Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 14:54, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы заключается в анализе влияния налогов на финансовое состояние коммерческих организаций
Исходя из намеченной цели, поставлены следующие основные задачи:
- изучить структуру и принципы построения налоговой системы Российской Федерации;
- охарактеризовать особенности налогового механизма как фактора усиления взаимодействия банковского и реального секторов экономики;
- выявить особенности налогообложения организаций финансового сектора экономики;
Введение. ................................................................................................................. 2
I. Этапы становления современной налоговой системы Российской
Федерации ............................................................................................................... 4
1.1. Сущность налогообложения в СССР ......................................................... 4
1.2. Реформы налогового законодательства в период перестройки. Цели,
основные направления, сущность ................................................................... 13
1.3. Основы российской налоговой системы, заложенные в 90-х годах XX
века ..................................................................................................................... 19
II. Действующая налоговая система Российской Федерации .......................... 24
2.1. Сущность и характеристика системы налогообложения РФ на
современном этапе ............................................................................................ 24
2.2. Роль и место налогообложения в финансовой системе Российской
Федерации.......................................................................................................... 33
2.3. Виды налогов и их роль в экономике страны.......................................... 42
III. Основные проблемы развития и совершенствования налогообложения в
Российской Федерации. ....................................................................................... 51
3.1. Противоречия современной налоговой системы: постановка проблемы.
51
3.2 Изменения налогового законодательства в 2013-2014 году ................... 56
3.3. Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в
2014 году и плановом периоде 2015 и 2016 годов......................................... 75
Заключение............................................................................................................ 82
Список использованных источников........
Высчитывался налога в данном случае исходя из той разницы, которую «накручивали» за реализацию торговые объединения.
В чем заключалась в данном случае функция налогов? Кроме того, что именно налоги формируют структуру бюджета страны, было необходимо мобилизовать ресурсы страны – как денежные, так и остальные – для того, чтобы обеспечить высокие темпа экономического роста (в дореформенный период они были чересчур низкими, что серьезно затрудняло развитие экономики).
Этот налог не зависел то того, выполнен предприятием план или нет. Соответственно, он уплачивался в любом случае, а это гарантировало стабильность поступлений в государственный бюджет12.
Однако, тем не менее, налоги, поступающие от населения имели также значительный вес в формировании бюджета. Основной налог, который платило население – это подоходный. Он взимался с рабочих и служащих. Еще один вид налогов, который население платило государству – это сельскохозяйственный налог. Кроме этого, к налогам с населения можно отнести:
К налогам с населения также относились:
Подоходный налог с населения, взимался с физических лиц (советских, иностранных граждан), имевших на территории СССР источники доходов. Плательщики налога в зависимости от источника доходов подразделялись на несколько групп.
1 июля 1981 года земельная рента, которая снималась до этого, была заменена земельным налогом. Кто платил этот налог? Все, кто так или иначе пользовались земельными ресурсами: за земельные участки, которые выделялись предприятиям и гражданам. Налог высчитывался исходя из размера участка и пропорционально ему (с квадратного метра).
Также в СССР взимался налог с владельцев транспортных средств. Его платили как физические лица, так и предприятия, которые имели в своем парке автомобили либо иные средства передвижения – мотоциклы, моторные лодки, мотосани. Размер ставки налога зависел от того, сколько лошадиных сил имело данное транспортное средство и территория проживания его владельца13.
Начало 80-х годов XX века – это период затухания экономического роста, что привело к падению его темпов.
Неэффективность командной экономики при отсутствии материальной заинтересованности привела к тому, что встал вопрос о неспособности экономической системы решать задачи, стоящие перед ней. Государству удалось осуществить урбанизацию и индустриализацию, однако источники экстенсивного развития были исчерпаны уже к 80-м годам. Необходима была глубинная перестройка всех рычагов регулирования. Основными проблемами стали:
Не спасали ситуацию и те материальные ресурсы, которыми обладала страна: из-за падения цен на нефть дисбаланс в экономике уже нельзя было исправить импортом товаров из-за границы.
Неповоротливая государственная плановая экономика не обеспечивала стране ассортимент и выбор товаров, а также явно страдало их качество. Ситуация усугублялась тем, что любые нововведения и разработке тонули в бумажной волоките, на 80% отвергаясь. Оставшиеся 20% нововведений даже если внедрялись, то с опозданием. Это привело к сильнейшему отставанию СССР от стран Запада. Единственная эффективная отрасль, которая к середине 80-х годов съедала значительные инвестиции и средства, была оборонка.
Кризисные явления становились все более реальными, и поэтому все чаще поднимался вопрос об обновлении как принципов действия экономики, так и рычагов воздействия на нее. Попытка решить эти задачи была предпринята в рамках политики перестройка, которая проходила в СССР в 1986 – 1991 гг. Основным лозунгом и приоритетом ее стало ускорение: повышение производительности труда, увеличение темпов экономического роста и эффективности производства. Для этого государство пыталось мобилизовать все имеющиеся резервы.
Ведя речь о налоговой системе, нельзя не отметить тот факт, что она очень отличалась от того, что происходило во всем мире. Мировая налоговая практика опиралась на материальную заинтересованность населения, в то время как выбранная Советским Союзом стратегия демонстрировала полную неэффективность. Политика «избавления от налогов» не приносила результатов, и все очевидней становился тот факт, что стране необходимо было:
Так как налоговая система – это в том числе и регулятор экономики, она должна была способствовать повышению инвестиционной активности населения, обеспечить стабильный экономический рост и гибкость самой системы применительно к практике. В то время, как мировая практика использовала различные варианты и подходы, в СССР основных налоговых источника было только три:
Налог с оборота был непомерно высок и взимался с отраслей легкой промышленности. Высокие ставки приводили к тому, что материальная заинтересованность отсутствовала – все равно львиную долю прибыли забирало государство. А в случае убыточности государство брало на себя долг предприятия. Поэтому все чаще руководство не видело разницы между экономической эффективностью и убыточностью. Это приводило к тому, что ценообразование также осуществлялось без учета реальных условий: как правило, цены занижались, ценовая решетка деформировалась.
Отчисления от прибыли отличаются от налогов тем, что в данном случае отсутствуют конкретные налоговые ставки, которые устанавливаются государством законодательно. В Советском Союзе каждое предприятие индивидуально платило отчисления от прибыли, и в течение планового периода государство их меняло в зависимости от ситуации: чем выше была доходность предприятия, тем выше были суммы, которые должны были быть выплачены. Так как государство испытывало дефицит денежных средств, оно часто делало отчисления настолько высокими, что заинтересованность предприятия сводилась на нет. Это приводило к тому, что расход материальных ценностей был нерациональным, себестоимость продукции росла, а производительность труда падала. Предприятия не имели собственных оборотных средств, и это отрицательно влияло на их эффективность.
Поэтому с 1986 года начинается коренная перестройка системы платежей в бюджет. Первым шагом стало разрешение индивидуальной трудовой деятельности граждан. Был принят закон от 30 июня 1987 года «О государственном предприятии»16, в соответствии с которым была установлена возможность индивидуальной трудовой деятельности и предусматривалась система оплаты за патент. За регистрационное удостоверение и патент, которые выдавались соответствующими государственными органами, предусматривалось введение государственной пошлины. Таким образом было узаконено обложение индивидуальной деятельности граждан налогами, причем размер этих налогов устанавливался с учетом двух факторов: суммы дохода и учета общественных интересов. Если на занятия индивидуальной трудовой деятельностью у гражданина имелся патент, он освобождался от подоходного налога по данному виду деятельности17.
Цели принятия закона прозрачны:
1. Стимулировать экономические методы управления.
2. Вести элементы хозрасчета
и самофинансирования
3. Реформировать командные
Считается, что принятием этого документа было ознаменовано начало реформ обязательных платежей в государственный бюджет. Была предпринята попытка унификации законодательства в экономической сфере: закреплялись основные обязанности предприятий по платежам в бюджет:
По своей сути это было начало формирования налоговой системы. Закреплено это действие было принятием 14 июня 1990 года закона «О налогах с предприятий, объединений и организаций»18. Этот нормативный акт регламентировал налоговые правоотношения, установил обязанность и порядок выплаты предприятиями и другими субъектами экономической деятельности общесоюзных налогов:
Далее в марте 1998 года Указом Президиума Верховного Совета СССР устанавливается налог с владельцев транспортных средств. Данный вид налога платился обычными гражданами, а также предприятиями всех видов. Ранее он был местным налогом – шел в бюджет местных органов власти. Однако по итогам реформы стал налогом общегосударственным.
Таким образом, данная реформа учитывала рыночные отношения, которые постепенно проникали в государственную экономику страны. Она делала нормальным и возможным:
В соответствии с законом СССР от 23 апреля 1990г. «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства», устанавливаются самостоятельные режимы налогообложения доходов граждан от ведения крестьянского хозяйства и доходов от индивидуальной трудовой деятельности. Этот закон уравнял население вне зависимости от типа собственности предприятия, на котором проходит его трудовая деятельность.
В это же время был принят Закон СССР «О поэтапной отмене налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР». С 1991г. предполагалось отменить налог с бездетных женщин, состоящих в браке, с 1992г. - с женатых мужчин и женщин, состоящих в браке, с 1993г. - со всех остальных. В совокупности это дало бы населению за три года 1,5 млрд. рублей19.
Управление сбором налогов было решено отдать специальному государственному органу – Главной государственной налоговой инспекции, которая впоследствии трансформировалась в Главную налоговую службу, а с 1998 года получила название Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
Однако предпринятые реформы были каплей в море. Они не трогали основ существующей распределительной системы, что сделало их однобокими и неэффективными. Расширяя права предприятий, они по-прежнему оставляли их в собственности государства, допуская предпринимательство – не отходили от принципов командно-распределительной экономики. Поэтому к началу 1990-х годов в СССР все-таки начинается сильнейший структурный кризис, который и привел к его распаду.
Середина 1990 года ознаменовалась решением о введении частной собственности. С этого времени стало возможным иметь средства производства в частной собственности. Именно этот закон открыл дорогу к устранению изживших себя социалистических методов управления, закладывая основы капиталистического общества. После принятия решения углубить реформы, начинается разработка серьезной и системной реформы, которая была призвана наиболее безболезненным путем перевести экономику на рыночные рельсы. Самой известной стал проект реформ «500 дней», который был разработан Явлинским и Шаталиным. В рамках данной программы переход к рынку должен был быть быстрым и максимально стремительным. С противоположность ему была разработана правительственная программа, которая делала этот переход более мягким и постепенным. Более того, правительство стремилось оставить все-таки значительный государственный сектор в экономике, а также контроль за ним бюрократии и партократии. После дебатов было принято решение идти этим путем, предлагаемый программой «500 дней» вариант был отвергнут.
Так были упущены возможности реформирования экономики. Итогом такого решения стало то, что к концу 1991г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Это выразилось в том, что Советский Союз оказался на 82-м месте в мире по уровню жизни населения, его национальный доход упал на 20%, а дефицит государственного бюджета составил 30% ВВП20.
Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, которая могла парализовать всю экономику. Серьезные сомнения возникли у западных кредиторов в платежеспособности СССР. Суммарный внешний долг Советского Союза к концу 1991г. составлял более 100 млрд. долларов. Экономическая реформа становилась неизбежной и жизненно необходимой.
Информация о работе Система налогообложения в Российской Федерации