Шпаргалка по "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Экономика и бухгалтерский учет"

Файлы: 1 файл

Otvety_cena.doc

— 273.50 Кб (Скачать)

Взаимозависимость цен объясняется  тем, что цены формируются по единым методологическим принципам с учетом законов стоимости, спроса и предложения; все субъекты рынка – производители, продавцы, поставщики, посредники и потребители взаимодействуют между собой и образуют единый хозяйственный комплекс.

В каждой из отраслей экономики цены формируются с учетом как общих подходов определения стоимости затрат, так и специфических особенностей расчета себестоимости продукции в той или иной отрасли.

Механизмы формирования цен:

• маркетинговый - цены формируются с учетом спроса и предложения. Действует стихийно. Экономическое содержание определяется необходимостью выживания в конкурентной борьбе посредством увеличения массы прибыли;

• нормативный - цены формируются в рамках нормативных актов и на основе нормативов с/с и рентабельности.

• комбинированный – механизм с различной степенью преобладания маркетингового или нормативного подхода:

- маркетингово-нормативный механизм, действующий на базе маркетингового подхода с использованием нормативных элементов.

- нормативно-маркетинговый механизм, возникающий на базе нормативного подхода с элементами маркетингового, предусматривает ослабление функции правительственного регулирования цен.

 

18. Понятие цены и  классификация цен

Цена-это сумма денег, за которую  покупатель готов приобрести товар, а продавец - продать.

Классификация:

1) В зависимости от используемого механизма формирования цен:

Свободные цены возникают под воздействием спроса и предложения.

Регулируемые  цены - гос-во регулирует цены при помощи налогов и штрафных санкций

Фиксированные цены - Устанавливаются государственными органами управления на ограниченный круг товаров. При этом изменение указанных цен возможно только по решению государственного органа или субъекта рынка, утвердившего их.

2) Классификация  цен в зависимости от новизны  товара.

- метод «снятия сливок». На товар устанавливается максимальная цена в расчете на потребителя, готового купить его по данной цене. Снижается после того, как спадет спрос.

- Метод проникновения на рынок. Предприятие устанавливает цену товара, значительно ниже цен аналогичных товаров конкурентов. Это делается для привлечения максимального числа покупателей и с целью занять большую долю рынка.

- Метод установления «психологической» цены. Продавец учитывает психологию восприятия цены покупателем. Цена устанавливается несколько ниже круглой суммы.

- Метод «следование за лидером». Цена устанавливается фирмой в зависимости от цены, предложенной компанией - лидером. На взаимозаменяемую продукцию устанавливается единая цена.

- Метод установления цены с возмещением издержек производства. цена определяется с учетом фактических издержек производства и средней нормы прибыли:

Ц = И + АР + Н(И + АР),

где И - издержки производства; АР - административные расходы и расходы по реализации; Н - средняя норма прибыли.

 

3) Классификация цен  по способу их фиксации:

- Контрактные цены устанавливаются по соглашению сторон и регистрируются в контракте.

- Трансфертные (внутрифирменные) цены применяются при реализации продукции внутри одного предприятия.

- Биржевые цены используются при продаже товаров через биржи.

- Цены торгов устанавливаются на конкурентной основе – аукцион.

 

4) Классификация цен  по степени обоснованности:

- Монопольные цены формируются монополиями.

- Базисные цены применяются  в качестве исходных при установлении цены аналогичных изделий.

- Справочные цены используются специалистами в качестве ориентировочной информации при установлении цен аналогичной продукции.

- Прейскурантные цены - вид справочной цены и публикуются в прейскурантах фирм-производителей или продавцов.

 

5) Классификация цен  по времени действия:

- Постоянные цены не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному договору.

- Текущие цены могут меняться в течение выполнения одного контракта и зависят от конъюнктуры рынка.

- Скользящие цены учитывают изменения в издержках производства, происходящих в период создания изделия.

- Сезонные цены действуют в течение определенного периода времени.

- Ступенчатые цены отражают последовательное снижение цен продукции по предварительно принятой шкале.

 

19. Уровень цен и исчисление средней цены.

Уровень цен - это обобщающий показатель, характеризующий абсолютную или относительную величину цены конкретных товаров, отражающую уровень общественных затрат и доходов в конкретный период времени, на конкретной территории и конкретном предприятии. Уровень цен может определяться прямым сопоставлением цен данного и базисного периода по одинаковой или сходной продукции с применением соответствующих корректирующих коэффициентов.

Для анализа  уровня цен в практике ценообразования используются данные о средних ценах по однородным товарным группам.

 Широко используется также  и расчет общих индексов цен по промышленным и продовольственным товарам, являющийся основным инструментом анализа уровней цен.

Средняя арифметическая цена рассчитывается по следующей формуле:

Ц ср.ар = ∑Цi/∑Oi  , где Цi - цена товара; Оi - его объем.

Средняя хронологическая  цена рассчитывается по следующей формуле:

Цср.хрон = (Ц1/2+Ц23+...+Цi/2) / t-1

где Ц1, Ц2, Ц3, ..., Цi - цены определенного периода (на начало (или конец) каждого месяца); t - число месяцев в определенном периоде.

Применяется в случаях, когда периоды регистрации цен равнозначно отдалены друг от друга.

Средняя хронологическая  взвешенная цена применяется в случаях, если даты регистрации цен расположены неравномерно. Она определяется по следующей формуле:

Ц ср.хрон.взв = ∑(Цсрi*ti) / ∑ti

где Цсрi- средняя цена за конкретный период; ti - число месяцев  в определенном периоде.

Средняя арифметическая взвешенная цена применяется в случаях, если регистрируются среднемесячная (среднеквартальная) цена и объем проданных товаров за этот период (или процентные соотношения объемов проданных товаров):

Ц ср.арифм.взв = ∑Ц*О / ∑О

где Ц - среднемесячная (среднеквартальная) цена единицы товара; О - объем проданных товаров в натуральных единицах измерения (тоннах, килограммах, литрах, метрах и др.).

Средняя гармоническая  взвешенная цена применяется в случаях, если известны объемы продаж товаров в денежном выражении (рублях), соответствующие разным уровням их цен, т.е. в качестве весов применяется стоимостный показатель. Эта средняя цена рассчитывается по следующей формуле:

Цср.гарм.взв=∑(Ц*О) / ∑(Ц*О/Ц)

где ЦхО - товарооборот в  рублях (цена единицы товара, умноженная на объем его продажи).

 

Для устранения влияния  сезонности, географической обусловленности  территории продаж, ассортимента товаров  на изменение средних цен можно  использовать постоянные веса и рассчитывать их в базисном и отчетном (текущем) периодах по следующим формулам:

Цср.б=∑(Цб*Оо) / ∑Оо 

Цср.о = ∑(Цо*Оо) / ∑Оо

где Цб и Цо - цена единицы  товара соответственно в базисном и отчетном периодах; Оо - объем проданных товаров в отчетном периоде.

 

20.  Формы индексной оценки динамики цен

 

21. Расчет индексов  цен товаров (без итоговой таблицы Пааше и Ласпейреса)

22. Расчетов цен товаров  по агрегатной, среднеарифметической  и гармонической формам (итоговая  таблица Пааше и Ласпейреса)

Индексные оценки применяются  для неоднородных товарных групп  и отражают относительное изменение уровня цен товаров во времени или по территориальному признаку.

 

Индекс  - это экономический и статистический показатель, характеризующий в относительном виде изменение экономических параметров во времени за определенный период и равный отношению конечной величины к исходной.

 

Индекс исчисляется  по отношению к базисной величине, соответствующей определенному  году (кварталу, месяцу, дню), принятому  в качестве точки отсчета. Наиболее распространены индексы цен промышленного  производства, индексы оптовых, розничных, потребительских цен, являющиеся показателями динамики стоимости корзины потребительских товаров и услуг, индексы стоимости жизни, уровня жизни, темпов инфляции, цен товаров и другие, характеризующие состояние рынка ценных бумаг и покупательной способности единицы национальной валюты.

Для вычисления индивидуального  индекса цен какого-либо конкретного  товара важно вначале определить его цену за отчетный (текущий) период, а затем за базисный. Индивидуальный индекс цен определяется по следующей формуле:

Iц = Цо/Цб * 100 %

где Цо и Цб - цена товара соответственно отчетного (текущего) и  базисного периодов.

Для разнородных товаров, услуг основной формой индекса цен яв-ся агрегатная.

При расчетах индексов цен  всех указанных форм используется система взвешивания (весов) - количество (объем) проданного товара в базисном или отчетном (текущем) периодах.

В связи с разным выбором весов  в базисном или отчетном периодах в XIX в. для расчетов индексов цен  товаров стали применять формулы  Ласпейрсса и Пааше (табл. 6). В настоящее время в условиях развития рыночной экономики они широко применяются в нашей стране. При этом на практике чаще всего используются средняя арифметическая форма расчета индексов цен в форму-ле Ласпейрсса и средняя гармоническая в формуле Пааше.

Форма индек-сов цен

Расчет индексов цен  по формулам

Ласпейрсс

Пааше

Агрегатная

Среднеарифметическая

Гармоническая


 

При агрегатной форме  расчета индексов цен экономически четко устанавливается изменение  цен, при этом в формуле Ласпейрсса объем проданного товара принимается  в базисном периоде (Од), а в формуле  Пааше - в текущем (Оо). Во многих развитых странах индексы цен товаров рас-считывают по их среднеарифметической форме, применяя формулу Ласпейрсса.

В настоящее время  общий индекс цен (индекс потребительских  цен) в нашей стране рассчи-тывается по новой методике, согласно которой  используется гармоническая форма  расчетов ин-дексов цен по формуле Ласпейреса. Особенно важно отметить, что формула Ласпейреса наиболее известна в мире, а рассчитываемый по ней индекс потребительских цен (ИГПД) показывает соот-ветствующие изменения потребительских расходов в текущем (отчетном) периоде по сравнению с базисным при постоянном потреблении.

Необходимо также подчеркнуть, что важный показатель - дефлятор валового национального продукта - в большинстве стран рассчитывается с помощью формулы Пааше, которая отражает общий объем товаров, изготовленных в текущем периоде. 51

Таким образом, формулы Ласпейрсса и Пааше могут успешно использоваться для расчета индексов цен товаров, знание которых необходимо для решения  конкретных экономических и со-циальных задач.

 

23. Понятие и классификация рынка, его структура

Рынок - место купли-продажи товаров  и услуг.

Рынок - система экономических отношений, основанная на взаимодействии спроса и предложения в условиях свободной  конкуренции.

Структура рынка - это его основные характерные черты, к которым относятся количество и размер предприятий, находящихся на рынке, степень однородности (сходства или отличия) пред-лагаемых ими товаров, легкость или трудность вхождения на рынок и выхода из него, наличие конкурентной среды, доступность рыночной информации.

Причины возникновения рынка: разделение труда, обмен товарами, возникновение частной  собственности.

Классификация рынков:

1. По территориальному признаку:

а) местный  рынок - первоначальная форма рынка (в пределах города или района)

б) Мировой - международный рынок, снабжающий все гос-ва таким сырьем, как: нефть, газ, дерево.

в) Национальный - рынок всей страны.

2. По  степени свободы:

а) Свободный  рынок - предполагает, что на рынке  свободно действуют собственники, продавцы и покупатели заранее не договариваются о сбыте пр-ции, а производители самостоятельно заботятся о продаже своей пр-ции.

б) Регулирующий - подчинен определенному порядку, который  закреплен в правовых нормах, а  гос-во обеспечивает полный контроль за дея-тью на рынке.

в) Нелегальный  рынок включает в себя

- черная  торговля - торговля запрещенными  товарами (наркотики, оружие)

- теневая  торговля - торговля связанная с  нарушением законов продажи продукции  (отсутствие лицензии, просроченный  товар)

-спекулятивный  рынок - продажа дефицитных товаров по завышенным ценам.

Конкуренция - соперничество между товаропроизводителями (продавцпми) по поводу лучших условий  сбыта.

Монополия - один крупный продавец и множество  покупателей.

Монопсония - предполагат действие одного крупного покупателя и множества продавцов.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"