Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 02:57, шпаргалка
Макроэкономика – раздел ЭТ, предметом изучения которого является национальное хоз-во. Макроэкономика находится в прямой зависимости от микроэкономики; ее задача состоит в объяснении причин роста (падения) спроса или предложения вообще, подъема или спада национальной эк-ки, влияния инфляции на уровень общей занятости и объем пр-ва общественного продукта. Основы макроэкономики как науки были заложены англ. экономистом Кейнсом.
Национальное хоз-во представлено субъектами: домохозяйство; бизнес; гос-во; мировое хоз-во. Где Мировое хоз-во – совок-ть зарубежных производителей импортной продукции на нац-ный рынок и зарубежных потребителей нац-ной пр-ции.
Для того чтобы выполнять свои функции и особенно регулировать денежное обращение в стране, ЦБ любой страны должен иметь особый статус. Он д.б. абсолютно самостоятелен в принятии решений, не должен прямо подчиняться никакому гос-ному органу или должностному лицу. Ни президент, ни руководитель правительства, ни совет министров, ни парламент не могут приказать ЦБ изменить количество денег, обращающихся в стране. Он должен работать в одном направлении с правительством, преследовать одни и те же цели, но решения, касающиеся изменения денежно-кредитной сферы, он должен принимать самостоятельно и полностью нести за них ответ-ть.
Предложение денег определяется эмиссией денег и зависит от кредитно денежной политики ЦБ. Выделяют 3 основных инструмента кредитно денежной политики ЦБ: изменение учетной ставки, изменение нормы резервирования, операции на открытом рынке. Предложение денег представляет собой вертикальную прямую, если предполагается, что ЦБ предпринимает все необходимые меры для поддержки неизменного состояния денежной массы, независимо от вариаций номинальной нормы процента. Возникновение горизонтальной кривой предложения денег происходит тогда, когда ЦБ в качестве своей тактической цели избирает фиксацию номинальной нормы % на постоянном уровне. Путем проведения операций на открытом рынке осуществляется регулирование резервами, обеспечивающее фиксированный уровень номинальной нормы %, несмотря на возможные изменения процентных ставок, обусловленные воздействием рыночных процессов. Наклонная кривая предложения денег подразумевает проведение ЦБ следующей политики: ЦБ реагирует на увеличение спроса на деньги, обеспечивая некоторый рост количества денег, находящихся в обращении, но в количестве, недостаточном для поддержания номинальной нормы процента на фиксированном уровне.
Равновесие на денежном рынке. При равенстве объемов спроса и предложения денег устанавливается равновесие денежного рынка. Точка А на пересечении кривых спроса и предложения показывает равновесную цену товара деньги – равновесную ставку банковского процента, при которой объем спроса на деньги равен объему их предложения.
36) Фискальная политика
государства, механизм и
Фискальная политика представляет собой налогообложение и гос-ные расходы с целью сглаживания циклических колебаний и обеспечения устойчивого эк-го роста в условиях высокой занятости и низкой стабильной инфляции. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика – система регулирования эк-ки, посредством изменения гос-ных расходов и налогов. Она проводится с целью стимулирования эк-го роста.
Стимулирующая фискальная политика (фискальная экспансия) в коротком периоде направлена на стимулирование деловой активности в целях преодоления циклического спада путем увеличения гос-ных расходов, снижения налогов или комбинацией этих мер. В долгом периоде снижение налогов может привести к стабильному повышению темпов роста эк-ки, упрочению ее эк-го потенциала.
Сдерживающая фискальная политика (фискальная рестрикция) имеет целью в коротком периоде предотвращение перегрева эк-ки. Она предполагает снижение гос-ных расходов и усиление налогового пресса, что позволяет снизить темпы эк-го роста и темпы инфляции спроса. В долгом периоде указанные меры могут привести к развертыванию стагфляции, т.е. спаду и росту безработицы при ускорении инфляции.
Фискальная политика в коротком периоде сопровождается эффектами мультипликаторов гос-ных расходов, налогов и сбалансированного бюджета, которые нам предстоит рассмотреть в данном параграфе.
Влияние инструментов фискальной политики на изменение ВВП:
1) рост гос-ных расходов G также как и рост I ведет к росту ВВП, при этом возникает эффект мультипликатора, т.к. прирост ВВП > прироста гос-ных расходов, т.е. ΔY > ΔG. При этом рост правительственных расходов не должен финансироваться за счет увеличения налогов. Т.е. рост G должен сопровождаться бюджетным дефицитом.
2) Рост налогов имеет обратный эффект и ведет к сокращению ВВП. à Возникает эффект налогового мультипликатора, смысл которого состоит в том, что:
а) налогообложение вызывает сокращение располагаемого дохода на величину налога.
б) это сокращение ведет к снижению объемов потребления и сбережения при каждом уровне Y. Размер сокращения С и S определяется показателями предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению: MPC и MPS.
ΔC = ΔT•MPC.
Т.о. величина налогового мультипликатора определяется: МТ = ΔY / ΔC = ΔY / ΔT•MPC.
Т.о. изменение налогов приводит не к абсолютно равноценному изменению спроса ΔY, а к его изменению на меньшую величину.
Т.о. изменение правительственных расходов G показывает наиболее сильное воздействие а совокупные расходы Y, чем изменение величины налогов такого же масштаба.
Фискальная политика бывает:
1) дискреционная – целенаправленная гос-ная политика, проводимая главным образом с целью стимулирования эк-го роста. Стимулированная фискальная политика предполагает увеличение G, ¯ налогов или сочетание того и другого. Т.о., если в исходном пункте имеет место сбалансированный бюджет (доходы = расходам), стимулирующая фискальная политика провоцирует возникновение бюджетного дефицита.
В период эк-го подъема проводится сдерживающая фискальная политика, которая имеет антиинфляционный характер и включает: ¯ G, налогов или сочетание того и др. В данном случае фискальная политика ориентирована на профицит гос-го бюджета.
Осуществление Дискриационной фискальной политики требует решения некоторых временных проблем. Они сводятся к существованию следующиих эффектов:
2) недискреционная – автоматическая фискальная политика, связанная с действием встроенных стабилизаторов. Относят:
- прогрессивные налоги, которые по мере роста ВВП (национального налога) дают более чем пропорциональный прирост налоговых поступлений.
- трансфертные платежи, величина которых сокращается во время эк-го подъема и возрастает во время эк-го спада (главным образом – пособие по безработице).
Т.о. встроенный стабилизатор – любая мера, которая имеет тенденции увеличивать дефицит госбюджета (или ¯ профицита) в период эк-го спада; или ¯ дефицит гос-го бюджета ( профицит) в период эк-го подъема без необходимости принятия каких-либо специальных мер со стороны правительства.
37) Денежно-кредитная политика ЦБ: ее цели, инструменты и механизм влияния на ВВП.
Денежно-кредитная политика - важнейшая составная часть макроэк-кой политики, нацеленная на достижение ряда общеэк-ких задач. Она представляет собой совокупность гос-ных мероприятий в области кредитно-денежной системы, осуществляется посредством специфических инструментов и реализует определенные цели. Основная цель политики - создание условий, способствующих поддержанию сбалансированного развития эк-ки и ускорению эк-го роста. Она предполагает изменение предложения денег для стабилизации пр-ва, обеспечения занятости и сдерживания инфляции. Ее интересы прямо противоположны интересам коммерческих банков: она ограничивает предложение денег в периоды обострения инфляции и увеличивает денежные массы во время спада.