Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 02:57, шпаргалка

Краткое описание

Макроэкономика – раздел ЭТ, предметом изучения которого является национальное хоз-во. Макроэкономика находится в прямой зависимости от микроэкономики; ее задача состоит в объяснении причин роста (падения) спроса или предложения вообще, подъема или спада национальной эк-ки, влияния инфляции на уровень общей занятости и объем пр-ва общественного продукта. Основы макроэкономики как науки были заложены англ. экономистом Кейнсом.
Национальное хоз-во представлено субъектами: домохозяйство; бизнес; гос-во; мировое хоз-во. Где Мировое хоз-во – совок-ть зарубежных производителей импортной продукции на нац-ный рынок и зарубежных потребителей нац-ной пр-ции.

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.docx

— 471.43 Кб (Скачать)

Несмотря на разнообразие источников поступления доходов все же главными составляющими денежных доходов  населения являются оплата труда, доходы от предпр-кой д-ти и собст-ти, а также социальные трансферты.

40) Методы балансирования  государственного бюджета.

Гос-ный бюджет является крупнейшим централизованным денежным фондом, находящимся в распоряжении правительства. Он представляет собой годовой план гос-ных доходов и расходов. Как эк-кая категория, гос-ный бюджет представляет собой систему эк-ких отношений по поводу формирования и использования бюджетного фонда. Структура доходов и расходов бюджета является основным содержанием бюджетного плана, определяет перспективные направления социально-эк-кой политики гос-ва и необходимые ресурсы для ее реализации.

Структура доходов и  расходов бюджета определяет перспективные  направления социально-эк-кой политики гос-ва и необходимые ресурсы  для ее реализации.

Структура доходной части бюджета подвержена изменениям в зависимости от условий развития страны, конкретной социально-эк-кой ситуации и направлений гос-ной политики. Структура расходной части отражает национальные приоритеты и последовательность выделения бюджетных ассигнований.

Существуют различные концептуальные подходы к проблеме сбалансированности бюджета.

Первый подход состоит в необходимости полного ежегодного покрытия гос-ных расходов доходами. Простота и очевидный эк-кий смысл делают данную концепцию привлекательной. Вместе с тем требование ежегодной сбалансированности противоречит необходимости проведения антициклической политики, поскольку значительно снижает ее действенность. Так, если эк-ка находится в фазе кризиса, то безработица растет, доходы эк-ких субъектов падают, снижаются налоговые поступления. В целях недопущения бюджетного дефицита правительство вынуждено усилить налоговый пресс или сократить гос-ные расходы, или применить эти меры одновременно. В результате совокупный спрос сократится, что приведет к еще большему углублению кризиса.

Если эк-ка находится  в фазе подъема, когда возрастают доходы и налоговые поступления, то в целях предотвращения возможного профицита бюджета правительство должно либо снизить ставки налогов, либо увеличить гос-ные расходы, либо использовать данные меры в комплексе, что может привести к инфляционному перегреву эк-ки.

Второй подход основан на необходимости сбалансирования бюджета в масштабах эк-го цикла. В период спада правительство должно сознательно допускать дефицит бюджета, снижая налоги и увеличивая гос-ные расходы. В период подъема предполагается наличие профицита, образующегося в результате увеличения налогов и сокращения гос-ных расходов. Профицит может быть использован для покрытия дефицита, образовавшегося в период спада. Сбалансирование бюджета в ходе эк-го цикла не противоречит проведению антициклической политики. Вместе с тем подъемы и спады в эк-ком цикле по продолжительности и глубине не м.б. одинаковыми хотя бы потому, что на характер протекания восьмилетних циклов деловой активности оказывают влияние большие волны Кондратьева. В условиях повышательной волны фазы подъема более выражены и продолжительны, чем фазы спада, а в условиях понижательной волны спады дольше и глубже последующих подъемов. Поэтому в первом случае вероятнее возникновение профицита бюджета, а во втором - его дефицита.

Согласно третьему подходу целью гос-ных финансов является не сбалансированность бюджета, а стабильное развитие эк-ки, которое может сопровождаться как устойчивым дефицитом гос-го бюджета, так и его профицитом. Если высоких устойчивых темпов роста удается достичь при проведении стимулирующей бюджетно-налоговой политики, сопровождающейся стимулированием эк-ки при допущении бюджетного дефицита, то отсутствие сбалансированного бюджета эк-ки оправданно. Наращивание эк-го потенциала, повышение доходов увеличит налоговую базу, что приведет к увеличению налоговых поступлений, расширению доходной части бюджета, более полному выполнению гос-вом его функций в рыночной эк-ке. Для богатой эк-ки последствия постоянного наличия бюджетного дефицита и, соответственно, возрастающего в определенных пределах гос-го долга не столь опасны.

41) Государственный  долг. Виды госдолга и управление  им.

Гос-ный долг представляет собой задолженность, накопившуюся у правительства в результате заимствования денег для финансирования предшествующих бюджетных дефицитов.

Гос-ный  долг = сумме прошлых бюджетных  дефицитов - бюджетные излишки.

Выделяют:

Внутренний долг представляет собой задолженность страны перед своими гражданами.

Внешний долг - задолженность перед иностранцами. Он предполагает утечку ресурсов из страны-должника, что сужает возможности потребления и инвестирования в национальной эк-ке.

Эк-ки развитые страны, как правило, имеют значительный гос-ный внутренний долг. С одной стороны, этот заем вызывает оттока средств из страны и не ведет непосредственно к прямому сокращению богатства нации, тогда как положительные эффекты от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов, обусловившие стабилизацию темпов эк-го роста и их повышение, могут существенно перекрывать издержки по обслуживанию внутреннего гос-го долга.

С другой стороны, нельзя не учитывать  ряд возможных отрицательных  последствий внутреннего гос-го долга:

1. При погашении задолженности за счет бюджетных средств, а по сути, за счет налогоплательщиков происходит отток доходов к владельцам ценных бумаг, а значит, к состоятельным слоям общества, что ведет к усилению дифференциации доходов.

2. Необходимость обслуживать долг может вызвать увеличение налогов и, как следствие, снижение деловой активности в эк-ке.

3. При большом внутреннем долге может проявиться и усилиться эффект «вытеснения частных инвестиций». Выход гос-ва на ссудный рынок ведет к усилению на нем конкуренции, вследствие чего повышается процентная ставка, что сокращает число прибыльных инвестиционных проектов, снижает инвестиционную активность в эк-ке, а значит, и темпы ее эк-го роста.

Облигации и акции частных  пр-тий, с одной стороны, и гос-ные  облигации - с другой, являются для  эк-ких субъектов взаимозаменяемыми. Вторые м.б. для определенных групп  населения даже привлекательнее, поскольку  обладают большей надежностью по сравнению с ценными бумагами частного сектора.

Средства, которые могли  бы производительно использоваться в эк-ке, вкладываться в развитие реального частного сектора, тратятся на приобретение гос-ных ценных бумаг  и в конечном счете могут превратиться в значительной степени в непроизводительные расходы гос-ва.

Если даже в определенной доле эти средства будут использоваться гос-вом производительно, все равно  произойдет перемещение ресурсов от частного сектора к гос-ному, менее  эффективному по своей природе, что  может привести к общему снижению эффективности в эк-ке.

Интенсивность вымывания  частного капитала зависит от многих факторов, в числе которых можно  назвать масштабы увеличения гос-го долга, доверие эк-ких субъектов к действующему правительству и связанную с ним склонность осуществлять сбережения, хранить финансовые активы в той или иной форме.

4. Современные теории инфляции обращают внимание на связь между темпами инфляции в стране и величиной ее гос-го долга. Механизмы этой связи разнообразны. В частности, эк-кие агенты могут ожидать, что гос-во в будущем профинансирует выплаты по долгам за счет денежной эмиссии, а это приведет к росту цен, который через механизм рациональных ожиданий приведет к росту цен в настоящем. Наращивая внутренний гос-ный долг, гос-во стимулирует инфляцию. Выплата внутреннего гос-го долга за счет увеличения предложения денег на основе их эмиссии может привести к лавинообразному росту темпов инфляции, разрушительному для эк-ки.

Что касается влияния на эк-ку внешнего долга, то хотелось бы отметить следующее. Наличие внешнего долга страны является обычной нормальной общемировой практикой. Многие страны с развитой рыночной эк-кой имеют большой внешний долг. Вместе с тем возможны его следующие объективные отрицательные последствия.

1. Обслуживание внешнего гос-го долга предполагает утечку ресурсов из страны-должника, что сужает возможности потребления и инвестирования в национальной эк-ке.

2. Большая внешняя задолженность может привести национальную эк-ку к серьезному эк-кому кризису. Страна вынуждена больше экспортировать, чем импортировать, для того чтобы выплачивать проценты по долгу и часть долга по своим обязательствам.

3. Быстрый рост внешнего долга может поставить страну в неблагоприятное зависимое положение от кредиторов, снижает международный авторитет страны и подрывает доверие населения к политике ее правительства.

Управление гос-ным долгом осуществляется посредством эффективного использования средств гос-го заимствования, привлечения средств для выплаты долга, а также нейтрализации его негативного воздействия на эк-ку страны.

Величина гос-го долга  не должна превышать размеры ВВП  более чем в 2 раза, в противном  случае слишком большие ресурсы  будут направляться на его обслуживание, что негативно скажется на развитии эк-ки. По той же причине нежелательно привлечение новых займов, если выплаты по внешним обязательствам составляют более четверти внешнеторгового оборота страны.

Если вложения средств  гос-го заимствования приносят доходы, превышающие сумму долга и  выплаты по нему процентов, то, значит, эти средства используются эффективно.

Минимальным критерием  эффективности использования заемных  средств является величина процента по долгу. Если данное условие не выполняется, то требуется привлечение других источников для выплат процентов по долгу во избежание штрафных санкций за задержку выплат.

Если доходы от размещения гос-го долга  недостаточны для его погашения, то гос-во может: • отказаться от долга полностью или частично; • истюльзовать новые заимствования для выплаты прежних долгов; • пролонгировать долг; • прибегнуть к конверсии долга; • продать безнадежные долги.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"