Совместные предприятия: роль, проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе будут рассмотрены основные тенденции в развитии совместного предпринимательства в РБ, проблемы становления и функционирования, а также эффективность и пути создания СП, их организационно-правовые формы. Поставленные цели будут достигаться путём сравнительного анализа, группировок, синтеза и обобщения полученных данных. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена острой необходимостью совершенствования принципов интеграции Беларуси в мировую экономику.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО СОЗДАНИЕ В РБ
1.1 ПОНЯТИЕ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.2 СОЗДАНИЕ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ: ЦЕЛИ, ФАЗЫ СОЗДАНИЯ
1.3 ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЕГО РАЗВИТИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2 АНАЛИЗ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ, ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ, ВИДЫ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ-СТВА В РБ
3.1 СОВМЕСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ; ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РБ
3.2 ПОКАЗАТЕЛИ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В РЕГИОНЕ СНГ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 94.77 Кб (Скачать)

      Организация СП обеспечивает максимально возможную степень доступа к передовым технологиям: дело в том, что традиционные формы передачи технологий (лицензирование, продажа патентов и др.) позволяют предприятию получить информацию об относительно новых разработках. Предприятия, продающие патенты и лицензии, как правило, являются и производителями информации, поэтому они не заинтересованы в передаче передовых разработок в другую страну (для этого им необходимо осуществлять обучение персонала, внедрять в производство новейшие разработки и др.). Подготовка местных специалистов иностранным партнером является одним из основных каналов распространения передовых технологий в отрасли и экономике.

      Деятельность  СП способствует оздоровлению экономической среды, повышению стандартов качества продукции,  росту эффективности использования ресурсов [18, c. 60].

      Наряду  с экономическими можно выделить и социальные показатели СП: рост уровня доходов (в абсолютном и относительном  выражении) работников СП, производство ранее недоступных товаров и  услуг, а также расширение числа  потенциальных потребителей в результате снижения цены товаров, выпущенных импортозамещающими СП.

     К факторам внешней среды, которые  оказывают влияние на успех и  неудачу СП, относятся: политические факторы (как международные, так  и национальные); экономические и  производственные условия; рыночные условия, включая факторы спроса и предложения, рынки материальных ресурсов и труда, конкуренцию; условия внешней среды; доступ к технологиям; культура.

     Использование СП позволяет зарубежным инвесторам разделить с партнером риск капиталовложений, получить доступ к местным рынкам сбыта, сократить время пускового периода, увеличить размер накопления капитала. Международные монополии, участвуя в образовании СП, руководствуются в основном стратегическими целями: проникнуть в ту или иную отрасль производства; захватить новые рынки, стремясь в будущем подчинить образованные СП полному контролю [6].

     Благодаря деятельности СП в страну приходят новые технологии производства, более  производительное оборудование, доступ к которым получают не только СП и предприятия-партнёры, но и другие национальные субъекты благодаря «эффекту распространения знаний» [17, c.156].

     Сотрудничество  в рамках СП таит в себе и опасности: зачастую более сильная фирма-партнер полностью поглощает СП, становясь его хозяином. Исследование деятельности СП вначале 90-х гг. XX в. показало, что из 150 обследованных предприятий три четверти были поглощены японскими партнерами [6].

      Анализ  и систематизация особенностей СП позволили  выделить три базовые модели их организации:

  • Независимая, характеризующаяся созданием новой структуры, наличием собственной системы отчётности, своей стратегией развития и т.п.;
  • Зависимая, функционирующая по модели одного из учредителей и использующая его системы управления персоналом и стимулирования;
  • Взаимозависимая – наиболее распространённая, в рамках которой менеджеры сохраняют функциональные и карьерные связи со своими компаниями-учредителями, учувствуют в их схемах материального стимулирования [1, c.64].

   Также хотелось бы привести 11 правил (заповедей) А. Маршалла, которые, по его мнению, позволяют успешно работать с зарубежными партнёрами. Не со всеми из них можно согласиться, однако их ценность состоит в возможности прогнозировать ожидания иностранных партнёров, что также представляет определённый интерес:

  1. «Делайте больше, чем обещали, или найдите очень вескую причину для объяснения, почему Вы сделали меньше.
  2. Делайте быстрее, чем обещали, или найдите очень хорошее объяснение, почему Вы опоздали.
  3. Делайте всё правильно с первого раза; нет ничего менее профессионального, чем глупые и невнимательные ошибки.
  4. Используйте оправдания очень редко
  5. Не приносите партнёрам проблем; решайте их проблемы.
  6. Задавайте много вопросов и учитесь на ответах.
  7. Если у Вас есть плохие и хорошие новости, то партнёров больше интересуют плохие. Вас они тоже должны больше интересовать.
  8. Делайте то, о чём Вас просят партнёры, даже если это кажется глупым. Потом спрашивайте, для чего это делалось.
  9. Будьте на 100% честны с Вашими партнёрами. Конечно, ожидайте того же от них.
  10. Тщательно и честно проанализируйте, кто приносит какие ресурсы в партнёрство. Чем больше вклад, тем больше прибыль и власть в вопросах управления. При реалистичном подходе Вы скорее всего будете «младшим» партнёром, если не сейчас, то позже, когда понадобится дополнительное страхование» [19, с.113-119].

 

3 Современное состояние совместного предпринимательства в РБ

3.1 Совместные предприятия в Республике Беларусь; законодательная база регулирования деятельности совместного предприятия в РБ

 

   Технологическое перевооружение производства, улучшение  финансовых показателей, выпуск новой  конкурентоспособной продукции, наращивание  экспортных поставок являются насущными  вопросами деятельности белорусских  предприятий. Для этих целей необходимо привлечение иностранных инвестиций и налаживание сотрудничества с международными компаниями.

   Перспективы сотрудничества отечественных предприятий с иностранными инвесторами находятся в зависимости от целого спектра разнообразных факторов: рыночная доля предприятия, его перспективы развития, финансовое состояние, научно-техническая база и потенциал, качество трудовых ресурсов и менеджмента, доступ к сырью и рынкам сбыта и др.

   Как показывает практика, сотрудничество с иностранным партнёром может  иметь различные формы: продажа  или передача уже действующего производства, создание СП, формирование стратегического  альянса и т.д.

   Деятельность  компании в современной экономике  требует больших инвестиций. В  связи с этим компания, как правило, идёт на поиск компании-партнёра, с  которой она могла бы разделить  свои производственные затраты. Например, в 1998 г. Минский автомобильный завод  в целях производства техники  качественно нового уровня и сохранения конкурентных позиций создал СП с  известным немецким автомобильным  концерном MAN Nutzfahrzeuge AG и в настоящее время выпускает автомобильную технику, которая соответствует действующим требованиям европейских правил и директив.

   Вопрос  о поиске соответствующих партнёров  встаёт перед компанией и в  случае, когда разработана новая  технология выпуска продукта, но отсутствует  сеть распределения или производственные мощности по его изготовлению, которые  могли бы удовлетворить запросы  покупателей на разных рынках [14, c.12-13].

   Совместным  предприятием на территории Республики Беларусь является юридическое лицо Республики Беларусь, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и (или) юридических лиц Республики Беларусь [17, c.152].

   В РБ СП создаются в следующих организационно-правовых формах:

  • закрытое акционерное общество;
  • открытое акционерное общество;
  • общество с ограниченной ответственностью;
  • общество с дополнительной ответственностью.

   Совместное  предприятие в республике может  создаваться в любых организационно-правовых формах, но статус коммерческой организации  с иностранными инвестициями оно получает только в случае создания в указанных правовых формах. На практике совместные предприятия создаются в основном в форме обществ с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществ.

   Количество  учредителей СП должно быть не менее двух лиц. Это могут быть иностранные физические и (или) юридические лица и физические и (или) юридические лица Республики Беларусь.

   В соответствии с Инвестиционным кодексом РБ СП могут создаваться следующим образом:

    • путём учреждения иностранным инвестором нового предприятия;
    • путём приобретения доли участия в ранее учреждённом юридическом лице;
    • путём учреждения дочерних и зависимых обществ коммерческими иностранными (несовместными) организациями [17, c.152-153].

   Как правило, для белорусского предприятия  создание СП является одной из альтернатив  при расширении своей деятельности и укреплении своих конкурентных позиций на внутреннем и внешних рынках. 

   Требования, предъявляемые к  СП определены в Инвестиционном кодексе РБ:

    • Уставный фонд СП должен быть объявлен в учредительных документах в долларах США, а при создании СП в форме АО или с использованием имущества РБ и в денежных единицах РБ.
    • Объём иностранных инвестиций в уставный фонд СП должен быть не менее 20 000 долл. США, чтобы предприятие пользовалось финансовыми льготами [20, c.170-174].

   Объявленный в учредительных документах уставный фонд иностранных и совместных предприятий  должен быть сформирован не менее  чем на 50 % в течение первого  года со дня государственной регистрации  организации за счет внесения в него каждым из участников не менее 50 % своей  доли и в полном объеме - до истечения  двух лет со дня регистрации.

   Иностранным инвесторам на территории Республики Беларусь запрещаются инвестиции в сферах:

  • обеспечения обороны и безопасности Республики Беларусь без специального решения Президента Республики Беларусь;
  • изготовления и реализации наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

   Иностранные инвесторы в имуществе юридических лиц, занимающих монопольное положение на рынке Республики Беларусь, без согласия Министерства экономики Республики Беларусь не допускаются.

   Регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями проходит в Мингорисполкоме  и областных исполнительных комитетах. Регистрация проходит в день обращения  в регистрирующий орган. Свидетельство  о государственной регистрации  выдается не позднее рабочего дня  после обращения с заявлением о государственной регистрации. Еще в течение 5 рабочих дней регистрирующий орган осуществляет постановку организации на учет в налоговых и иных органах, в это же время можно назначить руководителя, изготовить печать и обратиться в банк за открытием расчетного счета.

     Законодательную базу регулирования деятельности СП (анализ особенностей законодательства позволяет сделать вывод, что  к ним в РБ относятся предприятия  с долей ИИ более 30%) составляют национальное законодательство, в частности, Инвестиционный кодекс РБ, закон РБ «О свободных экономических зонах» и др.; а также международные правовые нормы – Беларусь является участницей Конвенций о международном агентстве по гарантиям инвестиций и о порядке разрешении инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами, Соглашений о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций (одно- или многосторонним) [20, c.144].

     Основы  регулирования закреплены в Инвестиционном кодексе Республики Беларусь [21, c.67-91]. В целом можно сказать, что Кодекс, как и ранее Закон «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь», не имеет существенных отличий по сравнению со сходными законодательными актами в других странах СНГ и является достаточно либеральным по отношению к СП.

     Для координации взаимодействия иностранных  инвесторов с органами государственного управления в республике функционирует  Белорусское Агентство содействия инвестициям. Его основными функциями являются: информационная (предоставление информации о правовых вопросах деятельности иностранных инвесторов) и координационная (связь с государственными органами). Для координации политики в области регулирования инвестиций различных органов государственного управления в республике создаётся Совет по иностранным инвестициям при Совете Министров, а также Консультативный Совет по инвестициям при Президенте Республики Беларусь [20, c.156-157].

3.2 Показатели инвестиционного климата Республики

Информация о работе Совместные предприятия: роль, проблемы и перспективы развития