Контроллинг в системе стратегического планирования и управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

В современной рыночной экономике каждое предприятие нуждается в эффективной системе контроля за имеющимися материальными и трудовыми ресурсами, планово-экономическими показателями деятельности, показателями товарооборота, реализацией программ развития предприятия.

Всё это вызывает необходимость и актуальность рассмотрения такого инструмента стратегического планирования и управления предприятием, в рамках стратегического менеджмента, как контроллинг.

Файлы: 1 файл

Курсовая стратег менедж.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

     Содержание

     Введение

     В современной рыночной экономике  каждое предприятие нуждается в  эффективной системе контроля за имеющимися материальными и трудовыми ресурсами, планово-экономическими показателями деятельности, показателями товарооборота, реализацией программ развития предприятия.

     Всё это вызывает необходимость и  актуальность рассмотрения такого инструмента стратегического планирования и управления предприятием, в рамках стратегического менеджмента, как контроллинг.

     Контроллинг – это инструмент планирования, учета, анализа состояния дел на предприятии, используемый для принятия решений на базе компьютеризированной системы сбора и обработки информации; это система непрерывной оценки разных сторон деятельности компании, ее подразделений, руководителей, сотрудников, охватывающая учет, анализ, контроль как интегральную функцию. В современных экономических условиях формирования рыночной экономики России применение прогрессивных технологий и инструментов управления повышает конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность отечественных предприятий. Данное обстоятельство требует:

  • во-первых, роста уровня знаний специалистов организации и активизации их интуитивного и логического сознания, что позволит повысить гибкость системы управления при достижении целей предприятия;
  • во-вторых, формирования системы контроллинга, которая станет основой своевременного совершенствования информационного и методического обеспечения менеджмента организации и снизит вероятность возникновения «разрывов» между потребностями внешней среды и возможностями их удовлетворения предприятием;
  • в-третьих, создания инструментов в области прогнозирования эффективности взаимодействия контроллинга и управления в организации, выбора рационального направления их развития и анализа результативности процессов производства и реализации продукции предприятия.

     Цель  данной работы заключается в рассмотрении контроллинга в системе стратегического планирования и управления предприятием. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Теоретические аспекты  стратегического контроллинга в системе планирования и управления деятельностью предприятия

     1.1. Понятие, сущность и функции контроллинга

     Практика  контроллинга была заимствована из Англии как часть общепринятой практики бизнеса в соответствии с требованиями правил «Company Acts», дошедшими до нас из 1700-х годов. Сам термин «controlling» зародился в Америке, в 70-е годы понятие «контроллинга» перекочевало в Западную Европу, а затем в начале 90-х в СНГ. В определении, термин объединяет 2 составляющие: контроллинг как философия и контроллинг как инструмент:

     Контроллинг — философия и образ мышления руководителей, ориентированные на эффективное использование ресурсов и развитие предприятия (организации) в долгосрочной перспективе.

     Контроллинг — ориентированная на достижение целей интегрированная система информационно — аналитической и методической поддержки руководителей в процессе планирования, контроля, анализа и принятия управленческих решений по всем функциональным сферам деятельности предприятия.

     Контроллинг — технология управления различными областями финансово-хозяйственной деятельности компании, включающая в себя: определение целей деятельности; отражение этих целей в системе эффективных и сбалансированных показателей; регулярный контроль (измерение) фактических значений показателей; анализ и выявление причин отклонений фактических значений показателей от плановых; принятие на этой основе управленческих решений по минимизации отклонений. [9]

     Целевая задача контроллинга — построение на предприятии эффективной системы принятия, реализации, контроля и анализа управленческих решений.

     Основные  задачи, которые нужно решить: [3; 76]

     Оптимизация управления организационной структурой компании.

     Организация эффективной системы учета операций и результатов.

     Внедрение систем планирования, контроля и анализа деятельности.

     Обеспечение мотивации персонала в повышении  эффективности работы компании.

     Автоматизация систем учета и управления компанией.

     Служба  контроллинга стремится так управлять  процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности избежать ошибки, отклонения и просчета — как в настоящем, так и будущем.

     Отсюда  назначение контроллинга — предупреждение возникновения кризисных ситуаций. Ошибки и проблемы, возникающие при  анализе ситуации внутри организации, переплетаются, если их вовремя не исправить, с ошибками в оценке будущих условий окружающей среды. Другими словами, необходимо предусмотреть, чтобы принимаемое решение не основывалось на ошибочных предпосылках, а это особенно важно, когда принимаемое решение сопряжено с большим риском.

     Основными задачами контроллинга являются выявление  проблем и корректировка деятельности организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис. Решение этой задачи связано с: [10; 97]

    • определением фактического состояния организации и его структурных единиц;
    • прогнозированием состояния и поведения экономики организации на заданный будущий момент времени;
    • заблаговременным определением места и причин отклонений значений показателей, характеризующих деятельность как организации в целом, так и его структурных единиц;
    • обеспечением устойчивого производственно-финансового состояния организации при наступлении (достижении) предельных значений показателей;
    • поиском слабых и узких мест в деятельности предприятия.

     Результативность  решения выявленной проблемы во многом определяется тем, как хорошо скоординированы  цели различных уровней управления, средства и методы их реализации.

     Поэтому следующей задачей контроллинга является задача контроля и регулирования. Суть третьей задачи состоит в информационном сопровождении процесса планирования. Ее решение связано с:

    • разработкой методик планирования;
    • представлением информации для составления планов;
    • установлением допустимых границ отклонений;
    • анализом причин и разработкой предложений для уменьшения отклонений;
    • учетом и контролем затрат и результатов;
    • разработкой инструментария для планирования, контроля и принятия управленческих решений;
    • стимулированием планирования.

     Реализация  всех трех задач делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий, проясняет возникающие проблемы, подготавливает предприятие к внезапным изменениям во внешней среде, улучшает координацию действий в организации и тем самым способствует длительному и успешному функционированию предприятия и его структурных единиц.

     Функции контроллинга. Важнейшими целями организации являются высокая рентабельность, обеспечение ликвидности и повышение эффективности работы. Решение этой задачи основывается на выполнении следующих функций контроллинга:

    • мониторинг состояния экономики организации;
    • сервисная функция (обеспечение аналитической информацией для принятия управленческих решений);
    • управляющая функция;
    • контроль и анализ экономичности работы подразделений;
    • подготовка (разработка) методологии принятия решений, их координация, а также контроль восприятия этой методологии руководством.

     Мониторинг  состояния экономики предприятия  — контроль равновесия показателей  прибыль — затраты. Равновесие достигается  тем, что через определенные промежутки времени заданные величины сравнивают с фактическим состоянием и определяют, не нужно ли вмешательство (противодействующие меры) для достижения необходимого или желаемого состояния, и в случае необходимости осуществляют его.

     Таким образом, можно дать еще такое определение контроллингу — это система регулирования затрат и результатов деятельности, помогающая в достижении целей предприятия и позволяющая избежать неожиданностей и своевременно принять меры, когда экономике организации угрожает опасность.

     Сервисная функция заключается в своевременном  представлении необходимой информации руководству для принятия решения  по корректировке стратегии. Информационное обслуживание контроллинга обеспечивается при помощи систем планирования, нормирования, учета и контроля, ориентированных на достижение цели, конечного результата деятельности предприятия. Информация должна содержать заданные (нормативные, плановые) и фактические данные, в том числе об отклонениях, выявляемых средствами учета по подразделениям.

     Управляющая функция заключается в переоценке стратегии, корректировке реализации целей и изменении целей. Осуществляется эта функция с использованием данных анализа отклонений, ставок покрытия, общих результатов деятельности для принятия решений по управлению. Такие решения принимаются на всех уровнях управления организацией, и весьма важной задачей контроллинга является координация целей различных уровней, средств и методов их реализации, с тем чтобы в максимальной степени обеспечить достижение конечной цели предприятия.

     Основная  задача руководства заключается  в создании потенциала успеха на рынке  в будущем, что достигается, прежде всего, применением системы стратегического  планирования. Чтобы разрабатываемая  стратегия была верной, необходимо иметь систему «раннего обнаружения» будущих тенденций как в окружающем мире, так и внутри, и в самой организации. Внешние «индикаторы» должны информировать руководство об экономических, социальных, политических и технологических тенденциях, внутренние — представляющие на практике отдельные показатели и их системы — сообщать о текущем «самочувствии» организации, а также прогнозировать кризисные ситуации в отдельных сферах деятельности или в целом на предприятии. Задачей контроллера является методическая и консультационная помощь при создании системы «раннего обнаружения» тенденций и факторов, способных принести при их развитии не только выгоду, но и потери.

     Задача  контроллера состоит также и  в том, чтобы следить за правильностью  применения методики, способствующей достижению предприятием прибыли (предотвращению убытка). Эту функцию контроллер должен выполнять в качестве своего рода переводчика, консультанта, сопровождающего экономиста, лоцмана по достижению прибыли таким образом, чтобы каждый сотрудник сохранял с помощью соответствующих инструментов способность к самоконтролю.

     Реализация  функций контроллинга находит отражение  в следующих видах деятельности и компетенции:

     1. Построение системы планирования:

     содействие  при определении общего плана  развития организации и ее целей;

     руководство и координация работами по планированию и составлению бюджета, согласование промежуточных целей и планов и их сведение в единый общий план организации;

     разработка  методов планирования;

     определение необходимой для планирования информации.

     При этом служба контроллинга не определяет, что планировать, а советует, как  и когда планировать, оценивает  возможность реализации запланированных  мероприятий. Ответственность за реализацию планов остается в компетенции линейных руководителей.

     2. Составление отчетности:

     введение  содержательной системы информационного  обеспечения и отчетности;

Информация о работе Контроллинг в системе стратегического планирования и управления предприятием