Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 14:54, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы заключается в анализе влияния налогов на финансовое состояние коммерческих организаций
Исходя из намеченной цели, поставлены следующие основные задачи:
- изучить структуру и принципы построения налоговой системы Российской Федерации;
- охарактеризовать особенности налогового механизма как фактора усиления взаимодействия банковского и реального секторов экономики;
- выявить особенности налогообложения организаций финансового сектора экономики;
Введение. ................................................................................................................. 2
I. Этапы становления современной налоговой системы Российской
Федерации ............................................................................................................... 4
1.1. Сущность налогообложения в СССР ......................................................... 4
1.2. Реформы налогового законодательства в период перестройки. Цели,
основные направления, сущность ................................................................... 13
1.3. Основы российской налоговой системы, заложенные в 90-х годах XX
века ..................................................................................................................... 19
II. Действующая налоговая система Российской Федерации .......................... 24
2.1. Сущность и характеристика системы налогообложения РФ на
современном этапе ............................................................................................ 24
2.2. Роль и место налогообложения в финансовой системе Российской
Федерации.......................................................................................................... 33
2.3. Виды налогов и их роль в экономике страны.......................................... 42
III. Основные проблемы развития и совершенствования налогообложения в
Российской Федерации. ....................................................................................... 51
3.1. Противоречия современной налоговой системы: постановка проблемы.
51
3.2 Изменения налогового законодательства в 2013-2014 году ................... 56
3.3. Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в
2014 году и плановом периоде 2015 и 2016 годов......................................... 75
Заключение............................................................................................................ 82
Список использованных источников........
Остальные функции налогообложения – это производные, однако не второстепенные.
Если говорить о распределительной, или социальной функции, то ее осуществление невозможно без аккумуляции доходов. Она состоит в том, что полученные от различных категорий населения налоги распределяются государством между слоями социально незащищенными посредством перераспределения. Налоговое бремя возлагается на более сильные слои населения, а те категории, которые испытывают материальные затруднения, от них освобождаются. Пример – акцизы. Как правило, они вводятся на ограниченное количество товаров, без которых можно легко обойтись: предметы роскоши, сигареты, алкоголь и т.д. Прогрессивное налогообложение – также возможность осуществлять распределительную функцию. Однако в Российской Федерации от прогрессивной системы налогообложения пришлось отказаться. Распределительная функция хорошо прослеживается в структуре расходов бюджета (рисунок 2.1, таблица 2.2).
Рис. 2.1. Структура расходов консолидированного бюджета Российской Федерации по состоянию на 01.10.2013г., %22
Из процентного соотношения расходов консолидированного бюджета наглядно видно, что большая часть расходов государства идет на помощь социально незащищенным слоям населения.
Задача регулирующей функции – достижение при помощи налоговой политики целей и задач государства. В соответствии с этим, разрабатываются задачи налоговой политики.
В данном случае выделяются три подфункции:
Таблица 2.2.
Структура расходов консолидированного бюджета Российской Федерации в 2013 году по состоянию на 01.10.2013г., млрд. руб.23
Разделы |
Млрд. руб | |
1 |
По всем разделам и подразделам |
16 504,2 |
2 |
Социальная политика |
5 815,7 |
3 |
Образование |
2 008,1 |
4 |
Национальная экономика |
1 911,7 |
5 |
Здравоохранение |
1 545,4 |
6 |
Национальная оборона |
1 400,7 |
7 |
Прочие расходы |
3 822,7 |
При реализации стимулирующей функции происходит поддержка тех экономических процессов, которые для государства желательны. Ее реализация возможна при помощи льгот и освобождения от налогообложения. Система льгот, как правило, серьезно продумывается, для того, чтобы поддержать именно те предприятия, которые:
Сегодня в Российской Федерации предусмотрены льготы для следующих субъектов хозяйствования:
Дестимулирующая подфункция устанавливает определенные препятствия для экономических процессов, которые на данном этапе для страны нежелательны. Дестимулирующая функция реализуется посредством повышения ставок налогов. Примером могут служить следующие меры государства:
установление ставки налога на прибыль для казино 90%,
налог на вывоз капитала за границу,
установление акцизов,
повышенные таможенные пошлины на ввоз товаров из-за границы.
При помощи воспроизводственной подфункции происходит аккумуляция материальных средств для обеспечения восстановления используемых ресурсов. Как правило, это обеспечивается тем, что вводится плата за пользование водой, землей, минерально-сырьевой базой.
Несмотря на действенность налоговой политики, следует помнить тот факт, что в отрыве от экономической конъюнктуры ее методы не гарантируют успеха в данной отрасли: обществу могут быть просто не нужны те услуги и производство в большом масштабе, на которые вводятся льготы. Поэтому введение льгот – вопрос очень серьезный, обсуждаемый на законодательном уровне: важна их целесообразность.
Однако не стоит также и недооценивать регулирующую функцию. Если ее сочетать с дестимулирующей подфункцией – можно добиться быстрых результатов там, где целью является воспрепятствовать каким-то нежелательным процессам в экономике и обществе. Если налоги будут очень высоки и налоговое бремя непосильным – это быстро скажется на развитии экономической деятельности. Например, во время борьбы с кулачеством в XX веке для российского крестьянства были созданы условия, когда налоговый гнет был чрезвычайным. Результатом стал рост колхозов и исчезновение крестьян – единоличников.
В наше время также возможны подобные варианты развития событий. Например, видеосалоны исчезли после того, как на их прибыль был наложен 70%-ный налог. Также общеизвестны результаты политики протекционизма – когда при росте налогов на импортные товары уменьшается их ввоз на территорию страны. И чем выше налоги – тем меньше импортных товаров – они становятся неконкурентоспособными. Таким образом, повышение пошлин может в самом прямом смысле убить ввоз импорта в страну.
Общеизвестно, что контролирующая функция – один из вариантов, при помощи которой государство осуществляет контроль за участием граждан и организаций в экономической деятельности. Оценивая количество собранных налогов, государство имеет представление о доходах своих граждан, сопоставляя их как с доходами предыдущих периодов, так и с мировыми показателями. Это помогает корректировать планы государственных расходов на будущее, а также вырабатывать приоритеты макроэкономической политики в целом.
Благодаря контрольной функции, государство может оценить:
При отрицательных показателях производится анализ проблемных моментов в налоговой системе и намечаются пути исправления промахов в налоговой системе либо бюджетной политике.
Поощрительная функция налогообложения отражает признание государством заслуг как отдельных граждан перед обществом, так и целых категорий:
В данном случае речь идет о том, что через налоговую систему происходит осуществление социальной политики государства.
Ведя речь о целых категориях граждан, которые получают льготы при налогообложении, следует упомянуть те слои населения, налоги которых будут снижаться в связи с социальными расходами:
Все случаи перечисляются во второй части Налогового кодекса, их перечень является исчерпывающим.
Как уже упоминалось, все функции налогообложения реализуются через налоговую ставку, которая представляет собой размер налога на единицу налогообложения. Экономическая наука выделяет следующие виды налоговых ставок:
твердая,
Твердая ставка не зависит от величины получаемых доходов. Она устанавливается на единицу обложения без учета остальных факторов. Как правило, таковы налоги на нефть и газ.
Пропорциональная ставка предполагает уплату подоходного налога также независимо от того, какую сумму дохода получает налогоплательщик. Она рассчитывается в равных долях. Так, сегодня налог с каждого рубля заработной платы в России – 13%.
Прогрессивная ставка будет зависеть от размера дохода: чем выше доход, тем выше будет налоговая ставка. Такой вариант налоговой ставки вводится в социальных целях – чтобы обеспечить перераспределение капитала неимущим слоям населения.
Есть два вида расчета прогрессивной ставки: простая прогрессия и сложная прогрессия. При простой прогрессии по мере увеличения дохода будет увеличиваться процент налога со всей суммы. Сложная прогрессия предполагает разделение дохода на части, с каждой части уплачивается свой процент налога, превышающий предыдущую.
Регрессивная ставка встречается реже всего. Она предполагает тем больший процент налога, чем меньше сумма дохода.
Налоговые ставки – вопрос государственной важности, поэтому они устанавливаются законодательными органами. Налоговый кодекс Российской Федерации предполагает установление налоговой ставки законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации в российских рублях.
Что представляет из себя налоговая система? Прежде всего, это – все налоги, которые взимаются на территории конкретной страны. Далее под налоговой системой часто подразумевается система тех способов и методов, а также принципов, которыми пользуются при налогообложении. Также в налоговую систему входят все органы государства, которые занимаются сбором налогов. И – наконец, именно при помощи налоговой системы происходит перераспределение денежных средств по бюджету.
Исходя из вышеперечисленных составных частей и характеристик, можно дать следующее определение налоговой системы: законодательно принятая в государстве совокупность налогов и сборов, изымаемых соответствующими органами.
Кроме этого, пользуются также альтернативным определением налоговой системы: «единая совокупность однородных элементов, объединенных в единое целое и выполняющих единую задачу-изъятие налогов и сборов с субъектов налога в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды территориальных образований». Элементы данной системы можно изобразить также и графически (рисунок 2.2)
Рис. 2.2. Элементы налоговой системы
Дадим краткую характеристику элементов, так как именно они определяют характеристики налоговой системы Российской Федерации.
В Российской Федерации существует трехуровневая система, которой пользуется государство для сбора налогов. Налоги, соответственно, выделяются трех уровней:
Федеральные налоги – это налоги, которые вводятся в действие законами Российской Федерации (в частности, налоговым кодексом). Они общеобязательны, так как федеральные законы действуют на территории всей страны. Теоретически и практически это означает, что именно федеральное законодательство регламентирует уплату федеральных налогов, что не может изменяться никакими властными структурами на остальных нижестоящих уровнях. Налоговый кодекс:
Региональные налоги и сборы также предусматриваются Налоговым кодексом Российской Федерации, однако они вводятся не федеральными законами, а законодательными актами субъектов Российской Федерации. Их уплата происходит на территории субъектов Российской Федерации, где они являются обязательными. Законодательные акты, которые устанавливают особенности налогообложения в регионах, не могут противоречить Налоговому кодексу, т.е. общефедеральному законодательству.
Законами в рамках данных налогов устанавливаются:
Что касается местных налогов и сборов, то они регламентированы нормативными актами органов местного самоуправления и не могут противоречить Налоговому кодексу Российской Федерации. Они также обязательны к уплате при условии их легитимности. Местные органы власти устанавливают их ставки, порядок и сроки, а также могут предусматривать льготы по ним с целью стимулирования определенной деятельности либо поощрения определенных категорий населения (при этом учитываются те категории населения, которые имеют льготы при уплате налогов на федеральном уровне). Рисунок 2.3 характеризует современную налоговую систему по состоянию на конец 2013 года. В данном случае речь идет об общем налоговом режиме.
Рис. 2.3. Все налоги и сборы Российской Федерации
Информация о работе Система налогообложения в Российской Федерации