Шпаргалка по "Национальной экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:02, шпаргалка

Краткое описание

Курс «Национальная экономика Беларуси» представляет собой систематизированное изложение теоретико-методологических и организационно-практических основ формирования нац эк-ки РБ, разработки и реализации социально-эк-кой политики гос-ва, раскрывает способы эффективного использования потенциалов нац эк-ки и функционирования хозяйственных комплексов в рыночной среде.

Файлы: 1 файл

шпоры по нац. эк.doc

— 541.50 Кб (Скачать)

Финансирование  науки. Финансовые ресурсы науки определяются как затраты на научные исследования и разработки (ИР), учитываемые государственной статистикой по форме № 1-наука. Общие затраты на ИР складываются из внутренних затрат на работы, выполняемые организациями, и на работы соисполнителей. Финансирование науки — это денежное покрытие ее затрат.

Наряду с объемами ИР важное значение для характеристики научно-технического потенциала имеет структура затрат по видам работ: фундаментальные (ФИ) и прикладные исследования (ПИ), разработки.

Важнейшее значение для  характеристики научно-технического потенциала и механизма финансирования науки  имеет структура внутренних затрат по статьям расходов. Ключевыми статьями внутренних текущих затрат являются оплата труда и приобретение оборудования.

Важнейшей характеристикой  механизма финансирования является соотношение источников покрытия затрат на ИР.

В настоящее время  в Беларуси функционирует ряд  специальных фондов: Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований, Белорусский инновационный фонд,

Фонд информатизации, отраслевые инновационные фонды. Они  вносят значительный вклад в решение  конкретных задач научной, научно-технической  и инновационной деятельности, в укрепление финансовых ресурсов науки.

Научно-технический потенциал  во всех своих составляющих реализуется  в научной и научно-технической  деятельности, результатами которой  являются: в области ФИ — новые  знания (гипотезы, теории, методы); ПИ — способы и пути использования новых знаний для разработки технических нововведений; ИР — новые материалы, продукты, устройства, технологические процессы, системы и методы.

 

18. Организационные формы управления научным комплексом страны.

Наряду с созданием законодательной базы в стране была образована организационная система научной деятельности, а также система органов государственного управления, обеспечивающих реализацию научно-технической политики: Государственный комитет по науке и технологиям, Нац академия наук и Высшая аттестационная комиссия (ВАК).

Научная деятельность в  целом является сферой ответственности  НАН Беларуси: это государственные  программы фундаментальных исследований (ГПФИ), государственные программы  ориентированных фундаментальных исследований (ТПО-ФИ), государственные программы прикладных исследований, проекты Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований (БРФФИ).

Государственный комитет  по науке и технологиям курирует государственные научно-технические  программы (ГНТП), региональные научно-технические программы (РНТП), отраслевые научно-технические программы (ОНТП), а также государственные программы развития приоритетных отраслей, программы освоения новшеств производства, инновационные проекты.

Ответственность за осуществление социально-экономических и государственных целевых программ возложена на Мин экономики, на отраслевые министерства и концерны.

Кроме того, Министерство образования, государственные комитеты, отраслевые министерства обеспечивают организацию и координацию научных исследований и научно-технической деятельности в отраслях, планирование и подготовку кадров высшей квалификации, участвуют в формировании научно-технической политики государства, принципы которой определены в Законе Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики». В их число входят:

• государственная поддержка  фундаментальных и прикладных исследований;

• выбор приоритетных направлений научно-технической  деятельности и первоочередная государственная  поддержка научных исследований и разработок, способствующих решению важнейших проблем социально-эк-го развития республики;

• ориентация научной, научно-технической  и инновационной деятельности на преимущественное развитие в республике наукоемких ресурсо-, энерго- и трудосберегающих производств и технологий;

• участие органов  местного управления и самоуправления в формировании и реализации государственной  научно-технической политики;

• участие ученых, их общественных организаций и объединений  в формировании и реализации государственной научно-технической политики в республике;

• непосредственная связь  научной, научно-технической и инновационной  деятельности с образованием, подготовкой  научных кадров;

• гос поддержка одаренных  детей, содействие развитию их творческих способностей;

• обеспечение свободы  научной, научно-технической и инновационной  деятельности, правовая защита интеллектуальной собственности;

• использование преимущественно  экономических методов государственного регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности;

• равноправие всех субъектов  научной, научно-технической и инновационной  деятельности, поощрение конкурсности и конкуренции между ними;

• повышение престижа научного труда и технического творчества;

• взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, создание условий для привлечения иностранных инвестиций на развитие науки и техники, освоение новейших технологий и новых видов продукции;

• открытость научно-технической  политики, не приносящая ущерба национальной безопасности, обороноспособности и жизненно важным интересам РБ;

• поддержка развития инновационной инфраструктуры.

 

19. Инновационный потенциал.

Инновационный потенциал — это совокупность всех видов ресурсов и условий обеспечения практического освоения результатов научных исследований и разработок, повышающих эффективность способов и средств осуществления конкретных процессов, в том числе освоения в производстве новой продукции и технологии.

Фундаментальные научные исследования. В 2002 г. начался качественно новый этап выполнения государственных программ фундаментальных исследований (ГПФИ). Впервые они проводятся в рамках, утвержденных правительством Перечня приоритетных направлений фундаментальных научных исследований Республики Беларусь на 2002—2005 годы и Перечня государственных программ фундаментальных исследований в области естественных, технических, гуманитарных и социальных наук на 2002—2005 годы.

Прикладные  исследования и разработки. Выполняются во всех типах организаций — от академических институтов и вузов до научно-исследовательских и опытно-конструкторских отделов предприятий. Наиболее актуальные их направления координируются на государственном уровне с использованием методов программно-целевого управления.

Результаты выполнения государственных научно-технических программ (ГНТП) последних лет обеспечили достижения в области автомобиле- и тракторостроения, микроэлектроники, создания искусственных алмазов, городского транспорта, техники для ликвидации чрезвычайных ситуаций, современных телевизоров, медицинского оборудования, лекарственных препаратов, сенсорной техники и др.

Успешность введения в хозяйственный оборот результатов  ИР зависит от многих факторов. Основными  из них являются:

• технический уровень  разработки (новой технологии или  продукта) и степень завершенности, готовности к внедрению;

• бизнес-план реализации, стратегия коммерциализации разработки;

• защищенность интеллектуальной собственности, распределение прав на созданную интеллектуальную собственность;

• возможности (емкость) рынка;

• человеческие ресурсы, интеллектуальный (кадровый) потенциал;

• финансовый капитал.

Инновация считается  состоявшейся, если она реализовалась  на рынке продукции или услуг. Научные результаты в форме открытий, ноу-хау, изобретений, патентов, лицензий, полезных моделей, промышленных образцов, информационных технологий, концепций, предложений органам управления и рекомендаций для социально-экономического развития — любой существенный научный результат, имея самостоятельную ценность для науки, приобретает рыночную значимость и оценку (стоимость) лишь после прохождения инновационного этапа.

 

20. Национальная инновационная система страны, состав и задачи.

Современную нормативно-правовую базу составляют более 20 нормативных актов, определяющих принципы, цели, направления и механизмы инновационной политики государства. Ключевые положения этих документов предусматривают перевод национальной экономики на инновационный путь развития посредством построения национальной инновационной системы (НИС) рыночно ориентированного типа.

Обобщение отечественного и зарубежного опыта показывает, что архитектура НИС включает, как правило, следующие структурные блоки: - организационную структуру — совокупность организаций гос. и частного секторов эк-ки, субъектов инновационной деят-сти, осущ-щих исслед. и разработки, произв-во и реализацию пр-ции, а также занятых управлением и формированием инновационной сферы; - инфраструктуру — центры поддержки инновационного предпринимательства, бизнес-инкубаторы, технико-внедренческие зоны; - институциональную и правовую среду; -систему подготовки и переподготовки кадров.

Важнейшим элементом  национальной инновационной системы является финансовая система, позволяющая быстро находить средства для апробации новых инновационных идей, выдвигаемых наукой или рынком.

Стратегической  целью НИС является перевод эк-ки Бел. на инновационный путь развития. она должна отвечать след. требованиям:

  • быть адекватной мировым тенденциям развития науки и технологий;
  • опираться на институциональные и правовые решения, поднимающие на принципиально новый уровень взаимоотношения науки, образования и производственной сферы;
  • иметь развитый по основным параметрам институт интеллектуальной собственности, современные системы менеджмента, маркетинга, коммерциализации нововведений.

Тактические задачи формирования НИС должны решаться на программно-целевой основе в рамках пятилетних программ и прогнозов социально-экономического развития (СЭР), государственных научно-технических программ (ГНТП), в которых стратегические установки переводятся на язык среднесрочных целей, задач и мер инновационного развития.

В рамках данных документов основными задачами являются следующие:

  • создание организационных и экономических механизмов для опережающего развития приоритетных фундаментальных исследований, важнейших прикладных научно-исследовательских работ и разработок, а также повышения востребованности производством отечественных и зарубежных инноваций;
  • формирование и развитие технологической базы науки, опытных производств;
  • постоянное повышение научно-технического уровня и новизны научных исследований и разработок и обеспечение их соответствия потребностям реального сектора эк-ки и соц. сферы; дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, связанной с вовлечением объектов интеллект. собств-сти в хоз. оборот;
  • адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, привлечение внебюджетных источников, собственных средств научных организаций, банковских кредитов и других источников финансирования, направленных на развитие науки и технологий;
  • рацион. сочетание гос. регулирования рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновац. деят-сти при реализации приоритетных направлений развития науки.

 

21. Производственный потенциал.

Производственный потенциал в масштабе национальной экономики определяется как совокупность всех ресурсов и условий общественного производства, оценивается объемом производства товаров и услуг (ВВП), производственными мощностями промышленных предприятий и строительных организаций, возможностями производства сельскохозяйственной продукции, уровнем развития производственной инфраструктуры.

Одним из обобщающих показателей, характеризующих производственный потенциал, является стоимость основных фондов (основных средств, основного  капитала): зданий, сооружений, передаточных устройств, рабочих и силовых машин и оборудования, измерительных и регулирующих приборов и устройств, вычислительной техники, транспортных средств, инструментов, производственного и хозяйственного инвентаря и принадлежностей, рабочего и продуктивного скота, многолетних насаждений, внутрихозяйственных дорог и др. Кроме перечисленных в состав основных средств входят затраты, производимые за счет капитальных вложений на улучшение земель, не связанные с созданием сооружений, и капитальные затраты в арендованные основные средства. Для определения общего их объема, вещественной структуры, анализа их воспроизводства, а также для определения износа (амортизации) основных фондов применяется стоимостная оценка. Количественная оценка объема основных фондов производится в текущих (или сопоставимых — при расчете динамики изменения ресурсной обеспеченности) ценах, учитывается также переоценка фондов.

В Беларуси, хотя и медленнее, чем в соседних странах с переходной экономикой, происходит процесс приватизации и разгосударствления основных фондов. В соответствии с действующим в системе статистического учета Республики Беларусь классификатором отраслей народного хозяйства все основные фонды делятся на две группы. К первой отнесены основные фонды отраслей, производящих товары промышленности, сельского хозяйства, строительства, лесного хозяйства и др. Вторая группа включает основные фонды отраслей, оказывающих услуги транспорта и связи, торговли и общественного питания, жилищного хозяйства, образования, здравоохранения, физической культуры и др. Используется также традиционное деление основных фондов на производственные и непроизводственные.

Именно с основными  фондами связано понятие производственной мощности как способности средств  труда предприятия, отрасли к максимальному выпуску продукции. Наиболее существенно сократились основные фонды отраслей, производящих товары, особенно сельского хозяйства и строительства. Уменьшение физических объемов основных фондов и соответствующее сокращение производственного потенциала экономики явилось следствием кризисных явлений в экономике, которые сопровождались падением инвестиционной активности. В итоге низкие объемы ввода в действие основных фондов не компенсировали объемы их выбытия.

Информация о работе Шпаргалка по "Национальной экономике"