Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 02:57, шпаргалка
Макроэкономика – раздел ЭТ, предметом изучения которого является национальное хоз-во. Макроэкономика находится в прямой зависимости от микроэкономики; ее задача состоит в объяснении причин роста (падения) спроса или предложения вообще, подъема или спада национальной эк-ки, влияния инфляции на уровень общей занятости и объем пр-ва общественного продукта. Основы макроэкономики как науки были заложены англ. экономистом Кейнсом.
Национальное хоз-во представлено субъектами: домохозяйство; бизнес; гос-во; мировое хоз-во. Где Мировое хоз-во – совок-ть зарубежных производителей импортной продукции на нац-ный рынок и зарубежных потребителей нац-ной пр-ции.
Цели достигаются посредством определенных инструментов, которые подразделяются на прямые и косвенные. К прямым инструментам относятся лимиты кредитования, прямое регулирование процентной ставки. К косвенным инструментам, которые наиболее часто применяются в рыночной эк-ке, относятся операции на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки (ставки рефинансирования).
- Операции на открытом рынке - покупка и продажа ЦБ гос-ных ценных бумаг (облигаций). Посредством операций на открытом рынке ЦБ регулирует величину денежной массы в эк-ке страны.
Гос-ные ценные бумаги
покупают коммерческие банки, домашние
хоз-ва и фирмы, поскольку это
приносит стабильный доход. Покупая
ценные бумаги, ЦБ тем самым повышает
кредитные возможности
- Изменение норм обязательных резервов. Норма обязательных резервов устанавливается ЦБ в % от величины вкладов. Обязательные банковские резервы представляют собой часть вкладов коммерческих банков, которую они должны хранить либо в виде беспроцентных вкладов в ЦБ, либо в виде наличности. Эти суммы дают вкладчикам какую-то гарантию сохранности вложенных средств. При повышении ЦБ нормы обязательных банковских резервов предложение денег сокращается, так как ¯ сумма денег, оставшихся в распоряжении банков. Это ведет к подорожанию кредитов и сокращает возможности развития пр-ва. Соответственно сумма денег, создаваемая коммерческими банками, ¯. И наоборот, ¯ нормы резервов ведет к росту массы обращающихся денег и ускоренному развитию эк-ки.
Однако резервная политика редко используется для целей текущего контроля над предложением денег, так как постоянная норма обязательных банковских резервов служит основой для стабильности коммерческих банков и фирм и изменяется только в случаях, когда ЦБ намерен добиться значительного расширения или сжатия денежной массы.
- Изменение учетной ставки. Под учетной ставкой % (ставкой рефинансирования) понимается ставка, по которой ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам. Учетная ставка % служит ориентиром для коммерческих банков; они не будут предоставлять кредиты своим клиентам под более низкую ставку. Денежные средства, полученные в ссуду у ЦБ по учетной ставке, представляют собой дополнительные резервы коммерческих банков, которые потом выдаются клиентам банка под более высокий %. Поэтому, изменяя учетную ставку, ЦБ может воздействовать на предложение денег, на инвестиционный спрос и темпы развития эк-ки. Если учетная ставка % ¯, то это побуждает коммерческие банки брать кредиты у ЦБ для своих резервов. Их кредитные возможности расширяются, что стимулирует развитие пр-ва.
Наиболее значимым инструментом являются операции на открытом рынке. Это обусловливается несколькими причинами. Во-первых, это самый быстрый и легкий путь решения проблемы регулирования кредитных средств и, следовательно, темпов развития пр-тва. Кроме того, здесь возможен более точный расчет - всегда четко определяется, сколько гос-ных облигаций следует продать или, наоборот, сколько купить. Во-вторых, использование учетной ставки затруднено, в частности, тем, что коммерческие банки в развитой рыночной системе относительно редко пользуются кредитами ЦБ, и обычно именно потому, что вкладывают большие деньги в покупку гос-ных облигаций. Поэтому чаще всего она выполняет информационную функцию, а не стимулирующую, и в развитых рыночных странах этим инструментом пользуются очень редко. Затруднено использование и нормы резервов. Связано это с тем, что деньги, находящиеся в резерве, не приносят %-та; по сути, это мертвый капитал. Увеличение такого капитала нежелательно ни коммерческим банкам, ни обществу в целом. В связи с этим при проведении определенной денежно-кредитной политики в различных соотношениях, как правило, используют все 3 основных способа регулирования.
Денежно-кредитная политика, осуществляемая ЦБ и направленная на стимулирование или замедление эк-го роста, проводится посредством политики дешевых или дорогих денег.
Политика «дешевых денег» присуща в основном эк-кому кризису и большой безработице. Она делает кредит дешевым и легкодоступным, увеличивает денежное предложение, понижает процентную ставку, стимулирует рост инвестиций; происходит повышение совокупного спроса, что стимулирует увеличение ВНП. Главными инструментами этой политики являются: снижение нормы обязательных банковских резервов, снижение учетной ставки % и покупка ЦБ гос-ных ценных бумаг.
Политика «дорогих денег» сокращает или ограничивает рост денежной массы в стране, тормозит рост ВНП, понижает доступность кредита, тем самым сокращая инвестиции и совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Главными инструментами этой политики являются: повышение нормы обязательных банковских резервов и учетной ставки %, продажа ЦБ гос-ных ценных бумаг.
В настоящее время эк-ка России вступает в новую, более стабильную стадию своего развития, которое возможно лишь при условии наращивания инвестиций. Оздоровление и дальнейшее совершенствование денежно-кредитной системы является важной предпосылкой обеспечения макроэк-го равновесия и создания условий для эк-кого роста страны.
Методы влияния на ВВП: На первом этапе ЦБ своими действиями (покупая облигации у коммерческих банков или снижая минимальную ставку резервных требований) денежную массу. На 2 этапе происходит мультипликационное расширение банковских депозитов, предложение денег . На 3 этапе предложения денег ведет к их удешевлению, т.е к падению процентных ставок, что расширяет спрос на инвестиции. На 4 этапе результатом ¯ % ставки будет частных и гос-ных инвестиций. 5 этап - рост капиталовложений повлечет за собой повышение доходов, расширение пр-ва, увеличение занятости и ускорение темпов инфляции.
38) Социальная справедливость
и экономическая эффективность.
Отличительной чертой современной рыночной эк-ки является ее социальная направленность. Развитие эк-ки, с одной стороны, позволяет осуществлять более многообразные и дорогостоящие социальные программы, а с другой - решение социальных проблем служит важным фактором устойчивого эк-го роста. Социальные проблемы решаются в процессе разработки и реализации социальной политики гос-ва.
В широком понимании социальная политика представляет собой систему эк-ких отношений между гос-ными и негос-ными институтами, с одной стороны, и отдельными социальными группами и индивидами - с другой, по поводу обеспечения последним достойных условий жизни и труда. В узком смысле социальная политика представляет собой составную часть гос-ной эк-кой политики, направленной на решение социальных проблем. Сущность социальной политики в любой эк-кой системе проявляется в ее функциях: эк-кой, защитной, распределительной, идеологической.
На современном этапе развития НТП ни одна эк-кая система не в состоянии обеспечить эк-кий рост без использования творческого, инновационного потенциала человека, т.е. человеческий фактор становится решающим в социально-эк-ком развитии общества. Отсюда необходимость реализации социальной политики.
Задачи: социальная защита человека и его основных социально-эк-ких прав; обеспечение условий для повышения благосостояния каждого человека и общества в целом; поддержание определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирование и воспр-во оптимальной социальной структуры общества; развитие социальной инфраструктуры (жкх, транспорт и связь, образование, здравоохранение, информатизация); формирование эк-ких стимулов для участия в общественном пр-ве; создание условий для всестороннего развития человека, удовлетворения его потребностей и возможности реализации в свободном труде.
Понятие социальной справедливости в настоящее время общественным сознанием воспринимается как благополучие, достигнутое в результате д-ти, приносящей реальную пользу обществу. И если в силу способностей, знаний, умений, предприимчивости вклад в общественное благосостояние оказывается существенным, то естественным будет и высокое вознаграждение данного индивидуума нечестные доходы, обогащение за счет ограбления населения, использования своего общественного положения воспринимаются как вызов общественному мнению, размывают социальную базу проводимых реформ, становятся источником социальной напряженности.
Проблема экономической эффективности соцполитики сторонники либерализма док-ют, что любое социальное вмешательство снижает эффективность рыночной эк-ки:
1. д-ть по соцобеспечению может негативно влиять на использование рабочей силы и положение с занятостью. Пособия по безработице делают возможным затягивание поиска нового рабочего места и одновременно приводят к притязаний безработного, тогда как тот, кто получает пособие, не даст согласия на любую работу с любым уровнем оплаты труда.
2. соцобеспечение способствует перераспределению доходов от слоев населения с более высокими доходами к малообеспеченным группам населения, что в целом содействует росту потребительских расходов в обществе, но может вести к сокращению сбережений, ¯ аккумулирования капитала, к меньшему эк-кому росту.
3. издержки на управление в связи с ростом организационных структур, занимающихся выработкой и реализацией социальной политики.
4. возможно расширение теневой эк-кой д-ти, поскольку растет число желающих уклониться от уплаты чрезмерных налогов, являющихся источником финансирования социальных программ.