, выпущенных импортозамещающими СП.
К факторам внешней среды, которые оказывают влияние на успех и неудачу СП, относятся: политические факторы (как международные, так и национальные); экономические и производственные условия; рыночные условия, включая факторы спроса и предложения, рынки материальных ресурсов и труда, конкуренцию; условия внешней среды; доступ к технологиям; культура.
Использование СП позволяет зарубежным инвесторам разделить с партнером риск капиталовложений, получить доступ к местным рынкам сбыта, сократить время пускового периода, увеличить размер накопления капитала. Международные монополии, участвуя в образовании СП, руководствуются в основном стратегическими целями: проникнуть в ту или иную отрасль производства; захватить новые рынки, стремясь в будущем подчинить образованные СП полному контролю [6].
Благодаря деятельности СП в страну приходят новые технологии производства, более производительное оборудование, доступ к которым получают не только СП и предприятия-партнёры, но и другие национальные субъекты благодаря «эффекту распространения знаний» [17, c.156].
Сотрудничество в рамках СП таит в себе и опасности: зачастую более сильная фирма-партнер полностью поглощает СП, становясь его хозяином. Исследование деятельности СП вначале 90-х гг. XX в. показало, что из 150 обследованных предприятий три четверти были поглощены японскими партнерами [6].
Анализ и систематизация особенностей СП позволили выделить три базовые модели их организации:
Также хотелось бы привести 11 правил (заповедей) А. Маршалла, которые, по его мнению, позволяют успешно работать с зарубежными партнёрами. Не со всеми из них можно согласиться, однако их ценность состоит в возможности прогнозировать ожидания иностранных партнёров, что также представляет определённый интерес:
Технологическое перевооружение производства, улучшение финансовых показателей, выпуск новой конкурентоспособной продукции, наращивание экспортных поставок являются насущными вопросами деятельности белорусских предприятий. Для этих целей необходимо привлечение иностранных инвестиций и налаживание сотрудничества с международными компаниями.
Перспективы сотрудничества отечественных предприятий с иностранными инвесторами находятся в зависимости от целого спектра разнообразных факторов: рыночная доля предприятия, его перспективы развития, финансовое состояние, научно-техническая база и потенциал, качество трудовых ресурсов и менеджмента, доступ к сырью и рынкам сбыта и др.
Как показывает практика, сотрудничество с иностранным партнёром может иметь различные формы: продажа или передача уже действующего производства, создание СП, формирование стратегического альянса и т.д.
Деятельность компании в современной экономике требует больших инвестиций. В связи с этим компания, как правило, идёт на поиск компании-партнёра, с которой она могла бы разделить свои производственные затраты. Например, в 1998 г. Минский автомобильный завод в целях производства техники качественно нового уровня и сохранения конкурентных позиций создал СП с известным немецким автомобильным концерном MAN Nutzfahrzeuge AG и в настоящее время выпускает автомобильную технику, которая соответствует действующим требованиям европейских правил и директив.
Вопрос
о поиске соответствующих партнёров
встаёт перед компанией и в
случае, когда разработана новая
технология выпуска продукта, но отсутствует
сеть распределения или
Совместным предприятием на территории Республики Беларусь является юридическое лицо Республики Беларусь, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и (или) юридических лиц Республики Беларусь [17, c.152].
В
РБ СП создаются в следующих
Совместное
предприятие в республике может
создаваться в любых
Количество учредителей СП должно быть не менее двух лиц. Это могут быть иностранные физические и (или) юридические лица и физические и (или) юридические лица Республики Беларусь.
В соответствии с Инвестиционным кодексом РБ СП могут создаваться следующим образом:
Как правило, для белорусского предприятия создание СП является одной из альтернатив при расширении своей деятельности и укреплении своих конкурентных позиций на внутреннем и внешних рынках.
Требования, предъявляемые к СП определены в Инвестиционном кодексе РБ:
Объявленный
в учредительных документах уставный
фонд иностранных и совместных предприятий
должен быть сформирован не менее
чем на 50 % в течение первого
года со дня государственной
Иностранным инвесторам на территории Республики Беларусь запрещаются инвестиции в сферах:
Иностранные инвесторы в имуществе юридических лиц, занимающих монопольное положение на рынке Республики Беларусь, без согласия Министерства экономики Республики Беларусь не допускаются.
Регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями проходит в Мингорисполкоме и областных исполнительных комитетах. Регистрация проходит в день обращения в регистрирующий орган. Свидетельство о государственной регистрации выдается не позднее рабочего дня после обращения с заявлением о государственной регистрации. Еще в течение 5 рабочих дней регистрирующий орган осуществляет постановку организации на учет в налоговых и иных органах, в это же время можно назначить руководителя, изготовить печать и обратиться в банк за открытием расчетного счета.
Законодательную базу регулирования деятельности СП (анализ особенностей законодательства позволяет сделать вывод, что к ним в РБ относятся предприятия с долей ИИ более 30%) составляют национальное законодательство, в частности, Инвестиционный кодекс РБ, закон РБ «О свободных экономических зонах» и др.; а также международные правовые нормы – Беларусь является участницей Конвенций о международном агентстве по гарантиям инвестиций и о порядке разрешении инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами, Соглашений о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций (одно- или многосторонним) [20, c.144].
Основы регулирования закреплены в Инвестиционном кодексе Республики Беларусь [21, c.67-91]. В целом можно сказать, что Кодекс, как и ранее Закон «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь», не имеет существенных отличий по сравнению со сходными законодательными актами в других странах СНГ и является достаточно либеральным по отношению к СП.
Для координации взаимодействия иностранных инвесторов с органами государственного управления в республике функционирует Белорусское Агентство содействия инвестициям. Его основными функциями являются: информационная (предоставление информации о правовых вопросах деятельности иностранных инвесторов) и координационная (связь с государственными органами). Для координации политики в области регулирования инвестиций различных органов государственного управления в республике создаётся Совет по иностранным инвестициям при Совете Министров, а также Консультативный Совет по инвестициям при Президенте Республики Беларусь [20, c.156-157].
Информация о работе Совместные предприятия: роль, проблемы и перспективы развития