Системы, методы и проблемы экономического планирования деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 18:29, реферат

Краткое описание

Понятие экономического планирования, основные принципы планирования, системы и методы экономического планирования, проблемы планирования на предприятии.

Файлы: 1 файл

Титульник.docx

— 77.11 Кб (Скачать)

• хозяйственная значимость планируемого нововведения;

• обратимость результатов (контролируемый характер эксперимента);

• возможность возврата к исходному состоянию;

• наличие контрольного объекта;

• создание экспериментальной  ситуации (обеспечение чистоты эксперимента с целью выделения основного содержания эксперимента и исключение побочных обстоятельств).12

5. Моделирование. Сущность  моделирования заключается в  создании такого аналога планируемого  процесса, в котором отражены его важнейшие, с точки зрения цели исследования, свойства и опущены второстепенные черты.

В планировании моделирование  применяется в следующих случаях:

• когда необходимо разработать  проект системы, не строя ее в реальной жизни;

• когда необходимо совершенствовать имеющуюся систему, а эксперимент  на реальной системе невозможен или  экономически не оправдан, например, в  силу больших затрат;

• когда эксперимент на реальной системе связан с ее разрушением.

В планировании моделирование  не дает никакого решения, а только дает аналог реального процесса или  объекта. Оно позволяет выбрать  не оптимальный, а реальный или рациональный вариант планируемого процесса. Для  этого применяются различные  типы моделей: графические, числовые, логические, табличные и др.

6. Методы специальных  исследований. В планировании имеются  процессы, поддающиеся количественному  измерению. Есть и такие, которые  не поддаются количественной  оценке (например,  влияние моральных  стимулов на рост производительности  труда). Оценка таких явлений требует  проведения социологических исследований. Они могут проводиться с помощью анкетирования и интервьюирования, а также других методов.13

В фирмах используются такие методы планирования как: балансовый, расчетно-аналитический, графо-аналитический, программно-целевой, экономико-математический.

Балансовый метод обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниками их покрытия, а также между разделами плана. В процессе формирования плана фирмы составляют балансы: производственной мощности, материальный, энергетический, трудовой, финансовый, бухгалтерский.

Расчетно-аналитический метод используется при планировании показателей плана, изучении их динамики и количественного размера факторов, на них влияющих. Так, например, планируются по факторам такие обобщающие показатели плана, как производительность труда, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность.

Графо-аналитический метод позволяет графическими способами смоделировать инновационные, производственные и организационные процессы на предприятии. Графики и диаграммы дают возможность наглядно представить взаимосвязь и взаимозависимость различных показателей между собой.

Программно-целевой метод используется при разработке программ, а также лежит в основе разработки стратегического плана предприятия. Главная черта программы — нацеленность на достижение конечных результатов. Стержень программы — генеральная цель детализируемая в ряде стратегических целей и задач. На предприятиях разрабатываются программы: реализации сбытовой и товарной политики, повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, завоевания новых рынков сбыта, реконструкции предприятия и др.

Экономико-математические методы лежат в основе экономических моделей плановых показателей на основе выявления их количественной зависимости от основных факторов. С их помощью на основе использования вычислительной техники имеется возможность разрабатывать ряд альтернативных вариантов плана и выбирать из нескольких вариантов оптимальный.14

В процессе планирования ни один из рассмотренных  методов не применяется в чистом виде. В основе эффективного внутрифирменного планирования должен лежать системный  научный подход, основанный на всестороннем и последовательном изучении состояния  предприятия и его внутренней и внешней среды.

Под методами планирования понимается способ осуществления планирования, т.е. способ реализации плановой идеи.

Метод планирования зависит от конкретной формы планирования и включает два аспекта:

а) направление планирования;

б) средства обоснования плановых параметров.15

В практике планирования можно выделить три направления планирования: прогрессивное, ретроградное и круговое.

Прогрессивное планирование (способ "снизу вверх"). При этом способе планирование осуществляется от низших уровней иерархии предприятия к высшим. Здесь низшие структурные подразделения сами составляют детальные планы своей работы, которые впоследствии интегрируются на верхней ступени, образуя план предприятия.

Ретроградный метод ("сверху вниз"). В этом случае процесс планирования осуществляется исходя из плана предприятия путем детализации его показателей сверху вниз по иерархии. При этом структурные подразделения должны преобразовать поступающие к ним планы вышестоящих уровней в планы своих подразделений.

Круговой метод (встречное планирование). Он представляет собой синтез вышерассмотренных методов. Круговой метод предусматривает разработку плана в два этапа. На первом этапе (сверху вниз) производится текущее планирование по главным целям. На втором этапе (снизу вверх) составляется окончательный план по системе детализированных показателей. При этом в планы включаются наиболее удачные решения. 16

Основными элементами планирования являются:

- прогнозирование, включающее перспективы  развития отраслей или регионов, национальной экономики в целом,  рыночную стратегию деятельности  предприятия;

- постановка задачи, предполагающая  определение сроков ее выполнения  и возможности ресурсного обеспечения;

- корректировка плана, обусловленная  необходимостью увязки отдельных  стадий программы, производственных  и сбытовых операций, поставок  ресурсов и других факторов;

- составление бюджетов выполнения  программы: смет доходов и расходов, затрат на материалы, капитальных  расходов и др.;

- конкретизация плана, предполагающая  выработку конкретных установок  и его реализацию.17

В планировании обоснование принимаемых  решений и прогноз ожидаемых  результатов опираются на теоретические  положения и принципы, а также  практические данные и факты. Теория планирования использует такое предположение, что каждое предприятие будет  стремиться к повышению совокупной прибыли, обоснованию планов предприятия  по выбору вида выпускаемой продукции, набору требуемой рабочей силы, закупках необходимых ресурсов для организации  производства определенного количества товаров и получению максимальной прибыли.

Конечным результатом планирования является ожидаемый экономический  эффект, определяющий в общем виде степень достижения заданных плановых показателей, социально-экономических  и других целей. Сравнение планируемого и фактического эффекта является основанием для оценки достигнутых  конечных результатов, но и степени  научной разработанности применяемых  методов планирования на предприятии.18

Система планов на предприятии может  быть систематизирована по таким  основным классификационным признакам, как:

1) по содержанию можно выделить  технико-экономические, оперативно-производственные, организационно-технические, социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансовые, бизнес-планирование, стратегическое, программное и другие;

2) по уровню управления в зависимости  от числа линейных звеньев  на предприятии различают такие  виды, как корпоративные и заводские  – на высшем уровне управления. На среднем уровне применяется  цеховая система планирования, на  нижнем – производственная, которая  охватывает участки, бригады и  рабочее место;

3) по времени охвата планы  бывают краткосрочным или текущим  (один год, квартал, декада или  неделя), среднесрочным в пределах (1-3 лет) и долгосрочным или  перспективным (от 3 до 10 лет);

4) по стадиям разработок планы  бывают предварительными и окончательными;

5) по типам целей план может  быть оперативным, тактическим,  стратегическим и нормативным.19

Тактический план заключается в  обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее  установленных или традиционных целей. Стратегический план включает выбор  и обоснование средств, задач  и целей для  достижения заданных или текущих для предприятия результатов. Нормативный план требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов. Он не имеет установленных границ или фиксированного горизонта. В таком планировании решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии предприятия.20

В рамках долгосрочных планов создается  концепция развития фирмы на перспективу  Она предусматривает решение  таких проблем, как выбор сфер деятельности, направлений диверсификации, новых поколений продукции и  услуг, путей сохранения или улучшения  позиций на рынке, максимизации прибыли; расширение экспорта, развитие НИР, увеличение потенциала (на основе технического перевооружения, реконструкции) и т.д.

Задачи, обозначенные в них преимущественно  в качественных положениях, конкретизируются по срокам, ресурсам, исполнителям в  среднесрочных планах в количественных показателях (в том числе финансовых). Таким образом, среднесрочные планы  являются проекцией долгосрочных на ближайшие годы, детализируя их интервальные показатели в точечные; более агрегированные - в менее агрегированные.

Традиционные долгосрочные и среднесрочные  планы, основывающиеся на экстраполяции  существующих тенденций, исходят из принципиальной неизменности внешнего окружения организации и ориентируются на мобилизацию ее потенциала и имеющихся ресурсов. С их помощью происходит определение шагов, которые необходимо предпринять в будущем для достижения целей организации (получения заданного объема продукции, прибыли и т. п.).

Стратегические планы отражают сегодняшние шаги фирмы, направленные на развитие ее потенциала, конкурентных преимуществ и обеспечение условий  выживания. Основу разработки стратегических планов составляют глубокий анализ основных тенденций, угроз и возможностей, которые существуют (могут появиться) во внешнем окружении фирмы, и  всесторонний прогноз их будущего изменения.

Это позволяет сформулировать перспективные  цели в различных сферах деятельности, таких, как инновации, диверсификация, расширение существующих и захват новых  рынков, направление и способы  конкурентной борьбы; оценить возможные  последствия реализации или, наоборот, отказаться от реализации тех или  иных стратегий.

В процессе составления таких планов: формируются основные стратегии (прежде всего маркетинга); определяются производимые продукты, услуги, рынки сбыта их и сегменты, поставщики, потребители  и принципы поведения по отношению  к ним; распределяются необходимые ресурсы.21

Планы разрабатываются на всех уровнях  управления организацией: 
1. Фирма создает стратегические планы. 
2. Предприятие, исходя из них и поступающих заказов, разрабатывает годовые производственные программы. 
3. Цех на основе заказов составляет квартальные, месячные и недельные планы-графики. 
4. Участку выдаются сменно-суточные задания.

Составной частью планов должны быть целевые комплексные программы, направленные на решение важнейших социально-экономических, научно-технических и экологических проблем.

Планы можно также классифицировать по следующим признакам.

Во-первых, планы-цели, представляющие собой набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния  объекта управления и его отдельных  элементов. Эти характеристики согласовываются  и ранжируются, но не связываются  ни с конкретным способом достижения, ни с необходимыми для этого ресурсами. Такого рода планы используются при  больших сроках либо при принципиальной непредсказуемости конкретных событий.

Во-вторых, планы для повторяющихся  действий, предписывающие их сроки, а  также порядок осуществления  в стандартных ситуациях. Примером подобного плана является железнодорожное  или учебное расписание. Обычно в  них предусматриваются «окна», позволяющие  обеспечить свободу маневра в  случае возникновения непредвиденных обстоятельств и необходимости  осуществления коррекции.

В-третьих, планы для неповторяющихся  действий, создаваемые для решения  специфических проблем, возникающих  в процессе развития и функционирования организации. Такие планы могут  иметь вид программ, бюджетов поступления  и распределения ресурсов.22

Система планов на предприятиях, функционирующих  в условиях рыночной экономики, включает следующие разновидности.

1) план сбыта - устанавливается  на несколько лет вперед по  количеству требующейся на рынке продукции (согласно спросу) в разрезе различных видов рынков и сегментов;

Информация о работе Системы, методы и проблемы экономического планирования деятельности предприятия