Шпаргалка по "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Экономика и бухгалтерский учет"

Файлы: 1 файл

Otvety_cena.doc

— 273.50 Кб (Скачать)

 

 

Примерные вопросы к зачету по предмету

«Ценообразование»

студентов специальности 080110 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"

 группы 34,36

 

      1. Теоретические аспекты становления цены и ее роль в рыночной экономике.

В современных условиях цена и ценообразование становятся основными элементами развития рыночной экономики.

Факторы, влияющие на механизм ценообразования:

    • Развитие и разработка целостной системы экономических методов;
    • Финансовое оздоровление экономики;
    • Развитие рыночных отношений;
    • Достижение сбалансированности национальной экономики;
    • Реальный переход предприятий на самоокупаемость;
    • Самофинансирование и самоуправление;
    • Повышение эффективности общественного производства и национального дохода;
    • Совершенствование всего хозяйственного механизма и усиление воздействия этого механизма на конечные результаты ФХД предприятия.

На основе цен осуществляется соотношение  между сферами производства и  потребления, между отраслями материального  производства и непроизводственными  сферами, между отдельными предприятиями с разными формами собственности.

В основе цены находятся понятия  стоимости товара, работы, услуги (стоимость – это сумма затрат на производство и реализацию продукта).

Цена – денежное выражение стоимости  товара.

Цена показывает, насколько эффективно используется труд, она определяет величину общих издержек производства продукции (с/ст).

Размер прибыли получаемой производством (продавцами) за счет производства и  реализации продукции.

Где: С – с/ст, П – прибыль, Н – налоги.

В условиях рыночной экономики на размер цены влияют:

    • Стоимость;
    • Соотношение спроса и предложения.

Цена – это сумма денег, уплачиваемая покупателями за приобретенный ими  товар (работу, услугу).

Цену связывают с понятиями:

    • Полезность;
    • Редкость;
    • Качество;
    • Ценность.

В рыночном хозяйстве цена это инструмент конкуренции, перераспределения ресурсов, перелива капитала.

Выделяют две модели ценообразования:

1. Рыночное ценообразование –  которые функционируют на основе  взаимодействия между спросом  покупателей и предложением продавцов  на рынке того или иного товара.

2. Централизованное, государственное  ценообразование, определение цен  государственными органами, при  котором в основу ценообразования  ставят задачи государственного  развития.

 

      1. Рыночная цена

Спрос формируется по денежному  состоянию потребителей.

Общий уровень цен определяется под воздействием спроса и предложения.

Спрос на товар определяет максимальный уровень цен.

Спрос учитывается только тот, который  является платежеспособным (т.е. реальная финансовая возможность приобрести товар). Рынок реагирует только на те потребности, которые обеспечены платежеспособностью.

Спрос зависит от цен на товары и услуги.

На спрос влияют следующие факторы: цена, качество, мода, полезность, сезон, вкусы, цена на товары заменяющие друг друга (масло - маргарин), цена на товары дополняющие друг друга (телефон – сим карта).

Закон спроса гласит: покупатель приобретет больше товара по низкой цене и меньше по высокой.

При равных условиях на рынке по более  низкой цене можно продать больше товаров, чем по высокой.

Кривая спроса:


цена

 

 

 


Товар

Цена спроса – это цена, которую  готов платить потребитель при  определенном значении спроса на этот товар.

Предложение означает возможность (реальное наличие товаров и услуг) и  желание производителя (продавца) предложить свои товары на рынке по определенным ценам (тарифам), т.е. это количество конкретных товаров (услуг), которое продавцы готовы поставить покупателю в определенное время и в определенное место.

Объем предложения увеличивается  по мере повышения цены на товар.

Факторы, влияющие на предложение:

    • с/ст
    • степень монополизации рынка
    • уровень налогообложения
    • желаемая прибыль и т.д.

Закон предложения гласит: продавец предложит больше товара по высокой цене и меньше товара по низкой цене.

Кривая предложения:


 

 

 


 

Цена предложения – это цена, по которой производитель готов  продать товар в некотором  количестве.

Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, называется равновесной, или рыночной, ценой. Она  формируется вследствие равновесия спроса и предложения и по ней товары будут обмениваться на деньги.

Равновесие спроса и предложения  отражает компромисс между покупателем  и продавцом, реализующийся во взаимном согласии совершить сделку купли  – продажи.

 

 


 


 Равновесная цена


 

 

3.     Функции цены

Функция цены – это форма реализации цены в реальной действительности, ее сущности как экономической категории и внешнего проявления содержания.

Функции цены:

1. Учетно  – измерительная функция –  цена измеряет результаты и  стоимостной учет различных экономических процессов. Цена выражает величину общественно признанных затрат труда и его полезности:

а) определяет затраты ресурсов на производство товаров;

б) сопоставляет различные товары и услуги;

в) организует товарообмен, определив количество денег, которые покупатель должен уплатить, а продавец должен получить за товар.

2. Регулирующая  функция – цена является инструментом  регулирования экономических процессов  через цены, осуществляющие связь  производства и потребления, предложения  и спроса. Цена свидетельствует  о равновесном состоянии или о наличии диспропорции на рынке товаров. На конкурентном рынке цена устанавливается в результате стихийного взаимодействия между предложением и спросом, а на монополизированном или регулируемом государством на формирование цены могут оказать влияние нерыночные факторы (сезон, мода, изменение вкусов).

 

4.     Государственное регулирование цены.

Госрегулирование цены представляет собой ряд мер, направленных:

    • На поддержание стабильного уровня цен;
    • На эффективное соотношение цен на важные группы товаров (хлеб, соль, медикаменты);
    • На ограничение монополизации;
    • На проведение социально – ориентированной политики цен;
    • На оптимальное соотношение внешних и внутренних цен.

Макроэкономическое регулирование  цен:

Макроэкономические меры – выработка концепции политики цен и ценообразования, законодательное и нормативное обеспечение ценообразования; проведение гибкой кредитно – денежной и бюджетной политики, регулирование валютного курса.

Микроэкономическое регулирование  цен:

Микроэкономические  меры – контроль за естественными и другими монополиями, установление цен на товары, услуги и работы, имеющие важную социальную значимость, наблюдение за предприятиями, занимающими на рынке доминирующее положение, создание нормативно – правовой и судебной защиты договорного и контрактного ценообразования, применение акцизного налогообложения на отдельные товары, регулирование цен и таможенных тарифов во внешнеэкономической деятельности.

 

5.   Методология и принципы ценообразования

Методология ЦО - это совокупность общих положений или правил нормативных актов, принципов и методов разработки, прогнозирование стратегии ЦО, определение и обоснование видов цен, формирование системы цены, управление ЦО и контроль за ценами.

Основу  методологии ЦО составляют методы и  принципы формирования цен.

Методы  позволяют разработать практические рекомендации и механизмы для  реализации выбранной стратегии  ЦО. Метод ЦО - способ построения цены.

К затратным методам относятся: договорное ценообразование по принципу "средние издержки + прибыль"; расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. 
К рыночным методам относятся: установление цены на основе ощущаемой потребителем ценности товара; определение цен с ориентацией на конкуренцию;  определение цен на основе нахождения равновесия между издержками производства и состоянием рынка. 
К экономическим методам относятся нормативно-параметрические методы: метод удельных показателей; метод регрессионного анализа; балловый метод; метод агрегатный.

Методы ЦО: учет средних издержек прва и прибыли; учет природно-географических факторов; определение цены следования за лидером.

Принципы ЦО - это постоянно действующие  основные положения, характерные для  всей системы цен, которые для  нее яв-ся базовыми.

Важнейшими принципами ЦО являются: научность обоснования цен; целевая направленность цен; непрерывность процесса ценообразования; единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен.

Принцип научности обоснования  цен состоит в необходимости познания и учета в ЦО объективных экономических законов развития рыночной экономики, и прежде всего закона стоимости, законов спроса и предложения.

Научное обоснование цен базируется на глубоком анализе конъюнктуры  рынка, всех рыночных факторов.

Принцип целевой направленности цен состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен, например проблемы социальной защиты населения или проблемы целевой ориентации цен на освоение новой, прогрессивной продукции, повышение ее качества.

Принцип непрерывности  процесса ценообразования проявляется в своем движении от сырья до готового изделия продукция проходит ряд этапов (например, руда – чугун – сталь – прокат и т.д.), на каждом из которых она имеет свою цену; в том, что действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением новых.

Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен состоит в том, что государственные органы обязаны их контролировать. Этот контроль распространяется прежде всего на продукцию и услуги тех отраслей, по которым осуществляется государственное регулирование цен. Это продукция и услуги предприятий и отраслей-монополистов: газ, электроэнергия, услуги транспорта и т.д.

 

6.  Спрос, как теоретический аспект становления цены

Спрос - это платежеспособность населения, желание и фин.возможность потребителя  приобрести товары или  пользоваться услугами в определённое время и  в определенном месте.

Закон спроса гласит, что покупатель приобретет  больше товара по низким ценам и меньше товара по высокой цене.

На величину спроса на товар влияют следующие факторы: потребность  покупателя в конкретном товаре; его  полезность; ассортимент; потребительский  вкус; мода; качество товара; издержки пр-ва; НТП; степень монополизации рынка; разновидность товаров и его качество; динамика цен др-их товаров и взаимозаменяемой пр-ции; уровень получения пр-тием прибыли.

Цена спроса - это цена, которую  готов уплатить потребитель при  некотором значении спроса на данный товар.

 

7.  Предложение, как  теоретический аспект становления  цены

Предложение - кол-во товаров и услуг, которые продавец готов предложить по альтернативным ценам.

Альтернативная цена - цена. которая  устраивает и продавца и покупателя.

Закон предложения отражает зависимость между ценой и предложением товара на рынке, т.е. кол-во товаров, которое производители готовы продать при данной цене.

Закон предложения гласит, что продавец предложит больше товара больше товара по высокой цене и меньше товара по низкой цене.

Цена предложения - цена, по которой  производитель готов продать  определенный товар при соответствующем  объеме его предложений. Различают  рыночную и индивидуальную цену предложения.

Факторы, влияющие на предложение: с/с  пр-ции(затраты на пр-во пр-ции); налоги; наименование технологий.

 

8. Рыночное равновесие, как теоретический  аспект становления цены

В экономической теории различают три вида равновесия в  зависимости от временных возможностей у производителей.

1. Мгновенное равновесие - предложение неизменно, у фирмы нет времени, чтобы изменить предложение.

2. Краткосрочное равновесие - предложение растет, но количество  предприятий неизменно.

3. Длительное равновесие - изменяется число предприятий,  объем используемых ресурсов.

Равновесие бывает устойчивым и неустойчивым. Если после нарушения равновесия рынок приходит в состояние равновесия и устанавливаются прежние равновесные цена и объем, то равновесие называют устойчивым. Если после нарушения равновесия устанавливается новое равновесие и изменяется уровень цен, и объем спроса, и предложения, то равновесие называют неустойчивым. Равновесие механической системы устойчиво, если при малом возмущении точки системы во всё последующее время мало отклоняются от равновесных положений; в противном случае равновесие неустойчиво. Обычно при малых возмущениях точки системы, находящейся в положении устойчивого равновесия, совершают около их равновесных положений малые колебания, которые вследствие сопротивлений со временем затухают, и равновесие восстанавливается.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"