Система оплаты труда на предприятии на примере ОАО «Гомельский ДСК"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:50, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломного проекта является разработка мероприятий, способствующих совершенствованию системы организации оплаты труда на предприятии на основе произведенного анализа.рршрш

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………….….…………………………………….. 7
1 НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ РАЗДЕЛ………………………….. 11
1.1 Сущность затрат труда и его оплаты. Формы и системы оплаты труда на предприятии…………………………………………………... 11
1.2 Технология управления оплатой труда. Категориальный аппарат, отечественные и зарубежные подходы к управлению оплатой труда……………………………………………………………………... 22
1.3 Состояние и тенденции развития строительной отрасли…………… 30
2 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ………………………............. 35
2.1 Краткая характеристика предприятия и анализ основных технико-экономических показателей…………………………………………… 35
2.2 Анализ системы управления оплатой труда………………………….. 46
2.3 Анализ структуры фонда оплаты труда и системы
премиальных выплат…………………………………………………… 62
3 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ………………….. 71
3.1 Совершенствование деятельности отдела организации труда и заработной платы путем внедрения автоматизированной системы управления «Планирование, учет и анализ труда и заработной платы»…………………………………………………………………… 71
3.2 Повышение уровня мотивации персонала «дополнительными отпусками»……………………………………………………………… 79
3.3 Совершенствование процесса стимулирования труда работников при вводе бальной системы……………………………………………. 81
4 КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ…………........... 86
4.1 Назначение и конструкция обрабатываемой детали………………… 86
4.2 Определение типа производства……………………………………… 86
4.3 Анализ базового и технико – экономическое обоснование предлагаемого вариантов техпроцесса………………………………... 89
4.4 Расчет режимов резания………………………………………………. 93
4.5 Техническое нормирование…………………………………………… 97
4.6 Выбор оборудования и расчет его количества……………………… 99
4.7 Обоснование выбора транспортных средств цеха………………… 102
4.8 Уточнение типа производства……………………………………….. 103
4.9 Разработка планировки цеха………………………………………… 104
5 ОХРАНА ТРУДА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ…………………............. 108
5.1 Организация охраны труда на предприятии ………………………… 108
5.2 Характеристика производства, выполняемых работ с точки зрения
охраны труда…………………………………………………………… 111
5.3 Организация пожарной охраны на предприятии …………………. 122
5.4 Мероприятия по защите атмосферы от вредных выделений, защите
водного бассейна………………………………………………………. 128
6 РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ………………………………………………………………….. 130
6.1 Расчет экономической эффективности от внедрения автоматизированной системы управления «Планирование, учет и анализ труда и заработной платы».………………………................... 130
6.2 Расчет экономической эффективности от повышения уровня мотивации персонала «дополнительными отпусками»……………. 133
6.3 Расчет экономической эффективности процесса стимулирования труда работников при вводе бальной системы……………………… 134
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 137
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………… 142

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ (ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ2).doc

— 1.47 Мб (Скачать)

Должностные оклады руководителей  организаций устанавливаются на основе тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, предусмотренных для руководителей организаций, и тарифной ставки первого разряда, действующей в организации.

Премирование руководителей  за результаты финансово-хозяйственной деятельности производиться за выполнение следующих показателей:

- рост выручки, полученной  от реализации продукции (работ,  услуг);

- выполнение доведённого  показателя прибыли (рентабельности);

- снижение затрат на  рубль товарной продукции.

В организациях, в которых с учётом специфики их деятельности показатели, предусмотренные настоящим пунктом, не рассчитываются, могут устанавливаться иные показатели премирования, отражающие результаты финансово-хозяйственной деятельности [30, с.123].

Регулирование оплаты труда работников осуществляется на основании Трудового кодекса Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, декретов и указов Президента Республики Беларусь, постановлений Министерства труда социальной защиты Республики Беларусь, а также коллективных договоров, соглашений и трудовых договоров (контрактов).

При этом коллективный договор, согласно, Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) является локальным  нормативным актом, регулирующим трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками.

Коллективные договоры могут заключаться в организациях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях (по вопросам, относящимся к компетенции этих подразделений).

Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положения работников по сравнению с законодательством, являются недействительными.

Наниматель вправе устанавливать  дополнительные трудовые и иные гарантии для работников по сравнению с  законодательством.

В случае противоречия норм законодательства о труде равной  юридической силы применяется норма, содержащая более льготные условия для работников. Это правило реализуется в тех случаях, когда, изданный позднее акт не отменяет действие предшествующего полностью или частично, и оба акта равной юридической силы являются действующими.

Таким образом, коллективный договор является одним из основных инструментов, обеспечивающих регулирование  трудовых отношений, в том числе  и по вопросам труда в организации.

Индексация представляет собой корректировку величины не носящих единовременного характера доходов физических лиц в денежных единицах Республики Беларусь (социальные пенсии, пособия, стипендии, заработная плата по месту работы, денежное довольствие) с целью частичного возмещения потерь, вызванных инфляцией.

Индексация заработной платы производится, если индекс потребительских  цен, исчисленный с нарастающим  итогом с момента предыдущей индексации, превысит пятипроцентный порог.

Индексации подлежит заработная плата, исчисленная исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов со всеми предусмотренными законодательством надбавками и доплатами, а также премии, носящие постоянный характер.

Индекс потребительских  цен исчисляется в порядке, установленном  Правительством Республики Беларусь, ежемесячно   (не позднее 20-го числа

следующего месяца) публикуется  в республиканских средствах  массовой информации, в том числе  нарастающим итогом с начала года и с момента предыдущей индексации.

Индексация заработной платы осуществляется на индекс потребительских цен с корректировкой для различных частей доходов по шкале нормативов, устанавливаемой Правительством Республики Беларусь. Таким нормативом с февраля 1999 года является устанавливаемая Советом Министров Республики Беларусь (в процентах) величина бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, вместо ранее применяемой минимальной заработной платы

При нарушении сроков выплаты заработной платы производится её индексация. Основанием индексации является Указ Президента Республики Беларусь № 483 “О своевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий”, в котором предусмотрено, что заработная плата, пенсии, стипендии и пособия в случае задержки их выплаты индексируются в соответствии с индексом потребительских цен, публикуемым Министерством статистики и анализа Республики Беларусь [20].

Ответственность за правильное и своевременное осуществление  выплат несёт наниматель.

Минимальная заработная плата представляет собой обязательный государственный минимальный  размер денежных и (или) натуральных выплат работнику нанимателем  в течение  месяца за работу в нормальных условиях при соблюдении установленной Трудовым кодексом продолжительности рабочего времени и выполнения норм труда. В состав минимальной заработной платы не входят доплаты, надбавки, премии и другие компенсационные и поощрительные выплаты.

Бюджет прожиточного минимума является основой для установления минимальных государственных социально-трудовых гарантий: минимального размера оплаты труда, минимального размера пенсий по возрасту, стипендий, пособий.

Государственными минимальными социальными стандартами в области  труда являются:

- минимальная заработная  плата (месячная, часовая);

- республиканские тарифы  оплаты труда, определяемые по  тарифным коэффициентам Единой тарифной сетки Республики Беларусь и устанавливаемой Правительством Республики Беларусь тарифной ставке первого разряда с участием профсоюзов.

Так, Законом определено, что размеры минимальной заработной платы устанавливаются Советом  Министров Республики Беларусь ежегодно с 1 января, исходя из показателей бюджета Республики Беларусь, утверждённого на очередной бюджетный (финансовый) год, и соотношения между размером минимальной заработной платы и социальными нормативами – бюджетом прожиточного минимума, а в дальнейшем – минимальным потребительским бюджетом, обеспечивая при этом ежегодное поэтапное сближение их размеров [20].

Декретом Президента Республики Беларусь № 3 “О некоторых  вопросах регулирования минимальной  заработной платы” установлены условия и порядок применения минимальной заработной платы[20]:

-минимальная заработная  плата применяется исключительно  в сфере трудовых отношений  и обеспечивает социальную защиту  работников;

-минимальная заработная плата (месячная, часовая);                                      ……-устанавливается Советом Министров Республики Беларусь в абсолютной сумме. При этом не должно ухудшаться сложившееся соотношение между размером месячной минимальной заработной платы и социальными нормативами (бюджетом прожиточного минимума и минимальным потребительским бюджетом);

- подлежит индексации  в течение года в порядке,  предусмотренном законодательством  для индексации доходов населения  с учётом инфляции;

- является обязательной  для нанимателей в качестве  низшей границы оплаты труда работников.

Установленные Законом  и Декретом меры придают минимальной  заработной плате статус гарантированного размера оплаты труда, что соответствует  требованиям части 1 статьи 59 Трудового  Кодекса.

На базе тарифной ставки первого разряда, согласно требованиям части 2 статьи 60 Трудового кодекса, будет обеспечиваться дифференциация размеров оплаты труда работников по профессионально-квалификационному уровню в зависимости от сложности выполняемых работ и их квалификации.

Механизм регулирования  заработной платы основывается на сочетании трёх важнейших направлений: государственное регулирование; рынок труда; коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры.

Государственное регулирование  заработной платы в настоящее  время предполагает ежегодный (в  начале года) пересмотр минимальной заработной платы, а также периодической повышение ставок и окладов, с тем, чтобы обеспечить воспроизводство рабочей силы в соответствии с её стоимостью по мере роста эффективности общественного производства и изменения потребности работников [20].

Контрактная форма найма  применяется при оформлении трудовых отношений в Республике Беларусь, а также широко используется во всем мире.  Это выгодно нанимателю для обеспечения стабильной работы предприятия, закрепления и сохранения высококвалифицированных опытных работников. Со своей стороны и работник, уверенный в завтрашнем дне, также будет работать с большей отдачей. Достижению этой цели  способствует возможность нанимателя расширять минимальные социальные гарантии у себя в организации, в том числе предусматривая и закрепляя их в контрактах работников. Например, установление в коллективном договоре условий, при которых с работниками новый контракт заключается на срок не менее пяти лет, установление дополнительного поощрительного отпуска и т.д.

26 января 2008 года вступил  в силу Закон Республики Беларусь  от 20 июля 2007 г. «О внесении изменений  и дополнений в Трудовой кодекс  Республики Беларусь», которым  внесены существенные изменения  в Трудовой кодекс Республики  Беларусь (далее – ТК).

Статья 17 ТК дополнена  положениями, согласно которым контракты  как разновидность срочного трудового  договора заключаются в порядке  и на условиях, установленных законодательством  о труде [20]. 

При переводе работника, работающего по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, на контракт наниматель обязан строго соблюдать условия статьи 32 ТК, а именно, обосновать конкретную производственную, организационную или экономическую причину изменения существенных условий труда, письменно предупредить работника об изменении существенных условий труда (заключении контракта) - не позднее чем за один месяц. При этом наниматель вправе изменить существенные условия труда работника при продолжении им работы по той же специальности, квалификации или должности, определенных в трудовом договоре. Соблюдение всех требований в совокупности обеспечит законность изменения существенных условий труда работнику.

Согласно пункту 20 постановления  Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2001г. N 2 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде" при отсутствии доказательств, подтверждающих обоснованные производственные, организационные или экономические причины, увольнение работников по пункту 5 статьи 35 ТК (в связи с отказом от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда) является незаконным. Это повлечет в силу части первой статьи 243 ТК восстановление работника на прежней работе [20].

Однако, если работник сам  отказывается от продолжения работы и заключения контракта, он подлежит увольнению по пункту 5 статьи 35 ТК (отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда). При согласии работника на переход на контракт, с ним заключается контракт в письменной форме в двух экземплярах (по одному для каждой из сторон). Условия и содержание контракта определяются соглашением сторон с соблюдением требований, предусмотренных ТК и иными актами законодательства.

Наниматель после подписания контракта согласно пункту 8 Положения  о порядке и условиях заключения контрактов нанимателей с работниками, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 сентября 1999 г. № 1476, должен издать приказ (распоряжение, постановление) о приеме (назначении) работника на работу (должность) или о заключении контракта с работником, трудовой договор с которым был заключен на неопределенный срок.

Минимальный срок контракта - не менее одного года – определен  в пункте 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины». Указом Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2000 г. № 180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29» предусмотрены гарантии для наиболее незащищенных категорий граждан. В нем установлено, что срок действия контракта  с работающей женщиной, находящейся в отпуске по беременности и родам, матерью (отцом ребенка вместо матери, опекуном), находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет,  определяется  не менее чем до окончания указанных отпусков, с работником предпенсионного возраста (женщины - 53 года, мужчины - 58 лет), добросовестно работающим и не допускающим нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, - не менее чем до достижения общеустановленного пенсионного возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет) и получения им права на пенсию по возрасту [20].

С согласия матери (отца ребенка вместо матери, опекуна), приступившей к работе до или после окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, наниматель обязан продлить (заключить новый) контракт на срок не менее чем до достижения ребенком возраста пяти лет.

В соответствии с названным  Указом контракты с беременными женщинами, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет (детей-инвалидов - до 18 лет), трудовые договоры с которыми были заключены на неопределенный срок, не заключаются, если они не дали согласие на заключение таких контрактов.

Нормы, закрепленные в актах Главы государства, в ТК  не включены, однако обязательны для применения на всей территории Республики Беларусь всеми нанимателями независимо от формы собственности предприятия и его организационно-правовой формы.

Полагаем, что с работником, который добросовестно выполняет свои обязанности, качественно и в срок справляется с порученным объемом работы, не нарушает трудовой дисциплины, наниматель обязан продлить контракт.

Максимальный срок для  срочных трудовых договоров, разновидностью которых является контракт, определен в пункте 2 статьи 17 ТК и составляет не более пяти лет.

Информация о работе Система оплаты труда на предприятии на примере ОАО «Гомельский ДСК"