Система налогообложения в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 14:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы заключается в анализе влияния налогов на финансовое состояние коммерческих организаций
Исходя из намеченной цели, поставлены следующие основные задачи:
- изучить структуру и принципы построения налоговой системы Российской Федерации;
- охарактеризовать особенности налогового механизма как фактора усиления взаимодействия банковского и реального секторов экономики;
- выявить особенности налогообложения организаций финансового сектора экономики;

Оглавление

Введение. ................................................................................................................. 2
I. Этапы становления современной налоговой системы Российской
Федерации ............................................................................................................... 4
1.1. Сущность налогообложения в СССР ......................................................... 4
1.2. Реформы налогового законодательства в период перестройки. Цели,
основные направления, сущность ................................................................... 13
1.3. Основы российской налоговой системы, заложенные в 90-х годах XX
века ..................................................................................................................... 19
II. Действующая налоговая система Российской Федерации .......................... 24
2.1. Сущность и характеристика системы налогообложения РФ на
современном этапе ............................................................................................ 24
2.2. Роль и место налогообложения в финансовой системе Российской
Федерации.......................................................................................................... 33
2.3. Виды налогов и их роль в экономике страны.......................................... 42
III. Основные проблемы развития и совершенствования налогообложения в
Российской Федерации. ....................................................................................... 51
3.1. Противоречия современной налоговой системы: постановка проблемы.
51
3.2 Изменения налогового законодательства в 2013-2014 году ................... 56
3.3. Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в
2014 году и плановом периоде 2015 и 2016 годов......................................... 75
Заключение............................................................................................................ 82
Список использованных источников........

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 265.47 Кб (Скачать)

Законодательством Российской Федерации также предусмотрены специальные налоговые режимы, целью которых является стимулирование и поддержка субъектов хозяйствования в конкретной отрасли.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) Единый сельскохозяйственный  налог – как система налогообложения,

разработанная и утвержденная для производителей сельхозпродукции.

2) Упрощенная система налогообложения (в народе – «упрощенка»).

3) Единый налог (утверждается  для отдельных видов деятельности  на законодательном уровне).

4) Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Если говорить о характеристиках налоговой системы, то здесь основные характеристики основываются на:

  • экономических показателях,
  • факторах политического характера,
  • правовых нюансах.

Под экономическими характеристиками налоговой системы понимаются:

  • налоговый гнет (т.е. степень налоговой нагрузки на субъектов экономических отношений),
  • соотношение прямых и косвенных налогов,
  • соотношение между налогами, взимаемыми с внутренней и внешней торговли.

Степень развитости экономики, а также ее эффективности, определяется тем, насколько велики налоговые поступления в государственный бюджет, а также той налоговой нагрузкой, которую можно возложить на субъектов хозяйствования. На данный момент в Российской

Федерации отсутствует конкретная общепризнанная методика исчисления показателя предельной налоговой нагрузки.

Рис. 2.4. Исчисление налогового бремени

Что касается налогового бремени, то оно исчисляется как отношение общей суммы налогов и сборов к совокупному национальному продукту.

Как правило, сумма налогов на государственном уровне сопоставляется с ВВП (валовым внутренним продуктом). В нашей стране налоговое бремя на макроуровне находится в пределах 30-34%. Динамика налогового бремени на протяжении последних лет отражена в графике на рисунке 2.5.

Рис. 2.5. Динамика налогового бремени в 2011 – 2013 гг. (%)

В последние годы это отношение находится в пределах 30–34%. Как свидетельствуют данные Минфина, объем налогов по отношению к ВВП составлял: в 2011г. – 31%, в 2012 г. – около 30%, а в 2013 году поднялся до 34%24.

Также на макроуровне часто используется такое экономическое понятие, как «полная ставка налогообложения», которая является индикатором того, какая часть полученной в ходе производства и иной экономической деятельности добавленной стоимости изымается в госбюджет. Валовая добавленная стоимость исчисляется на уровне отраслей и секторов как разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением. Чистая добавленная стоимость - валовая продукция за вычетом стоимости материалов и отчислений на амортизацию основных фондов. Чистая добавленная стоимость отражает вновь созданную в процессе производства стоимость.

Так как государственный бюджет формируется в сфере производства, он также составляет стоимость ВВП страны. Под валовым внутренним продуктом понимается рыночная стоимость всех услуг и товаров, которые были произведены в стране, при вычете материальных затрат на их производство и промежуточного потребления. Один из методов расчета валового внутреннего продукта (по источникам доходов) предполагает учет чистых налогов как на импорт товаров, так и на их производство (производство и импорт (рисунок 2.6, 2.7)25.

Рис. 2.6. Структура ВВП по источникам доходов (в % к ВВП по состоянию на 2012г.

Под чистыми налогами понимаются налоги, из которых вычли соответствующие субсидии. Валовая прибыль – это та часть добавленной стоимости, которая после вычета расходов останется у производителя товара или услуги. Расходы в данном случае представляют оплату труда рабочих и уплату налогов.

Под налогами на продукты понимаются те налоги, которые платятся пропорционально стоимости либо количеству товаров или услуг, которые производятся, потребляются либо продаются субъектами хозяйствования.

Рис. 2.7. Структура ВВП

Традиционно под ними понимаются:

  • НДС,
  • налоги на импорт,
  • акцизы.

Под другими налогами на производство мы понимаем:

  • транспортный налог,
  • налог на имущество организаций,
  • лицензионные сборы,
  • земельный налог,
  • налоги, которые взимаются от фонда оплаты труда.

Обратим внимание на налоговую нагрузку хозяйствующего субъекта как экономический показатель налоговой системы. Под ней понимается величина, показывающая долю налогов в выбранном показателе (доходе, прибыли или добавленной стоимости). Министерством финансов для определения этого показателя была разработана соответствующая методика (она используется только в Российской Федерации и учитывает ее специфику). По этой методике тяжесть налогового бремени оценивают как отношение всех налогов, которые платятся в государственную казну к выручке. Этот показатель рассчитывается в процентах (рис. 2.8).

Рис. 2.8. Расчет тяжести налогового бремени по методике Минфина России

Говоря о таком показателе, как соотношение прямых и косвенных налогов, то в данном случае закономерность такова: чем выше доля косвенных налогов – тем менее развитой и совершенной является налоговая система. Прежде всего причина тому – сложный механизм контроля прямых налогов. В случае с Российской федерацией с сожалением можно отметить факт, что доля прямых налогов у нас гораздо ниже, чем косвенных. Это свидетельствует о необходимости совершенствования налоговой системы в дальнейшем, а также продолжении реформ в экономике.

Причины тому различны, но основная – низкая доля налогов на доходы физических лиц. Отставание от стран с развитой рыночной экономикой значительно: это связано с тем, что в большинстве развитых стран ставка налога – прогрессивная, что допускает варьирование налогов от 10 до 50% (как в Японии) или как, например, в США – от 15 до 39,6%. В среднем же в развитых капиталистических странах доля налогов на доходы физических лиц варьируется от 24 до 72%. Что касается России, то здесь показатель 23%26.

Особенностью налоговой системы России является сочетание различных типов налогообложения:

  • пропорционального,
  • прогрессивного,
  • до 2010 года – регрессивного.

Пропорциональное налогообложение представлено такими видами налогов, как налог на прибыль организаций и налоги на доходы физических лиц). Прогрессивное выражено налогом на имущество физических лиц. ЕСН, который был отменен в 2010 году – элемент регрессивного типа налогообложения.

Коротко затронем политико-правовые характеристики налоговой системы. Они отражают:

1. Каким образом происходит  распределение хозяйственных функций  и полномочий между центром  и на местах. Каковы пропорции (чьи полномочия преобладают).

2. Роль и место налогов  как основных источников формирования  бюджетов на всех уровнях управления.

3. Степень и полнота  контроля центра за местными  органами власти.

2.3. Виды налогов и их роль в экономике страны

Итак, рассмотрев основы налоговой системы Российской Федерации, обратим внимание на роль основных видов налогов в экономике страны, а также специальные налоговые режимы и цель их введения.

Начнем с прямых налогов.

Прямыми налогами считаются налоги, которые взымаются с результатов хозяйственной и финансовой деятельности, а также

Прямые налоги – те, которые связаны с результатом хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением стоимости имущества. Это налог на доходы физических лиц, налог на имущество и т. п.

Косвенные налоги – те, которые являются надбавкой к цене. К ним относятся НДС, налог с продаж, акцизы.

Состав налогов налоговой системы Российской Федерации можно классифицировать по следующим признакам:

1.  По субъекту уплаты: юридические и физические лица;

2.По источнику уплаты  налоговых платежей и сборов: индивидуальный доход, выручка от  продаж, финансовый результат;

3.  По полноте налоговых прав пользования налоговыми поступлениям: собственные, регулирующие;

4. По назначению: общие, без привязки к конкретному  расходу и специальные, которые  имеют целевое назначение;

5. По принадлежности  к уровню власти и управления. Налоговая система Российской Федерации включает в себя налоги и сборы трех уровней: федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие законами субъектов Российской Федерации. 

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих образований.

Итак, классификация необходима не только для составления налоговых расчетов и отчетности с использованием электронной системы обработки данных. Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы в составе доходных источников консолидированного бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации местных бюджетов.

Юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, начинающие свою профессиональную коммерческую деятельность, могут выбрать один из двух вариантов системы налогообложения: общую либо упрощенную27.

Упрощенная система налогообложения (УСН) – это один из налоговых режимов, который подразумевает особый порядок уплаты налогов и ориентирован на представителей малого и среднего бизнеса. В связи с применением упрощенной системы налогообложения, налогоплательщики освобождаются от уплаты налогов, применяемых общей системой налогообложения, перечисленных в таблице 2.3.

Рис. 2.9. Условия применения упрощенной системы налогообложения28.

Применение упрощенной системы налогообложения не освобождает от исполнения функций по исчислению, удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц с заработной платы сотрудников.

При исчислении и уплате Единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности размер реально полученного дохода значения не имеет, налогоплательщики руководствуются размером вмененного им дохода, который установлен Налоговым кодексом Российской Федерации.

Единый налог на вмененный доход применяется в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности29: розничная торговля; общественное питание; бытовые, техническому обслуживанию и другие, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (п.2 ст. 346.26).

Таблица 2.3.

Налоги, от которых освобождает использование специальных режимов налогообложения 30.

Организации

Индивидуальные предприниматели

1. Налог на прибыль организаций, за исключением налога, уплачиваемого с доходов по дивидендам и отдельным видам долговых обязательств;

2. Налог на имущество организаций;

3. Налог на добавленную стоимость.

1. Налог на доходы физических лиц в отношении доходов от предпринимательской деятельности;

2. Налог на имущество физических лиц, по имуществу, используемому в предпринимательской деятельности;

3. Налог на добавленную стоимость, за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможне, а также при выполнении договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом).


Единый налог на вмененный доход освобождает от уплаты налогов и сборов, перечисленных в таблице 2.3.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (ЕСХН) –  это  специальный налоговый режим, который разработан и введен специально для производителей сельскохозяйственной продукции.

В целях налогообложения к сельскохозяйственной продукции относится продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства, в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов.

Налогоплательщики - сельскохозяйственные товаропроизводители: организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию. Рыбохозяйственные организации также признаются налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога 31.

Организации (индивидуальные предприниматели), которые не производят сельхозпродукцию, а только осуществляют ее первичную или последующую (промышленную) переработку, не вправе применять единый сельскохозяйственный налог. Единый сельскохозяйственный налог освобождает от налогов, перечисленных в таблице 2.3.

Патентная система налогообложения устанавливается Налоговым кодексом, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации. Налогоплательщиками признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения32.

Переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно. Данный режим налогообложения могут использовать индивидуальные предприниматели, занимающиеся деятельностью, перечисленной налоговым кодексом в ст. 346.43 пункте 2, средняя численность наемных работников которых, не превышает за налоговый период,  по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем, 15 человек.33 Патентная система налогообложения не применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, осуществляемых в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом.34 Применение патентной системы налогообложения предусматривает освобождение от обязанности по уплате налогов:35

Информация о работе Система налогообложения в Российской Федерации