Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Экономика и бухгалтерский учет"
Взаимозависимость цен объясняется тем, что цены формируются по единым методологическим принципам с учетом законов стоимости, спроса и предложения; все субъекты рынка – производители, продавцы, поставщики, посредники и потребители взаимодействуют между собой и образуют единый хозяйственный комплекс.
В каждой из отраслей экономики цены формируются с учетом как общих подходов определения стоимости затрат, так и специфических особенностей расчета себестоимости продукции в той или иной отрасли.
Механизмы формирования цен:
• маркетинговый - цены формируются с учетом спроса и предложения. Действует стихийно. Экономическое содержание определяется необходимостью выживания в конкурентной борьбе посредством увеличения массы прибыли;
• нормативный - цены формируются в рамках нормативных актов и на основе нормативов с/с и рентабельности.
• комбинированный – механизм с различной степенью преобладания маркетингового или нормативного подхода:
- маркетингово-нормативный
- нормативно-маркетинговый
18. Понятие цены и классификация цен
Цена-это сумма денег, за которую покупатель готов приобрести товар, а продавец - продать.
Классификация:
1) В зависимости от используемого механизма формирования цен:
Свободные цены возникают под воздействием спроса и предложения.
Регулируемые цены - гос-во регулирует цены при помощи налогов и штрафных санкций
Фиксированные цены - Устанавливаются государственными органами управления на ограниченный круг товаров. При этом изменение указанных цен возможно только по решению государственного органа или субъекта рынка, утвердившего их.
2) Классификация цен в зависимости от новизны товара.
- метод «снятия сливок». На товар устанавливается максимальная цена в расчете на потребителя, готового купить его по данной цене. Снижается после того, как спадет спрос.
- Метод проникновения на рынок. Предприятие устанавливает цену товара, значительно ниже цен аналогичных товаров конкурентов. Это делается для привлечения максимального числа покупателей и с целью занять большую долю рынка.
- Метод установления «психологической» цены. Продавец учитывает психологию восприятия цены покупателем. Цена устанавливается несколько ниже круглой суммы.
- Метод «следование за лидером». Цена устанавливается фирмой в зависимости от цены, предложенной компанией - лидером. На взаимозаменяемую продукцию устанавливается единая цена.
- Метод установления цены с возмещением издержек производства. цена определяется с учетом фактических издержек производства и средней нормы прибыли:
Ц = И + АР + Н(И + АР),
где И - издержки производства; АР - административные расходы и расходы по реализации; Н - средняя норма прибыли.
3) Классификация цен по способу их фиксации:
- Контрактные цены устанавливаются по соглашению сторон и регистрируются в контракте.
- Трансфертные (внутрифирменные) цены применяются при реализации продукции внутри одного предприятия.
- Биржевые цены используются при продаже товаров через биржи.
- Цены торгов устанавливаются на конкурентной основе – аукцион.
4) Классификация цен по степени обоснованности:
- Монопольные цены формируются монополиями.
- Базисные цены применяются
в качестве исходных при
- Справочные цены используются специалистами в качестве ориентировочной информации при установлении цен аналогичной продукции.
- Прейскурантные цены - вид справочной цены и публикуются в прейскурантах фирм-производителей или продавцов.
5) Классификация цен по времени действия:
- Постоянные цены не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному договору.
- Текущие цены могут меняться в течение выполнения одного контракта и зависят от конъюнктуры рынка.
- Скользящие цены учитывают изменения в издержках производства, происходящих в период создания изделия.
- Сезонные цены действуют в течение определенного периода времени.
- Ступенчатые цены отражают последовательное снижение цен продукции по предварительно принятой шкале.
19. Уровень цен и исчисление средней цены.
Уровень цен - это обобщающий показатель, характеризующий абсолютную или относительную величину цены конкретных товаров, отражающую уровень общественных затрат и доходов в конкретный период времени, на конкретной территории и конкретном предприятии. Уровень цен может определяться прямым сопоставлением цен данного и базисного периода по одинаковой или сходной продукции с применением соответствующих корректирующих коэффициентов.
Для анализа уровня цен в практике ценообразования используются данные о средних ценах по однородным товарным группам.
Широко используется также и расчет общих индексов цен по промышленным и продовольственным товарам, являющийся основным инструментом анализа уровней цен.
Средняя арифметическая цена рассчитывается по следующей формуле:
Ц ср.ар = ∑Цi/∑Oi , где Цi - цена товара; Оi - его объем.
Средняя хронологическая цена рассчитывается по следующей формуле:
Цср.хрон = (Ц1/2+Ц2+Ц3+...+Цi/2) / t-1
где Ц1, Ц2, Ц3, ..., Цi - цены определенного периода (на начало (или конец) каждого месяца); t - число месяцев в определенном периоде.
Применяется в случаях, когда периоды регистрации цен равнозначно отдалены друг от друга.
Средняя хронологическая взвешенная цена применяется в случаях, если даты регистрации цен расположены неравномерно. Она определяется по следующей формуле:
Ц ср.хрон.взв = ∑(Цсрi*ti) / ∑ti
где Цсрi- средняя цена за конкретный период; ti - число месяцев в определенном периоде.
Средняя арифметическая взвешенная цена применяется в случаях, если регистрируются среднемесячная (среднеквартальная) цена и объем проданных товаров за этот период (или процентные соотношения объемов проданных товаров):
Ц ср.арифм.взв = ∑Ц*О / ∑О
где Ц - среднемесячная (среднеквартальная) цена единицы товара; О - объем проданных товаров в натуральных единицах измерения (тоннах, килограммах, литрах, метрах и др.).
Средняя гармоническая взвешенная цена применяется в случаях, если известны объемы продаж товаров в денежном выражении (рублях), соответствующие разным уровням их цен, т.е. в качестве весов применяется стоимостный показатель. Эта средняя цена рассчитывается по следующей формуле:
Цср.гарм.взв=∑(Ц*О) / ∑(Ц*О/Ц)
где ЦхО - товарооборот в рублях (цена единицы товара, умноженная на объем его продажи).
Для устранения влияния сезонности, географической обусловленности территории продаж, ассортимента товаров на изменение средних цен можно использовать постоянные веса и рассчитывать их в базисном и отчетном (текущем) периодах по следующим формулам:
Цср.б=∑(Цб*Оо) / ∑Оо
Цср.о = ∑(Цо*Оо) / ∑Оо
где Цб и Цо - цена единицы товара соответственно в базисном и отчетном периодах; Оо - объем проданных товаров в отчетном периоде.
20. Формы индексной оценки динамики цен
21. Расчет индексов цен товаров (без итоговой таблицы Пааше и Ласпейреса)
22. Расчетов цен товаров по агрегатной, среднеарифметической и гармонической формам (итоговая таблица Пааше и Ласпейреса)
Индексные оценки применяются для неоднородных товарных групп и отражают относительное изменение уровня цен товаров во времени или по территориальному признаку.
Индекс - это экономический и статистический показатель, характеризующий в относительном виде изменение экономических параметров во времени за определенный период и равный отношению конечной величины к исходной.
Индекс исчисляется по отношению к базисной величине, соответствующей определенному году (кварталу, месяцу, дню), принятому в качестве точки отсчета. Наиболее распространены индексы цен промышленного производства, индексы оптовых, розничных, потребительских цен, являющиеся показателями динамики стоимости корзины потребительских товаров и услуг, индексы стоимости жизни, уровня жизни, темпов инфляции, цен товаров и другие, характеризующие состояние рынка ценных бумаг и покупательной способности единицы национальной валюты.
Для вычисления индивидуального индекса цен какого-либо конкретного товара важно вначале определить его цену за отчетный (текущий) период, а затем за базисный. Индивидуальный индекс цен определяется по следующей формуле:
Iц = Цо/Цб * 100 %
где Цо и Цб - цена товара соответственно отчетного (текущего) и базисного периодов.
Для разнородных товаров, услуг основной формой индекса цен яв-ся агрегатная.
При расчетах индексов цен всех указанных форм используется система взвешивания (весов) - количество (объем) проданного товара в базисном или отчетном (текущем) периодах.
В связи с разным выбором весов
в базисном или отчетном периодах
в XIX в. для расчетов индексов цен
товаров стали применять
Форма индек-сов цен |
Расчет индексов цен по формулам | |
Ласпейрсс |
Пааше | |
Агрегатная |
|
|
Среднеарифметическая |
|
|
Гармоническая |
|
|
При агрегатной форме
расчета индексов цен экономически
четко устанавливается
В настоящее время общий индекс цен (индекс потребительских цен) в нашей стране рассчи-тывается по новой методике, согласно которой используется гармоническая форма расчетов ин-дексов цен по формуле Ласпейреса. Особенно важно отметить, что формула Ласпейреса наиболее известна в мире, а рассчитываемый по ней индекс потребительских цен (ИГПД) показывает соот-ветствующие изменения потребительских расходов в текущем (отчетном) периоде по сравнению с базисным при постоянном потреблении.
Необходимо также подчеркнуть, что важный показатель - дефлятор валового национального продукта - в большинстве стран рассчитывается с помощью формулы Пааше, которая отражает общий объем товаров, изготовленных в текущем периоде. 51
Таким образом, формулы Ласпейрсса
и Пааше могут успешно
23. Понятие и классификация рынка, его структура
Рынок - место купли-продажи товаров и услуг.
Рынок -
система экономических
Структура рынка - это его основные характерные черты, к которым относятся количество и размер предприятий, находящихся на рынке, степень однородности (сходства или отличия) пред-лагаемых ими товаров, легкость или трудность вхождения на рынок и выхода из него, наличие конкурентной среды, доступность рыночной информации.
Причины возникновения рынка: разделение труда, обмен товарами, возникновение частной собственности.
Классификация рынков:
1. По территориальному признаку:
а) местный рынок - первоначальная форма рынка (в пределах города или района)
б) Мировой - международный рынок, снабжающий все гос-ва таким сырьем, как: нефть, газ, дерево.
в) Национальный - рынок всей страны.
2. По степени свободы:
а) Свободный рынок - предполагает, что на рынке свободно действуют собственники, продавцы и покупатели заранее не договариваются о сбыте пр-ции, а производители самостоятельно заботятся о продаже своей пр-ции.
б) Регулирующий - подчинен определенному порядку, который закреплен в правовых нормах, а гос-во обеспечивает полный контроль за дея-тью на рынке.
в) Нелегальный рынок включает в себя
- черная торговля - торговля запрещенными товарами (наркотики, оружие)
- теневая
торговля - торговля связанная с
нарушением законов продажи
-спекулятивный рынок - продажа дефицитных товаров по завышенным ценам.
Конкуренция
- соперничество между
Монополия - один крупный продавец и множество покупателей.
Монопсония - предполагат действие одного крупного покупателя и множества продавцов.
Информация о работе Шпаргалка по "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"