Шпаргалка по "Национальной экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:02, шпаргалка

Краткое описание

Курс «Национальная экономика Беларуси» представляет собой систематизированное изложение теоретико-методологических и организационно-практических основ формирования нац эк-ки РБ, разработки и реализации социально-эк-кой политики гос-ва, раскрывает способы эффективного использования потенциалов нац эк-ки и функционирования хозяйственных комплексов в рыночной среде.

Файлы: 1 файл

шпоры по нац. эк.doc

— 541.50 Кб (Скачать)

Соц страны, в  том числе РБ, вплоть до начала 90-х гг. XX в. использовали статистические системы, основанные на балансе нар-го хоз-ва (БНХ). Вначале СНС рассчитывалась лишь в ряде западных, прежде всего, в США и Великобритании, но после второй мировой войны она была введена в междунар. практику.

СНС применима  не только на уровне экономики в  целом, но и на более низких уровнях агрегирования, которыми являются ее отдельные секторы. Эк-ка в соответствии с СНС подразделяется на 5 секторов: 1) нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия; 2) финансовые учреждения; 3) госуправление; 4) частные некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства (население); 5) домашние хоз-ва. К ним добавляются данные по отдельным странам мира. К каждому из этих секторов относятся соответствующие институциональные единицы. Группировка эк-ки по секторам — центральная в статистической модели рыночной эк-ки. Она осуществляется с целью изучения потоков доходов и расходов, изменения активов и пассивов в институциональной единице (последняя представляет собой хозяйственную единицу, которая ведет полный набор бухг-х счетов и явл юр лицом).

Система национальных счетов в узком смысле охватывает счета, которые выявляют основные показатели экономического развития (ВВП, НД и их компоненты). СНС в широком смысле — система макроэкономических расчетов, включающих также запасы ресурсов, межотраслевой баланс, платежный баланс и др. В международной СНС в настоящее время приняты следующие группы счетов:

  • для секторов экономики;
  • отраслей экономики;
  • отдельных экономических операций;
  • экономики в целом, или консолидированные счета.

Группа счетов для секторов эк-ки подразделяется на текущие счета, счета накопления и балансы активов и пассивов. Сегодня СНС применяется более чем в 150 странах мира с рыночной эк-кой. В Беларуси переход от системы БНХ к СНС осуществляется с начала 90-х гг. XX в. в связи с отказом от командно-административной системы управления эк-кой и переходом к рыночной системе, где активную роль играют товарно-ден. отношения.

В ходе реализ-и  меропр-ий прогр-мы была разраб-на республ-я Система нац. счетов 1993 (СНС—93), кот. предст. собой свод обобщ-х пок-лей эк-кой деят-ти хоз-ющих субъ-тов, а также всех видов фин. и нефин. активов, держ-лями кот. эти субъ-ты явл-ся.

СНС включает пок-ли объема, динамики, структуры производства ВВП, счет т и у, счет производства, счет образования доходов, счет распределения первичных доходов, счет вторичного распр-я доходов, счет исп-ния нац-го располагаемого дохода, счет операций с капиталом и др. Завершается СНС построение балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства за отчетный период, и межотраслевого баланса, в котором производство и использование стоимости продуктов и услуг показывается в детальном отраслевом разрезе. 
7. Макроэкономические пропорции развития нац-ной эк-ки, проблемы и задачи развития.

Макроэкономические пропорции – количественное соотношение между различными подразделениями и сферами общественного производства, отраслями, регионами. Виды пропорций: • воспроизводственная; • отраслевая – выделяют межотраслевые и внутриотраслевые пропорции; • технологическая; • региональная; • институциональная; • социальная. Пропорции не постоянны, они могут нарушаться. Для стабилизации экономики, преодоления ее разбалансированости и применяется государственное регулирование. Важнейшей характеристикой национальной экономики являются сложившиеся макроэкономические пропорции — количественное соотношение между различными подразделениями и сферами общественного производства, отраслями, регионами.

Показатель воспроизводственной структуры отражает на макроуровне соотношение между стадиями воспроизводства ВВП (производством и потреблением, потреблением и накоплением, производством товаров и сферой услуг и др.). Они дают представление о степени социальной ориентации, преодоления избыточной ресурсоемкости, динамике потребления, инвестиционных возможностях общества и экспортной направленности.

Отраслевая структура показывает динамику межотраслевых пропорций, роста отраслей, социальной ориентации, наукоемкое™, ресурсосбережения. Выделяют межотраслевые пропорции — между взаимосвязанными отраслями (промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, животноводством и растениеводством и др.), а также внутриотраслевые - между производствами внутри одной отрасли (например, выпуском чугуна и стали в металлургии, тракторов и комбайнов в сельскохозяйственном машиностроении).

Технологическая структура конкретизирует соотношение между традиционными и новейшими технологиями, показывает объем внедрения наукоемких высоких технологий.

Региональная структура (территориальная) отражает пропорции в размещении и развитии производства и социальной инфраструктуры в границах определенных территорий.

Институциональную структуру характеризуют формы организации и управления производством.

Социальная структура отражает совокупность социальных групп, их относительную динамику.

Выделяют следующие устойчивые тенденции изменения пропорций, присущих большинству национальных экономик:

1) опережающее развитие наукоемких отраслей;

  1. снижение удельного веса промышленности, что обусловлено опережающим ростом сферы услуг и повышением эффективности производства;
  2. ускорение развития обрабатывающей промышленности по сравнению с добывающей;
  3. расширение участия страны в международном разделении труда, что выражается в более быстром развитии внешнеторгового оборота по сравнению с ростом производства внутри страны.

Пропорции не постоянны, они могут нарушаться. Для стабилизации экономики, преодоления ее разбалансированности применяется государственное регулирование.

 

 

8.Типы нац.хозяйственных систем и их характеристика.

Эк-кая модель каждой страны — это рез-т, длит. истор. процесса, в теч. кот. выстраивается соотношение эл-тов модели и формируется мех-зм их взаимодействия.

Среди наиболее представительных европейских страновых вариантов ученые-экономисты выделяют модели: германскую (широко известная модель социального рыночного хозяйства и социального правового государства); британскую (ее наиболее характерная черта — дерегулирование); французскую (известна своим дирижизмом, или государственным интервенционизмом); итальянскую (ее характерная особенность — кооперативизм); • шведскую (известна как «государство благосостояния»)

Страновое разнообразие моделей эк-ки указанных выше и  др. стран Европы имеет тенденцию к сближению с общеевропейской моделью, формируемой идеологией и требованиями Европейского союза (ЕС).

Доминантное положение в мире занимает американская модель, которая характ-ется интенс. перераспр-ем акционерной собств-сти.

Особое место принадлежит японской экономической модели - социальная организация общества, предусматривающая гармонизацию отношений на всех его уровнях и во всех сферах на основе уважения традиций японского образа жизни.

Наряду с  указ. м. выделить и особую китайскую модель смешанной экономики, форм-юся в усл. эволюции эк-ки «чистого соц-зма».

Из привед. выше моделей разв. стран м. выделить (по критерию «социальности») либеральную, соц. ориентированную и соц-демокр. группы. Эти группы рыночных моделей отличаются друг от друга:

  1. структурой собственности — в первой налицо абсолютное преимущество частной собственности; во второй и третьей поддерживаются пропорции смешанной экономики;
  2. социальной политикой — первая рассчитана на определенную, наименее защищенную группу населения; вторая — на все население; в третьей проводится, по сути, уравнительная политика;
  3. участием государства в перераспределительных процессах — оно нарастает от первого модельного типа к третьему;
  4. границами государственного участия в экономике — они расширяются в указанном выше направлении.

Критериями  отнесения страновых моделей  к той или иной группе выступают их базовые характеристики. В общую совокупность таких характеристик, принципов входят следующие:

-отношения собственности,  роль частной собственности и ее соотношение с государственной и другими формами собственности;

-уровень развития  и формы организации рыночной среды в целом и отдельных ее сфер;

-границы и методы  государственного воздействия на  экономику;

-цели и  средства проводимой экономической  политики;

-формы взаимодействия  государства и бизнеса;

-методы регулирования  эк-х процессов обеспечения устойчивого развития;

-объем и значение  государственного сектора в производственном комплексе и др.

 

 

 

 

 

 

9. Состав совокупного экономического потенциала национальной экономики.

Термин «потенциал»  применительно к экономике означает источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для достижения целей социально-экономического развития. На макроуровне под совокупным эконом потенциалом поним максимально возможная способность НЭ производить товары и услуги в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков.

Объемы и  структура, технический уровень  производства потребления, качество товаров и услуг во всех сферах и отраслях НЭ, а также накопленные и располагаемые ею на всей территории и за рубежом материал и духовн ценности, труд и прир ресурсы характеризуют уровень развития совокупного экономического потенциала страны.

Основн факторами, определяющими эк. потенциал, являются производственные мощности пром-сти, с/х, стр-ства, транспорта и связи, производств, соц. и эколог инфраструктуры, трудовые ресурсы, в том числе квалифицированные кадры, способные развивать научно-технический прогресс и обеспечивать его реализацию в сфере производства и потребления.

Важнейшими  составляющими совокупного экономического потенциала Беларуси являются:

природно-ресурсный  потенциал; демографический и трудовой потенциалы; научный, научно-технический и инновационный потенциал,   информационно-технологический потенциал; производственный потенциал; инвестиционный потенциал национальной экономики; внешнеэкономический потенциал; экологический потенциал.

Для общей оценки совокупного  экономического потенциала используются следующие показатели-индикаторы:

-численность  населения, его половозрастная  структура, естественное и механическое движение населения;

-трудовые ресурсы, их структура, обеспеченность рабочей силой и квалифицированными кадрами в соответствии с требованиями научно-технического прогресса (НТП) и рыночной экономики;

-индекс развития  человеческого потенциала;

-стоимость и структура  основных производственных фондов, показатели их воспроизводства (коэффициенты обновления, выбытия, степень износа);

-ВНП, валовой  внутренний продукт, в том числе на душу населения в сравнении с экономически развитыми странами;

-возможные  объемы роста выпуска промышленной, сельскохозяйственной продукции, продукции строительства, перевозок грузов и пассажиров;

-уровень потребления  благ и услуг на душу населения  в сравнении с научно обоснованными нормами и нормативами, а также с экономически развитыми странами;

-наличие запасов и уровень использования минерально-сырьевых, топливно-энергетических, лесных, водных, земельных ресурсов;

-экологическая  емкость экосистем и уровень  загрязнения окружающей среды (по основным ее компонентам).

Экономический потенциал зависит не только от абсолютных объемов ресурсов и производственных возможностей, но и от степени их использования. Высокий уровень совокупного экономического потенциала имеют страны с развитыми производительными силами и рыночной экономикой. Основной закономерностью развития совокупного экономического потенциала является рациональное и гармоничное сочетание всех его составляющих, что обеспечивает повышение уровня благосостояния населения и наци. безопасность страны.

 

 

10. Природно-ресурсный потенциал.

Социально-экономическое  развитие страны и благосостояние людей во многом зависит от природных условий и ресурсов.

Природно-ресурсный  потенциал – это совокупность природных ресурсов данной территории, природных условий, явлений и процессов, которые используются или могут быть реально вовлечены в хозяйственную деятельность при данных технических и социально-экономических возможностях общества с условием сохранения среды обитания человека. Размер природно-ресурсного потенциала – это сумма потенциалов отдельных видов природных ресурсов – земельных, водных, лесных, минерально-сырьевых и др. Он зависит от ряда факторов, среди которых: • количество имеющихся в стране природных ресурсов; • их количественные и качественные характеристики (размер запасов, содержание полезного вещества, мощность пластов и т.д.); • возможность комплексного использования.

Количественная оценка природно-ресурсного потенциала страны возможна в том случае, если все  виды ресурсов будут исчисляться  по единому принципу. Для этого  применяются: балльная система, стоимостные показатели и абсолютные энергетические потенциалы.

Информация о работе Шпаргалка по "Национальной экономике"