Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 14:54, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы заключается в анализе влияния налогов на финансовое состояние коммерческих организаций
Исходя из намеченной цели, поставлены следующие основные задачи:
- изучить структуру и принципы построения налоговой системы Российской Федерации;
- охарактеризовать особенности налогового механизма как фактора усиления взаимодействия банковского и реального секторов экономики;
- выявить особенности налогообложения организаций финансового сектора экономики;
Введение. ................................................................................................................. 2
I. Этапы становления современной налоговой системы Российской
Федерации ............................................................................................................... 4
1.1. Сущность налогообложения в СССР ......................................................... 4
1.2. Реформы налогового законодательства в период перестройки. Цели,
основные направления, сущность ................................................................... 13
1.3. Основы российской налоговой системы, заложенные в 90-х годах XX
века ..................................................................................................................... 19
II. Действующая налоговая система Российской Федерации .......................... 24
2.1. Сущность и характеристика системы налогообложения РФ на
современном этапе ............................................................................................ 24
2.2. Роль и место налогообложения в финансовой системе Российской
Федерации.......................................................................................................... 33
2.3. Виды налогов и их роль в экономике страны.......................................... 42
III. Основные проблемы развития и совершенствования налогообложения в
Российской Федерации. ....................................................................................... 51
3.1. Противоречия современной налоговой системы: постановка проблемы.
51
3.2 Изменения налогового законодательства в 2013-2014 году ................... 56
3.3. Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в
2014 году и плановом периоде 2015 и 2016 годов......................................... 75
Заключение............................................................................................................ 82
Список использованных источников........
Налога на доходы физических лиц ( в части доходов, полученных при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения
Налог на имущество физических лиц (в части имущества, используемого при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения36)
НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых не применяется патентная система налогообложения; при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией; при осуществлении операций, облагаемых в соответствии со статьей 174.1 Налоговый кодекс Российской Федерации). Виды предпринимательской деятельности, в отношении которых возможно применение патентной системы налогообложения ограничены законодательно.
Организация вправе применять одновременно несколько спецрежимов по различным видам деятельности.
Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции введена с 1 января 2004 г. Федеральным законом от 6 июня 2003 г. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливает специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции». Налогоплательщиками и плательщиками сборов, уплачиваемых при применении этого режима, признаются организации, являющиеся инвесторами, осуществляющими вложение собственных, заемных или привлеченных средств, имущества или имущественных прав в поиск, разведку и добычу минерального сырья, и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения о разделе продукции.
Предусмотрены два варианта уплаты налогов инвесторами в зависимости от их доли в произведенной продукции. В рамках первого из них инвестору передается в собственность не более 75% продукции, а при добыче на континентальном шельфе Российской Федерации — 90%.
В этом случае он уплачивает следующие налоги и сборы:
Инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов и сборов по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления (например, транспортного налога со всех транспортных средств, кроме легковых автомобилей). Суммы уплаченных инвестором налогов, а также суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возмещению в соответствии с положениями главы 26.4 Налогового Кодекса.
Инвестор не уплачивает
налог на имущество организаций, если
оно используется исключительно для осуществления
деятельности, предусмотренной соглашениями.
В случае если имущество используется
инвестором не для целей, связанных с выполнением
работ по соглашению, оно облагается налогом
на имущество организаций в общеустановленном
порядке.
Второй вариант уплаты налогов предусматривает
передачу в собственность инвестору не
более 68% продукции. В этом случае он уплачивает
следующие налоги и сборы:
Одновременно он по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления освобождается от уплаты региональных и местных налогов и сборов.
При выполнении соглашения объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка и порядок исчисления в отношении уплачиваемых инвесторами налогов определяются с учетом особенностей, предусмотренных действующими на дату вступления соглашения в силу положениями главы 26.4 Налогового кодекса. В случае изменений в налоговом законодательстве исчисление налогов и сборов производится в соответствии с действующим законодательством.
В случае, когда освобождение инвестора от уплаты региональных и местных налогов и сборов не предусмотрено, его затраты по уплате указанных налогов и сборов подлежат возмещению за счет соответствующего уменьшения доли произведенной продукции, передаваемой государству, в части, передаваемой соответствующему субъекту Российской Федерации, на величину эквивалентную сумме фактически уплаченных указанных налогов и сборов.
Вроде бы, в стране принимаются законы, постановления, издаются указы по налогам и сборам, т.е. принимаются соответствующие нормативно-правовые акты на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации и органом местного самоуправления, а проблема не решается. Действующий ныне Налоговый кодекс не совершенен, требует внесения изменений и дополнений, что уже неоднократно и происходило.
Для современной налоговой системы России, характерно множество проблем, одной из которых продолжает оставаться её фискальная направленность.
Подтверждением этому является тот факт, что основой формирования доходной базы федерального бюджета продолжают оставаться налоговые доходы. Доля налоговых поступлений в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%, поэтому ситуацию нельзя назвать некорректной. Однако в развитых странах большая часть бюджета – это подоходный налог, в то время, как в России ситуация кардинально другая. В большей степени возрастает доля в консолидированном бюджете РФ легко собираемых косвенных налогов (НДС, акцизов) с 40, 8 % в 2005 г. до 44,1 % в 2013 году37. Это свидетельствует о том, что налоговая политика государства не предельно эффективна.
Можно выделить следующие аспекты и проблемы в ее реализации:
1. Проблемы налогового законодательства.
Следует отметить проблему нестабильности налогового законодательства, когда вносятся поправки и изменения, имеющие обратную силу, ликвидируются ранее введённые привилегии, что создаёт дополнительный источник риска для инвесторов. Государство должно гарантировать соблюдение стабильности налогов и правил их взимания в течение значительного периода времени. Налоги не должны пересматриваться чаще, чем раз в несколько, например, в 5 лет.
При этом обо всех планируемых изменениях, налогоплательщиков необходимо извещать до периода их действия, а не ставить перед уже свершившимся фактом.
К сожалению, принятый Налоговый Кодекс требует дальнейших уточнений и дополнений. В налоговом кодексе любая неясность заведомо обращена в пользу одной стороны - налогоплательщика. Буквальная трактовка Налогового Кодекса Российской Федерации предоставляет безграничные возможности для извращения сути налоговой идеи и субъективного толкования законодательства. Если пристрастно подойти к чтению положений Кодекса, если занять позицию непримиримого ревнителя буквы, то почти все в нём может стать предметом спора с соответствующими потерями для бюджета.
Таким образом, в настоящее время продолжает иметь место недостаточная чёткость и ясность положений нормативных документов по налогообложению, их противоречивость и запутанность, что, значительно затрудняет их изучение налогоплательщика, в связи с чем их ошибки при исчислении налогов остаются неизбежными.
2. Проблема неплатежей.
Очень сложной является проблема неплатежей налогов, т. е. недоимки. Одной из причин, способствовавших значительному росту недоимки, стало увеличение объёмов отсроченных платежей, предоставляемых предприятием имеющим задолженность по платежам в бюджет, с целью бронирования поступающих на их расчётные счета средств для выплаты заработной платы.
Другие причины неплатежей - отсутствие средств на счетах плательщиков, а также низкая платёжная дисциплина налогоплательщиков в этой связи на основании постановления правительства, а также нормативных актов субъектов Федерации проводится реструктуризация задолженности предприятий. Поиск причин изменения динамики задолженности, сохранение на довольно высоких уровнях объемов неплатежей, требует глубокого изучения процесса образования задолженности, как в теоретическом, так и в эмпирическом плане.
Среди причин возникновения и распространения неплатежей называют дефицит кредитования, часто связываемый с ужесточением кредитно-денежной политики, сжатием ликвидности38.
3. Трудности механизма налогообложения.
Обращает на себя внимание проблема неэффективности отдельных элементов налогового механизма. Существует аппарат федеральной налоговой службы, отделов МВД по борьбе с экономическими преступлениями. А результат работы оставляет желать лучшего. Из-за неподготовленности кадров этих органов, неумения грамотно провести поддержку, ревизию, зачастую многие и юридические и физические лица легко уходят от ответственности за сокрытие налогов. Так, на 2011 год доля убыточных предприятий составила 14,1%39.
Не поддаются объяснению такие, например, факты, когда на глазах у всех фирмы, предприятия по документам почти убыточные, а их руководители приобретают дорогостоящие иномарки, возводят в короткие сроки дворцы - коттеджи.
Россию захлестнула волна разоблачений связанных с незаконными финансовыми операциями. Теневая экономика - это наиболее латентный вид экономической деятельности, качественно отличающийся от всех других нарушений и "сокрытий" требующий большего количества сил и средств для борьбы с ним, в частности применения оперативно-розыскных методов и потому представляющий собой наиболее тяжкий вид социально опасных делений в налоговой сфере.
4. Налоговая культура.
Наряду с перечисленными выше проблемами необходимо отметить и проблему воспитания налоговой культуры, законопослушание наших сравнительно "молодых" налогоплательщиков. Сегодня уровень налоговой культуры остаётся низким. Об этом свидетельствуют данные о росте правонарушений и преступлений, связанных с сокрытием доходов от налогообложения, в том числе, в крупных и особо крупных размерах. Многие нарушения налогового законодательства носят особо опасный для российской экономики характер, так как связаны с "отмыванием" капиталов, добытых преступным путём, утечкой валютных средств за рубеж, сращиванием криминальных структур с рыночными. Переломление негативных тенденций в экономике, возникших в нашем обществе в крупных размерах, одновременно с построением и развитием новой модели хозяйствования - задача сегодняшнего и завтрашнего дня. Немаловажное значение при этом имеет совершенствование разъяснительной работы с гражданами.
От решения указанных выше проблем зависит эффективность формирования доходов бюджетов всех уровней, рост предпринимательской активности, развитие производства и в конечном итоге стабилизация экономики нашей страны.
В трехлетней перспективе 2014 - 2016 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности40.
Основными направлениями налоговой политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, одобренными Правительством Российской Федерации в 2012 году, предусматривалась реализация налогового маневра, который заключался в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал и ее повышении на потребление, включая дорогую недвижимость, на рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также в переходе к новой системе налогообложения недвижимого имущества.
В части мер налогового стимулирования планировалось внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:
1. Поддержка инвестиций
и развития человеческого
2. Совершенствование
налогообложения при операциях
с ценными бумагами и
3. Совершенствование
специальных налоговых режимов
для малого
4. Развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях.
5. Налогообложение добычи полезных ископаемых.
В части мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации, планировалось внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:
1. Налогообложение добычи углеводородного сырья.
2. Акцизное налогообложение.
3. Введение налога на недвижимое имущество для физических лиц.
4. Налогообложение престижного потребления.
5. Оптимизация налоговых
льгот по региональным и
6. Совершенствование налога на прибыль организаций.
7. Совершенствование
налогового администрирования41
В 2013 – 2014 году продолжалось совершенствование налоговой системы Российской Федерации. Меры налогового стимулирования были направлены на:
1. Поддержку инвестиций
и развития человеческого
2. Меры, предусматривающие повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации.
3. Совершенствование специальных налоговых режимов для малого предпринимательства.
4. Развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях.
Поддержка инвестиций и развития человеческого капитала выражалась в следующих нововведениях и направлениях деятельности:
1. Предоставление льгот
по налогу на доходы
В правила исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц был внесен ряд изменений в целях поддержки физических лиц.
В частности, был расширен перечень доходов, освобождаемых от обложения налога на доходы физических лиц, за счет включения в указанный перечень:
Информация о работе Система налогообложения в Российской Федерации