Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 02:57, шпаргалка
Макроэкономика – раздел ЭТ, предметом изучения которого является национальное хоз-во. Макроэкономика находится в прямой зависимости от микроэкономики; ее задача состоит в объяснении причин роста (падения) спроса или предложения вообще, подъема или спада национальной эк-ки, влияния инфляции на уровень общей занятости и объем пр-ва общественного продукта. Основы макроэкономики как науки были заложены англ. экономистом Кейнсом.
Национальное хоз-во представлено субъектами: домохозяйство; бизнес; гос-во; мировое хоз-во. Где Мировое хоз-во – совок-ть зарубежных производителей импортной продукции на нац-ный рынок и зарубежных потребителей нац-ной пр-ции.
Наличие в рыночной эк-ке коммерческих банков приводит к тому, что они увеличивают предложение денег в периоды инфляции, т.к. это им выгодно, и сокращают в периоды депрессии, способствуя тем самым усилению циклического развития. Поэтому за их д-тью необходим контроль со стороны гос-ва.
Роль коммерческих банков в эк-ке определяется выполняемыми функциями. Банки осуществляют следующие основные функции:
Мобилизация свободных денежных средств и превращение их в капитал. Сначала банки аккумулируют денежные доходы и сбережения населения и пр-тий в виде вкладов. Вкладчик получает вознаграждение в виде % или оказываемых банком услуг. Сконцентрированные на вкладах сбережения превращаются в ссудный капитал, который используется банками для предоставления кредита предпринимателям. Заемщики вкладывают средства в расширение пр-ва, покупку недвижимости, потребительских товаров. В результате с помощью банков сбережения превращаются в капитал.
Обеспечение расчетно-платежного механизма. Банки выступают посредниками при безналичных расчетах между пр-тиями, обеспечивая бесперебойность расчетов и проведение платежных документов в срок.
Кредитование пр-ятий, гос-ва и населения. Главный критерий перераспределения ресурсов – это прибыльность их использования заемщиком в условиях свободного перемещения финансового капитала.
Выпуск кредитных денег. Кредитные деньги образуются в результате выдачи ссуды клиенту на основе банковских депозитов.
Эмиссионно-учредительская функция. Банки, выпуская и размещая ценные бумаги, становятся каналом, который обеспечивает направление сбережений для производственных целей.
Консультации. Контроль над эк-кой ситуацией позволяет банкам предоставлять клиентам информацию и консультировать различным вопросам: слияния и поглощения, направления новых инвестиций, составление годовых отчетов, поиск потенциальных партнеров и т.п.
Банковская система и расширение денежного предложения.
Банковский кредит стал одной из главных причин роста денежной массы в промышленно развитых странах, который происходит в результате действия следующего механизма. Все коммерческие банки должны хранить часть вкладов в наличной форме в соответствии с установленной законом нормой обязательных резервов (NR). Кредитные ресурсы отдельного коммерческого банка составляют его избыточные резервы, которые определяются как разность между фактическими и обязательными резервами.
Система коммерческих банков в целом способна предоставлять ссуды, которые благодаря эффекту денежного мультипликатора (ММ) превышают ее избыточные резервы. Его величина обратно пропорциональна норме обязательных резервов. Максимальное количество кредитных денег на текущих счетах (МК), которое м.б. создано одной денежной единицей избыточных резервов, определяется по формуле:
МК = ММ ´ избыточные резервы, где ММ =1/NR
Денежная масса растет, когда банки выдают ссуды, и ¯, когда ссуды возвращаются банку. Эк-ка нуждается в необходимом, но не чрезмерном количестве денег. Поэтому гос-во в лице ЦБ вводит ряд ограничений, регулирующих процесс кредитования и, следовательно, процесс создания денег и осуществляет контроль над ним.
Конкретно оценить размеры расширения денежной массы путем создания банками новых денег позволяет мультипликатор денежного предложения, или банковский мультипликатор (т). Он рассчитывается по формулам: m = 1/r * 100%, где r - обязательная резервная норма в %, или m = M/R, где М - прирост депозитов, R - прирост резервов.
Банковский мультипликатор представляет собой процесс (мультипликации) денег на депозитных счетах коммерческих банков в период их движения от одного коммерческого банка к другому.
Банковский, кредитный и депозитный мультипликаторы характеризуют механизм мультипликации с разных позиций.
Банковский мультипликатор характеризует процесс мультипликации с позиции субъектов мультипликации. Здесь дается ответ на вопрос: кто мультиплицирует деньги? Такой процесс осуществляется коммерческими банками. Один коммерческий банк не может мультиплицировать деньги, их мультиплицирует система коммерческих банков.
Кредитный мультипликатор раскрывает двигатель процесса мультипликации, то, что мультипликация может осуществляться только в результате кредитования хоз-ва.
Депозитный мультипликатор отражает объект мультипликации - деньги на депозитных счетах коммерческих банков (именно они увеличиваются в процессе мультипликации).
Механизм банковского мультипликатора. Этот механизм может существовать только в условиях двухуровневых (и более) банковских систем, причем первый уровень - ЦБ управляет этим механизмом, второй уровень - коммерческий банк заставляет его действовать, причем действовать автоматически независимо от желания специалистов отдельных банков. Механизм банковского мультипликатора непосредственно связан со свободным резервом.
Свободный резерв представляет собой совокупность ресурсов коммерческих банков, которые в данный момент времени могут быть использованы для активных банковских операций.
44) Социальная защита
населения: принципы и
Под гос-ной социальной защитой понимается система отношений, складывающаяся в сфере: обеспечения гос-вом гарантированного минимального уровня жизни для нормального воспр-ва рабочей силы и содержания иждивенцев; сохранения прежнего уровня жизни утратившим трудоспособность вследствие рисков (производственной травмы, безработицы, болезни, наступления старости, смерти кормильца, форс-мажорных обстоятельств, таких как наводнение, землетрясение, террористический акт и др.); обеспечения минимальных жизненных стандартов изначально нетрудоспособным членам общества (детям и инвалидам).
Система социальной защиты является органическим элементом современного рыночного хоз-ва, существующим в разных странах. Несмотря на принципиальные различия в объемах, направлениях и институтах социальной защиты в этих странах, она строится по единым принципам: субсидиарности, солидарности, эффективности, адекватности, непрерывности и т.д.
Системообразующим базисным принципом социальной защиты является принцип субсидиарности (дополнительности) - в силу некоторых обстоятельств в рыночной эк-ке индивид может нуждаться в помощи гос-ва, эта помощь должна предоставляться в объеме стартового минимума. Наиболее полно принцип воплощается в системе гос-ных гарантий. В некоторых странах это могут быть гарантии минимальных фиксированных доходов (минимальная з/плата и минимальная пенсия), а также гарантии нормального жизнеобеспечения в форме права на труд и на отдых, права на образование и медицинское обслуживание, на охрану труда и семьи. Если индивид по тем или иным причинам выбывает из конкурентной борьбы, то гос-во оказывает ему поддержку, стимулируя его усилия вернуться в сферу рыночной д-ти. При этом, исходя из принципа субсидиарности, поддержка гос-ва носит не безвозмездный и не безусловный характер, а осуществляется с учетом трудового вклада нуждающегося, размера уплачиваемых налогов и взносов. В соответствии с данным принципом строится система пособий работающим (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице).
Однако неуплата работодателем взносов на социальное страхование не лишает его работников права на получение страховых пенсий и пособий, и в этом частном случае проявляется принцип солидарности социальной защиты. На действии данного принципа базируется социальная помощь - система мер по содержанию и обслуживанию нетрудоспособных граждан.
Любая программа социальной защиты, для того чтобы увеличивать общественную полезность и не наносить ущерб благосостоянию третьих лиц, должна отвечать принципу эффективности, означающему, что чистые социальные выгоды от действия любой социальной программы должны превышать социальные издержки. Для сравнительной оценки эффективности тех или иных способов гос-го воздействия м.б. использован такой аналитический инструмент, как «затраты - выпуск». При этом затраты представляют собой вложения гос-ных органов в какую-либо социальную программу или проект, а выпуск - конечные результаты выполнения данной программы в виде роста благосостояния. Для его оценки м.б. использованы показатели качества жизни: потребление, уровень доходов, состояние образования и здравоохранения, численность бедных и т.д.
С принципом эффективности тесно связан принцип адекватности - соответствие масштабов, направлений и форм социальной защиты уровню развития эк-ки и объемам созданного в обществе ВНП, являющегося источником осуществления защитной функции гос-ва.
Принцип непрерывности социальной защиты показывает, что вне зависимости от финансового положения гос-ва, системы ценностей и взглядов, сложившихся в обществе, данный процесс не м.б. остановлен, а должен воспроизводиться во времени и в пространстве. Это отвечает основному фундаментальному назначению эк-ки - быть средством жизнеобеспечения людей.