Системы, методы и проблемы экономического планирования деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 18:29, реферат

Краткое описание

Понятие экономического планирования, основные принципы планирования, системы и методы экономического планирования, проблемы планирования на предприятии.

Файлы: 1 файл

Титульник.docx

— 77.11 Кб (Скачать)

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Нижегородский  государственный технический университет им.  Р. Е. Алексеева»

(НГТУ им. Р. Е. Алексеева)


 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Планирование на предприятие»

 

Тема:

Системы, методы и  проблемы экономического планирования деятельности предприятия

 

 

 

Выполнила:                                                                               студентка II курса

гр. 2010- МЕНзП

Е. В. Астахова

 

 

 

  Проверила:                                                                                        Т. М. Лозгачева

                                                                                

 

 

 

Нижний Новгород-2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Экономическое планирование деятельности на предприятии…………………..3
  2. Системы и методы планирования на предприятии………………………………8
  3. Проблемы планирования на предприятии……………………………………….16

 

Глава 1. Экономическое  планирование на предприятии

 

Процесс управления предприятием складывается из многих функций. В их число входят следующие: планирование; организация; координация и регулирование; учет, контроль и анализ; активизация и стимулирование (рис. 1.1). Каждая функция характеризуется присущим ей технологическим процессом обработки информации и способом воздействия на управляемый объект. Функции управления всегда направлены на достижение целей управления. Поскольку цель управления формируется в рамках функции "планирование-прогнозирование", можно сказать, что данная функция в системе функций управления предприятием является центральной. Функции управления в своей основе объективны и являются формами реализации отношений управления, через которые, в свою очередь, реализуются требования экономических законов развития производства. Поэтому процесс управления выступает как объективно предопределенная система функций, которая носит название управленческого цикла, а сами функции называются стадиями управленческого цикла.1

Функция планирования служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей. 2

В условиях рыночной экономики  устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное  планирование его экономической  деятельности. Планирование функционирует  в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной  единицы и хозяйственных отношений. Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.

Сам процесс планирования проходит четыре этапа:

• разработку общих целей;

• определение конкретных, детализированных целей на заданный период;

• определение путей и  средств их достижения;

• контроль за достижением  поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими и корректировку целей. 3

Экономическое планирование на предприятии – это способ моделирования развития предприятия, показателей среды его деятельности: производства и поставок продукции, потребления и использования ресурсов, рынка продукции и цен, затрат и результатов, денежных потоков и эффективности функционирования.

Результат планирования –  оформленный и утвержденный руководством предприятия план.

План – это разработанный на определенный период процесс реализации мероприятия (вида деятельности, технологии, развития предприятия), включающий его цели, содержание и показатели.

Планирование на предприятии  подчинено целевым установкам (ориентирам), которые наряду с конечной целью  максимального извлечения прибыли  включают и другие, например:   

• увеличение объема и улучшение  структуры продаж;   

• повышение эффективности  выпускаемой продукции, ее номенклатуры и ассортимента;   

• повышение технического уровня производственных фондов и технологических  процессов;   

• снижение негативного  влияния предприятия на окружающую среду и ликвидация его последствий;    

• улучшение структуры  капитала;   

• улучшение оплаты труда  и повышение его эффективности;    

• повышение эффективности  использования природных и материальных ресурсов и т. д.

Таким образом, сущность планирования заключается в научном обосновании  предстоящих экономических целей  развития и форм хозяйственной деятельности; выборе наилучших способов их осуществления  на основе наиболее полного выявления  требуемых рынком видов, объемов  и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые  при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению ожидаемых в будущем  качественных и количественных результатов.4

О важности функции планирования в фирмах в западной литературе по бизнесу приводится такое утверждение: «Планирование – не самое главное, планирование – это все».

С точки зрения формализации процедуры планирование представляет собой алгоритмизированный процесс подготовки решений в противоположность спонтанному, ситуативному принятию управленческих решений. Противоположностью планирования является импровизация, при которой решение принимается на основе сложившейся ситуации и опыта плановика. Четкий алгоритм принятия импровизированных решений отсутствует.5

Планирование - это определение  целей и задач предприятия  на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.

Основные принципы планирования: 

1) Принцип обоснованности  целей и задач предприятия.  При этом выделяют цели: 

  • хозяйственно-экономические, обеспечивающие эффективность производства; 
  • производственно-технологические, определяющие функциональное назначение предприятия; 
  • научно-технические, обеспечивающие научно-технический прогресс; 
  • социальные, обеспечивающие удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия; 
  • экологические, обеспечивающие изготовление экологически чистой продукции без негативного воздействия на окружающую среду. 

2) Принцип системности.  Он означает, что планирование представляет целую систему планов и охватывает все сферы деятельности предприятия; 

3) Принцип научности. Требует  учета перспектив научно-технического  прогресса и применения научно  обоснованных прогрессивных норм  использования всех видов ресурсов; 

4) Принцип непрерывности.  Означает параллельное сочетание  текущего и перспективного планирования; 

5) Принцип сбалансированности  плана. Указывает на количественное  соответствие между взаимосвязанными  разделами и показателями плана,  между потребностями в ресурсах  и их наличием; 

6) Принцип директивности.  В соответствии с ним план  приобретает силу закона для  всех подразделений предприятия  после утверждения его руководителем  предприятия. 

Важнейшими целями, которые  преследуются в планировании на предприятии, как правило, являются: объем продаж товарной массы, прибыль и доля на рынке. 6

Экономическое планирование позволяет спрогнозировать экономические  показатели деятельности предприятия, а также заранее выработать мероприятия  по повышению эффективности производства, рентабельности продукции и предотвращению экономического кризиса на предприятии. Для этого необходимо определить следующие показатели результатов  производственно-хозяйственной деятельности предприятия:

  1. структура плановой прибыли, в т.ч. доля прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;
  2. рентабельность производственных фондов;
  3. рентабельность важнейших видов продукции;
  4. оборачиваемость запасов товарно-материальных ценностей;
  5. фондоотдача основных производственных фондов;
  6. затраты на 1 рубль товарной продукции. 7

Основой для разработки экономического плана является отчет отдела маркетинга по изучению рынка, продукции конкурентов  и определению объема потребности  в производимой продукции и уровень  ее цены. Объем потребности рынка  в продукции необходимо сопоставить  с производственными возможностями  предприятия для чего необходимо определить производственную мощность предприятия. После сопоставления  потребности рынка и производственной мощности необходимо рассчитать точку  безубыточности производства данной продукции, на основании калькуляции постоянных и переменных затрат. Данные исследования должны предшествовать составлению плана реализации продукции, производственной программы и отчета о прибылях и убытках.8

 

 

 

Глава 2. Системы  и методы планирования на предприятии.

 

Планирование как наука  имеет собственные методы исследований. Метод дает вытекающее из теории науки  описание того, как должна проявляться  научная и практическая деятельность людей в сфере ее приложения. Методы науки планирования призваны выработать систему различных средств и  приемов изучения и обобщения  явлений действительности в области  планирования в социально-экономических  объектах.9 В состав методов науки планирования входят следующие:

1. Конкретно-исторический подход. Он предусматривает изучение отношений планирования как процессов, находящихся в стадии развития и изменения под влиянием действующих на них факторов. Все процессы планирования рассматриваются в тесной связи с конкретной исторической обстановкой той или иной страны. В этой связи можно отметить, что организация планирования в странах Запада, например, США, принципиально отличается от стран Востока, например, Японии.

2. Системный подход. Позволяет  подходить к исследованию количественных  и качественных параметров протекания  вероятностных процессов в сложных социально-экономических системах с системных позиций.

Он предполагает, во-первых, рассмотрение системы планирования производством как единого целого, со своими законами развития. Во-вторых, возможность расчленения системы на подсистемы и исследования их взаимодействия, поскольку каждая подсистема воздействует как на все другие подсистемы, так и на систему в целом. Тем самым создается возможность вскрыть закономерности и связи подсистем, их соотношение и субординацию. Дает не только качественные, но и количественные оценки.10

Суть системного подхода  вытекает из его принципов:

• динамичности системы;

• взаимодействия, взаимозависимости  явлений и элементов системы;

• комплексности;

• целостности;

• иерархичности;

• главного звена.

3. Комплексный подход. Так  же как и системный он предполагает рассмотрение явлений в их связи и зависимости. Однако комплексный подход является более широким понятием, чем системный подход, поскольку он реализуется с помощью последнего.

Комплексный подход предусматривает:

• совместное использование  методов исследований не только одной, но и нескольких наук;

• рассмотрение всей совокупности целей планирования по уровням;

• рассмотрение различных  проблем планирования с точки  зрения временных интервалов и т.д.

4. Эксперимент. Представляет  собой метод поиска или уточнения взаимосвязи социально-экономических явлений опытным путем.11

В планировании эксперимент, как и моделирование, служит для  апробации намеченных решений.

Преимущества эксперимента:

• возможность специально вызвать изучаемое явление, не ожидая его естественного появления;

• возможность повторения опыта и накопления данных для  количественного анализа изучаемых  явлений.

Недостатки эксперимента:

• трудность искусственного создания условий, тождественных естественным;

• ограниченная возможность  воздействия на социально-экономические  объекты в исследовательских  целях;

Необходимые условия эксперимента:

• сохранение сущности общественного  и государственного строя;

• недопустимость ущемления  интересов трудящихся;

Информация о работе Системы, методы и проблемы экономического планирования деятельности предприятия