Система планирования на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 16:30, реферат

Краткое описание

Планирование является важнейшей функцией управления, которая, так же как и управление, видоизменяется в процессе развития экономики. Централизованной системе планирования экономикой соответствует адекватная система народнохозяйственного планирования.

Файлы: 1 файл

Система планирования на предприятии.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

   Хочу  отметить то, что в современно  экономике  методы  планирования  и оценки риска  проработаны явно  недостаточно. Отсутствуют  практические рекомендации по его  оценке и  предотвращению при решении  различных  плановых  задач.

   Но  все - таки  разрабатываются некоторые  системы  мер, направленные на  уменьшение  риска до  минимально  возможного  уровня.  Наиболее часто  применяются  следующие группы  методов:

   - технические (противопожарный   контроль, охранная  сигнализация  и т.п.)

   -правовые (страхование, залог, неустойка (пени, штраф),  поручительство (гарантия), задаток)

   - организационно – экономические  (запрет на  курение  в огнеопасных   местах, система  поглощения  риска  и т.п.)

   Риск  еще  можно  рассматривать, как  вероятность ошибки или успеха при  выборе  той  или иной стратегической   альтернативы, как образ действий  в неопределенной  обстановке, а также как один  из  критериев предпочтений  при  формировании  плановых  решений. 

   Планирование  риска  представляет  собой прогнозную   оценку  возможных потерь ресурсов при наступлении  неблагоприятных  обстоятельств и  отклонений от  намеченной  стратегии, а также упущенной  выгоды при  осуществлении хозяйственных  операций.   При этом  необходимо  количественно оценить  прогнозные  величины  потерь.

   Потери,  связанные  с риском,  могут быть:

    • Материальные
    • Трудовые
    • Финансовые
    • Временные
    • Прочие
    • Полностью  избежать  риска в хозяйственной  деятельности  невозможно, но, зная,  где и при каких  обстоятельствах он  может  возникнуть, менеджерский  персонал может его предотвратить, снизить угрозу  потерь, уменьшая  действие  неблагоприятных  факторов. Поэтому  очень  важно  знать, где и при каких  условиях  могут возникнуть  те или иные потери.
    • Предприятию так же очень  важно  при  формировании стратегии уметь  анализировать  риск.
    • Анализ  риска  позволяет выявить зоны риска для  данной  стратегии и  определить вероятность  его  наступления и последствия для успеха  стратегии.
    • 2.3. Тактическое планирование.
    • Тактическое  планирование  занимает  промежуточное положение между  долгосрочным  стратегическим и  краткосрочным (оперативно-календарным).  Стратегическое  планирование  рассчитано на длительный  период (10-15 лет). Однако на  многих  предприятиях стратегия  основана на среднесрочном  планировании. Поэтому стратегический  план, как правило,  охватывает период не более 5 лет, тактический – 1-2 года,  оперативный – менее 1 года.  Составить тактический  план на период более двух  лет не  представляется  возможным, поскольку  происходят частые  изменения  во внешней и внутренней  среде  предприятия.¹
    • Тактическое планирование является  средством  реализации стратегических  планов. Если  основная  цель  стратегического  плана  заключается в том, чтобы определить, чего хочет добиться  предприятие в перспективе, то тактическое  планирование должно  ответить на  вопрос, как предприятие может достичь такого  состояния.  Эти виды  планирования  различаются целями и средствами их  достижения.
    • Решения,  принимаемые  при  тактическом  планировании,  отличаются меньшей   субъективностью.  Они более конкретны, адресны, всегда  привязаны  к показателям  работы  структурных  подразделений  предприятия.

   Реализация  тактического  плана  сопряжена  с меньшим  риском, поскольку его  решения более детальны, касаются  внутренних  проблем предприятия и имеют  меньший  разрыв  во  времени.  Помимо этого тактические решения  легче оценить, ранжировать и выбрать оптимальный  вариант. В связи с тем, что тактический  план  представлен  системой конкретных  количественных   показателей, при его  разработке  могут широко  применяться  различные  методы  оптимизации.  Тактический  план  представляет  собой  развернутую  программу всей  производственной, хозяйственной  и социальной  деятельности коллектива  предприятия, направленную на выполнение заданий  стратегического  плана при наиболее полном  рациональном использовании ресурсов.  Особое  внимание   в таком  плане должно уделяться  показателям эффективности и качества  работы: росту  производительности труда; снижению  себестоимости  продукции;  экономии материальных  ресурсов и др.

   Тактический  план так же  должен предусматривать  перспективу по каждому  объекту  планирования.  Должны  быть учтены  все  факторы: состояние  экономики  предприятия;  кредитно-финансовая  ситуация: налогово-бюджетная  политика и.т.п.

   Важно  отметить Ито, что тактический  план  имеет многофункциональное  назначение. В целом он  выполняет три  основные  функции: прогнозирование, координация  и контроль.

   Отличительной  чертой  тактического плана  является и то, что он заставляет  руководителей и специалистов всех  уровней предприятия направлять  свои   усилия  на  поиск целей  и задач, реализующих  установки  стратегического  плана.  При  его  составлении необходимо  четко  определить  цели  в конкретной  форме, а так же средства и методы их  достижения.  Кроме того, в составлении планов  участвуют те, кто потом должен  будет  их  исполнять.   Поэтому с расширением  объектов  планирования становится более активным участие  работников  предприятия в планировании.

   Состав  разделов  и показателей  тактического  плана зависит от специфики  и отраслевой  принадлежности предприятия, сложившихся на  нем  методов управления, традиций, управленческой   культуры, состояния  экономики, рыночной  конъюнктуры и т.д.

   Разработка  тактического плана обычно проходит  в нескольких  вариантах, с тем, чтобы  выбрать из них  наилучший, то есть  наиболее соответствующий  условиям  реализации в зависимости от  складывающейся во  внешней  среде  ситуации.  Там, где  это   возможно, вариантные  расчеты проводятся  с применением  экономическо-математических  методов и ЭВМ.

    • 2.4. Планирование  производственной  программы.
    • Важнейшим разделом  тактического  плана предприятия  является производственная  программа.
    • Производственная программа  определяет  необходимый объем  производства  продукции в плановом  периоде, соответствующий  по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана  продаж.  Программа обусловливает  задания по вводу  в действие  новых  производственных  мощностей, потребность в материально – сырьевых  ресурсах, численности персонала, транспорте.¹
    • Промышленные  предприятия формируют  производственную программу  на  основе государственного  заказа; заказов потребителей; выявленного  в процессе  изучения  рынка  потребительского  спроса.
    • Показатели производственной программы:
    • -  темп  роста производства  товарной (валовой) продукции
    • - производство  важнейших видов продукции в натуральном выражении (с указанием «в том   числе продукции для экспорта»)
    • -   показатель  качества продукции
    • Основой  для определения  в плане  объема  продукции стоимостном выражении служит  план производства  продукции в натуральном  выражении.
    • Задания  по  производству продукции в натуральном выражении устанавливаются в единицах измерения, учитывающих  особенности потребления отдельных  видов  изделий.  Такими единицами  могут  быть  тонны, метры, киловатт – час, штуки, комплекты и т.д.   Во всех случаях единица  измерения  должна  отражать  специфику  производства наиболее эффективных   материальных,   трудовых   и  финансовых  ресурсов.
    • Установленные в плане единицы измерения  продукции обязательны для  всех  звеньев  планирования  и управления  производством. 
 

   

Э

т

о

н

е

о

б

х

о

д

и

м

о 

д

л

я

 

т

о

г

о,

ч

т

о

б

ы

 

о

б

е

с

п

е

ч

и

т

ь 

в

ы

п

о

л

н

е

н

и

е 

п

р

о

и

з

в

о

д

с

т

в

е

н

н

о

й 

п

р

о

г

р

а

м

м

ы

 

в

п

р

е

д

у

с

м

о

т

р

е

н

н

о

м

 

а

с

с

о

р

т

и

м

е

н

т

е,

в

ы

п

о

л

н

е

н

и

е 

п

л

а

н

а

 

к

о

о

п

е

р

и

р

о

в

а

н

н

ы

х

 

п

о

с

т

а

в

о

к

и

 

п

л

а

н

а

 

п

о

с

т

а

в

о

к 

п

о 

д

о

г

о

в

о

р

а

м

,

а

 

т

а

к

ж

е

 

д

л

я

 

у

в

я

з

к

и 

п

р

о

и

з

в

о

д

с

т

в

е

н

н

о

й 

п

р

о

г

р

а

м

м

ы

 

с

 

п

о

к

а

з

а

т

е

л

я

м

и 

к

а

ч

е

с

т

в

а

п

р

о

д

у

к

ц

и

и

.

   

Н

е

о

т

ъ

е

м

л

е

м

о

й

 

ч

а

с

т

ь

ю

п

л

а

н

а

 

п

р

о

и

з

в

о

д

с

т

в

а

п

р

о

д

у

к

ц

и

и

 

в

 

н

а

т

у

р

а

л

ь

н

о

м 

в

ы

р

а

ж

е

н

и

и

 

я

в

л

я

е

т

с

я 

задание  по  дальнейшему повышению  качества  продукции

К

а

ч

е

с

т

в

о

 

в

а

ж

н

е

й

ш

и

х

 

 

в

и

д

о

в

 

 

п

р

о

д

у

к

ц

и

и

 

д

о

л

ж

н

о

 

о

т

в

е

ч

а

т

ь

 

п

о

 

с

в

о

и

м

 

 

т

е

х

н

и

к

о

-

э

к

о

н

о

м

и

ч

е

с

к

и

м

 

 

п

о

к

а

з

а

т

е

л

я

м

 

 

в

ы

с

ш

и

м

 

д

о

с

т

и

ж

е

н

и

я

м

 

о

т

е

ч

е

с

т

в

е

н

н

о

й

 

и

 

з

а

р

у

б

е

ж

н

о

й

 

т

е

х

н

и

к

и

 

н

а

 

в

с

е

х

 

с

т

а

д

и

я

х

 

п

р

о

е

к

т

и

р

о

в

а

н

и

я

 

и

 

и

з

г

о

т

о

в

л

е

н

и

я

 

п

р

о

д

у

к

ц

и

и

.

 

С

о

о

т

в

е

т

с

т

в

е

н

н

о

 

с

 

 

э

т

и

м

и

 

 

т

р

е

б

о

в

а

н

и

я

м

и

 

п

р

е

д

у

с

м

а

т

р

и

в

а

е

т

с

я

 

з

а

м

е

н

а

 

и

 

с

н

я

т

и

е

 

с

 

п

р

о

и

з

в

о

д

с

т

в

а

 

у

с

т

а

р

е

в

ш

е

й

 

п

р

о

д

у

к

ц

и

и

 

и

л

и

 

м

о

д

е

р

н

и

з

а

ц

и

и

 

у

с

т

а

р

е

в

ш

и

х

 

и

з

д

е

л

и

й

,

 

у

л

у

ч

ш

е

н

и

е

 

 

о

с

н

о

в

н

ы

х

 

т

е

х

н

и

ч

е

с

к

и

х

 

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

 

 

в

ы

п

у

с

к

а

е

м

о

й

 

п

р

о

д

у

к

ц

и

и

,

с

о

б

л

ю

д

е

н

и

е 

т

р

е

б

о

в

а

н

и

й 

с

т

а

н

д

а

р

т

о

в, 

т

е

х

н

и

ч

е

с

к

и

х

 

у

с

л

о

в

и

й

 

и

 

д

р

у

г

о

й 

т

е

х

н

и

ч

е

с

к

о

й

 

д

о

к

у

м

е

н

т

а

ц

и

и.

   

В

п

л

а

н

а

х

в

ы

п

у

с

к

а

 

п

р

о

д

у

к

ц

и

и

 

п

р

е

д

п

р

и

я

т

и

й

 

п

р

е

д

у

с

м

а

т

р

и

в

а

ю

т

с

я

 

з

а

д

а

н

и

я

 

по  снятию  с производства устаревших видов изделий

,

т

.

е

.

 

п

р

о

д

у

к

ц

и

и

 

н

е

 

с

о

о

т

в

е

т

с

т

в

у

ю

щ

е

й

 

 

с

о

в

р

е

м

е

н

н

ы

м 

т

р

е

б

о

в

а

н

и

я

м

 

Информация о работе Система планирования на предприятии