Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 02:57, шпаргалка
Макроэкономика – раздел ЭТ, предметом изучения которого является национальное хоз-во. Макроэкономика находится в прямой зависимости от микроэкономики; ее задача состоит в объяснении причин роста (падения) спроса или предложения вообще, подъема или спада национальной эк-ки, влияния инфляции на уровень общей занятости и объем пр-ва общественного продукта. Основы макроэкономики как науки были заложены англ. экономистом Кейнсом.
Национальное хоз-во представлено субъектами: домохозяйство; бизнес; гос-во; мировое хоз-во. Где Мировое хоз-во – совок-ть зарубежных производителей импортной продукции на нац-ный рынок и зарубежных потребителей нац-ной пр-ции.
Несмотря на разнообразие источников поступления доходов все же главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпр-кой д-ти и собст-ти, а также социальные трансферты.
40) Методы балансирования государственного бюджета.
Гос-ный бюджет является крупнейшим централизованным денежным фондом, находящимся в распоряжении правительства. Он представляет собой годовой план гос-ных доходов и расходов. Как эк-кая категория, гос-ный бюджет представляет собой систему эк-ких отношений по поводу формирования и использования бюджетного фонда. Структура доходов и расходов бюджета является основным содержанием бюджетного плана, определяет перспективные направления социально-эк-кой политики гос-ва и необходимые ресурсы для ее реализации.
Структура доходов и
расходов бюджета определяет перспективные
направления социально-эк-кой
Структура доходной части бюджета подвержена изменениям в зависимости от условий развития страны, конкретной социально-эк-кой ситуации и направлений гос-ной политики. Структура расходной части отражает национальные приоритеты и последовательность выделения бюджетных ассигнований.
Существуют различные
Первый подход состоит в необходимости полного ежегодного покрытия гос-ных расходов доходами. Простота и очевидный эк-кий смысл делают данную концепцию привлекательной. Вместе с тем требование ежегодной сбалансированности противоречит необходимости проведения антициклической политики, поскольку значительно снижает ее действенность. Так, если эк-ка находится в фазе кризиса, то безработица растет, доходы эк-ких субъектов падают, снижаются налоговые поступления. В целях недопущения бюджетного дефицита правительство вынуждено усилить налоговый пресс или сократить гос-ные расходы, или применить эти меры одновременно. В результате совокупный спрос сократится, что приведет к еще большему углублению кризиса.
Если эк-ка находится в фазе подъема, когда возрастают доходы и налоговые поступления, то в целях предотвращения возможного профицита бюджета правительство должно либо снизить ставки налогов, либо увеличить гос-ные расходы, либо использовать данные меры в комплексе, что может привести к инфляционному перегреву эк-ки.
Второй подход основан на необходимости сбалансирования бюджета в масштабах эк-го цикла. В период спада правительство должно сознательно допускать дефицит бюджета, снижая налоги и увеличивая гос-ные расходы. В период подъема предполагается наличие профицита, образующегося в результате увеличения налогов и сокращения гос-ных расходов. Профицит может быть использован для покрытия дефицита, образовавшегося в период спада. Сбалансирование бюджета в ходе эк-го цикла не противоречит проведению антициклической политики. Вместе с тем подъемы и спады в эк-ком цикле по продолжительности и глубине не м.б. одинаковыми хотя бы потому, что на характер протекания восьмилетних циклов деловой активности оказывают влияние большие волны Кондратьева. В условиях повышательной волны фазы подъема более выражены и продолжительны, чем фазы спада, а в условиях понижательной волны спады дольше и глубже последующих подъемов. Поэтому в первом случае вероятнее возникновение профицита бюджета, а во втором - его дефицита.
Согласно третьему подходу целью гос-ных финансов является не сбалансированность бюджета, а стабильное развитие эк-ки, которое может сопровождаться как устойчивым дефицитом гос-го бюджета, так и его профицитом. Если высоких устойчивых темпов роста удается достичь при проведении стимулирующей бюджетно-налоговой политики, сопровождающейся стимулированием эк-ки при допущении бюджетного дефицита, то отсутствие сбалансированного бюджета эк-ки оправданно. Наращивание эк-го потенциала, повышение доходов увеличит налоговую базу, что приведет к увеличению налоговых поступлений, расширению доходной части бюджета, более полному выполнению гос-вом его функций в рыночной эк-ке. Для богатой эк-ки последствия постоянного наличия бюджетного дефицита и, соответственно, возрастающего в определенных пределах гос-го долга не столь опасны.
41) Государственный долг. Виды госдолга и управление им.
Гос-ный долг представляет собой задолженность, накопившуюся у правительства в результате заимствования денег для финансирования предшествующих бюджетных дефицитов.
Гос-ный долг = сумме прошлых бюджетных дефицитов - бюджетные излишки.
Выделяют:
Внутренний долг представляет собой задолженность страны перед своими гражданами.
Внешний долг - задолженность перед иностранцами. Он предполагает утечку ресурсов из страны-должника, что сужает возможности потребления и инвестирования в национальной эк-ке.
Эк-ки развитые страны, как правило, имеют значительный гос-ный внутренний долг. С одной стороны, этот заем вызывает оттока средств из страны и не ведет непосредственно к прямому сокращению богатства нации, тогда как положительные эффекты от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов, обусловившие стабилизацию темпов эк-го роста и их повышение, могут существенно перекрывать издержки по обслуживанию внутреннего гос-го долга.
С другой стороны, нельзя не учитывать ряд возможных отрицательных последствий внутреннего гос-го долга:
1. При погашении задолженности за счет бюджетных средств, а по сути, за счет налогоплательщиков происходит отток доходов к владельцам ценных бумаг, а значит, к состоятельным слоям общества, что ведет к усилению дифференциации доходов.
2. Необходимость обслуживать долг может вызвать увеличение налогов и, как следствие, снижение деловой активности в эк-ке.
3. При большом внутреннем долге может проявиться и усилиться эффект «вытеснения частных инвестиций». Выход гос-ва на ссудный рынок ведет к усилению на нем конкуренции, вследствие чего повышается процентная ставка, что сокращает число прибыльных инвестиционных проектов, снижает инвестиционную активность в эк-ке, а значит, и темпы ее эк-го роста.
Облигации и акции частных
пр-тий, с одной стороны, и гос-ные
облигации - с другой, являются для
эк-ких субъектов
Средства, которые могли бы производительно использоваться в эк-ке, вкладываться в развитие реального частного сектора, тратятся на приобретение гос-ных ценных бумаг и в конечном счете могут превратиться в значительной степени в непроизводительные расходы гос-ва.
Если даже в определенной доле эти средства будут использоваться гос-вом производительно, все равно произойдет перемещение ресурсов от частного сектора к гос-ному, менее эффективному по своей природе, что может привести к общему снижению эффективности в эк-ке.
Интенсивность вымывания частного капитала зависит от многих факторов, в числе которых можно назвать масштабы увеличения гос-го долга, доверие эк-ких субъектов к действующему правительству и связанную с ним склонность осуществлять сбережения, хранить финансовые активы в той или иной форме.
4. Современные теории инфляции обращают внимание на связь между темпами инфляции в стране и величиной ее гос-го долга. Механизмы этой связи разнообразны. В частности, эк-кие агенты могут ожидать, что гос-во в будущем профинансирует выплаты по долгам за счет денежной эмиссии, а это приведет к росту цен, который через механизм рациональных ожиданий приведет к росту цен в настоящем. Наращивая внутренний гос-ный долг, гос-во стимулирует инфляцию. Выплата внутреннего гос-го долга за счет увеличения предложения денег на основе их эмиссии может привести к лавинообразному росту темпов инфляции, разрушительному для эк-ки.
Что касается влияния на эк-ку внешнего долга, то хотелось бы отметить следующее. Наличие внешнего долга страны является обычной нормальной общемировой практикой. Многие страны с развитой рыночной эк-кой имеют большой внешний долг. Вместе с тем возможны его следующие объективные отрицательные последствия.
1. Обслуживание внешнего гос-го долга предполагает утечку ресурсов из страны-должника, что сужает возможности потребления и инвестирования в национальной эк-ке.
2. Большая внешняя задолженность может привести национальную эк-ку к серьезному эк-кому кризису. Страна вынуждена больше экспортировать, чем импортировать, для того чтобы выплачивать проценты по долгу и часть долга по своим обязательствам.
3. Быстрый рост внешнего долга может поставить страну в неблагоприятное зависимое положение от кредиторов, снижает международный авторитет страны и подрывает доверие населения к политике ее правительства.
Управление гос-ным долгом осуществляется посредством эффективного использования средств гос-го заимствования, привлечения средств для выплаты долга, а также нейтрализации его негативного воздействия на эк-ку страны.
Величина гос-го долга не должна превышать размеры ВВП более чем в 2 раза, в противном случае слишком большие ресурсы будут направляться на его обслуживание, что негативно скажется на развитии эк-ки. По той же причине нежелательно привлечение новых займов, если выплаты по внешним обязательствам составляют более четверти внешнеторгового оборота страны.
Если вложения средств гос-го заимствования приносят доходы, превышающие сумму долга и выплаты по нему процентов, то, значит, эти средства используются эффективно.
Минимальным критерием
эффективности использования
Если доходы от размещения гос-го долга недостаточны для его погашения, то гос-во может: • отказаться от долга полностью или частично; • истюльзовать новые заимствования для выплаты прежних долгов; • пролонгировать долг; • прибегнуть к конверсии долга; • продать безнадежные долги.