Система налогообложения в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 14:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы заключается в анализе влияния налогов на финансовое состояние коммерческих организаций
Исходя из намеченной цели, поставлены следующие основные задачи:
- изучить структуру и принципы построения налоговой системы Российской Федерации;
- охарактеризовать особенности налогового механизма как фактора усиления взаимодействия банковского и реального секторов экономики;
- выявить особенности налогообложения организаций финансового сектора экономики;

Оглавление

Введение. ................................................................................................................. 2
I. Этапы становления современной налоговой системы Российской
Федерации ............................................................................................................... 4
1.1. Сущность налогообложения в СССР ......................................................... 4
1.2. Реформы налогового законодательства в период перестройки. Цели,
основные направления, сущность ................................................................... 13
1.3. Основы российской налоговой системы, заложенные в 90-х годах XX
века ..................................................................................................................... 19
II. Действующая налоговая система Российской Федерации .......................... 24
2.1. Сущность и характеристика системы налогообложения РФ на
современном этапе ............................................................................................ 24
2.2. Роль и место налогообложения в финансовой системе Российской
Федерации.......................................................................................................... 33
2.3. Виды налогов и их роль в экономике страны.......................................... 42
III. Основные проблемы развития и совершенствования налогообложения в
Российской Федерации. ....................................................................................... 51
3.1. Противоречия современной налоговой системы: постановка проблемы.
51
3.2 Изменения налогового законодательства в 2013-2014 году ................... 56
3.3. Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в
2014 году и плановом периоде 2015 и 2016 годов......................................... 75
Заключение............................................................................................................ 82
Список использованных источников........

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 265.47 Кб (Скачать)

1.3. Основы российской налоговой системы, заложенные в 90-х годах XX века

После развала Советского Союза перед Россией встала непростая задача: переход к рыночной экономике. Это означало ломку практически всех существующих устоев экономики.

Поэтому данный период ознаменовался началом масштабной и комплексной реформы, которая затронула (и весьма конструктивно) все области экономики, в том числе и налогообложение. В рамках реформы были разработаны и приняты законы:

  • Закон РФ от 27 декабря 1991г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»,
  • Закон РФ от 27 декабря 1991г. № 2116-I «О налоге на прибыль предприятий и организаций»,
  • Закон РФ от 6 декабря 1991г. № 1992-I «О налоге на добавленную стоимость»,
  • Закон РФ от 7 декабря 1991г. «О подоходном налоге с физических лиц».

И хотя почти все перечисленные законы прекратили свое действие, все они послужили прочным фундаментом нынешней налоговой системы России.

Поэтому можно с определенной долей уверенности сказать, что налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1990 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе.

Значение принятых законов сложно переоценить. Именно они установили порядок уплаты налогов в государственный бюджет. Также устанавливается место пошлин и других сборов, которые имеют место быть. Определяются плательщики налогов, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Таким образом, система взимания налогов с населения получила определенное оформление. Рассмотрены принципы системы льгот, при которых участники экономической деятельности имеют возможность получить определенные скидки при ее осуществлении.

Исходя из данного закона, как введение, так и отмена налогов осуществляется только высшими органами законодательной власти. Они должны также соответствовать принятому закону. В частности, налогом, сбором или пошлиной, а также другим платежом считается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, который плательщики вносят в государственный бюджет в соответствии с существующим налоговым законодательством.

Налог – это изъятие в пользу государства определенных финансовых средств, либо части валового внутреннего продукта (сокращенно – ВВП). Он является обязательным для всех участников экономической деятельности, которые этот ВВП и производят. На основании налоговых поступлений государство строит свою финансовую деятельность и формирует государственный бюджет. Таким образом происходит участие членов общества в формировании государственных финансов, которые являются определенной системой перераспределения денежных средств. Сегодня важность налогов сложно переоценить – они являются важнейшей частью финансирования деятельности государственного механизма.

В 90-х годах в России сложилась сложная финансовая и экономическая ситуация. И формирование налоговой системы помогло преодолеть, хотя бы частично, те кризисные явления, которые разрушали экономику страны. От Правительства страны были необходимы срочные действия для того, чтобы разработать стабилизационную программу, которая поможет преодолеть кризис. При этом решающая роль в преодолении кризиса принадлежала налоговой службе, т.к. она обеспечивает более 92% поступлений средств в федеральный бюджет.

Можно выделить три группы факторов, которые влияют на состояние бюджета:

  • Уровень развития экономики, особенно отечественной промышленности и торговли.
  • Соответствие налогового законодательства экономической ситуации.
  • Насколько сильна налоговая служба страны.

Кризис выявил крупные недостатки в налоговом законодательстве России. Такие как:

  • фискальная направленность, не позволяющая стимулировать отечественных производителей,
  • нестабильность,
  • противоречивость многих законов, а также инструкций, что может приводить к различному их толкованию,
  • излишняя жесткость санкций, что часто делает неоправданными действия налоговых органов,
  • наличие «лазеек» для уклонения от налогообложения.

Вместе с тем, действующее налоговое законодательство России сыграло и позитивную роль на начальной стадии перехода экономики к рыночным отношениям.

Объективно анализируя сложившуюся в то время ситуацию в стране, можно сказать, что быстрое и реальное увеличение доходов в бюджет может обеспечить только активная деятельность налоговой службы. Другие группы факторов начнут работать лишь в более или менее отдаленном будущем.

Все это подчеркнуло необходимость осуществления налоговой реформы, которая должна была решать две главные задачи, причем противоречащие друг другу. С одной стороны, нужно ослабить налоговое давление на предприятия и организации, особенно на отечественных производителей. Необходимо создать им предпосылки для восстановления утраченных оборотных фондов, для повышения уровня выпуска продукции, чтобы впоследствии начать новый подъем. В перспективе же нужно добиться конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и мировом рынках. С другой стороны, стоит проблема сбалансирования текущего бюджета по доходам и расходам, сокращения его дефицита, снижения внешнего долга, обеспечения финансирования федеральных, региональных и местных потребностей. Ее решение требует роста налоговых поступлений, включая и таможенные сборы, ибо других реальных источников просто нет.

Основным курсом налоговой реформы было снижение федеральных налогов, перенос их центра тяжести с производителей на потребителей, упорядочение взаимоотношений между налогоплательщиками и государством.

Результатом первого этапа налоговой реформы явилось принятие Налогового Кодекса Российской Федерации, первая часть которого вступила в силу с 1 января 1999 года. Налоговый Кодекс Российской Федерации – основной законодательный акт, регулирующий налоговые отношения.

В новом налоговом кодексе разграничились понятия налог и сбор, что немаловажно. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сбор отличается от налога тем, что уплачивается за совершение в пользу плательщика определенных юридически значимых действий.

Налоговый кодекс фиксирует те принципы, которые легли в основу налогообложения, определяет основные его понятия, а также устанавливает права и обязанности участников хозяйствования. Среди положительных моментов этой реформы можно отметить:

  • формирование разветвленной сети государственных органов;
  • обеспечивающих организацию сбора налогов;
  • внедрение системы налогового учета и контроля;
  • образование относительно стабильной системы налогообложения21.

Таким образом, существовавшая в Советском Союзе система отчислений в государственный бюджет была неэффективной. При реформировании ее в 1990-е году XX века были созданы предпосылки создания современной налоговой системы. 
II. Действующая налоговая система Российской Федерации

2.1. Сущность и характеристика системы налогообложения РФ на современном этапе

Налоговая система страны включает:

налоги, пошлины и сборы, которые собираются на территории конкретного государства в соответствии с его законодательством,

нормы и правила, которые регулируют отношения государств и налогоплательщиков,

принципы построения налоговой системы с учетом целей государства и общества.

Все вышеназванные составляющие закреплены в налоговом кодексе Российской Федерации. Как и все государства, при формировании налоговой системы Российская Федерация учитывает те принципы, которые положены в основу налогообложения в стране. В нашей стране они находятся во многом еще на стадии формулировки, а часто – корректировки. Особенность Российской Федерации:

  • это устройство федеративного типа, что, несомненно, должно учитываться налоговой системой,
  • взаимоотношения федеративного центра и составляющих федерацию частей обуславливают специфику налогообложения: структуру и состав,

Уже сформулированные принципы налогообложения Российской Федерации можно озвучить следующим образом:

  • Уровень налоговой ставки обозначен уровнем доходов налогоплательщика.
  • Однократный характер налогообложения.
  • Уплата налогов является обязательной обязанностью каждого.
  • Простота и удобство выплаты налоговых платежей, а также экономичность их сбора.
  • Гибкость и адаптивность к потребностям общества, возможность развития в случае изменения экономической ситуации.
  • Разумное сочетание прямых и косвенных налогов.
  • Налоговые льготы для приоритетных отраслей экономики либо социально незащищенных слоев населения (в соответствии с законодательством).

Разделение налогов по уровням государственного правления: федеральные, региональные и местные.

В основу налоговой системы легли законодательные акты, принятые государством для того, чтобы сделать налогообложение простым и удобным, а также обеспечить защиту прав обеих сторон правоотношений. Они строго регламентируют формы и методы взимания налогов, что делает процесс упорядоченным.

Что же такое налог и его функции в современном обществе? Что составляет правоотношения в сфере налогообложения? Проанализировав экономическую литературу по этой теме, можно сделать следующие выводы:

Система налогообложения жизненно необходима каждому государству, так как именно она обеспечивает его нормальное функционирование.

Гражданское общество невозможно без системы налогообложения, так как оно держится не только на правах, но и на осознании своих обязанностей гражданами.

Система налогообложения ограничивает неприкосновенность частной собственности, так как отчуждает часть принадлежащих субъектам хозяйствования средств.

Система налогообложения – сфера столкновения интересов субъектов предпринимательства и государства, поэтому часто здесь возникают конфликты, которые требуют не только регулирования, но и постоянного совершенствования законодательной базы.

Эти принципы озвучены в первой части Налогового кодекса Российской Федерации. Именно этот нормативный документ регламентирует ключевые моменты налогообложения в Российской Федерации, формулирует его основные принципы, а также дает определение ключевым понятиям, связанным с налогообложением.

Задача Налогового кодекса – это установление основных налогов и сборов, которые выплачиваются на федеральном уровне. Этим законодательным актом оговариваются и устанавливаются:

1. Налоги и сборы, которые  субъекты хозяйствования выплачивают  в федеральный бюджет.

2. Порядок оплаты налогов, а также сборов в федеральный  бюджет, а также основания, на  которых возникают, изменяются или  прекращаются обязанности по  уплате налогов.

3. Принципы, на которых устанавливаются или прекращаются налоги и сборы как федеральные, так и местные.

4. Оговариваются основные  права, а также обязанности как налогоплательщиков, так и налоговых органов в процессе правоотношений по уплате-сбору налогов.

5. Формы осуществления  налогового контроля, а также  методы, при помощи которых они  реализуются.

6. Ответственность, которая  накладывается на нарушителей  налогового законодательства.

7. Возможности обжалования  неправомерных действий налоговых  органов, а также должностных  лиц.

Объект налогообложения – это операции, которые связаны с реализацией товаров, либо предоставлением услуг или работ, а также имущество, доход, прибыль, стоимость реализованных товаров (либо работ или услуг). Также объектом налогообложения может быть объект, который имеет количественную или стоимостную характеристику, с которой государственные законы связывают обязанности по уплате налога либо сбора.

Именно Налоговый кодекс устанавливает объекты налогообложения, которые перечислены во второй части Налогового кодекса. Налоги и перечисленные в них объекты налогообложения устанавливаются с учетом первой части Налогового кодекса. Именно Налоговым кодексом предусматриваются возможности установления налоговых льгот отдельным категориям налогообложения. Льготы могу выражаться как в снижении налоговых ставок, так и полном освобождении от уплаты налогов по определенным основаниям.

Функция – это проявление сущности (в нашем случае налогов) в действии,  также выражение конкретных их свойств. Функции налогов: фискальная, распределительная, регулирующая, стимулирующая (либо дестимулирующая), воспроизводственная, поощрительная. Функции налогов также оговорены Налоговым кодексом, а их проявление регулируется специальными законодательными актами, направленными на регуляцию налогообложения. Основной функцией налогообложения традиционно считается фискальная. Именно она реализует возможность формирования финансов государства, для того, чтобы мобилизовать их на решение поставленных задач. Аккумулирование средств в бюджете происходит для реализации государственных программ, причем при их разработке учитываются все возможные налоговые поступления (структура доходов бюджета Российской Федерации по состоянию на 01.10.2013 года отражена в приложении 1).

Информация о работе Система налогообложения в Российской Федерации