Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 14:54, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы заключается в анализе влияния налогов на финансовое состояние коммерческих организаций
Исходя из намеченной цели, поставлены следующие основные задачи:
- изучить структуру и принципы построения налоговой системы Российской Федерации;
- охарактеризовать особенности налогового механизма как фактора усиления взаимодействия банковского и реального секторов экономики;
- выявить особенности налогообложения организаций финансового сектора экономики;
Введение. ................................................................................................................. 2
I. Этапы становления современной налоговой системы Российской
Федерации ............................................................................................................... 4
1.1. Сущность налогообложения в СССР ......................................................... 4
1.2. Реформы налогового законодательства в период перестройки. Цели,
основные направления, сущность ................................................................... 13
1.3. Основы российской налоговой системы, заложенные в 90-х годах XX
века ..................................................................................................................... 19
II. Действующая налоговая система Российской Федерации .......................... 24
2.1. Сущность и характеристика системы налогообложения РФ на
современном этапе ............................................................................................ 24
2.2. Роль и место налогообложения в финансовой системе Российской
Федерации.......................................................................................................... 33
2.3. Виды налогов и их роль в экономике страны.......................................... 42
III. Основные проблемы развития и совершенствования налогообложения в
Российской Федерации. ....................................................................................... 51
3.1. Противоречия современной налоговой системы: постановка проблемы.
51
3.2 Изменения налогового законодательства в 2013-2014 году ................... 56
3.3. Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в
2014 году и плановом периоде 2015 и 2016 годов......................................... 75
Заключение............................................................................................................ 82
Список использованных источников........
В 2012 году принят Федеральный закон N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". В соответствии с мерами, предусмотренными указанным Федеральным законом, с 2013 года налоговыми органами могут быть запрошены справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в случаях проведения мероприятий налогового контроля в отношении этих организаций, индивидуальных предпринимателей, а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, отмене приостановления переводов электронных денежных средств.
Налоговыми органами могут быть запрошены справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации был внесен в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям", который содержит комплекс мер по противодействию уклонению от уплаты налогов и использованию фирм-однодневок.
Кроме того, подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за исполнением банками обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах". Проект федерального закона устанавливает порядок осуществления налоговыми органами контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Кодексом, по исполнению поручений на уплату налога, предоставлению сведений и т.д.
Эти меры будут способствовать повышению прозрачности финансовой деятельности хозяйственных обществ, включая противодействие уклонению от налогообложения.
При разработке мер в области налоговой политики, которые предполагается реализовать в 2014 - 2016 годах, будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных в предыдущие годы.
Взимание налогов и сборов может оказывать различное влияние на поведение экономических субъектов, создавать различные стимулы как для организаций, так и для физических лиц. Необходимым условием для повышения конкурентоспособности российской экономики является ее диверсификация, технологическое обновление, модернизация производства. Стимулирующая роль налоговой системы по перечисленным направлениям сохранится.
С учетом необходимости обеспечения бюджетной сбалансированности следует предпринимать меры, направленные на увеличение доходов бюджетной системы Российской Федерации. Основными источниками роста налоговых поступлений может стать как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области налогового администрирования.
Достигнутый к настоящему времени уровень налоговой нагрузки, с одной стороны, соответствует минимальному уровню нагрузки развитых стран, с другой стороны, обеспечивает стабильную наполняемость бюджетов всех уровней (Приложение 2).
Таким образом, внесение существенных изменений в структуру налоговой системы, а также введение новых налогов в среднесрочном периоде, не предполагается. Дальнейшее совершенствование налоговой системы должно реализовываться в направлении настройки существующей системы налогообложения, мобилизации дополнительных доходов за счет улучшения качества налогового администрирования, сокращения теневой экономики, изъятия в бюджет сверхдоходов от благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.
В части мер налогового стимулирования планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:
1. Поддержка инвестиций
и развитие человеческого
2. Совершенствование
налогообложения финансовых
3. Упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом.
4. Создание благоприятных
налоговых условий для
5. Совершенствование
налогообложения торговой
6. Налогообложение добычи природных ресурсов.
7. Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.
В части мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации, планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:
1. Совершенствование
налогообложения недвижимого
2. Совершенствование
налогообложения недвижимого
3. Акцизное налогообложение.
4. Противодействие уклонению
от налогообложения с
5. Совершенствование налогового администрирования.
Сегодня вопросом, часто поднимаемым общественностью, является размер процентной ставки, по которой взимается подоходный налог на доходы физических лиц.
В Госдуме рассматривалось сразу несколько законопроектов, отменяющих действующую в России плоскую ставку налога на доходы граждан (13%). Один из их авторов - В. Жириновский предлагал вернуться к прогрессивной шкале. В случае принятия новаций ставки для самых богатых могли возрасти до 20–40%.
«Плоская» ставка (НДФЛ) действует в России с 2001 года, и по замыслу законодателей должна была стимулировать граждан легализовать свои доходы, особенно крупные. Однако, апеллируя к мировому опыту, можно отметить, что во всех ведущих державах подоходный налог прогрессивен. Например, максимальный подоходный налог в Японии, Франции, Бразилии, Финляндии составляет соответственно 50, 45, 27,5 и 35% и применяется к доходам свыше $10 тысяч. Четыре пятых федерального бюджета США обеспечивается налогами, взимаемыми с одной пятой наиболее высокодоходных граждан.
С введением с 2001 года плоской шкалы собираемость налогов увеличилась. Однако это, произошло за счет менее обеспеченных лиц в пользу более обеспеченных, что повлекло за собой неуклонное возрастание разрыва в доходах самых богатых и самых бедных слоев населения. Применение же прогрессивной шкалы служит уменьшению такого разрыва и в целом приведет к снижению социального напряжения в обществе.
В соответствии со ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации налог на доходы физических лиц взимается по ставке 13 процентов. Ставка по налогу на прибыль организаций составляет 20 процентов (ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации). Иные ставки устанавливаются в отношении определённых видов доходов. При этом российское законодательство не предусматривает дифференцированную шкалу в зависимости от уровня доходов42. Думается, необходимо определить обоснованность таких политических требований, обозначить перспективы введения прогрессивного налогообложения.
Часть вторая ныне действующего Налогового кодекса РФ была введена в действие с 1 января 2001 года. Кодекс вводил плоскую шкалу налогообложения и должен был, по замыслу авторов, упростить сбор налогов, легализовать зарплаты, выдаваемые в конвертах, и повысить привлекательность России для частных инвесторов43. Предполагалось, что эта мера вводится на 10 лет. Однако никаких изменений, исходящих со стороны государства, не планируется.
Стоит ли менять действующие нормы налогового права? Прогрессивное налогообложение позволяет получить определённые экономические выгоды (выражающиеся, например, в возрастании налоговых поступлений в бюджет), а также способствует снятию социального напряжения в государстве. Т.к. в России большинство субъектов федерации являются дотационными, увеличение доходов региональных бюджетов (за счёт увеличения налогообложения определённой части лиц) могло бы способствовать их развитию.
Что касается социального напряжения, то этот вопрос особенно актуален для современной России. Дело в том, что разрыв между наиболее обеспеченными слоями населения и наименее обеспеченными кратен 15-ти44. Прогрессивное налогообложение должно способствовать усилению поддержки граждан с низкими доходами за счёт увеличения налоговой нагрузки на граждан с высокими доходами.
Несмотря на перечисленные преимущества, необходимо отметить, что отношение к прогрессивной шкале налогообложения остаётся неоднозначной. При этом существуют противоположные взгляды относительно этого вопроса у различных должностных лиц нашего государства. Так, Президент В. В. Путин неоднократно высказывал своё мнение о том, что плоскую шкалу менять не следует, и причины такой позиции: «жульничество и коррупция, и уходы от уплаты».
Другая точка зрения исходит от Счётной палаты. В заключении на проект закона о федеральном бюджете на 2010 год названо целесообразным «введение прогрессивной шкалы налогообложения физических лиц (по крайней мере, в отношении лиц с наиболее высокими доходами)»45. Глава Счётной палаты считает справедливым возвращение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц.
Своё мнение по рассматриваемому вопросу высказали и академики РАН в докладе, посвящённом «Стратегии-2020». РАН предлагает вернуться к прогрессивному обложению доходов, что должно стать одной из мер, направленных на экономическое развитие России46.
По нашему мнению, при решении вопроса о переходе на прогрессивную шкалу налогов, необходимо учитывать следующие проблемы. Во-первых, увеличение налогов может привести к тому, что налогоплательщики будут скрывать свои доходы, а такие массовые нарушения могут способствовать не увеличению поступлений в бюджеты, а их снижению. Именно это является основной причиной ввода плоской шкалы. Решение данной проблемы связано с развитием правовой культуры граждан и преодолением правового нигилизма.
Во-вторых, крупные налогоплательщики обычно получают доходы в более развитых регионах страны, что приводит к ещё большему неравенству субъектов Российской Федерации в случае, когда налоги остаются в этом «богатом» регионе. Преодоление данной проблемы возможно путём принятия соответствующих законодательных установлений, позволяющих перераспределить денежные средства.
В-третьих, прогрессивное налогообложение может восприниматься как наказание лиц, получающих более высокие доходы (или даже «государственный рэкет»).
По нашему мнению, данные утверждения не совсем корректны. Так, развитие среднего класса в России только происходит, и увеличение налогов не будет способствовать развитию этого слоя общества. Что же касается крупных предприятий, граждан с высокими доходами, то прогрессивная система может рассматриваться с социальной точки зрения, т. е. как помощь малообеспеченным слоям населения. Таким образом, социальная роль бизнеса будет проявляться и в таком аспекте. Так, Ольга Крыштановская, руководитель Центра изучения элиты Института социологии РАН, утверждает «что в странах, где богатство имеет давнюю историю, состоятельные люди считают своим долгом быть людьми респектабельными и тратить большую часть своих средств на благотворительность»47. В России же решением может быть введение прогрессивного налогообложения.
Хотелось бы отметить, что прогрессивное налогообложение в перспективе должно быть введено в Российской Федерации. По нашему мнению, такие нововведения являются необходимыми, но не должны быть спонтанными, основываться только на политических стремлениях.
Изменения сопряжены с глубокой переработкой налогового законодательства, изучением экономических, социальных, а главное – правовых последствий. Хотелось бы отметить, что применение прогрессивной шкалы в первую очередь имеет смысл для корпоративного налога, хотя и налог на доходы физических лиц должен претерпеть определённые изменения.
Подводя черту под всем выше сказанным, еще раз остановимся на основных моментах работы, выделим ее ключевые аспекты.
Налоговая система - это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке и используемых государством для централизации части национального дохода в бюджетах всех уровней с последующим перераспределением в интересах государства.
Оптимально построенная налоговая система должна, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а с другой стороны, не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования.
Специфика перехода Российской экономики к рынку и решение проблем взаимоотношений федерального центра и регионов определяют особенности состава и структуры налоговой системы нашей страны. Но какие бы основания ни выдвигались для построения налоговой системы, они не могут опровергнуть требований экономических законов.
Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения, изменения и отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, принципы введения региональных и местных налогов и других обязательных платежей.
Информация о работе Система налогообложения в Российской Федерации