Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 03:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика"

Файлы: 1 файл

kreditno-raschetnye_otnoshenia.docx

— 131.65 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

60.Платежный баланс как отражение внешнеэкономических связей страны.

Платежный баланс - балансовый счет международных  операций - это стоимостное выражение  всего комплекса внешнеэкономических  связей страны в форме соотношения  поступлений и платежей. Балансовый счет международных операций представляет собой количественное и качественное стоимостное выражение масштабов, структуры и характера внешнеэкономических  операций страны, ее участия в мировом  хозяйстве. На практике принято пользоваться термином «платежный баланс», а показатели валютных потоков по всем операциям  обозначать как платежи и поступления. В последнее время в дополнение к платежному балансу, содержащему  сведения о движении потоков ценностей  между странами, составляется баланс международных активов и пассивов страны, отражающий ее международное  финансовое положение в категориях запаса. Он показывает, на какой ступени  интеграции в мировое хозяйство  находится страна. В нем отражается соотношение на данный момент стоимости  полученных и предоставленных страной  кредитов, инвестиций, других финансовых активов. У одних стран полученные ресурсы преобладают, а заграничные  активы невелики. У других стран  велики и разнообразны и те, и  другие показатели. Особое место занимают США как нетто-импортер иностранных  финансовых ресурсов. Показатели международной  финансовой позиции и платежного баланса взаимосвязаны. С бухгалтерской  точки зрения платежный баланс всегда находится в равновесии. Но по его  основным разделам либо имеет место  активное сальдо, если поступления  превышают платежи, либо пассивное - если платежи превышают поступления.

61.Показатели платежного баланса и методы классификации его статей (по версии МВФ).

Классификация статей платежного баланса  по методике МВФ: 1.Текущие операции; Товары; Услуги; Доходы от инвестиций; Прочие услуги и доходы; Частные  односторонние переводы; Официальные  односторонние переводы; Итог. 2. Баланс текущих операций. 3. Прямые инвестиции и прочий долгосрочный капитал: Прямые инвестиции; Портфельные инвестиции; Прочий долгосрочный капитал; Итог: А + В (соответствует концепции базисного  баланса в США).4. Краткосрочный  капитал. 5 «Ошибки и пропуски». Итог: А + В + С + D (соответствует концепции  ликвидности в США). 6. Компенсирующие статьи: Переоценка золотовалютных резервов, распределение и использование  СДР. 7. Чрезвычайное финансирование. 8. Обязательства, образующие валютные резервы  иностранных официальных органов. Итог: A + B + C + D + E + F + G (соответствует  концепции официальных расчетов в США) 9. Итоговое изменение резервов (СДР, резервная позиция в МВФ, кредиты МВФ, иностранная валюта, прочие требования). Изучение методов составления платежного баланса и измерения его сальдо имеет большое значение для правильного истолкования показателей международных расчетов. Нередко в экономической литературе показатели платежного баланса приводятся без интерпрета­ции их экономического содержания. Это в особенности касается сальдо платежного баланса. Международные платежные отношения прошли длительный путь развития. Вместе с ними развивается и претерпевает определенные изменения методология составления и анализа платежных балансов. Современные формы представления платежного баланса являются результатом длительной эволюции теории платежного баланса и практики его составления. Первые попытки учета масштабов и оценки последствий международных экономических операций появились в Англии в конце XIV в. и были связаны с экономическими воззрениями раннего меркантилизма. Стремление предотвратить отлив из страны золо­та, которое олицетворялось с национальным богатством, вызвало необходимость осмысления природы и оценки масштабов внешней торговли, а затем и других внешнеэкономических операций. период капитализма свободной конкуренции интерес к проблеме учета международных экономических операций и их надлежащего отражения в платежном балансе был обусловлен главным образом стремлением отдельных государств предотвратить отлив золота в периоды экономических и кредитных кризисов, а со стороны экономистов - стремлением объяснить причины нарушения и восстановления платежного равновесия в рамках общей экономической теории равновесия. К началу XX в. наиболее полное развитие методы составления платежного баланса получили в США и Великобритании. Формирование мирового хозяйства требовало сопоставления показателей международных расчетов отдельных стран. Поэтому принципы составления платежного баланса отдельных стран подвергаются все большей унификации. Достижению определенного единообразия в представлении данных международных расчетов способствовала деятельность Лиги наций и МВФ.

62.Методы регулирования платежного баланса.

Существует разнообразный арсенал  методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирование, либо на ограничение внешнеэкономических  операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных  расчетов страны.Странами с дефицитным платежным балансом обычно предпринимаются следующие мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капиталов.1. Дефляционная политика. Такая политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы. Одним из важнейших ее инструментов служат финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки центрального банка (дисконтная политика), кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы. 2. Девальвация. Понижение курса национальной валюты направлено на стимулирование экспорта и сдерживание импорта товаров. Однако роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. 3. Валютные ограничения. Блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках направлены на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров. 4. Финансовая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну, денежно-кредитная политика, особенно учетная политика и таргетирование денежной массы. 5. Специальные меры государственного воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей - торгового баланса, «невидимых» операций, движения капитала.

63.Валютные ограничения, валютный контроль и валютный либерализм.

Валютные ограничения (англ. Currency restrictions) — система мероприятий по ограничению и контролю операций с валютными ценностями. Данные мероприятия проводятся государством в лице специального государственного органа валютного контроля на основе принятых нормативных актов. Валютные ограничения вводятся в условиях острой несбалансированности (отрицательное сальдо) платёжного баланса. В этих условиях наблюдается утечка иностранной валюты и золота в страны-кредиторы.Целью введения валютных ограничений является стремление стран-должников уравновесить свой платёжный баланс путём сокращения платежей в резервной валюте и увеличения поступлений в иностранной валюте, что в свою очередь позволяет укрепить курс национальной валюты. В условиях валютных ограничений валютные ресурсы сосредотачиваются в руках государства, обычно в руках Центрального банка или специальных уполномоченных коммерческих, называемых девизными, банков. Валютный контроль — юридический термин. В ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 2003 года определение валютного контроля отсутствует, но прописаны его принципы:приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции;единство внешней и внутренней валютной политики РФ;единство системы валютного регулирования и валютного контроля;обеспечение государством защиты прав и экономических интересов участников валютных операций при их осуществлении. Валютный контроль применяется при следующих сделках:С участием резидентов и нерезидентов;С внутренними и внешними ценными бумагами;При сделках, совершаемых в валюте РФ и иностранной валюте.,

 

 

64.Валютное регулирование и валютный контроль.

Целью валютного регулирования  является содействие государственной  политике по достижению устойчивого  экономического роста и обеспечению  экономической безопасности.Задачами валютного регулирования являются:      1) установление порядка обращения валютных ценностей в Республике Казахстан;      2) создание условий для дальнейшей интеграции Республики Казахстан в мировую экономику;      3) обеспечение информационной базы по валютным операциям и потокам капитала.Основным органом валютного регулирования в Республике Казахстан является Национальный Банк Республики Казахстан. Правительство Республики Казахстан и иные государственные органы осуществляют валютное регулирование в пределах своей компетенции.Национальный Банк Республики Казахстан выдает лицензию на осуществление деятельности по организации обменных операций с иностранной валютой уполномоченным организациям.Национальный Банк Республики Казахстан как основной орган валютного регулирования устанавливает:      1) порядок и требования к осуществлению деятельности по организации обменных операций с иностранной валютой;      2) порядок осуществления резидентами и нерезидентами валютных операций, в том числе режимы валютного регулирования: регистрации; уведомления;3) порядок осуществления мониторинга валютных операций нерезидентов, осуществляющих деятельность на территории Республики Казахстан (валютный мониторинг);4) формы учета и отчетности по валютным операциям, обязательные для исполнения всеми резидентами и нерезидентами, по согласованию с уполномоченными государственными органами в соответствии с их компетенцией.Валютные операции, в отношении которых настоящим Законом не установлен порядок их осуществления, проводятся без ограничений.

66.Международный валютный фонд: цели создания, механизм функционирования, участники, формы кредитования.

Международный валютный фонд, МВФ (англ. International Monetary Fund, IMF) — специализированное учреждение ООН, со штаб-квартирой в Вашингтоне, США. Основные функции МВФ содействие международному сотрудничеству в денежной политике

расширение мировой торговли,кредитование, стабилизация денежных обменных курсов, консультирование стран-дебиторов (должников), разработка стандартов международной финансовой статистики, сбор и публикация международной финансовой статистики. Официальные цели МВФ: «способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере»; «содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли» в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов; «обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов» и не допускать «обесценивания валют с целью получения конкурентных преимуществ»; оказывать помощь в создании многосторонней системы расчётов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений; предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах».

67.Группа Всемирного банка: структура и принципы кредитования.

Группа Всемирного банка (англ. World Bank Group) — пять организаций, созданных в разное время и объединённых функционально, организационно и территориально, целью деятельности которых является в настоящее время оказание финансовой и технической помощи развивающимся странам.В Группу Всемирного банка входят следующие организации: Международный банк реконструкции и развития — МБРР Международная ассоциация развития — МАР Международная финансовая корпорация — МФК Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций — МАГИ Международный центр по урегулированию инвестиционных споров — МЦУИС.Первые две организации (МБРР и МАР) образуют собственно Всемирный банк.Штаб-квартиры всех пяти организаций расположены в Вашингтоне, США. Всемирный банк создан по принципу акционерного общества, акционерами которого являются 185 стран-членов этой организации. Количество голосов, которыми обладают страны-участницы, зависит от их доли в капитале Банка, которая в свою очередь определяется их долей в мировой экономике. Эти акционеры представлены Советом управляющих, который является высшим органом, принимающим решения и определяющим политику Группы Всемирного Банка. Страны-участницы представлены в Совете управляющих, как правило, министрами финансов. Совет управляющих проводит свои совещания один раз в год во время Ежегодных совещаний Советов управляющих Группы Всемирного банка и Международного валютного фонда.Конкретные полномочия по управлению Банком в период между заседаниями Совета управляющих переданы 24 исполнительным директорам, которые работают непосредственно в штаб-квартире Группы Всемирного Банка в Вашингтоне. Исполнительные директора образуют Совет директоров, который возглавляет Президент Банка. В Совет директоров входят пять исполнительных директоров, представляющих интересы государств-членов, обладающих крупнейшими пакетами акций: США, Япония, Германия, Франция и Великобритания. Остальные 19 исполнительных директоров представляют группы стран-участниц Всемирного банка. Президент Всемирного банка (в настоящее время Роберт Б. Зеллик) председательствует на совещаниях Совета директоров и отвечает за общее руководство деятельностью Группы Всемирного банка. По традиции Президентом Всемирного банка становится гражданин США — страны, являющейся крупнейшим акционером Банка. Президент избирается Советом управляющих на пятилетний срок и может быть переизбран. Пять вице-президентов, в том числе три старших вице-президента (англ. Senior Vice-Presidents) и два исполнительных вице-президента (англ. Executive Vice-Presidents) отвечают за конкретные регионы, сектора, направления деятельности и выполняют другие конкретные функции.

68.Международные и региональные банки и фонды

МЕЖДУНАРОДНЫЕ БАНКИ И ФОНДЫ включают различные институты, действующие во многих странах мира; их целью является оказание помощи странам-членам в финансировании экономического развития и содействие стабильности платежного баланса. Международные банки предоставляют кредиты на промышленные, сельскохозяйственные и инфраструктурные проекты и при необходимости оказывают техническое содействие во многих областях экономической и общественной жизни. Эти банки играют особенно важную роль в развитии многих стран Азии, Африки и Латинской Америки. Ведущим является Международный банк реконструкции и развития (МБРР), обычно называемый Мировым банком. В его группу входят: Международная ассоциация развития (MAP), которая предоставляет льготные займы развивающимся странам, и Международная финансовая корпорация (МФК), действующая на международном рынке инвестиций. Европейский инвестиционный банк, Азиатский банк развития, Африканский банк развития и Межамериканский банк развития обслуживают соответствующие регионы. Особое место среди международных банков принадлежит Банку международных расчетов (БМР), образованному в 1930 при участии нескольких центральных банков европейских стран. Международные фонды предоставляют финансовое содействие странам-членам, испытывающим дефицит платежного баланса. Наиболее важен Международный валютный фонд (МВФ). Обычно содействие МВФ принимает форму сравнительно краткосрочного займа, предоставляемого при соблюдении определенных условий, но с середины 1960-х годов, особенно в связи с увеличением в четыре раза цен на нефть в 1973-1974, Фонд сделал доступными - в основном для развивающихся стран - не связанные определенными условиями более долгосрочные кредиты. Международный банк реконструкции и развития (МБРР, или Мировой банк). Подобно Международному валютному фонду, он был образован по решению Бреттон-Вудской конференции в июле 1944. Штаб-квартира банка располагается в Вашингтоне, а его президентом по традиции является гражданин США. Членство в Мировом банке открыто для любой страны, которая хочет стать одновременно и членом Международного валютного фонда. Ресурсы банка частично состоят из взносов его членов. Примерно 90% подписного капитала образуют гарантийный фонд выполнения обязательств банка. Остальные 10% капитала должны быть внесены наличными, 1% - в долларах США или в золоте, а 9% - в собственных валютах стран-подписчиц. Часть капитала, внесенная в долларах США, свободно используется МБРР, в то время как капитал в других валютах может быть предоставлен в ссуду только с согласия членов банка, чья валюта будет использоваться. Как правило, такое согласие получить нетрудно. Главная часть средств для выдачи ссуд поступает от инвесторов, действующих на мировом рынке капитала. Они покупают облигации банка или берут на себя долю в предоставленных ими ссудах. В дополнение к средствам, получаемым путем заимствований, банк создает новые источники кредитования из доходов и возврата ранее выданных ссуд. Первоначально ссуды МБРР предоставлялись правительствам тех стран, которые сильно пострадали во Второй мировой войне. С завершением послевоенного восстановления основной целью банка стало предоставление займов на проекты развития правительствам стран-членов и частным предприятиям в менее развитых странах. Прежде чем предоставить заем, банк изучает обоснованность проекта и способность страны зарабатывать валюту на погашение кредита. Сфера операций МБРР гораздо шире простого кредитования. Одним из основных направлений деятельности банка является предоставление странам-членам технической помощи и консультаций. Для этой цели банк посылает большую комиссию в страну для изучения ее потребностей и подготовки рекомендаций. Постоянные эксперты банка оказывают помощь правительствам в осуществлении программ экономического развития. В планировании и осуществлении программ банк нередко сотрудничает с различными агентствами ООН. Подобные проекты охватывают широкий спектр проблем - от обследования рабочей силы и потребностей производственного обучения в Западной Африке до глобального исследования возможностей водоснабжения и технологий сброса сточных вод в сельской местности и на окраинах урбанизированных районов. Банк действует и как посредник в международных спорах, таких как разногласия между Египтом и Компанией Суэцкого канала по поводу активов, конфискованных Египтом, или конфликт Индии и Пакистана из-за раздела вод бассейна реки Инд. Все ссуды предоставляются на коммерческих условиях. Ставки процента по ссудам основаны на текущей рыночной ставке по облигациям банка с таким же сроком погашения. МБРР имеет рейтинг института с исключительно низким кредитным риском, что позволяет ему получать ссуды на лучших условиях, чем могли бы получить многие страны-члены при прямых заимствованиях на рынке. С известной условностью к региональным банкам можно причислить: Банк международных расчетов, Исламский банк развития, Европейский инвестиционный банк, Азиатский банк развития, Арабо-африканский международный банк, Арабский банк экономического развития Африки, Африканский банк развития, Банк развития государств Центральной Африки, Западноафриканский банк развития, Карибский банк развития, Латиноамериканский экспортный банк, Межамериканский банк развития, Центральноамериканский банк экономической интеграции, Арабо-латиноамериканский банк. С той же условностью к региональным фондам и организациям следует отнести: Карибский инвестиционный фонд, Андский резервный фонд, Арабский валютный фонд, Арабский фонд экономического и социального развития, Африканский фонд развития, Специальный фонд ОПЕК, Африканский центр валютных исследований, Валютный союз Центральной Африки, Европейская валютная система, Западноафриканский валютный фонд, Западноафриканская клиринговая палата, Зона французского франка, Карибская инвестиционная корпорация, Андская корпорация развития, Северный инвестиционный банк, Межамериканская инвестиционная корпорация. Несмотря на то, что региональные банки развития состоят в основном из развивающихся стран, в них весомые позиции принадлежат развитым государствам: в Межамериканском банке развития треть голосов находится в распоряжении США, а в Африканском банке развития — США и Японии. Эти банки имеют однотипные системы формирования пассивов, а также сходную с МБРР систему кредитования. Их оплаченный уставный капитал обычно не превышает 10%; неоплаченная его часть служит гарантийным фондом. Они заимствуют средства через выпуск облигаций, размещение которых облегчается связью региональных банков развития с соответствующими региональными комиссиями ООН. Для этих банков общим стало также создание специальных фондов, необходимых для льготного кредитования проектов создания объектов экономической и социальной инфраструктуры регионов (на региональном уровне они выполняют функции МАР в группе Всемирного банка). Причем преобладающая часть их средств формируется за счет взносов развитых государств, вследствие чего через кредиты данных фондов стимулируется экспорт в развивающиеся страны нередко вопреки интересам их прогресса. Так, около 50% средств Фонда специальных операций Межамериканского банка развития принадлежит США, а Азиатского фонда развития - Японии.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"