Шпаргалка по "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Экономика и бухгалтерский учет"

Файлы: 1 файл

Otvety_cena.doc

— 273.50 Кб (Скачать)

Олигополия - предполагает дея-ть нескольких крупных  продавцов и множества покупателей

Олигопсония - предполагает дея-ть нескольких крупных покупателей и множества продавцов.

Дуополия - предполагает дея-ть либо 2-х  продавцов, либо 2-х покупателей.

 

24. Рынок свободной (чистой или совершенной) конкуренции

В условиях свободной конкуренции каждое предприятие должно контролировать собственные издержки и объемы производства, так как рыночная цена обеспечивает дифференциацию производителей (продавцов) по доходу, а именно:

  • получение положительной экономической прибыли, если цена на рынке выше средних издержек предпринимателя (предприятия);
  • получение нормальной прибыли при условии равенства рыночной цены и средних затрат (экономическая прибыль равна нулю);
  • получение отрицательной экономической прибыли (убытка), если цена ниже средних издержек предпринимателя (предприятия).

Число продавцов  и покупателей - множество; тип товара-однородный, стандартизированный; влияние продавцов  на уровень цен-незначительное или  отсутствует; уровень цен-рыночный; характер ЦО-свободная, конкурентная; Возможность проникновения на рынок новых продавцов - препятствия отсутствуют.

 

25. Рынок монополистической  конкуренции

Рынок монополистической конкуренции  состоит из множества небольших  предприятий, производящих или реализующих  однородные товары, широко дифференцированные по качеству, оформлению, сервису, рекламе, что влияет на предпочтения потребителей и определяет широкий диапазон цен. На таком типе рынка каждое предприятие становится мини-монополистом, контролирующим небольшую долю рынка данного товара. Каждый предприниматель имеет возможность проводить свою ценовую политику, при этом большое значение приобретает ценообразование, ориентированное на спрос потребителей, учитывающее как платежеспособность покупателей, так и структуру покупательского спроса, специфические потребности различных сегментов рынка.

Число продавцов -большое кол-во, покупателей - множество; тип товара-дифференцируемый, но входит в группу заменителей; влияние продавцов  на уровень цен- Имеется возможность влияния, но в ограниченных пределах; уровень цен- Широкий; характер ЦО - Конкурентное, с приоритетом монополизма в пределах рынка дифференцированного фирменного продукта; Возможность проникновения на рынок новых продавцов - Относительно легкая.

 

26. Рынок олигополистической  конкуренции

Рынок олигополистической конкуренции характеризуется наличием нескольких предприятий, контролирующих большую долю рынка. Олигополисты обладают высокой степенью контроля над рынком, но при этом их положение зависит от поведения конкурентов. Ценовые решения принимаются согласованно всеми основными участниками, а более мелкие предприятия следуют за лидерами.

Число продавцов - Небольшое число, покупателей - множество; тип товара- Стандартный или дифференцированный; влияние продавцов на уровень цен- Имеется, но  с риском организовать «войну цен»; уровень цен- Ведущего продавца; характер ЦО - Монополизированное, но обусловленное взаимной зависимостью немногих конкурентов; Возможность проникновения на рынок новых продавцов - Затруднены или трудные.

 

 

27. Рынок чистой монополии

На  рынке чистой монополии господствует один продавец, цена определяется монополистом. В реальности рынок чистой монополии не существует, так как всегда присутствует потенциальная конкуренция в виде возможного импорта товара, а также существует ограниченный бюджет потребителей.

Число продавцов -один, покупателей - множество; тип  товара- Уникальный, не имеющий заменителей; влияние продавцов на уровень цен- Цену устанавливает продавец; уровень цен- Цена продавца; характер ЦО - Монополизированное; Возможность проникновения на рынок новых продавцов - Блокированы.

 

28. Ценовая дискриминация

Термин "дискриминация"  образован  от  латинского  discriminatio,  что

означает различие, различение.

 Ценовая дискриминация - продажа одного и того же товара разным покупателям по неодинаковым ценам, обычно практикуемая монополистами. Во многих странахценовая дискриминация запрещена законом, например в США с 1936 г.

Наиболее благоприятные условия  для осуществления ценовой дискриминации  имеются на рынке услуг или  на рынке материальных товаров, при условии, что разные рынки отделены друг от друга большими расстояниями или высокими тарифными барьерами. Впервые понятие ценовой дискриминации в экономическую теорию ввел английский экономист Альфред Пигу (1920). Он же предложил различать три ее вида, или степени.

Ценовая дискриминация первой степени (или совершенная ценовая дискриминация) имеет место, когда каждая единица товара продается фирмой по цене спроса, т.е. по максимально возможной цене, которую готов заплатить покупатель. Иногда такую политику называют ценовой дискриминацией по доходам покупателя.

Ценовая дискриминация второй степени предполагает назначение различных цен в зависимости от объема покупки, так что связь между объемом продаж и общими доходами монополиста носит нелинейный характер (так называемое нелинейное ценообразование).

Ценовая дискриминация третьей степени осуществляется на основе сегментации рынка и выделения некоторого количества групп покупателей (сегментов рынка), каждой из которых продавец назначает свои цены.

Примерами подобной ценовой дискриминации могут служить:

  • авиабилеты туристского и первого классов;
  • спиртные напитки класса "люкс" и другие алкогольные продукты;
  • скидки на билеты в музеи и кинотеатры для детей, военнослужащих, студентов, пенсионеров;
  • плата за подписку на специализированные издания для организаций и индивидуальных подписчиков (для вторых она, как правило, ниже);
  • гостиничные тарифы и плата за посещение музеев для иностранцев и резидентов (в России) и т.д.

 

29. Анализ особенности  ценообразования на различных типах (моделях) рынков (выводы по теме)

Анализ типов рынков конкуренции  не может дать абсолютно готовых  решений по установлению цен, он необходим  для определения закономерностей  ценообразования в зависимости  от соотношения спроса и предложения.

     Выбирая любую стратегию цен, фирма (предприятие, компания) должна учитывать, что:

      • цены на продукцию приходится регулярно пересматривать;

      • в ценах недостаточно учитывается информация о спросе, конкурентах, качестве товара, покупателях;

       • значительная часть товаров реализуется на распродаже в конце сезона по сниженным ценам;

      • спрос на товары эластичен;

      • большая часть покупателей чувствительна к цене и привлекается низкими ценами конкурентов;

      • при выборе стратегии ценообразования важно четко изучить типы рынков и провести тщательный анализ себестоимости (издержек) производства.

     В реальной  экономике не существует ни одного типа рынка в чистом виде.

 

30. Понятие и цели государственного регулирования цен

Госрегулирование цены представляет собой ряд мер, направленных:

    • На поддержание стабильного уровня цен;
    • На эффективное соотношение цен на важные группы товаров (хлеб, соль, медикаменты);
    • На ограничение монополизации;
    • На проведение социально – ориентированной политики цен;
    • На оптимальное соотношение внешних и внутренних цен.

 

Ценовая политика государства – практические действия федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, направленные на установление, формирование и регулирование цен в национальной экономике, осуществление контроля за соблюдением государственной дисциплины цен.

Цели государственного регулирования цен:

    1. Достижение качественного уровня управлением страны, ограничение инфляционного роста цен, резкого подорожания сырья, энергии, топлива; создание условий для нормальной конкуренции, внедрению достижений научно – технического процесса.
    2. Формирование и проведение единой государственной политики цен в стране: развитие рыночных отношений, повышение эффективности производства, решение социальных проблем населения, обеспечение прожиточного минимума.
    3. Соблюдение интересов общества в целом, защита интересов общественного товаропроизводителя.

 

31. Административное регулирование  ценообразования

Административное (прямое) регулирование цен - это достигается путем принятия законодательных и нормативных актов, определение правил ЦО и рыночной борьбы, развитие конкуренции, установление и применение фиксированных или регулируемых цен.

 

32. Экономическое регулирование цен

Экономическое регулирование цен  включает в себя систему мер, воздействующих на спрос, предложение, уровень конкуренции.

Все факторы делятся на: контролируемые и неконтролируемые.

Контролируемыми факторами яв-ся такие, которые управляются высшим руководством пр-тия.

Неконтролируемыми яв-ся такие, которые  не зависят от пр-тия.

Уровень цен формируется под  воздействием ряда независящих от участников сделки обстоятельств: объективных  и субъективных.

К объективным относятся: конкурентность, особенность товара, соотношение спроса и предложения на рынке, степень гос-ного регулирования и монополизации на рынке.

К субъективным: место, время и способ заключения сделки, выбор определенного  рынка, знание и опыт использования  коньюктуры рынка.

 

 

33. Индивидуальная и единая цена

В современных условиях рыночных отношений  существуют два подхода к процессу рыночного ценообразования: установление индивидуальных и единых цен. Индивидуальная цена опре-деляется на договорной основе в результате переговоров между  продавцом и покупателем. В условиях, когда предлагается стандартизированный товар массового или серийного производства широкому кругу потребителей, предпочтительнее применять единые цены. В этом случае покупатель знает цену товара, может сравнить ее с ценой однотипных или взаимозаменяемых изделий и относительно легко принять решение о покупке.

 

34. Цели ценовой политики предприятия

Основными целями ценовой политики любого предприятия (фирмы) являются следующие:

  • Обеспечение дальнейшего существования фирмы. При наличии избыточных мощностей, интенсивной конкуренции на рынке, изменении спроса и предпочтения потребителей предприятия, чтобы продолжить производство, ликвидировать запасы, часто снижают цены. При этом прибыль теряет свое значение. До тех пор, пока цена покрывает хотя бы переменные и часть постоянных издержек, производство может продолжаться.
  • Краткосрочное достижение максимизации прибыли. Многие предприятия хотят установить на свой товар такую цену, которая обеспечила бы максимум прибыли. В реализации этой цели упор делается на краткосрочные ожидания прибыли и не учитываются долгосрочные перспективы, а также противодействующая политика конкурентов и регулирующая деятельность государства.
  • Краткосрочное достижение максимизации оборота. Цену, стимулирующую максимизацию оборота, выбирают тогда, когда товар производится корпоративно и трудно определить структуру и уровень издержек производства. Поэтому считается достаточным знать лишь спрос.
  • Обеспечение максимального увеличения сбыта. Фирмы, преследующие эту цель, считают, что увеличение сбыта приведет к снижению издержек производства единицы продукции и на этой основе – к росту прибыли. Учитывая реакцию рынка на уровень цен, такие фирмы устанавливают их как можно ниже. Такой подход называют ценовой политикой поступления на рынок.
  • «Снятие сливок» с рынка. Оно осуществляется за счет высоких цен. Это имеет место, когда фирма устанавливает на свои товары – новинки максимально высокие цены, значительно превышающие цены производства.
  • Достижение лидерства в качестве. Фирма, которой удастся закрепить за собой репутацию лидера в качестве, устанавливает высокую цену своего товара, чтобы покрыть большие издержки, связанные с повышением качества, и затраты на проводимые для этого научно – исследовательские и опытно – конструкторские разработки.

 

Перечисленные цели ценовой политики могут осуществляться в разное время, при различной  цене, между ними может быть разное соотношение, однако в совокупности все они служат достижению общей  цели – долгосрочной максимизации прибыли.

 

35. Механизм установления цены на предприятии 

Механизм  расчета цен предполагает выбор из всей совокупности стратегий и методов ценообразования наиболее оптимального варианта в установлении цены товара (услуг), позволяющего достичь экономически целесообразного сочетания в цене разнонаправленных интересов производителя (продавца) и потребителя (покупателя).

Информация о работе Шпаргалка по "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"